Мужи земли Беларусь. 1000 лет истории от эпохи княжеств до образования Республики Беларусь

Артур Андреевич Прокопчук

Материалы для изучения истории Беларуси. Деятели истории с Х века до ХХ-го в контексте исторических событий. Переломные моменты истории от Великого Княжества литовского до образования независимой Республики Беларусь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мужи земли Беларусь. 1000 лет истории от эпохи княжеств до образования Республики Беларусь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

XVI век

В истории Беларуси (Великого Княжества Литовского), в памяти народной, остались сотни кровопролитных сражений. Это 140 нападений крестоносцев, 95 вторжений крымских татар, четыре с половиной столетия (1368—1795) полномасштабных войн с Московией. Не считая двух мировых войн, двух революций и большевистский, советский геноцид. За время всех этих бедствий беларусы (литвины) теряли иногда до половины населения своей страны. В народной памяти остались навечно такие имена полководцев, отстаивавших интересы Литвы-Беларуси, как имя Великого князя Христофора Николая Радзивилла, присвоив ему громкое имя «ПЯРУН» (рус. яз. «Гром») (1547 — 20.11.1603).

ХРИСТОФОР Радзивилл (1547—1603)

портрет работы Марчелло Бачиарелли, 1781 г.

Великий гетман Христофор Николай Радзивилл, одержавший множество побед над войсками шведов, московского царства, получил в народе прозвище «Пярун» (Гром).

Он родился в Вильно 9 февраля 1547, военный и государственный деятель Великого Княжества Литовского.

Его подвигам в борьбе со Швецией (война Речи Посполитой со Швецией в период с 1600 по 1629 годы, «Ливонская война») и с Московским царством (1577 — 1582 гг) была посвящена книга средневекового автора Соломона Рытинского (Любча, 1614 год) — «Краткое изложение дел, совершенных светлейшим князем Христофором Радзивиллом».

Не менее успешным на военном поприще оказался и Христофор Радзивилл (Младший) (1585—1640)

Вернемся на время к эпохе Ивана Грозного, царю «Всея Руси», так как часть земель Киевской Руси была уже присоединена к Московии его отцом, Василием III. Шло дальнейшее наступление нового царства на земли Великого княжества.

Захватив Полоцк, по приказу Ивана Грозного, московские войска не оставили в городе ни одного местного жителя, в нем был расположен только гарнизон московских оккупантов. 18 февраля Иван въехал в город, 26 февраля он уехал, приказав оставленным там трем своим воеводам: «Литовских людей в город, приезжих и тутошних боярских, землян и черных людей ни под каким видом не пускать.…ни один человек, ни шляхтич, ни посадский, в город не входил» [137].

.Эти войны отнимали большие силы и ресурсы Великого княжества, однако остановить развитие нового государства, особенно после унии с Польшей 1569 года уже не удалось ни Москве, ни «крымчакам», ни Швеции.

В ХVI — ХVII веках на всей территории Литвы-Беларуси (Великого княжества, ВКЛ), в разных городах и в сельской местности, повсеместно открывались учебные заведения: «коллегиумы», «академии», «семинарии» и многочисленные «бурсы», школы разных «братств» и «орденов». Первый «гимназиум» в ВКЛ был открыт в Новогрудке в 1539 году.

В это время началось усиление противостояния «реформаторам» со стороны римско-католической церкви, активизировался Орден Иезуитов («общество Иисуса»), чья роль в развитии образования не ограничивалась столицей, городскими жителями. Монахи Ордена, выполняя обет милосердия, помогали получить образование мальчикам из обездоленных слоев шляхты за собственный счет. С этой целью они создавали семинарии, «институты для бедной шляхты», организация которых являлась одним из направлений благотворительной деятельности «Общества Иисуса».

ПЕРВОЙ СЕМИНАРИЕЙ, открытой монахами-иезуитами на территории Беларуси, была Полоцкая. Она была основана по указанию польского короля Стефана Батория 20 января 1582 года [37].

Полоцкая иезуитская семинария-коллегиум стала прообразом университетов, организатором университетского образования в Беларуси-Литве, насчитывающего четырехвековую историю.

