Цель этой книги – дать начинающему фотографу весь необходимый материал, как теоретический, так и практический для того, чтобы начать снимать качественные фотографии. Информация окажется крайне полезной и тем, кто снимает на камеру смартфона. Подробно рассмотрены многие аспекты цифровой фотографии. Взяли ли вы камеру впервые в руки или снимаете не первый год – в любом случае сведения, которые содержатся в книге, восполнят многие пробелы. Пособие позволит читателю оперативно изучить азы цифровой фотографии. Полезные знания и понимание, что и как нужно делать, позволят быстрее приступить к съемке, при этом уверенно, рассчитывая на достойный результат. Любой человек, который не знаком с фотографией, получит достаточный объем знаний, надежную теоретическую базу и сможет существенно улучшить качество и привлекательность своих фотографий. Более того, сам процесс съемки будет доставлять ни с чем не сравнимое удовольствие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровая фотография с самого начала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Фотографу понадобится не только фотокамера
Фотосъемка превращается в удовольствие и позволяет сосредоточиться на творчестве, когда фотографу не нужно задумываться о «мелочах», из-за которых могут возникнуть проблемы. Пусть дополнительные аксессуары всегда будут под рукой. Сама по себе камера имеет много ограничений, если обо всем не позаботиться заранее. Не все из продающихся принадлежностей вам обязательно понадобятся. Определите, что вам важнее, без чего съемочный процесс будет неполным. Приобретение дополнительных принадлежностей зависит от целей, вида и условий съемки. Покупайте постепенно, определяясь, что необходимо на каждой ступени продвижения к вершине мастерства. Иной раз заранее приготовленная «мелочь» позволяет не упустить кадр или сделать максимально качественный снимок, либо вообще его сделать. Даже самая современная и дорогая камера превращается в тяжелый и лишний груз, если в неподходящий момент подсели батарейки или заполнилась карта памяти.
Объективы
Съемные объективы предоставляют фотографу большие возможности. Не надо приобретать разные фотокамеры — используйте подходящий объектив для конкретного вида съемки.
На объективе указывается фокусное расстояние и светосила — значение максимально открытой диафрагмы, например, 100 мм/f2,0. Для зум-объектива 55–200 мм/f4.5–5.6 светосила при 55 мм соответствует 4.5, а при 200 мм — 5.6.
Штатный зум-объектив (объектив с переменным фокусным расстоянием, поставляется в комплекте с фотокамерой, — «кит») удобен далеко не всегда. Почему? Недорого стоит, но его качество обычно оставляет желать лучшего. Диапазон фокусных расстояний подобного объектива может ограничивать вас при разных видах съемки. Китовый объектив полезен, чтобы понять, какая именно оптика вам потребуется в дальнейшем. От такого объектива не надо ждать чудес — у более дорогих объективов «картинка» гораздо приятнее.
В зависимости от видов съемки можно приобрести различные дополнительные объективы: сверхширокоугольный, «рыбий глаз» (или «фишай», от англ. fisheye — рыбий глаз), широкоугольный, портретный, телеобъектив, макрообъектив. Специализированные объективы дадут лучшее качество изображения, чем универсальные.
Можно пользоваться как зум-объективами, так и объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Применение объективов с разными фокусными расстояниями меняет характер передачи перспективы на фотографии. Широкоугольные объективы позволяют передать объем и перспективу, а телеобъектив сжимает («сплющивает») пространство, делая картинку более «плоской».
Часто условия не позволяют отойти на нужное расстояние. Иногда просто нет времени или возможности сменить объектив, поэтому объективы с переменными фокусными расстояниями весьма удобны, хотя они проигрывают по качеству объективам с фиксированными расстояниями.
Хорошо, если объектив имеет встроенную систему оптической стабилизации. Это позволит избежать «шевеленки» в условиях недостаточного освещения, и во многих ситуациях даст возможность обойтись без штатива. Оптическая стабилизация в объективе лучше и эффективнее, чем стабилизация в самой камере. Оптика со стабилизацией обходится дороже, но такой вариант полезнее стабилизированной матрицы.
Есть объективы, подходящие как к обычным пленочным, так и к цифровым камерам. Кроме того, в продаже есть «цифровые» объективы, рассчитанные на применение только с цифровыми фотокамерами, у которых матрица не полноразмерная, то есть с кроп-фактором. «Цифровые» объективы легче традиционных и больше подходят именно к цифровым фотокамерам. К полнокадровым «цифровикам» они уже не подойдут. Поэтому, если вы в дальнейшем собираетесь перейти на полноформатные зеркальные или БЗК фотокамеры, у которых размер матрицы соответствует размеру стандартного 35-миллиметрового пленочного кадра, помните, что для них придется покупать традиционные объективы.
