Физическая культура – поурочные планы для 10-го класса

Артем Юрьевич Патрикеев

В пособии представлены поурочные планы по курсу «Физическая культура» для 10-го класса общеобразовательных учреждений.Издание адресовано учителям физической культуры, тренерам и преподавателям учреждений дополнительного образования, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям курсов повышения квалификации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура – поурочные планы для 10-го класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Четверть

Урок 28. Инструкция по технике безопасности на занятиях гимнастикой (З)

Цели: провести инструктаж по технике безопасности на занятиях гимнастикой; разучить технику выполнения строевых упражнений, разминку на гимнастических матах; повторить акробатические элементы: кувырок вперед, кувырок назад, «мост», стойка на лопатках; провести гимнастическую эстафету.

Формируемые УУД: предметные: иметь первоначальные представления о технике выполнения перестроений из одной колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении, обратное перестроение, о поворотах в движении кругом; иметь углубленные представления о технике выполнения акробатических элементов, о технике безопасности на занятиях гимнастикой; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки на гимнастических матах и гимнастической эстафеты; метапредметные: осознавать познавательную задачу; ориентироваться в своей системе знаний; применять полученные знания на практике; слушать и слышать учителя и друг друга; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; формировать навыки работы в группе; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; адекватно оценивать свои действия и действия партнеров; личностные: формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, готовности и способности к образованию и самообразованию; формирование нравственного сознания на основе общечеловеческих ценностей.

Инвентарь: секундомер, свисток, гимнастический мат на пару занимающихся, инструкции по технике безопасности на занятиях гимнастикой, 2—3 конуса.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

(Учитель проводит построение, знакомит учащихся с планом урока, поздравляет с началом новой четверти. Вместе с учениками повторяет инструктаж.)

2. Инструктаж

(Учитель проводит инструктаж по технике безопасности на занятиях гимнастикой.)

1. Не выполнять самостоятельно сложные упражнения, требующие страховки.

2. Не заниматься на снаряде, под которым нет матов. Маты должны лежать ровно.

3. На заниматься на неисправных или незакрепленных снарядах и т. д.

4. Протирать гриф перекладины сухой ветошью и зачищать мелкой наждачной бумагой.

3. Строевые упражнения

1) Повороты в движении кругом.

Повороты выполняются по команде «Кругом — марш!», которая подается под правую ногу. Ученик делает шаг левой, полшага правой вперед и немного влево (за линию левой ноги). Затем выполняет поворот кругом на носках и без паузы с левой ноги начинается двигаться в обратном направлении.

(Упражнение выполняется в шеренге 2—3 мин.)

2) Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре в движении.

Класс передвигается в обход. Когда направляющий будет подходить к противоположной стороне зала, учитель командует: «Через центр — марш!» Направляющий поворачивается и идет через центр к противоположной стороне, остальные следуют за ним.

Когда класс подходит к противоположной стороне, учитель ко — мандует: «В колонны по одному в обход направо и налево марш!» Направляющий идет направо в обход, второй — налево в обход, третий — направо в обход, четвертый — налево и т. д. Таким образом можно перестраиваться в две, четыре, восемь колонн.

— Перестроение в обратном порядке называется разведением и слиянием.

В этом случае, разбивая, например, четыре колонны, учитель командует: «В колонны по два в обход направо и налево марш!» После этой команды четыре колонны расходятся по две в разные стороны. На противоположной стороне звучит команда: «В колонну по два через центр марш!» Теперь четверки сливаются в двойки, образуя две колонны. Далее учитель действует аналогично, перестраивая при необходимости учеников в одну колонну. Учитель командует: «В колонны по одному направо и налево в обход марш!» Строй разводится на две колонны по одному — правую и левую. Затем по команде «В колонну по одному через центр марш!» происходит слияние в колонну по одному.

4. Разминка

(Выполняется равномерный разминочный бег (3 мин). После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Учитель останавливает класс у гимнастических матов. Учащиеся располагаются по два человека на мате. Проводится новая разминка на гимнастических матах (в разминку добавить группировку, перекаты на спине в группировке из положения лежа и из приседа). После разминки ученики остаются на матах.)