«В то время в Западной и Центральной Европе, в том числе и на территории современной Беларуси, система образования и воспитания, выработанная иезуитами, была чрезвычайно популярной. Полоцкую интеллектуальную элиту представляли люди, хорошо известные во всей Европе. Среди них «христианский Гораций» Мацей Сарбевский, автор первых отечественных учебников на греческом языке Сигизмунд Лауксмин, знаменитый оратор Казимир Коялович, профессор архитектуры Андрей Жабровских, ученый-энциклопедист, будущий ректор Виленского университета, член Королевского астрономического общества в Лондоне, член-корреспондент Парижской академии наук Пачобут-Адленицкий.

Не менее блестящую плеяду составляли и выпускники учреждения — живописец Валентий Ванькович, поэт, драматург и историк Никодим Мусницкий, писатель, один из основоположников новой беларуской литературы Ян Барщевский» [37].

Мацей Казимир Сарбевский (1595—1640) читал в Полоцком коллегиуме лекции по риторике и поэтике, писал стихи на латинском языке (как ранее Микола Гусовский), и был увенчан в Риме лавровым венком с титулом «христианский Гораций». Книга-учебник Сигизмунда (Жигимонта) Лауксмана «Практическое красноречие» выдержала 11 изданий: в Вене, Мюнхене, Праге и Франкфурте. Славная история Пинской иезуитской коллегии прервалась в 1773 году, когда Ватикан распустил этот монашеский орден и был занят униатами.

С захватом и окончательным присоединением земель Великого княжества к России, в 1800 году, здание полоцкого «коллегиума» передали РПЦ и здесь действовал Богоявленский собор, а с 1848 года духовное училище. С 1918 до 1939 года все здания вновь вернулись католикам (после Рижского «раздела» Беларуси). После «воссоединения» западных земель с Россией богатейшая библиотека коллегиума (два вагона) была вывезена в 1940 году в Ленинград, а Костёл Святого Станислава взорван в 1953 году.

Вторым образовательным центром Литвы-Беларуси стала Слуцкая гимназия, кальвинистское учебное учреждение, которое уже в XVII веке завоевало известность и славу далеко за границами Великого княжества как «Слуцкие Афины». Была основана Янушем Радзивиллом 20 мая 1617 года на Заречье. В ней работали выдающиеся педагоги своего времени. Учителя Андрей Добранский, Андрей Музоний, Рейнгальд Адами и другие основатели Слуцкой школы были педагогами европейского уровня. По пособию по риторике, созданном Рейнгальдом Адами, позже учился Михаил Ломоносов (Википедия).

Её «фундатором» явился Иероним Клокоцкий, выделивший на организацию и деятельность семинарии 40 тысяч злотых.

ПОЛОЦК, здания Полоцкого коллегиума в ХVII веке

В этом столетии появляется целый ряд исторических фигур, повлиявших на развитие культуры, общественной мысли, на создание основ для развития государственного устроения, осмысления роли человека, как гражданина нового времени.

Несомненна прогрессивная роль короля Сигизмунда II Августа, особенно в решении разнообразных вопросов внутреннего государственного устройства, в том числе и ВКЛ. Подписав Люблинскую унию (1569), создавшую основу для образования федеративного государства Речи Посполитой, он предварительно уравнял в правах православных и католиков «Виленским привилеем» 1563 года. Он переписывался с крупнейшими религиозными деятелями и философами своего времени, Кальвином и Лютером, которые посвятили королю свои сочинения: Кальвин — толкование на послание Павла к евреям, Лютер — свой перевод Библии» [46].

Король в совершенстве владел старобеларуским языком, официальным языком княжества, о чем свидетельствуют документы того времени, если и не написанные королем, то вычитанные им, и подписанные, например, ниже приведенный:

