Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Архимандрит Иустин (Попович)

«Жизнь каждого существа на земле ведет свое происхождение с небес. Жизнь человека происходит с неба. Корень жизни каждой человеческой сущности и всего человечества в целом – в неизмеримых глубинах неба, в трисиянных бесконечностях Пресвятой Троицы. Таинство жизни каждого существа на земле, малого и большого, простого и сложного, – явление по своей сущности святое, небесное, осмысленное и троическое. Жизнь самого микроскопического насекомого не менее таинственна и загадочна, чем жизнь соловья, голубя, тигра, льва или жизнь человеческого существа…»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Толкование на первую главу

1:1. Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

От нас, «троицы» — Павла, Силуана и Тимофея, услышьте благовестие о Церкви, которая всем своим существом принадлежит Богу Отцу и Господу Иисусу Христу, поскольку вся сила спасения, содержащаяся в ней, исходит от Бога Отца через Сына во Святом Духе. От Пресвятой Троицы проистекает вся сила, вся истина, вся правда, все спасительное учительство и наставничество наше. Этим учением мы лишь направляемся ко спасению, а Пресвятая Троица устраивает нам это спасение.

Мы среди вас и из самих вас основали Церковь, которая всем своим существом зиждется на вочеловечившемся Господе Иисусе Христе, будучи Его Телом.

Как члены Церкви вы становитесь сочлененными с богочеловеческим Телом Христа и как вечно живые члены этого чудного Тела принимаете от Него все богочеловеческие силы, соделывающие ваше спасение.

Церковь Фессалоникская является только органической частью всей Церкви Христовой, Тела Его и в этом, и в том мире. И вы, принадлежа Церкви, одновременно принадлежите двум мирам: земному и небесному или, лучше, «земно-небесному», поскольку в Церкви небо находится на земле и земля на небе; ангелы вкупе с людьми и люди с ангелами. Всем своим существом Церковь живет посредством Божественных сил Пресвятой Троицы, которые проникают в нее через вочеловечившегося Бога Слова и сошествием Святаго Духа.

Все эти силы составляют благодать, которая дает жизнь Церкви посредством Святых Таинств и добродетелей. Сущность Церкви содержится в этой благодати, которая направляет всю ее жизнь от Отца через Сына во Святом Духе. Благодать Церкви Христовой непрестанно отроичествует каждую человеческую душу, которая через святые Таинства и добродетели соединяется с чудным и чудотворным Телом Христовым.

С помощью веры, этой первой христианской добродетели, ты отроичествуешь себя, поскольку вера приводит к Отцу, Сыну и Святому Духу. К тому же через Таинство Крещения ты весь «входишь» в Святую Троицу, и Она «входит» в тебя, в твою душу. И ты уже больше не принадлежишь себе, но происходишь от Отца через Сына во Святом Духе.

Так и каждым Святым Таинством, каждой добродетелью ты посредством благодати отрои-чиваешься и становишься праведным, добрым и святым. И это по преимуществу и есть цель человеческого существования, поскольку мы, люди, сотворены по образу и подобию Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа.

Мир! Что в действительности есть мир? Мир есть царство всеблагой воли Троического Божества. Царствует ли этот мир в вашей душе? Если да, то в вас существует истинный мир. Царствует ли он в обществе, семье, народе? Если да, тогда там находится совершенный и истинный мир, поскольку этот мир господствует посредством божественной истины, правды, любви, посредством божественных совершенств. Истинная любовь существует только там, где нет греха, смерти и диавола, поскольку в грехе находится источник всякой немирности в человеческом мире.

Поэтому Господь Иисус Христос даровал нам мир, которым уничтожил грех, смерть и диавола, которым спас человеческий род от греха, смерти и диавола, избавил человеческую природу от основных источников «немирности». Как отмечает апостол Павел: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким (Еф. 2:14-17).

Такой мир, как и благодать, всегда получается от Отца через Сына во Святом Духе. Царство этого мира находится в Церкви Христовой, где и царствует Всесвятая Троица со Своей благодатью.

1:2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших.

В человеческом роде христиане — это новые люди, поскольку живут непрестанно в Боге, для Бога и по-божьему. Каждый их помысл, каждое чувство, каждое расположение, каждое их дело исходят от Бога, приводят к Богу, совершаются ради Бога.