Поскольку у многих цифровых камер размер матрицы меньше стандартного 35-миллиметрового кадра, на матрицу попадает лишь центральная часть проецируемого объективом света, а края изображения отсекаются. В этом есть положительный момент — многие объективы дают оптические искажения по краям, и при съемке на такую матрицу все это остается за кадром, что хорошо заметно на полноформатном «цифровике».
Если цена «родных» объективов достаточно высока, существует более экономичное решение — объективы от стороннего производителя: Sigma, Tamron, Tokina и др. Среди них есть удачные модели при довольно скромной цене. Разница в цене между более дешевыми объективами стороннего производителя и дорогими «родными» при картинке примерно равного качества объясняется тем, что первые имеют худший конструктив, надежность, стабильность, работают громче и медленнее, автофокус функционирует не так уверенно, иногда искажается цветопередача. Цвета могут быть чуть желтоватыми или серыми, а резкость по полю кадра — неравномерной. Часто имеют место различные оптические искажения.
«Родная» оптика намного лучше подходит к камере, создает меньше проблем, дает более качественный результат.
При покупке оптики, особенно сторонних производителей, желательно выбирать из нескольких экземпляров. При производстве одного и того же изделия встречается большой разброс параметров.
Выбирая объектив, следует учитывать его светосилу, скорость работы автофокуса, вносимые оптикой искажения, конструктивные особенности.
Как проверить объектив при покупке? Осмотрите на наличие царапин, потертостей, сколов. Стекла должны быть чистыми, без отпечатков пальцев. Посмотрите объектив на просвет. Желательно, чтобы в стеклах не было пылинок и пузырьков.
Проверьте фокусировку. Объектив должен точно фокусироваться на нужном объекте. Для этого можно использовать линейку, которая лежит под углом, три пальчиковых батарейки, газету, текст и т.д. При работе объектив не должен издавать странных призвуков. Стабилизация работает с заметным на слух звуком, так что не надо пугаться, такое явление норма. Некоторые объективы при фокусировке могут жужжать.
Выбор нужного объектива дело далеко не простое. Зум-объективы кратностью более трех-четырех редко бывают качественными. Чтобы получить действительно качественную картинку, не выбирайте зумы кратностью более трех. Всегда вспоминайте правило — универсально лишь то, что достаточно грубо.
Гиперзум
Гиперзумы, то есть объективы с 10-х и более кратным оптическим увеличением не блещут оптически. Они востребованы как универсальные туристические или репортажные объективы, когда нет возможности и желания носить более одного объектива, менять оптику. Сильно проигрывают по качеству объективам с меньшим коэффициентом оптического увеличения. Фокусные расстояния для цифровых камер равны 18–125, 18–135, 18–200, 18–250 мм, 16-300 и т.д. Для пленочных и полноформатных камер — 24–200, 28–200 и 28–300 мм. Как показывает практика, обычно у гиперзумов проблемы с неравномерным качеством изображения на разных фокусных расстояниях, «хромает» виньетирование, дисторсия, проявляется недостаточная резкость.
Бывают исключения. Из всех гиперзумов самый лучший по качеству объектив — это Canon EF 28–300 mm 3.5–5.6 L IS USM, который передает великолепное изображение для гиперзума, но его стоимость и вес скорее подойдут профессиональному репортеру. Также стоит отметить и в целом неплохой объектив Nikkor AF-S 18-200 mm f3.5–5.6 G ED DX.
Помните, что, если поставить рядом два снимка, сделанные на качественный фикс и гиперзум, смотреть на кадр, выполненный на гиперзум, вам вряд ли захочется.
Для съемок в условиях недостаточного освещения, например в помещении, предпочтительны светосильные объективы. Такая оптика стоит дороже, но даст более качественный результат по сравнению с объективом, светосила которого меньше (при одинаковых фокусных расстояниях). Гиперзум в помещении создаст много проблем — из-за низкой светосилы придется увеличить выдержку (светочувствительность). Это приведет к шевеленке или шумам. Автофокус будет испытывать затруднения, особенно на больших фокусных расстояниях, и вы упустите нужные кадры. Немалая часть снимков с большой долей вероятности уйдет в брак из-за «шевеленки», отсутствия резкости или низкой детализации. Такой объектив больше подойдет для пляжа или экскурсий по солнечным странам.
