Цифровая фотография – на пути к пейзажу

Артур Юрьевич Газаров, 2021

Это не учебник в виде инструкции к фотокамере – нажми на кнопку и на выходе получишь результат. В книге даны советы, необходимые для творчества, и практические рекомендации. Это творческий разговор о художественной съемке пейзажа. Акцентируется индивидуальность фотографа, внимание сосредоточено на творческом подходе при съемке пейзажа. Съемка пейзажа далеко не самый легкий жанр фотографии, сложностей хватает с избытком. Основная цель книги – развитие творческого потенциала. Разбираются особенности съемки разных видов пейзажа – съемка в горах, на море, в лесу и многое другое. Материал построен по принципу – максимально раскрыть внутренние стремления, видение и эмоции. Самое главное – это ваш уникальный творческий подход. Именно с этой позиции построены все ключевые моменты, чтобы подчеркнуть индивидуальность. Пейзаж несет огромный потенциал по воздействию на зрителя – это яркий источник радости. Все иллюстрации в книге выполнены автором в разное время за двадцать пять лет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровая фотография – на пути к пейзажу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Глава 3

Подготовка к съемке

Самая большая ошибка фотографа — когда он не уделяет хотя бы элементарного внимания подготовке. Чем она обстоятельнее, тем легче «в бою». Представьте такую ситуацию. Вы собрались в поездку, взяли камеру, зарядили аккумулятор, прихватили запасной, карту памяти случайно забыли. Представляете, обнаружили уже в лесу или в горах, что с собой нет ни одной карты памяти. Это послужит убедительным примером.

Подготовка фотоаппаратуры

Приучите себя всегда перед съемкой внимательно проверять настройки камеры. На месте, когда приступите к съемке, вы можете не заметить, что фотографируете с неверно выставленными параметрами. Например, вместо RAW снимаете в JPG, да еще и со сжатием, которое вы установили, когда снимали для неответственной работы. Будет поздно, когда вы отснимите редкие по красоте пейзажи с сильным сжатием или малого размера, подходящего для печати лишь на отпечаток 10х15 см.

Убедитесь, что установлена необходимая светочувствительность. Представьте себе, что в камере установлено 800 или 1600 ед. ISO, что выставили во время съемки вечеринки. На высокой чувствительности сделали много захватывающих кадров. Все-таки зернистость в съемке пейзажа, потеря детализации и шумы на изображении не желательны.

Проверьте остальные настройки.

Отключите возможность съемки без установленной карты памяти. Ни в коем случае не оставляйте возможность впечатывания даты съемки в кадр. Многие начинающие любят впечатывать дату в кадр, это выглядит некрасиво.

Посмотрите, как настроена цветопередача, верните исходные настройки. Возможно, вам не нужны для данной съемки усиленная резкость, повышенный контраст.

Проверьте комплект техники, зарядите аккумуляторы. Дополнительный никогда лишним не окажется. Перепишите старые снимки с карт памяти в ПК. Представьте, что вы находитесь в путешествии, а карточка заполнена. Удалять предыдущие снимки всегда жалко.

Уложите в рюкзак или сумку все необходимые «мелочи». Чтобы они не рассыпались в момент, когда сумка или рюкзак случайно откроются, поместите их в соответствующие отсеки, либо сложите в небольшой пакет, маленькую, застегивающуюся на молнию сумочку.

Перед тем как отправиться на съемку почистите сенсор, если требуется. Оптика должна находиться в чистоте. Не только передняя линза, с обратной стороны все должно быть почищено. Никаких пылинок не должно оставаться, ведь все это вдобавок оседает на матрицу.

Не забудьте взять с собой бленды для ваших объективов, средства для ухода за фототехникой.

Во что упаковать, в рюкзак или сумку?

Это должны решить для себя только вы сами. Все зависит от условий, места съемки, вашего комплекта.

Сумка удобна тем, что всегда все под боком. Ее легко сбросить на пол, положить на что-то перед собой. Также если техника не занимает много места — любительская камера с одним объективом, удобнее переносить в небольшой фотосумке. Покупая сумку или рюкзак, выбирайте модели с защитой от влаги. Попадете под хороший ливень, тогда убедитесь в этом. Техника стоит дорого, рисковать не стоит.

Не приобретайте сумку по объему больше, чем необходимо для вашей аппаратуры. Также стоит приобретать сумку из легких материалов и с широким ремнем. Учтите, что большие сумки, кофры, рюкзаки привлекают излишнее внимание.

Рюкзак удобнее тем, что нагрузка распределяется на спину равномерно. Особенно если вес существенный, к тому же руки остаются свободными. Сумка в лесу может зацепиться за ветки. В горах, если случайно соскользнет, ее не вернуть.