«1552 г. Декабря 23. Грамота Сигизмунда Августа, данная Василію Тишковичу на пожизненное владѣніе имѣніями Лососиною, Байкевичами, Бѣлавичами и Рожаною. Жикгимонтъ Августъ, Божою милостію король Польскій, великій князь Литовскій, Рускій, Прускій, Жомоитскій, Мазовецскій и иныхъ. Чинимъ явно симъ листомъ, ижъ мы, вбачивши на верныи а пильныи къ намъ господарю службы маршалка нашого, державцы Менского и Волковыйского, пана Василея Тишковича, дали ему дворы нашы повѣту Слонимского на имя Лососиную, Байкевичи, Бѣлавичи и зъ мѣстечкомъ Рожаною и зъ селы и приселки, которые здавна къ тому двору нашому Лососину прислухало и теперъ прислухаеть, съ половицею гуменъ тыхъ дворовъ нашихъ и съ половицею цыншовъ и платовъ и доходовъ всякихъ, яко ся тыи дворы наши сами въ собѣ и во всихъ пожиткохъ своихъ здавна и нинѣ мають, и яко на насъ господаря были держаны и въ справѣ волочной отъ насъ постановлены, и тежъ съ половицею дани грошовое и медовое и со всимъ съ тымъ, што здавна ку тымъ дворомъ нашимъ прислухало и теперъ прислухаеть, до его живота. Маеть панъ Василей Тишковичъ тые дворы наши отъ насъ держати и у справѣ своей владнути, со всимъ по тому, яко на насъ господаря было то держано, ихъ мѣти, гдѣжъ мы и зъ личбы скарбу нашого зъ оныхъ дворовъ нашихъ вышемененыхъ яко зъ гуменъ, такъ и съ цыншовъ и со всихъ доходовъ, пожитковъ его зъ ласки нашое вызволяемъ и вольнымъ его въ томъ чинимъ. Веджо подъ тымъ способомъ и обычаемъ тыи дворы наши отъ насъ ему даемъ, и то на вѣру его здаемъ, ижъ маеть онъ съ тыхъ дворовъ нашихъ половицу всихъ доходовъ, цыншовъ, пожитковъ и даней грошовыхъ, медовыхъ, который съ тыхъ дворовъ нашихъ приходять и тежъ зъ гуменъ, продаючи ихъ, половицу на насъ господаря до скарбу нашого давати, а другую половицу всихъ доходовъ, пожитковъ, цыншовъ и гуменъ маеть онъ съ тыхъ дворовъ нашихъ на себе мѣти и брати ку своему власному пожитку. И маеть онъ почати тыи дворы отъ насъ держати отъ сего нового лѣта Обрѣзанья Господня пришлого свята, которое въ року тисяча пятьсотъ пятдесятъ третьемъ будеть, нижли въ тотъ жо годъ въ року тисяча пятьсотъ петдесятъ третемъ и потомъ годъ отъ году завжды будеть онъ виненъ половицу цыншовъ, доходовъ, пожитковъ, даней грошовыхъ и медовыхъ и зъ гуменъ, продаючи ихъ съ тыхъ дворовъ нашихъ, на насъ до скарбу нашого безъ жадного чиненья личбы отдавати, а другую половицу того всего на себе мѣти до своего живота. А што ся дотычеть справы и постановенья волокъ и пожитковъ въ тыхъ дворѣхъ нашихъ, ино панъ Василей не маеть ни въ чомъ оное справы и постановенья волокъ нашихъ нарушати и ихъ казити. Але ещо маеть вси доходы, пожитки множити и люди на волокахъ осаживати, яко прислушить на доброго звѣреного врядника нашого. А по животѣ пана Василевомъ не мають тыи дворы наши жонѣ, ани дѣтемъ его прійти, одно то маеть зася на насъ господаря быти взято къ замку нашому Слонимскому къ рукамъ нашимъ быти держано, яко жъ есмо очивисто розказали воеводѣ Новгородскому, маршалку дворному, подскарбему земскому, старостѣ Слонимскому и Мстибоговскому, пану Ивану Горностаю, абы его милость розказалъ въ тыи дворы наши увязанье ему дати и съ чимъ то будеть подано на реестра списати. И на то есмо ему дали нашъ листъ зъ нашею печатью. Писанъ у Вильни, лѣта Божого Нароженья тысяча пятьсотъ пятьдесятъ второго, Декабря двадцать третьего дня. Sigismundus Augustus Rex»

Иванъ Горностай староста Слонимский

(возможно, «писарь», прим. автора).

Дух реформаторства проникал в образованные семьи магнатов Великого княжества разными путями. Николай Радзивилл Чёрный, который с 1529 года жил и воспитывался при королевском дворе в Кракове, в 1534 году стал учиться в Краковском университете. Беларуский историк К. Шишигина-Потоцкая замечает: «В 1529 году по решению монарха Сигизмунда Старого Николай Чёрный некоторое время жил при королевском дворе в Кракове, где вместе с будущим польским королем и великим князем Сигизмундом Августом получал образование. Атмосфера Возрождения при дворе имела большое влияние на его вкусы и привычки. Закончив обучение, он вместе с братом вернулся в Несвиж и активно включился в политическую и экономическую жизнь страны» [47].