Универсальный объектив
Объектив предназначен для повседневной съемки, может заменить несколько объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Фокусные расстояния могут быть разными и смещенными в ту или иную сторону. Обычно фокусные расстояния универсальных объективов охватывают диапазон от широкоугольника до телевика и составляют 28–135, 28–105, 24–105, 28–70, 24–85, 24–75 мм и т.д. Для цифровых камер с учетом кроп-фактора специально разработаны стандартные «цифровые» универсальные объективы — 17–50, 17–55, 18–50, 16–50, 15–85, 16–80, 16–85.
Так или иначе, в каждом стандартном универсальном объективе присутствует фокусное расстояние 50 мм, соответствующее взгляду человека, которое на фотографии передает изображение таким, каким видит его человек.
В качестве стандартного «фикса» подойдет объектив с фокусным расстоянием 50 мм, так называемый «нормальный» объектив. Он хорош как для пленочной, так и для полноформатной камеры. Но для цифрового фотоаппарата с матрицей меньше стандартного пленочного кадра по размеру этот объектив превращается в умеренный телевик. Поэтому, например, в камере с кроп-фактором 1,6 мм целесообразнее использовать объектив с фокусным расстоянием 30–35 мм.
Для матрицы системы 4/3 (кроп-фактор 2) нормальным будет объектив 25 мм (25 × 2 = 50). Так, универсальный объектив 14–42 будет соответствовать углу зрения 28–84 мм.
Но не ждите великолепного изображения от широкоугольного положения универсального объектива. Обычно здесь вылезают все его «прелести» — оптические искажения: геометрические искажения, виньетирование, неравномерная резкость. Для более качественного результата желательно использовать специализированный широкоугольный объектив.
Широкоугольный объектив
Широкоугольные объективы (например, 17–40, 17–35, 16–35, 14–24 и т.д.) — это объективы с большим углом обзора, предназначенные для качественной съемки пейзажа, интерьеров и архитектуры. Наличие широкого угла у универсальных объективов хорошее дело, но в перспективе малополезно, так как они сильно уступают специализированной широкоугольной оптике по качеству изображения.
Если ваша съемка преимущественно в широкоугольном диапазоне, то стоит выбрать именно широкоугольный объектив. Не спешите сразу брать дорогой. Дело даже не в цене. Если и есть возможность приобрести сразу дорогой, он может вам не подойти по разным причинам. Выбрать широкоугольник, который вас устроит — поверьте не такое простое занятие. Действительно качественный широкоугольный объектив, во-первых, дорого, во-вторых, вам вначале надо понять — какие вам нужны фокусные расстояния, зум или фикс, от какого производителя, с какими характеристиками и т.д.
Снимая с подобным объективом, следует принимать во внимание, что при попадании человека в кадр — если лицо находится не в центре — геометрические искажения лица заметны, оно получается «растянутым».
Сверхширокоугольные объективы
Сверхширокоугольные объективы также предназначены для съемки пейзажа и интерьера, но имеют бóльший угол обзора. По этой причине усиливаются и геометрические искажения. С такими объективами (12–24, 11–16, а также их цифровые аналоги — 10–22, 10–24 и т.д.) вы можете получить интересные сюжеты.
«Рыбий глаз», или «фишай»
Такие объективы предназначены для получения выразительных изобразительных эффектов, и их можно использовать для художественных целей и получения оригинальных снимков. При этом подобный объектив искажает изображение, внося бочкообразную дисторсию.
Объектив охватывает угол поля зрения 180. Светофильтры крепятся за задней линзой. Существует два вида таких объективов — диагональный и циркулярный «фишай»:
диагональный (Diagonal Fisheye) — объектив создает изображение на полный кадр;
циркулярный (Circular Fisheye) — объектив формирует круговое изображение.
Телеобъектив
«Телевики» предназначены для съемки портретов крупным планом и удаленных объектов, птиц, животных. Стандартные телеобъективы имеют фокусные расстояния 70–200, и более дешевый, лёгкий с ф.р. 70–300 мм. Для съемки дикой природы, птиц, мелких животных и удаленных объектов, к примеру, самолетов и т.д. понадобятся объективы с бóльшими фокусными расстояниями, например 80–400, 100–400, 50–500, 150-600 мм и др. Для качественной съемки животных или спортивных состязаний оптимальный выбор — теле-фикс-объективы, но их вес и стоимость все же подходят лишь для профи и увлеченных любителей.