Мысль христианина о мире постепенно становится молитвой о мире, чувство о мире постепенно превращается в молитву о мире, который весь лежит во зле (ср.: 1 Ин. 5:19), во грехе и смерти.

Христианская мысль о человеке должна непрерывно обращаться в молитву, поскольку человек всегда находится в опасности от видимых и невидимых искушений и поскольку каждый человек призван стяжать вечную жизнь на небесах, рядом с Богом, в вечной истине, правде и любви. Для этого христианину необходимо непрестанно молиться, то есть пребывать в единении с Богом, Который сильнее всего, что может нам угрожать.

Христианин всегда ставит Бога между собой и другими и посредством Бога решает все проблемы и регулирует все отношения с другими людьми. Поэтому христианин всегда молится о всех своих ближних, пусть и даже самых «дальних» с точки зрения идей, верований, образа мыслей и дел.

Нет ничего сложнее человеческой жизни на земле, и особенно жизни христианина, поскольку в ней участвует вся Божественная Троица с бесчисленными Ее силами, видимыми и невидимыми. Поэтому христианин находится в молитвенной связи с Трисиятельным Господом, прося Его помощи и руководства во всех своих отношениях с людьми. Мы очень мало знаем себя и свою жизнь, но несомненно верим, что только Всевидящий и Всезнающий Господь может в этом мире безошибочно направлять нас по верному пути ко спасению. Поэтому Господь наилучшим образом регулирует наши отношения с другими людьми; только Он может так устроить наши дела, чтобы доставить нам наиб!ольшую духовную пользу.

Мы, Апостолы, всем нашим существом прочувствовали это и осознали, и поэтому каждый наш помысл о вас обращаем в горячую молитву к Богу. Наша вера исходит от Бога и поэтому руководит нас к Богу. Мы принадлежим не себе, но Ему, и живем не для себя, но для Него. И для того чтобы мы могли непрерывно преуспевать в этом, необходимо непрестанно молиться (см.: 1 Фес. 5:17), то есть молиться непрерывно и не останавливаясь.

1:3. Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим.

В первую очередь помнит это дело новая душа, новое сердце, новая совесть, новая жизнь. Это и есть дело вашей веры в Господа Иисуса Христа, поскольку Господь Иисус Христос, вселяющийся в сердца ваши посредством веры, обновляет всю вашу душу, совесть, сердце и жизнь и преображает вас в новых людей, новых во всем, так что у вас уже новые, святые мысли, новые, святые чувства и новые, святые дела. Вера все ваше существо вкореняет в Господе Иисусе Христе, и поэтому вы приносите плоды, достойные Евангелия Иисуса Христа, приносите плоды божественные, богочеловеческие, бессмертные и вечные.

Вера всегда производит дела посредством любви, молитвы, милостыни, поста, целомудрия, терпения и всех остальных евангельских добродетелей. Вера обновляет зрение нашей души, так что та начинает видеть невидимое и вечное (см.: 2 Кор. 4:18), видеть бесконечность Божественной истины, правды и любви, которые вам необходимо стяжать. Вера всегда предваряет все бесконечности божественных совершенств, поэтому нет конца в действии нашей веры: она постоянно ведет нас от добродетели к добродетели, от силы в силу, от совершенства к совершенству. «Дело» нашей веры бесконечно, как бесконечно и наше совершенствование согласно всеобязательной заповеди Спасителя: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).

Действительная вера, евангельская и бесконечная вера ведет к евангельской и божественной любви, которая есть «исполнение закона»; поэтому и подвиг евангельской любви не имеет меры и границ. Эта любовь простирается на все существующее, видимое и невидимое, и непрестанно подвизается ради всего существующего, так что чем больше подвиг, тем сильнее желание подвизаться, которое никогда не исчезнет. Даже когда она кажется «спящей», она бдит и бодрствует. Если любовь засыпает, значит, она мертва. Поскольку она исходит от Бога, Который есть Любовь, она никогда не прекращает подвизаться, бодрствовать, трудиться, верить, молиться, терпеть, творить истину и жить вечно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я