Остается только удивляться тому подъему в духовной и материальной сфере, какой охватил Беларусь-Литву, Великое княжество (ВКЛ) в ХVI и ХVII веках, не заметить его невозможно, и этот подъем безусловно связан и с влиянием миссионеров-протестантов и их деятельностью на землях ВКЛ.

НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛЛ

«Николай Радзивилл Чёрный стал в Великом княжестве Литовском защитником и поборником кальвинизма. Прежде всего он открыл кальвинистскую молельню в своем доме на Лукишках под Вильно. В 1561 году на виленской Бернардинской площади он поставил каменный собор, открыл молельни в своих усадьбах ― в Клецке, Несвиже, Орше, Девялтове, Ивье, Шилянах, Койданах, Биржанах, Бресте» [46].

НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛЛ «Чорны»» (1515 — 1565)

НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛЛ «Чорны» (рус.«Чёрный») — Великий гетман ВКЛ, родился 26 января 1564 года близ местечка Чашники (ныне город в Витебской обл. Беларусь). Известен, как прославленный полководец в борьбе c Московским княжеством, отстаивавший свои родные земли.

Отец — трокский каштелян Ян Радзивилл Бородатый, мать Анна из рода Кишек, дочь Станислава Кишки из Техановца. Первоначальное образование получил домашнее. Юность провёл при королевском дворе в Кракове, где сблизился с будущим великим князем литовским и королём польским Сигизмундом II Августом.

Стремительное возвышение Николая Радзивилла Чёрного началось после того, как 1544 году Сигизмунд Старый передал власть в Великом княжестве Литовском своему сыну Сигизмунду Августу. Николай получил должность маршалка земского и принимал участие в посольских миссиях.

В 1547 году во время пребывания в Аугсбурге получил от императора Карла V право на титул князя Священной Римской империи.

Присвоение Герба и титула князей Священной Римской империи. Николаю Радзивиллу

Картина неизвестного художника

Картина иллюстрирует присвоение Николаю Радзивиллу «Черному» и его наследникам титула и герба князей Священной Римской империи.

Замок Радзивиллов в Несвиже

Минская обл. Беларусь фото автора

Показанное в картине событие — одно из ключевых в истории рода Радзивиллов. К середине XVI века Радзивиллы уже относились к числу самых богатых и влиятельных фамилий Великого княжества Литовского. Титул князей Священной Римской империи Радзивиллы впервые получили еще в 1518 году, но в 1546 году эта ветвь рода угасла. Николай Ян Радзивилл «Черный» получил титул князя для себя, своих потомков, а также добился распространения данного титула и на своих братьев. И с тех пор этот титул закрепился за ними на века. Произошло это на Аугсбургском собрании в декабре 1547 года.

Николай Радзивилл был сторонником сохранения самостоятельности Великого княжества Литовского в составе федеративного государства Речи Посполитой.

Одним из первых среди влиятельных магнатов приняв кальвинизм, оказал значительное влияние на распространение и пропаганду реформационных идей.

Под его покровительством и в его владениях действовали типографии в Бресте и в Несвиже, в которых при участии Сымона Будного, Мацея Кавячинского и других просветителей печаталась не только религиозная и полемическая, но и светская литература.

Николай Радзивилл отличился и на военном поприще. 26 января 1564 года, на пути к Орше, близ местечка Чашники, Николай Радзивилл во главе отряда преградил путь войску Шуйского, захватившему к этому времени Полоцк, идущему на соединение с войском князя Серебряного. Всего в русских войсках было 20—25 тысяч человек.

Николай Радзивилл во главе отряда с 6 тысячами литвинов нападает на русские войска. Битва закончилась полным разгромом московитов. Шуйский погиб, обоз был потерян, князь Василий Серебряный оказался вынужден повернуть назад, к Смоленску. По рыцарскому кодексу литвинов тело Шуйского перевезли в Вильно и похоронили там со всеми почестями [45].

Значительные преобразования были проведены Николаем Радзивиллом в сельском хозяйстве ВКЛ.

«В 1556 году Николай Радзивилл «Черный» проводит аграрную реформу, которая позволила каждой крестьянской семье получить во владение «валоку» (21 гектар) земли. Земля была размерена так, чтобы каждое хозяйство имело землю одинакового качества. Теперь благосостояние крестьянина зависело не от везения, а от умения качественно вести свое хозяйство…

Новая система хозяйствования дала возможность увеличить урожаи зерновых, так что рожь и ячмень начали вывозить на продажу за границу»…

«Ликвидация сельской общины позволила развивать разнообразное производство, особенно связанное с переработкой древесины, так как часть крестьян вместо работы на земле начали заниматься ремеслом. Появились целые поселения смолокуров, котельников, кожевников, сапожников, кузнецов.