Среди чисто «цифровых» телевиков есть выбор. Это объективы с фокусными расстояниями 55–200, 55–250, 55-300 мм и др. Они заметно меньше и легче традиционных, к тому же стоят гораздо дешевле. Однако в целом качество у них ниже. Если при дневном освещении они передают весьма неплохую картинку, то при съемке в помещении такие объективы практически не нужны. Здесь, особенно при съемке на концертах, в театре и т.д., стоит ориентироваться на более светосильные объективы: хотя бы f4, а лучше — 2,8.
Использование двух объективов — широкоугольного и «телевика» — вместо одного универсального даст гораздо лучший результат. Однако главное преимущество последнего — это удобство, отсутствие пыли на матрице из-за того, что нет частой смены оптики, вес и оперативность.
Макрообъектив
Макрообъектив позволяет сделать качественное изображение миниатюрных объектов в натуральную величину — передать на снимках мир насекомых, растений и мелких предметов. С помощью макрообъектива снимают и общие планы. Фокусные расстояния таких объективов могут составлять 50, 60, 100, 105, 150 и 180 мм. Макрообъективы дают прекрасную резкость изображения. Если макрофотография интересна, есть смысл приобрести специальный макрообъектив, а не телеобъектив с возможностью макросъемки.
Объективы с ультразвуковым мотором предпочтительнее, так как работают быстрее и тише, чем объективы без ультразвукового привода. У разных производителей подобные объективы обозначаются по-разному: Canon — USM (Ultra Sonic Motor), Nikon — SWM (Silent Wave Motor), Sigma — HSM (Hyper-Sonic Motor).
Перед тем как выбрать тот или иной объектив, почитайте форумы, отзывы пользователей, посмотрите фотографии, сделанные этим объективом. От правильного выбора оптики зависит многое: качество картинки, возможность снять тот или иной сюжет. Например, слишком медленный объектив не позволит снять спортивные соревнования или динамичный репортаж.
Насадки на несъемную оптику
Если у вашей фотокамеры объектив несъемный, это не помеха. Для многих компактов выпускаются дополнительные оптические насадки. Некоторые устанавливаются через переходник.
Насадки уменьшают свет, попадающий на матрицу. При ее использовании приходится менять настройки: раскрывать диафрагму или увеличивать выдержку. Нередко насадка, особенно широкоугольная, приводит к виньетированию — уменьшению (затемнению и смягчению) четкости по краям изображения. В лучших камерах это исправляется настройкой меню, где выбирается пункт «Присоединение дополнительных насадок».
Защитная бленда
Защитная бленда убережет переднюю линзу объектива от попадания лучей источников света, например солнца, фонарей или прожекторов, и избавит фотографию от неприятных бликов. Компактные фотоаппараты обычно не предусматривают крепление бленды. Такую возможность предоставляют любительские камеры высшего уровня, полупрофессиональные и профессиональные камеры.
В некоторых случаях для установки бленды требуется переходное кольцо. Перед покупкой бленды необходимо узнать диаметр резьбы объектива — он указывается в инструкции и на упаковке объектива.
Бленду лучше вообще не снимать. Она защищает объектив не только от ярких лучей, но и от внешних воздействий: дождя, брызг, случайных касаний пальцами или острыми предметами. Перед съемкой убедитесь, что бленда не заслоняет свет от вспышки, особенно при оптическом увеличении. Если на фотографии внизу видна темная часть, во время съемки со вспышкой бленду снимите.
Бленда может иметь форму усеченного конуса или представлять собой лепестковую конструкцию. Чаще всего бленды изготавливают из пластмассы, реже — из резины или металла.
Насадки на фотокамеру
Для защиты ЖК-дисплея выпускаются специальные прозрачные насадки и крышки, а также козырьки для защиты от солнечных лучей — не для всех моделей камер.
Существуют специальные диоптрические насадки на видоискатель. Если у фотографа неважное зрение, и он носит очки, которые создают неудобства при работе с фотоаппаратом, на помощь придут корректирующие диоптрические насадки, позволяющие регулировать необходимую величину коррекции.
Специальный цифровой видоискатель для зеркалок Zigview вставляется в оптический видоискатель камеры и проецирует изображение на большой ЖК-дисплей. Видоискатель обладает интересными функциями: возможностью спустить затвор нажатием кнопки на самом видоискателе; интервальной съемкой, а также съемкой при обнаружении движения в кадре. Видоискатель совместим с большинством цифровых и рядом пленочных фотокамер.
