Книга рассказывает о верных сынах Дона, полных отваги и героизма. О временах смуты и бунтов, гражданской войне и жизни современного Дона…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Багряный Дон. Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Артур Олейников, 2018
ISBN 978-5-4490-2414-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вроде всё у этих Казаков как у простых людей: встретились молодые люди, приглянулись друг другу, первый раз поцеловались, прошептали заветное люблю и забилась под сердцем молодой девушке новая жизнь. Молодой отец поначалу смущен, потом опомниться и давай налаживать будущий семейный быть, заколоченную копейку превращать то в коляску, распашонки, пинетки и т. д. Миру тысячи лет всё про то знают… Родится новая жизнь и все не нарадуются. И потечёт жизнь с её хлопотами и заботами, горестями и радостями, но только не у Казака!
Словно с незапамятных времен заключил Казак договор с Богом и Судьбой! А было всё наверное так, а по-другому и быть не могло.
Где то в начале времён, в неведомом краю после страшной адской битвы, уходил степью Казак и кручинился — коня под ним убила, шашку из руки выбросила и самое горькое и непоправимое один из всех братьев Казаков в живых остался.
— Удавиться! — мелькает в затуманенной голове казака. Но твердо Казак бережет наказ предков, что наложить на себя руки страшнее греха нет, и гонит мысль и говорит:
— Нет Сатана, не будет тебе праздника, какое золото на том свете мне не сули, мне Казаку Бог того не велит!!!
Идет себе Казак гонит страшную мысль, и в верой в Христа спасется, чтобы не лишать себя жизни. И толи в награду, а толи, что ещё, Богу ясное дело видней, выходит на встречу Казаку одна старуха, вся разодетая в шелка, только что согнутая в три погибели вроде как идёт, а вроде как и Богу кланяется! И говорит:
— Здравствуй сынок! Куда путь держишь? В какие края? Какое счастье ищешь? Что Бога просишь?
— А Вы чьих бабушка будите? — отвечает Казак.
— Прислужница я!
— Прислужница? Это кого же? Мы Казаки только одному Богу служим!
— Знаю, то прошла бы стороной! Так что хочешь?
Казак рукой махнул:
— Не до заказов бабушка, только воды испить бы! Два дня иду и всё без воды! Дьявол проклятый под грех подбивает, оно может если воды попить, да голову смочить, отступит окаянный, одной молитвой спасаюсь…
Старушка улыбнулась:
— Глаза протри Казак, совсем Тебя Сатана спутал, вон же берег песчаный, река голубою лентой по всему краю словно голубь летит. Будет Тебе там Казак и вода и всегда сытый будешь из той реки, и кров по её берегам построишь детишек нарожаешь и потечёт Твой славный род и весь мир о нем знать будет…
— За что бабушка?
— Сам знаешь за что, за то, что Сатане не продался!
— Спасибо!
— Бога благодари, Бога, я у него просто в прислужницах! Но помни, раз и навсегда и детям и внукам и правнукам сказывай, то не просто Бог милость даёт, то её еще заслужить надо, Ты заслужил, а теперь пусть Твой сын, внук, правнук заслужит! Если кто Хулой на Христа Пойдет! Отслужи Богу делам и правдой, вырви поганый язык нехристя да собакам брось!
— Запомню Бабушка передам! А как река эта зовётся, что Бог Казакам послал?
— Как, как? Как должна, кто послал, в честь того и зовётся, ДОН-БАТЮШКА…
РАЗИН
«Вся история России сделана казаками».
Лев Толстой
Прикованный к виселице, которая была вмонтирована в огромную телегу, Разин то и дело поднимал с груди обессиленную голову и словно степной донской орел смотрел на всех сверху вниз.
— Любо! Любо! — повторял Бесстрашный Атаман и думал, что как и положил ему Бог, Он добрался до Москвы. Пусть и так, пусть Они думают, что вышло по их. Пусть Они думают, что Он сломлен и скоро будет забыт. Нет не будет… Славно он погулял по земле и на века Его Донского казака будет помнить Россия.
Да подло предали, но то трусы, хотели просто пограбить, а как дело коснулось жизнью расплачиваться то как говорится в кусты, а просто люд, что от земли русской те все как один были за Разина.