Удобно, когда в сумке или рюкзаке имеется большой накладной карман, в него вы можете положить документы, карту, блокнот, билеты.

Когда сумка набита техникой, она становится тяжелой, долго с такой ношей не погуляешь, рюкзак в этом плане удобнее. В отношении оперативности рюкзак сумкам уступает.

В походах и поездках не обязательно таскать на себе всю аппаратуру. Часть техники, которая на данный день съемки вам точно не понадобится, лучше оставить дома, на базе, в палатке или в номере гостиницы.

Выбирайте надежные и прочные изделия.

По цвету не выбирайте яркие и броские. Яркие цвета стоит присмотреть в тех случаях, когда вы не уверены, что все обойдется хорошо. Так, при восхождении, при путешествии по заснеженным местам, полезнее яркая одежда, вещи, чтобы вас лучше было видно. В случае непогоды, спасательных операций это поможет.

GPS-навигация

GPS-навигация надежный помощник путешествующего фотографа. Нет ничего удобнее и проще подробной карты местности в навигационном устройстве.

Этим вы сэкономите время и силы. Зарядите аккумулятор GPS-устройства перед отправкой. Загрузите нужные карты местности. Проверьте все заранее, убедитесь, что все работает. Просмотрите заранее карту, маршрут. Если карта неполная, устаревшая, загрузите более свежий вариант. Возьмите влагозащитный чехол для устройства. Стопроцентно полагаться на навигацию не стоит. В наше время всякое может случиться. Да и сигнал может отсутствовать, аккумулятор также теряет заряд со временем. Не надейтесь полностью на электронику. Захватите с собой еще и бумажную карту. Места она много не займет, зато пользы от нее много.

Чтобы определить собственное местоположение там, где вы находитесь, поверните карту так, чтобы ее стороны были сориентированы по сторонам света. Сориентируйтесь по изображенным на ней объектам.

Компас

Фотографу пейзажисту полезно иметь в своем распоряжении компас.

Чтобы определить стороны расположите его горизонтально, освободите стрелку, дайте ей успокоиться. Темный конец будет направлен на север. На компасе нанесены деления. Которые помогут определить отклонения направления движения от направления на север или для определения положений точек местности по отношению к направлению на север и отсчета их. Нижние деления обозначены в градусах (наименьшее деление — 3°), верхние деления угломера в десятках «тысячных». Градусы отсчитываются по ходу часовой стрелки от 0 до 360°, а деления угломера — против хода

часовой стрелки от 0 до 600°. Нулевое деление находится у буквы"С"(север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник, заменяющий в некоторых компасах букву"С". Под буквами соответствующим сторонам света нанесены светящиеся точки.

На подвижной крышке компаса имеется визирное приспособление (прицел и

мушка), против которых укреплены светящиеся указатели, служащие для обо-

значения направления движения ночью.

Если нет компаса, но пробиваются солнечные лучи, используя стрелочные часы, вы сможете ориентироваться на местности. Направьте часовую (короткую) стрелку на солнце. Разделите воображаемый угол, образованный этой стрелкой и цифрой 12 (или 1 — соответствующей 13 часам) на циферблате пополам. Линия, которая разделяет этот угол, будет смотреть на юг, соответственно сзади север.

До 13 часов делите левый угол, а во второй половине дня — правый угол.

Если вы потеряли или сломали часы, можете примерно определить время по компасу, измеряя азимут по солнцу. Определив азимут, разделите его на пятнадцать, это величина поворота солнца за 1 час. Это число — местное время в момент отсчета. К примеру, азимут по солнцу 180°, соответственно время будет в районе 12 часов.

Экипировка

В зависимости от того, куда и в какое время года отправляетесь, соответственно стоит позаботиться и о себе.

Как правило, одежда не должна сковывать движения, обувь должна быть мягкой, удобной. Не стоит отправляться в поход в новых ботинках, кроссовках. Если вы натрете ноги, вам будет совсем не до съемки.

Более подробно остановимся на том во что одеться фотографу в соответствующих разделах.

Фотографу пейзажисту можно порекомендовать фотожилет с множеством карманов для мелочей. Такой жилет окажется удобным и в плане распределения веса и удобстве в работе. В сумме все мелочи — аккумуляторы и т.д. набирают вес. Множество мелочей в сумке трудно отыскать, разложенные по карманам они отыщутся быстрее в нужный момент.

Жилет подойдет из прочной ткани, хорошо, когда карманы застегиваются на молнию. Также для фотографа выпускаются специальные куртки с множеством карманов.

Специальная одежда на практике удобна в походах.