Внешняя вспышка
Идеальное освещение — это достаточный дневной свет. В реальной жизни освещения часто не хватает. Встроенная вспышка даст далеко не лучший результат. От прямой вспышки «в лоб» возникает эффект «красных глаз», лицо получается выбеленным, переэкспонированным.
Внешняя вспышка часто бывает востребованной. Разницу между использованием встроенной и внешней вспышки легко заметить на снимках. Но сначала следует разобраться, снабжена ли камера соответствующим разъемом для подключения внешней вспышки — «горячим башмаком».
Максимально удобны в работе дорогие («топовые») вспышки. У них наклоняются и поворачиваются головы. Такие вспышки снабжаются выдвигаемым отражателем. В них встроен замер TTL (ETTL), а мощность импульса автоматически меняется в зависимости от расстояния до объекта съемки и того, как настроена камера (выдержка, диафрагма, чувствительность ISO).
«Родные» вспышки (от производителя камер) стоят дорого. Доступнее продукция фирмы Sigma — цена ниже, при любительской фотосъемке качество и функциональность не сильно уступают более дорогим устройствам. Однако разницу вы почувствуете, когда будете плотно работать. Вспышка стороннего производителя перезаряжается дольше, функционал ниже, да и перегреться она может, выйти из строя в самый неподходящий момент. Ремонт может сильно затянуться по причине отсутствия сервиса, нужной запчасти, пересылки по почте и т.д.
Если в камере нет разъема для внешней вспышки, это не проблема — выручит вспышка, предназначенная для подобных ситуаций, например, от фирмы Metz. «Умный» режим дает возможность использовать ее на камерах без синхроконтакта. В комплект входит специальный крепеж, который соединяет вспышку с камерой.
Карты памяти
Фотокамеры продаются без карт памяти, либо довольно малой емкости. Зеркалки и БЗК вообще не комплектуются картами памяти. Крошечный объем позволяет записать лишь несколько кадров в режиме высокого разрешения, поэтому желательно сразу же приобрести дополнительную карту памяти одновременно с покупкой камеры. С ростом числа мегапикселей увеличивается и объем файла, поэтому рассчитайте минимальный необходимый объем карты памяти. Посмотрите, сколько места занимают файлы RAW и JPG, рассчитайте максимальное число снимков, которое можете сделать за день. Исходя из размера файлов и числа снимков выберите объем карты.
Перед тем как приобретать карты памяти большой емкости, необходимо просмотреть спецификацию фотокамеры и определить, с какими типами карт памяти большого объема она будет работать. На сайте производителя указаны какие карты памяти подходят для данной камеры.
Сегодня в продаже можно встретить карты многочисленных производителей, среди которых встречаются компании, и не специализирующиеся на фототехнике. В инструкции, как правило, категорически рекомендуется приобретать только фирменную память. Однако карты сторонних производителей вполне подходят и работают стабильно.
Карты памяти различаются скоростью работы. Чем больше скорость, тем выше стоимость. Правда, долго ждать, пока снимки будут записываться, не придется. Один и тот же стандарт может иметь разную скорость обмена информацией. Производительность «скоростных» карт в три-шесть раз выше.
Существуют карты памяти повышенной надежности. Они рассчитаны на экстремальные условия работы: сильный холод и жару. Ресурс таких карт памяти раза в три выше, чем у обычных.
Если вы планируете продолжительную съемку, особенно вдали от дома, и у вас нет возможности переписать изображение на компьютер, вам поможет специальное устройство, оснащенное слотами для считывания различных типов карт памяти и портативным жестким диском. Емкость винчестера можно подобрать по своим потребностям. Такое устройство работает от встроенного аккумулятора. Достаточно вставить карту в слот, нажать кнопку Copy, и содержимое карты памяти перепишется на встроенный жесткий диск. Некоторые модели таких устройств оснащены цветными ЖК-дисплеями. Можно сразу же просмотреть отснятый материал и удалить неудачные снимки.
Выпускаются и портативные автономные пишущие CD-приводы со слотами для карт памяти. Эти устройства позволяют сразу записать информацию на компакт-диск без использования компьютера. При желании с их помощью можно демонстрировать слайд-шоу на экране телевизора.
Кроме того, есть и цифровые фотоальбомы — устройства со встроенным жестким диском, считывателями карт памяти и хорошими дисплеями. Их размеры достаточны для комфортного просмотра. Такое устройство можно использовать и как музыкальный или видеоплеер.