Крестьяне, посадское население, городовые стрельцы, работные люди и даже священники из простонародья — шли к Разину. Десятки, сотни, тысячи…
Да и теперь на Разина шла смотреть вся Москва от мало до велика. И было то не развлечение. Тянул всех донской Казак, словно огонь в ночи. Хоть это и не говорили, боялись то и помалкивали. Может в самой Москве было и больше их нерадивых до Царя русских людей, чем по всей России, а многие из смутьянов так затем и приехали сегодня в Москву, чтобы в почию увидеть, посмотреть какой он Донской Казак. Шашкой то махать да баламутить ума у каждого хватить, а за дела отвечать, вот так смерть принять, чтобы не только перед людьми, а и на том свете не стыдно было, это не каждый совладает. То поистине надо силу иметь и не в руках, а в сердце в душе силой великой и необыкновенной владеть, да не от себя а от Бога, в душу и в сердце быть положенной. Это знал Разин и то понимали и больше всего боялись и его палачи. А то не так бы мучили его перед публичной казнью — били кнутом, вздернув на дыбе, выворачивали суставы плеч и рук и жгли, проложив голой спиной на угли огромной жаровни. Атаман, с презрением глядя на мучителей, молчал. За все три дня невероятных истязаний Разин не издал даже слабого стона и ни разу не потерял сознание. И 6 июня 1671 года Разина вывели на Лобное место. По свидетельству курляндского путешественника Якоба Рейтенфельса, московские власти, опасаясь волнений простонародья, окружили площадь «тройным рядом преданных солдат, а на перекрестках по всему городу стояли отряды войск».
Разин, твердо переставляя ноги, взошел на помост к палачу. Очевидцы казни сообщают, что голубые глаза казацкого вождя смотрели совершенно спокойно, величественно спокойным было и его лицо. Атаман, демонстративно избегая поклона в сторону Кремля и царя, поклонился на три стороны народу и с достоинством проговорил: «Простите!»
С его плеч сорвали ветхое рубище. «Все тело Стеньки, — свидетельствует Рейтенфельс, — представляло безобразную багровую массу волдырей, кое-где сухая обожженная кожа висела лохмотьями».
Разина уронили на специальные доски для четвертования. Палач взмахнул секирой — раздался хруст перебитых костей и страшный тупой звук удара — это упала с досок отрубленная по локоть правая рука Разина. Новый взмах секиры и удар по левой ноге. Степан Разин не проронил ни звука.
— О-о-о-о… — пронеслось эхо в толпе словно удар колокола. — Бог с ним! — прошептала кая то баба и заплакала.
— Будете, будете, — проговорил в бороду мужик, — Не мучите уж боле, бей, так что б, уже к Богу слетел!!!
Разин снова и снова поднимал голову и осматривал толпу словно заглядывая каждому в глаза и в сердце.
«Он как будто хотел показать народу, — свидетельствует очевидец казни, — что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием».
Но словно и того больше, Он Разин понимал, что это его последний и самый главный бой, поединок с судьбой, что если сейчас он дрогнет и попросит пощады у мучителей, то проиграет. И только одного ему не доставала, куполов храмов родного Черкесска… Но они жили в сердце, и эхо звона их колоколов раздавалось в сердце и душе Великого Сына Дона!
Вот еще последний взмах топора палача и голова Разина покатилась по земле… Да, а с ней и Слава о Великом Богатыре Дона, покатилась и катиться по всей земле. И в изданном в 1672 году в Германии первом иностранном сочинении о войне казаков Степана Разина есть важный вывод, с которым трудно не согласиться. Только «при помощи виселиц, костров, плахи, иных кровавых расправ, и того, что в сражениях истребили не менее ста тысяч человек, все пришедшие в колебание и взбунтовавшиеся земли Московии были снова приведены к повиновению».
То так, но как то горько бывает друзья, когда вдруг вспомнишь, о Великом сыне Дона, и не за то что Его предали и не за муку, а за то что, словно перевелись после Разина на Дону герои, был один Пугачев да и того подобно Разину свезли и казнили в Москве… Где Вы Герои? Где Вы Сыны Дона? А да, погуляем!!!
КАМЕННАЯ БАБА
Жил в старину на Дону один молодой казак Степан. Жил один без родни все равно сирота. Вроде и не косой и не хромой. Шашку носил. Но ни как не клеилась у него личная жизнь. Кому сватов не зашлёт — всё отворот поворот. Сидит один в курени и печалится. И такая тоска взяла Степана, что решил казак камень на шею и в Дон!
Вышел Степан в ночь и пошел с белым светом прощаться. Пошёл оврагами, чтобы ни кто не видел и вдруг как ударится об каменную глыбу.
— Что за камень?! — удивился Степан. Достал огниво. Зажег! — Баба! Эй Богу Баба каменная!
Думал, думал Степан, да передумал топится. Пригнал лошадь с телегой и привез непростую бабу к себе в курень.