Изучение и планирование маршрута

Перед тем как отправиться на съемку, внимательно изучите предстоящий маршрут. Отметьте для себя основные ориентиры, пункты питания, заправочные станции, гостиницы и т.д. Всякое может произойти — внезапное изменение погоды, выход из строя техники и другие непредвиденные обстоятельства. Поищите в Интернете отзывы и советы фотографов и туристов, проходивших выбранный вами маршрут. Задайте на форумах вопросы, которые вас интересуют. В туристических агентствах, на сайтах и в рекламных проспектах все может выглядеть замечательно. На деле же могут встретиться проблемы, которые для вас могут оказаться существенными. Максимально ко всему готовьтесь заранее, выясните существующие «подводные камни».

Не забывайте про такое явление, как усталость.

Человек не может все время двигаться с одинаковой скоростью, снимать, как это делает автоматика камеры. В походах и путешествиях наступает момент, когда не остается сил, не то что бы находить сюжеты, даже стоять уже тяжело, когда хочется только расслабиться и все мысли об отдыхе. Это естественная реакция организма на высокую нагрузку.

Не стоит над собой проводить испытаний на выносливость, нужно планировать время, вовремя заботиться об отдыхе. Таскать на себе весь день нелегкую аппаратуру непросто.

Не забудьте заранее поинтересоваться, какой ходит транспорт в той местности, которую вы собираетесь посетить. Перепишите расписание, если это возможно, определите нужные вам остановки. Ознакомившись с местным транспортом, вы сэкономите время и силы.

Предварительное знакомство с местностью, выбор мест съемки

Полезно заочно ознакомиться с тем местом, где вы собираете снимать. Важно получить общее представление о местности, характере съемки, условиях.

Несложно это сделать, имея доступ к сети Интернет. Посетите соответствующие сайты, также изучите местность, используя ресурсы Интернета.

Посмотрите снимки местности, сделанные другими фотографами. Получив некоторое представление, вы будете знать, что с собой взять, как организовать съемочный процесс, какие места в первую очередь, и в какое время дня посетить.

Распределение времени и планирование съемки

На самом деле времени остается не так много, как кажется на первый взгляд. Время утекает слишком быстро. Тщательное планирование позволит использовать его более-менее рационально. Просчитайте время на поездки, пешие походы, отдых, оставьте запас на непредвиденные обстоятельства. Определите оптимальные часы съемки, когда освещение наиболее выигрышное.

Планирование — залог успешной съемки. Постарайтесь хорошо представить себе задачи, условия освещения, подготовить оборудование. Ведь вам надо справиться со съемкой быстро и в то же время получить качественный результат. Помните, что всегда есть доля вероятности — неожиданная встреча, разные непредвиденные ситуации, осложнения. Да и сюжеты вам могут встретиться такие, к которым вы или ваша техника не готовы. Научитесь сразу принимать решение, импровизировать в ходе событий.

Даже если под рукой нет нужного оборудования, не спешите отказываться от съемки.

Подготовка к экспедиции

Срыв из-за какого-нибудь «пустяка» может все существенно осложнить. Будет обидно, затратив немалую сумму, много сил и времени не получить желаемого. Если чувствуете недомогание, развивающееся заболевание, не рискуйте. Отложите поездку, здоровье важнее. Если есть более важные, неотложные дела, то пользы от съемки, когда в голове нерешенные проблемы будет мало, у вас постоянно будут «крутиться» другие мысли.

Не стоит также отправляться, если имеют место проблемы с техникой — «барахлит» камера или объектив.

Пищу и воду берите с запасом, если отправляетесь в места, где нет магазинов.

С собой вы можете взять сухофрукты, сухое молоко, творог.

Вместо воды подойдут напитки на основе облепихи и черной смородины. Не стоит брать «крашенную», а также газированную воду. Современные напитки только усиливают жажду.

Если с водой могут быть проблемы в походах, пригодятся таблетки пантоцида — обеззараживатель воды.

Спички, зажигалка, нож, фонарь, топорик, небольшая лопата, фляга, котелок — все это может пригодиться, если вы отправляетесь в многодневные походы.

Занятие пейзажной съемкой это в первую очередь физическая выносливость и хорошее здоровье. Займитесь физическими упражнениями, тренируйтесь. Двигаться придется много, причем на плечах всегда будет немалый вес. Поэтому вы всегда должны быть в прекрасной физической форме.

Изучайте законы природы. Зная законы природы легче ориентироваться. «Знающий» фотограф быстрее и вероятнее снимет наиболее интересные кадры. Выясните, как влияют те или иные явления на изменения погоды. Как это связано с освещением.

Перед тем как отправиться в «глухие места»

Фотограф, отправляясь на съемку в далекие места должен знать и уметь многое.

Для отдыха, чтобы уточнить место, где вы находитесь, определить направление движения, для выбора точек съемки, делайте перерывы. Первый привал 5-10 мин устройте через час после старта. Следующие устраивайте через каждые пару часов ходьбы. Продолжительность отдыха — 10-15 минут.