Фотонакопители
На фотонакопителях мы остановимся подробнее, так как владелец цифровой камеры, которому приходится много снимать, регулярно сталкивается с проблемой нехватки места на карте памяти. Этот вопрос особо актуален в отпуске, командировке или путешествии. Ведь возможность носить с собой ноутбук есть не всегда, особенно в заснеженных горах или влажном тропическом лесу. Картами памяти на все случаи жизни не запастись — это довольно дорогое удовольствие, да и все равно это не выход, когда нужно сделать достаточно много снимков. Разумным выбором будут внешние накопители на базе жесткого диска.
Внешний накопитель — поистине палочка-выручалочка для фотографа-путешественника. Среди его плюсов — малый вес и небольшие габариты. По размеру это устройство небольшое, его нетрудно постоянно носить с собой в сумке или кармане куртки.
Подобные устройства незаметны и не привлекают такого внимания, как ноутбук. Кроме того, цифровые фотоальбомы автономны — они работают от встроенного аккумулятора. Практически все они используют портативные 2,5-дюймовые жесткие диски (такие же используются и в ноутбуках). Кроме того, они изготовлены более качественно, чем обычные жесткие диски, — более устойчивы к внешним воздействиям и имеют бóльший ресурс. Жесткий диск легко заменить — достаточно снять крышку, отвинтить четыре винтика и отсоединить шлейф. Можно приобрести диск именно той емкости, которая вас интересует, или купить сразу несколько дисков и менять их по мере заполнения, что позволяет отснять огромное число кадров и не думать об их сохранении. Кроме того, это прекрасная возможность сохранять снимки в форматах RAW или RAW+JPEG.
В накопителе есть несколько слотов для считывания информации с карт памяти, он поддерживает наиболее популярные форматы. Если какой-либо формат не поддерживается, такую карту можно вставить через переходник.
Обычно информация перебрасывается с карты памяти на жесткий диск командой Сору — нажатием соответствующей кнопки. При выборе следует убедиться, что устройство внятно отображает процесс копирования, данные успешно копируются, а устройство не «засыпает» на полпути.
Устройство хранения в большинстве случаев взаимодействует с компьютером с помощью USB-интерфейса. Кабель для подключения к компьютеру, как правило, входит в комплект. При покупке подобного устройства нужно обращать внимание на скорость переписывания информации из карты памяти. Обязательно обращайте внимание на стандарт USB. Есть устройства, которые поддерживают FireWire и Ethernet.
Устройство питается от собственного аккумулятора и комплектуется блоком питания для зарядки аккумулятора. Важно, чтобы аккумулятор можно было заменить в процессе съемки, нельзя полностью надеяться на всемогущество новых технологий. У каждого устройства своя продолжительность работы, и нужно хотя бы примерно рассчитать, сколько устройство будет работать. Зимой обратите особенное внимание — на морозе аккумуляторы садятся быстро, можно сказать, сразу. Теплолюбивый аккумулятор желательно извлечь еще до выхода на улицу и носить во внутреннем кармане, и подсоединять, когда переписываете информацию, сразу же прячьте обратно. Не совсем удобно, зато так увеличите время работы.
Полезно приобрести запасной аккумулятор или даже два — все зависит от продолжительности работы. Помните, что питание подобных устройств более слабое место по сравнению с их емкостью. Умудриться заполнить жесткий диск особенно большой емкости может далеко не каждый, а вот о питании нужно позаботиться заранее.
Ассортимент устройств хранения данных, которые можно найти в продаже большой. Накопители с жестким диском и слотами для флэш-карт можно разделить на несколько классов, каждый из которых призван решать свои задачи.
К самому простому классу можно отнести накопители с жестким диском и слотами для флэш-карт. Такие устройства позволяют только перенести информацию с карты на винчестер, а с винчестера — на компьютер. На большее они не способны. Фотографу, которому необходимо только сбросить информацию и освободить место на картах памяти, это подойдет лучше всего.
Удобны накопители с цветным ЖК-экраном. Практично, хотя на сегодняшний день все современные камеры оснащаются экраном, и наличие такого дисплея у накопителя не требуется. Неудачные снимки всегда можно удалить прямо на камере.
Существуют автономные CD — и DVD-приводы, пишут они напрямую с карт памяти на компакт-диск.
