Миллион на чаевых. Как стать супербогатым официантом

Артур Хафизов, 2020

Перед вами книга, которая разрушит все стереотипы о работе официанта. Артур Хафизов – официант с 12-летним стажем. В своей книге он расскажет, как на самом деле выглядит изнанка «общепита», поделится шокирующими случаями из реального опыта и лайфхаками по выходу на высокий доход в минимальные сроки. Вы узнаете, как стать профи, получать 15 000 рублей чаевых с одного стола и почему официант – не второсортная подработка, а реальная профессия, способная обеспечить финансовую свободу. В формате a4-pdf сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Бизнес. Как это работает в России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миллион на чаевых. Как стать супербогатым официантом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

— Я не понимаю, — с возмущением начал блондин с хвостиком на затылке, — почему так? Вот смотришь американские или европейские фильмы типа «Шеф Адам Джонс» или там… «Повар на колесах». Или этот.

— «Пряности и страсти», — подсказала красивая девочка с третьим размером, негромко, но сексуально. — Кстати, у казанского поэта Авиля Гордовски есть книга с таким же названием.

— «Вкус жизни»!

— «Шеф»!

Примеры начали приводить охотно, наперебой, значит — тема интересна, желание учиться и равняться на лучших — есть! Но нет базы, нет обучения, нет примера и образца, а главное — насколько не похоже то, что видят в красивых фильмах о ресторанах, на то, что реально происходит каждый день. Там люди горят на работе, придумывают новые блюда, новые соусы, следят за качеством, ревностно наблюдают за успехами коллег, есть соревнование, азарт! У нас работа поваром зачастую воспринимается как повинность, сотрудники считают часы до конца смены, стонут от новых заказов…

— Так вот, — продолжил светловолосый потомок троллей, — в любом таком фильме обязательно есть сцена, как шеф-повар — один или в сопровождении помощника, сушефа, допустим — идет на рынок поутру покупать свежие продукты, овощи, сыр, морепродукты или черные трюфели; все свежее, чуть не накануне ночью еще росло в лесу, плавало в море, томилось в сыроварне или спело в теплице, а сегодня утром — очень рано — шеф пришел, выбрал лучшее, самое спелое, самое сочное и редкое, и уже вечером это будут подавать гостям в наилучшем виде. Берет, скажем, шеф свежую спаржу или те же трюфели — и через плечо бросает мимоходом: «Передай, чтобы распорядились и донесли до персонала, сегодня подаем трюфели со спаржей, особое предложение от шефа». И действительно — следующая сцена — уже вечером это готовится — сохранившее максимум вкуса, не говоря о пользе и прочем, но это второстепенно, главное — вкус! — никакой заморозки, вакуумных упаковок и консервантов.

Все кивают, согласны, все видели эти фильмы и мечтали работать с таким шефом, в таком коллективе.

— Тт-т-т-т-так т-т-т-т-о кино! — выпалил заика, бедняга, явно больше трех слов в одной фразе не выдержит, воздуха не хватит, потому реплики короткие, но ведь по делу, хочет докопаться до сути, понять и применить…

— Да, — согласился Сам Старший Официант, — в кино все красиво. И действительно, ходят такие шефы, значит, выбирают свежайшее… Расскажу о себе. Я мир-то повидал, благо — доходы плохого официанта позволяют регулярно ездить по странам. Когда мы в первый раз приехали в Римини, жену поразило качество морепродуктов в ресторане Carlos, через дорогу от нашего отеля, перекресток Viale Regina Elena и Via Gabriello Chiabrera, не говоря о невероятном, фантастическом вкусе местной еды в целом.

Потом мне объяснили.