Всё это способствовало росту городов и местечек. Если в начале столетия их было только 48, то в конце века их насчитывалось более 300.

Урбанизация Великого Княжества была связана со стремлением магнатов основывать города и местечки в своих владениях. Радзивиллы, Сапеги, Пацы и другие магнаты приглашали всевозможных ремесленников, в первую очередь верующих, и давали новым поселениям магдебургское право (право самоуправления)» [48].

Был сторонником сохранения самостоятельности Великого княжества Литовского в составе федеративного государства Речи Посполитой.

Одним из первых среди влиятельных магнатов приняв кальвинизм, оказал значительное влияние на распространение и пропаганду реформационных идей.

Под его покровительством и в его владениях действовали типографии в Бресте и в Несвиже, в которых при участии Сымона Будного, Мацея Кавячинского и других просветителей печаталась не только религиозная и полемическая, но и светская литература.

Монета выпущенная к 500-летию со дня рождения Николая Радзивилла (Радзiвiлл «Чорны»») в Республике Беларусь

ГАШТОЛЬД Альбрехт

После смерти Великого канцлера Николая Радзивилла (1521) в 1522 году король Сигизмунд II Август официально одобрил приоритетную работу над сводом законов (Статутом), как национальную задачу. Во главе этого колоссального труда становится следующий канцлер Великого Княжества Литовского — Альбрехт Гаштольд.

«Работа над сводом законов затянулась до 1529 года, когда он был представлен на утверждение Сейма в Вильно и получил одобрение. Как только он был утвержден и подписан великим князем и королём Зигмундом (Сигизмундом) Августом, он вступил в силу, как единый свод законов государства для всех сословий и руководство для исполнительной власти, судей и чиновников Великого княжества Литовского…» [39].

Надгробие Альбрехта Гаштольда

Литография Юзефа Озембловского, 1840

Альбрехт Гаштольд (ок.1487 — 1539) вошёл в историю, как реформатор государственной канцелярии ВКЛ и главный редактор Первого Статута ВКЛ (1529). Он опекал Франциска Скарыну (видимо, привлек его к редактированию Статута) и, будучи богатейшим магнатом ВКЛ, был, поочередно, новогрудским наместником и воеводой, полоцким и трокским, подчашим Литвы, виленским воеводой и, наконец, Великим канцлером ВКЛ.

Эта эпоха, «золотой век», дала Великому княжеству (Беларуси), кроме военачальников, целую плеяду выдающихся деятелей культуры своего времени, политиков и ученых, гуманистов и просветителей — Николая Гусовского, Франциска Скорины, Василия Тяпинского, Сымона Будного.

ГУСОВСКИЙ Николай

Николай Гусовский — создатель беларуского эпоса «Песня о зубре», поэт раннего Ренессанса, живший и творивший на землях Великого княжества Литовского, Италии и Королевства Польского. (Carmen de statura feritate ac venatione bisontis, лат. яз. в переводе «Песнь о мощи, дикости зубра и охоте на него»).

Гусовский родился в семье охотника, вырос и видел охоту на грозного зверя в деревне Усово (потом слилась с деревней Королевщина), расположенной на берегу реки Уса, притока Немана, нынче Налибокской пуще, был католическим священником, сан принял около 1518 года. Некоторое время исполнял должность публичного нотариуса апостольской канцелярии для Великого княжества Литовского. В 1520—1522 годах Николай Гусовский в составе дипломатической миссии (к папе римскому Льву Х) попал в Рим.

Николай Радзивилл, виленский воевода, предполагал направить в подарок Льву X чучело зубра, в связи с этим Николай Гусовский должен был написать некое «приложение» к этому необычному подарку — поэму «Carmen de statura feritate ac venatione Bisontis» (в пер. с лат. яз. «Песня про облик, дикость зубра и охоту на него»), которая ныне более известна как «Песня про зубра». Но Лев X умер и подарок не был ему доставлен.

Титульный лист первого издания «Поэмы о зубре» 1523 года

«Песня про зубра» была издана в 1523 году и посвящена королеве Боне, которая дала средства на печать этого произведения. Поэму характеризуют, как произведение о родном крае и народе, размышление о судьбе Родины, о её месте на путях истории [32].