Подобные устройства, несомненно, приносят огромную пользу — позволяют снимать много, не задумываясь о сохранении снимков, и освобождают место на картах памяти. Сам процесс записи на накопитель занимает некоторое время, поэтому нужно грамотно спланировать свою работу, чтобы не прерываться в самый неподходящий момент.
При одинаковой суммарной емкости карт памяти, устройство будет работать дольше, если карты памяти имеют бóльшую емкость, поскольку заряд аккумулятора тратится на «запуск» жесткого диска и его частое включение.
Питание фотокамеры
Обидно, когда в середине съемки заканчивается заряд аккумуляторных батарей. Чтобы решить эту проблему, надо всего лишь приготовить второй комплект аккумуляторов.
Если в камеру устанавливаются пальчиковые аккумуляторы типа АА, полезно иметь сменный комплект аккумуляторов NiMH. Cамые распространенные — никель-металлгидридные (NiMH) и литий-ионные (Li-ion). Никель-кадмиевые (NiCd) менее надежны и создают «эффект памяти» при недостаточной зарядке, быстрее вырабатывают ресурс.
Лучше сразу приобретать аккумуляторы высокой емкости. Их стоимость невысока, да и в продаже они встречаются часто. Кроме того, рекомендуется использовать зарядное устройство и аккумуляторы от одного производителя, они лучше «понимают» друг друга и максимально эффективно работают в паре. Следует помнить, что чем меньше время зарядки, тем скорее изнашиваются аккумуляторы. Поэтому если нет острой необходимости мгновенно заряжать аккумуляторы, лучше приобрести «медленное» зарядное устройство.
Если же у камеры фирменный аккумулятор, такие источники питания можно купить в специализированных фотомагазинах. Подойдут как «родные» аккумуляторы, так и продукт сторонних производителей. «Неродные» аккумуляторы могут быть чуть ли не вдвое дешевле родных, однако, они работают стабильно, а их емкость иногда даже выше.
На холоде аккумуляторы «садятся» быстро. Зимой хранить запасной аккумулятор лучше во внутреннем кармане, а не в фотосумке.
Для цифровых «зеркалок» выпускаются специальные батарейные ручки, в которые можно установить одновременно сразу два «родных» аккумулятора или несколько аккумуляторов АА. Преимущество батарейной ручки заключается еще и в том, что с ее помощью удобно снимать вертикальные кадры.
Зарядное устройство для пальчиковых аккумуляторов
Во многих компактных фотокамерах и внешних вспышках используются аккумуляторы АА, которые периодически надо заряжать. От зарядного устройства зависит продолжительность эксплуатации пальчиковых аккумуляторов. Подберите зарядное устройство с микроконтроллером, у которого микропроцессор будет контролировать процесс зарядки с учетом состояния аккумуляторов — их напряжения и температуры. Зарядному устройству нужно точно отслеживать момент полной зарядки и сразу прекращать подачу напряжения.
Хорошо, когда в таком зарядном устройстве есть автоматизация и индикация процесса зарядки по каждому каналу, а также возможность быстрого определения состояния неисправного аккумулятора. В таком случае не придется менять весь комплект аккумуляторов — достаточно заменить лишь один или два неисправных аккумуляторами такой же мощности и, желательно, от того же производителя.
Чтобы уменьшить влияние так называемого «эффекта памяти» (когда заряжается не полностью разряженный аккумулятор, со временем емкость и время работы аккумуляторов заметно снижаются) на емкость аккумулятора, надо заряжать полностью разряженные аккумуляторы. Нередко «посадить» до конца аккумуляторы не получается. Это заметно сокращает рабочую емкость. Хорошие «зарядники» имеют функцию Refresh — разрядки остаточного заряда батареи с целью устранения «эффекта памяти».
Зарядное устройство должно иметь вентиляцию воздуха, чтобы снизить температуру во время зарядки. Так как при зарядке аккумуляторы и устройство греются сильно, существует опасность возгорания. Хорошо, когда есть встроенная функция мониторинга температуры, позволяющая автоматически отключить подачу тока.
Вообще, когда будете ставить аккумуляторы на подзарядку, не оставляйте включенное в сеть устройство без присмотра. Как говорится, береженного Бог бережет.
Покупайте аккумуляторы и зарядное устройство, рекомендованные производителем. Каждый производитель имеет свои технологии производства и свои особенности эксплуатации аккумуляторов.
Штатив
Когда в условиях недостаточного освещения, например при съемке вечером или ночью, требуется продолжительная выдержка, возрастает вероятность получить смазанный кадр. Встроенная оптическая стабилизация не спасет от длинных выдержек.