Мы прогуливались до парка Феллини и затем сворачивали влево к старому городу, где площадь и театр, а негры в ливень продают химические зонтики по 10 евро при себестоимости не больше 50 центов, с них цветная краска стекает в дождь, а вся конструкция состоит из двух элементов. Если от парка повернуть направо, можно дойти до порта. Утром местные рыбаки причаливают с полными лодками рыбы и морепродуктов, только что пойманными, час назад плескавшимися в Адриатическом море, — к этим рыбакам стекаются со всех концов курортного городка шеф-повара и владельцы ресторанов и покупают с рук свежую рыбу, и в тот же вечер подают в своих ресторанах. Можете представить реакцию типичных россиян, проживающих в городе на Волге, привыкших в лучшем случае к норвежскому лососю из отдела заморозки. Понятно, почему еда в Риме или во Флоренции нам показалась не такой вкусной, как в Римини. Хотя! В Риме, в районе Трастевере, полчаса пешком вдоль реки от Ватикана, мы видели, как из ресторанов в сезон вытаскивают большие корзины, наполненные свежими артишоками, а это значит — есть спецпредложение от шефа, блюдо с артишоками, информация у официантов.

— Охренеть, — выдохнула красивая девочка. Если она еще и поесть любит, это просто отрыв башки, лучше не думать, иначе мысли потекут совсем не о работе.

— Как это происходит у нас! — воскликнул тролль, и все нервно засмеялись.

— А расскажите-ка, как это происходит у нас, — заинтересовался Сам Старший Официант.

Завопили наперебой, у всех накипело, все видят идиотизм и плохую логистику, неумение наладить работу, ведь ресторан должен работать как часики, все станции должны работать сообща и на одну цель, а выходит, левая рука не знает, что делает правая, все через задницу и кувырком.

— Во-первых, если хочешь ввести в меню какую-то новинку, не делаешь это потому, что есть новый сезонный продукт и сейчас, например, сезон тыквы, и можно по этому поводу ввести в меню блюдо с тыквой. Решение о новинке никак не связано со свежестью продуктов или новыми вкусами. Директор захотел — будет сделано. Из тех продуктов, что уже есть; мечта бухгалтера, завпроизводством и управляющего — чтобы новинка была еще и из неликвидных продуктов! Залежавшихся.

— Во-вторых, нужен хоть какой-то листок с информацией о составе блюда, цене, желательно — калорийности, полагается писать об аллергенах, но у нас нет дураков заниматься этим.

— Если нужен листок — пишешь и отправляешь в типографию, они получили, сделали макет, прислали нам, мы получили, утвердили, отправили обратно, в типографии получили, сделали тираж, отправили в офис, мы раскидали по точкам, и можно приступать к работе. Но, так как везде работают люди, они присылают макет с орфографическими ошибками, мы исправляем, снова отправляем в типографию, там исправляют и добавляют новых, мы получаем, исправляем, отправляем. Они получают и перестают отвечать, после чего выясняется, тираж давно готов, но письмо не отправилось или бухгалтерия забыла оплатить, идем в бухгалтерию, ищем деньги, составляем договор, оплачиваем, после чего тираж отправляют нам, но уже выходной, и транспортная компания отдыхает до понедельника, тираж привозят только во вторник. Пару дней он полежит в офисе, к концу недели его получат на всех точках, но вводить новинки с субботы нелепо, поэтому ждем нового понедельника, и в понедельник молниеносно вводим в меню новинку и с гордостью представляем свое детище гостям; нет. На самом деле мы понятия не имеем о новинке, потому что о ней известно всем, кроме официантов и барменов, то есть тех, кому эти новинки представлять, продавать, рекомендовать.

— Как должно быть? Шеф сделал новое блюдо, собрал всех, рассказал о блюде, его составе, все попробовали, оценили, дали обратную связь, что-то исправили, подумали, какое вино к этому подходит, сколько будет стоить, дальше тонкости и детали. Были заведения, где так делалось и делается. Готовят не одну порцию, словно художник не желает повторением портить шедевр, а сколько человек работает — столько порций и готовится, все пробуют блюдо, соус и гарнир, и не так, что девять человек искромсали, а тебе осталась мазня на тарелке.

— А у нас бренд-шеф в туалете на коленках сочинял технологическую карту, один раз приготовил, похвастался перед управляющей, она попробовала, сказала: «Не порно, но задорно», после все сотрудники кухни подписывают пакт о неразглашении Тайны Нового Блюда, чтобы в день новинок персонал, не дай бог, не был в курсе. Официантам незачем знать, из чего это и хотя бы сколько готовится. Вам смешно, а мы с этими баранами работали.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Бизнес. Как это работает в России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миллион на чаевых. Как стать супербогатым официантом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я