Поставил по среди комнаты. Отмыл, обтер от земли.
— Откуда ты взялась? Кто ж тебя сделал? — удивляется Степан. — Назову тебя Галя! А что? Есть Галя у нас одна даже в сторону мою не смотрит. А ты пусть и каменная все равно ж баба! Теперь вроде я и ни холостой…
Долго разговаривал Степан с каменной Галей и не заметил как уснул.
Проснулся уж за утро. Галя здесь как и была.
Подумал Степан да прямиком в лавку купцу. И золотой червонец в руки купцу.
— Шёлковый платок! Да шали! Самой лучшей для жены ни чего не жалко!
Купец своим ушам не верит.
— Так что же ты женился? Когда? На ком? Не слыхал!
— На городской!
— Ишь ты! Ну совет да любовь!
Степан взял обновки и домой, а к вечеру через лавку купца вся станица уже на перебой обсуждает да судачит.
— Вон какой сякой! Городскую взял! Толи наши станичные казачки хуже!
Ругают бабы Степана, словно он никогда и не сватался ни к кому. А больше всех Галя станичница вся из себя исходит то на отца, то на мать:
— Почему за Степана не отдали?
— Так ты сама не с хотела! — кричит отец
— Я хотела!
— Хотела она! Раз хотела то пошла бы!
Не стерпела Галя и стемнело под окошко Степана. Смотрит со спины какая — то баба в платке и в шале. А Степан возле неё бисером рассыпается.
— Не стерпела Галя, кровь закипела и девушка на порог и в дом к Степану.
— Ты же сватался? А теперь что? Казак называется!!! Раз не пошла! Второй ни куда не делась бы!
Степан сначала растерялся, а потом и говорит сквозь смех:
— Так же она каменная!
— Кто каменная?
— Баба каменная!
Галя сорвала платок с «сопернице».
— И в пряма каменная!
— А ты выходит, что нет!
— Что нет!
— Ишь выследила! Настоящая Казачка! Люба ты мне! Зашлю снова сватов пойдешь за меня?
— Пойду! — улыбнулась Галя и раскрасневшись убежала домой, рассказать скорей, чтобы отдавали её за Степана.
А Степан поклонился каменной бабе в самый пояс;
— Спасибо тебе! Пусть ты и каменная, но руки и сердце мастера, что тебя сделали, словно доброту в тебя вложили! Помогла! И от смерти отвела и жену привела…
КОНДРАТ
На берег, из водной пучины выполз погреться рак.
Маленький Кондрат, долго следивший за раком, схватил добычу и завертел в руке.
— А ну положи где взял! — строго сказал дед сорванца, который пришёл с внуком баловником погулять на Дон.
— Я его дедушка сворю… Или изжарю!
— Я Тебе изжарю! Вот сейчас Камышину сорву и вдоль спины!
— За что?
— А за то! Не рак это…
— Как не рак? — удивился мальчик.
— А так! Не рак это, а Казак!
— Казак!
— Казак, что не наесть казак, Дух казачий, в раке живёт. Есть молва такая из глубокой старены идет, что после смерти Казака убиенном в бою, душа Казака, как то и положено ко Христу слетает, а Дух камнем падает в Дон Батюшку, что вспоил и скормил казака. Падает и обращается в рака, за грехи тяжкие казачье — за души загубленные в войнах, рак ползает по дну и ест падаль… Но это только так пропитание, сам же рак быстр и ловок как казак в бою! И некогда в давнюю старину, не ели Казаки раков по напрасно, только, чтобы насытиться, для того Дон родит и дает казаку рыбу… А перед боям, перед страшной войной, шёл Казак при полной луне в Дон, осенял себя крестным знамениям и нырял с головой, словно к Сатане в преисподнюю и доставал выносил на божий свет, рака — Казака. Одного, второго третьего, не больше четырех! И варил на костре в Донской воде и ел с молитвой и просил укрепить, дать силы победить Нехристей!!! И побеждал и бил! Но приходило время сам дарил свой Дух раку, для другого Казака если лихолетье, если Война! От того и их раков в Дону целая тьма! Миллион казаков с одной стороны уже пали, а с другой только и ждут, чтобы выйти из воды все как один на Донскую землю и обрушить врага!!! Только если этот враг придет и посягнёт на Православный Дон. От того и говорят, что во времена Войн раков в Дону на миллион больше чем в мирное время. Отпусти Его Кондрат, то Он на солнышко вышел погреться! Отпусти внучек, не время ещё!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Багряный Дон. Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других