В 1565—1580 годах литвин-беларус Василь Тяпинский (1540—1600), в типографии своего имения, напечатал «Евангелие» на церковнославянском и беларуском языках, это была ПЕРВАЯ, напечатанная в типографии, БИБЛИЯ восточных славян.

«К Евангелию Тяпинский написал предисловие, которое далеко выходило за рамки принятых в то время предисловий к религиозным книгам. В нем автор подвергает критике духовенство, политику ополячивания и окатоличивания беларуского народа. Предисловие к Евангелию представляет собой замечательный литературный памятник» [38].

СКАРЫНА

Франциск СКАРЫНА — беларуский первопечатник, основатель славянского книгопечатания. родился 6 марта 1486 года в Полоцке. 1551, Прага, Королевство Богемия

Первоначальное образование получил в Полоцке. Латинский язык изучал в школе монахов-бернардинцев

В 1504 году становится студентом Краковской академии, где получает звание «лиценциата медицины» и степень доктора вольных искусств о чём свидетельствует актовая запись: «Франциск из Полоцка, литвин»[9].

После этого ещё пять лет Скорина учился в Кракове на факультете медицины. Степень доктора медицины защитил 9 ноября 1512 года, успешно сдав экзамены в Падуанском университете в Италии.

В 1517 году Франциск Скорина основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную книгу на старобеларуском языке. Всего на протяжении 1517—1519 годов переводит и издаёт 23 книги Библии. Меценатами Скорины был князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.

В 1520 году переезжает в Вильну — столицу Великого Княжества Литовского, где основывает первую на территории государства «печатню» (типографию). В ней Скорина в 1522 году издаёт «Малую подорожную книжку», а в 1525 году «Апостол». В Вильне, в доме «найстаршего» виленского бурмистра Якуба Бабича Скарына напечатал на старобеларуском языке «Малую подорожную книжицу» (1522). В ней, кроме библейских текстов, впервые появились начальные сведения по астрономии, о солнечных и лунных затмениях. За 14 сентября, например, в «книжице» значилось: «Того дня солънце входит во знамя небесное вага (бел. яз.) и быва равен день с нощию»… Немногим позже беларуские «печатни» стали работать и во многих других городах и местечках ВКЛ (Заблудово, Несвиж, Лоск, Заславль, Брест и др.).

«Соборник», изданный Скарыной в 1522 году, стал первым печатным календарем в восточнославянских землях, он входил в состав «Малой подорожной книжицы», где еще содержалась «Пасхалия», с расчётами дат пасх на период с 1523 по 1543 год.

Деятельность литвина (беларуса) Скарыны была настолько разнообразна, что трудно в двух словах дать оценку этому выдающемуся сыну земли Беларусь, деятелю средневековья. Книгопечатание было для Скарыны только инструментом, очень важным, даже революционным в то время, но свою миссию он видел в другом — в развитии общей культуры беларуского (литвинского) народа, в продолжении его традиций, в просвещении нации. Он предварял свои книги предисловиями-рассуждениями, как например, в «Прадмове» («предисловие» бел. яз.) «Кнігі Прысловаў Саламона», где говорилось о значении беларуского фольклора, о народных притчах:

«У прытчах сукрыта мудрасьць,

як-бы моц у дарагім камені,

і як золата ў зямлі, і ў варэху».

(Францишак Скарына, 1517, предисловие к Книге «Прысловаў Саламона»)

«По таланту и универсальности своих знаний Скарына превосходил современников, он проявил себя в различных видах деятельности, являясь одновременно философом, издателем книг, переводчиком, поэтом, художником (гравером), медиком, астрономом-астрологом и алхимиком. В конце жизни он посвятил свои дни тиши библиотек и работе садовника-естествоиспытателя (ботанический сад в Праге), собирателя лекарственных растений, и ушел в вечность незаметно…»

«Скарына — выдающийся славянский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Он освоил древнерусскую философско-этическую традицию, для которой характерен взгляд на природу и общество через идеал нравственно прекрасного, и предпринял попытку синтеза этой традиции с западноевропейской философской культурой и общественной мыслью. Он явился основоположником ренессансно-гуманистического направления в отечественной философской и общественно-политической мысли, национальной традиции в истории беларуской культуры…

Родственный характер деятельности Скарыны и Лютера отмечал, в свое время, Андрей Курбский» [40].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мужи земли Беларусь. 1000 лет истории от эпохи княжеств до образования Республики Беларусь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я