В таком случае вам на помощь придет штатив. Кроме подобных ситуаций, штатив удобен и во многих других случаях, даже когда света достаточно — при съемке натюрмортов, в студии, макросъемке и т.д. Удобный штатив упростит процесс съемки панорамных снимков.
Многие современные штативы выполнены из сверхлегкого материала, компактны и функциональны. С другой стороны, чем штатив тяжелее, тем лучше. Прекрасно, когда есть возможность камеру сразу снять со штатива, не выкручивая болт крепления. Одним движением защелки камера снимается вместе с прикрученным кронштейном. Приобретайте качественный штатив, чтобы камера случайно «не клюнула», а работать было удобно.
Штатив нужно раскладывать — это потеря времени, особенно при репортажной съемке. Для большей оперативности можно воспользоваться моноподом — он имеет всего одну ножку. Камера сразу опирается на монопод. Однако монопод не заменит штатив и не поможет при длинных выдержках. Его предназначение состоит в том, чтобы лишь немного уменьшить вероятность «шевеленки» и быть использованным для подставки при съемке тяжелой техникой. Например, удержать в руках профессиональную камеру с большим светосильным «телевиком» в течение продолжительного времени непросто.
Для маленьких камер существуют миниатюрные настольные штативы. Есть даже специальные струбцины, позволяющие прикрепить камеру к различным поверхностям.
Фотосумка
Чтобы фотоаппарат прослужил долго и надежно, храните в специальном чехле, футляре или кофре. Достаточно попасть под ливень или проехать по пыльной проселочной дороге с открытым окном, чтобы убедиться в этом. Цифровая камера, в отличие от пленочного довольно нежного изделия. Камера должна быть надежно защищена от пыли, непогоды, ударов и падений. Это железное условие и его надо соблюдать обязательно. Кроме того, кофр или сумка позволят разместить все аксессуары в одном месте, и вы ничего не забудете, когда будете собираться в спешке.
Фотосумку можно выбрать любого вида и цвета. Удобство кофров состоит в том, что они надежно защищают от попадания влаги, позволяют разместить оборудование, распределить по многочисленным отсекам все принадлежности. Но нет смысла носить с собой большую сумку, если в ней будет лежать только маленькая компактная камера.
Существуют и фоторюкзаки. Они, несомненно, удобны, особенно в походах и путешествиях, поскольку руки у вас свободны. Ведь фотосумка может соскользнуть с плеча, зацепиться за кусты, деревья, скалы. К тому же от рюкзака не так сильно устают плечи, так как нагрузка распределяется равномерно. При выборе главное, чтобы рюкзак был водонепроницаемым и достаточно прочным. И еще — не привыкайте таскать рюкзак на одном плече.
Покупайте неброские сумки или рюкзаки, чтобы не привлекать излишнего внимания к дорогой фототехнике. Чем менее заметной будет фотосумка, тем спокойнее будет ваша жизнь.
Считыватель карт памяти
Вместо кабеля USB, который входит в комплект к цифровой фотокамере, удобно пользоваться кардридером — считывателем карт памяти. Он подключается к USB-разъему компьютера и чаще всего оборудован слотами для большинства видов карт памяти. Если считыватель не имеет слота для некоторых типов карт, можно приобрести дополнительный переходник. Кардридеры могут иметь разную форму и конфигурацию: они могут использоваться отдельно или встраиваться в переднюю панель компьютера — в слот 3,5′′ или в корпусе.
Полезные мелочи
Маленький волшебник
В своем распоряжении неплохо иметь специальный фонарик, например Mini MAG-lite AAA. Он легкий (весит около 60 г) и свободно помещается в кармане или сумочке. Фонарик имеет специальный высококачественный отражатель, луч света можно регулировать. Фонарик дает возможность управлять освещением на разном расстоянии и позволяет интересно подсветить портреты. С его помощью можно сделать на снимке искорки в глазах, и тогда фотография будет восприниматься совершенно по-другому. Портреты получатся более выразительными.
Зеркальце
Иногда приходится поднять камеру на вытянутые руки над головой и снять, например, людей сверху. Подобные снимки удобно делать камерами, имеющими поворотный дисплей. Если дисплей камеры не поворачивается, воспользуйтесь обыкновенным маленьким зеркальцем. Прикрепите его скотчем так, чтобы откинуть вверх и снизу видеть отраженное изображение от дисплея. Можно придержать зеркальце левой рукой, кадрируя по нему.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровая фотография с самого начала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других