Если случится так, что вы попадете в вязкую почву, передвигайтесь короткими шажками, тогда нога не успеет провалиться в почву. Ставьте на всю ступню. Находите наиболее твердые места, сочетая короткие и большие шаги, прыжки.

Чтобы не сбиться с маршрута, когда вы проходите через препятствия, закрывающие обзор местности, выбирайте ориентир, который трудно с чем-либо перепутать, через каждые метров сто-стопятьдесят. Иначе сильно отклонившись от направления, можно заблудиться.

Особенно будьте внимательны в заболоченной местности. Поверхность с виду может показаться обманчивой, покрытая мхом. Если есть возможность, постарайтесь обойти. Вам понадобится длинный и надежный шест. Перед тем как сделать следующий шаг, прощупайте перед собой глубину шестом.

Если на пути попадется быстрая река, у которой на дне большие камни, перейдите ее, не снимая обуви. Идите боком по направлению к течению речки, наискосок, иначе сильный поток воды может сбить.

Когда физические нагрузки высокие, следите за питанием. Кое-как и в сухомятку весь день питаться не стоит. Когда все время находитесь в движении, не пейте много жидкости. Возьмите с собой флягу, пейте небольшими глотками.

Когда вы повесите тяжелый рюкзак на спину, особенно летом, проложите что-то мягкое между набитым тяжестями рюкзаком и спиной, также лямки можно обмотать, если они тонкие. Если нет ничего подходящего, сорвите траву, используйте мох. Несложно сплести из травы подкладку.

Следите за дыханием, постарайтесь не сбить его, дышите ровно, глубоко, вдыхая всегда носом, выдох полностью.

Когда попадете в местность, где нет ни дорог, ни тропинок, чтобы легко подняться, двигайтесь не строго вверх — прямо, а немного в сторону. Двигаясь чуть влево и вправо, ставьте ступни «елочкой».

Если перед вами камни, которые легко скатываются, земля под ногами осыпается, вы находитесь на краю пропасти, либо на узких переходах, ступни ставьте на устойчивые точки. Не отрывайте ногу, пока вторую не поставите вперед и устойчиво. Если склоны крутые пользуйтесь палкой.

Чтобы определить расстояние до объектов на местности и определить размеры можно воспользоваться следующими признаками.

Чем дальше объекты, тем они выглядят меньше в соответствии с их удалением. При удалении в два раза объект выглядит в два раза меньше.

Когда будете просчитывать расстояние, мысленно прокладывайте отрезки, они уменьшаются по мере удаления.

Чем ближе расположены объекты, тем более ясно и четко они выглядят на взгляд и также резко и хорошо они различимы на фотографии. Чем ближе объект, тем он выглядит больше. Более крупные объекты выглядят ближе, чем мелкие, расположенные на одном и том же расстоянии. Объекты, имеющие яркую поверхность, кажутся ближе, чем более темного цвета.

Хорошо и ярко освещенные объекты, как в жизни, так и на снимках выглядят ближе менее освещенных, расположенных на том же расстоянии.

В туман, дождь, сумерки, пасмурные дни, когда в воздухе много пыли объекты выглядят удаленными по сравнению с солнечными днями.

Чем больше разница в цвете объекта и фона, тем короче выглядят расстояния.

Объекты на ровной местности выглядят ближе, чем на холмистой. Большие водные глади визуально сокращают расстояния.

Складки местности, такие как долины рек, впадины, овраги, уменьшают расстояние.

Если вы смотрите на объекты лежа, то они выглядят ближе, чем если бы вы на них смотрели стоя.

Когда вы смотрите снизу вверх, объекты выглядят ближе, а при наблюдении сверху вниз — дальше.

Чем меньше объектов, когда вы смотрите через ровные поверхности — вода, луг, степь, тем расстояния выглядят короче.

Если под рукой нет компаса, вы можете определить стороны света, ориентируясь по окружающим объектам.

Зимой солнце восходит на юго-востоке, заходит на юго-западе. Летом восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе, весной и осенью восходит на востоке, заходит на западе. В полдень солнце находится в направлении юга. Самая короткая тень падает в 13 часов, тень от вертикальных объектов в это время указывает на север.

Полярная звезда находится на севере. Вначале найдите созвездие Большой Медведицы, напоминающей ковш, образованный из семи звезд. Через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно проведите линию, отложите по ней пять раз расстояние между этими крайними звездами. В конце линии увидите Полярную звезду, находящуюся в хвосте созвездия Малой Медведицы. Если вы встанете лицом к Полярной звезде, вы будете смотреть на север.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровая фотография – на пути к пейзажу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я