II. Основная часть

1. Перекаты с постановкой рук для кувырка назад

(Ученики повторяют технику выполнения перекатов с постановкой рук для кувырка назад.)

Из упора присев выполнить перекаты назад. Руки из группировки перевести назад, поставить на мат, опереться на них, как для кувырка назад, и перекатиться обратно. Упражнение выполняется 40—50 с.

2. Стойка на лопатках

(Ученики повторяют технику выполнения стойки на лопатках.) Стойка на лопатках из положения лежа на спине (20—30 с). Из упора присев выполнить перекат назад в стойку на лопатках, задержаться в стойке (поддерживая себя под спину или опираясь на прямые руки, лежащие на мате), постоять 2—3 с, перекатиться в исходное положение. Упражнение выполняется 1 мин.

3. «Мост»

(Ученики повторяют технику выполнения «моста» (голова не должна упираться в мат, а прогибаться нужно как можно сильнее). Упражнение выполняется 1—2 мин.)

4. Кувырки

Кувырок вперед

(Если маты лежат вплотную, кувырок выполняют по очереди. Ученик подходит к матам, выполняет три кувырка вперед, затем следующий и т. д. Учитель подстраховывает учеников при необходимости. Пройти два круга.)

Кувырок назад

(Если маты лежат вплотную, кувырок выполняют по очереди. Ученик подходит к матам, выполняют кувырок назад, затем следующий и т. д. Учитель подстраховывает учеников при необходимости.)

Кувырок вперед и назад

(Ученик подходит к матам, выполняет четыре кувырка: первый кувырок вперед, развернуться на 180°, сделать кувырок назад, снова развернуться на 180°, сделать кувырок вперед, развернуться и сделать кувырок назад. Упражнение выполняется 1 раз.)

5. Гимнастические эстафеты

(Учитель делит класс на 2—3 команды. Перед каждой командой на расстоянии 2—3 м разложены три гимнастических мата.)

Первая эстафета. По команде учителя направляющие подбегают к матам, выполняют кувырок вперед, разворачиваются, выполняют два кувырка назад, добегают до конуса, оббегают его, выполняют прыжок с поворотом на 360°, возвращаются, подбегают к матам, выполняют два кувырка вперед. Встают, добегают до своей колонны, передают эстафету касанием руки следующему и т. д. Эстафету повторить 2 раза.

Вторая эстафета. Ученики встают в командах попарно. По сигналу первая пара подбегает к мату, первый выполняет «мост», второй проползает под ним, перебегает к следующему мату, там ложится на спину и также выполняет «мост», первый проползает под ним. Пара возвращается обратно и передает эстафету следующей паре. Если тяжело пролезать друг под другом, то первый выполняет «мост», а второй три раза хлопает ладонями по мату под спиной первого. Эстафету повторить 2—3 раза.

III. Заключительная часть

(Заканчивают эстафеты за 5—6 мин до конца урока. Ученики располагаются на матах, учитель кратко подводит итоги урока, проводит упражнение на расслабление.)

Упражнение на расслабление

Ученики лежат на матах, учитель командует: «Закройте глаза, представьте, что вы лежите на берегу моря, слышите шум волн. Откройте глаза». Упражнение выполняется 1 раз.

Домашнее задание

Прочитать текст «Совершенствование строевых упражнений» на с. 101 учебника.

Урок 29. Кувырок назад через стойку на руках. Кувырок вперед через препятствие

Цели: повторить разминку на гимнастических матах, технику выполнения стойки на голове и руках; разучить технику выполнения кувырка назад через стойку на руках и кувырка вперед в стойку на лопатках, технику выполнения кувырка вперед через препятствие.

Формируемые УУД: предметные: иметь первоначальные представления о технике выполнения кувырка назад через стойку на руках, кувырка вперед в стойку на лопатках, кувырка вперед через препятствие; иметь углубленные представления о технике выполнения стойки на голове и руках; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки на гимнастических матах и упражнений на развитие координации движений; метапредметные: добывать новые знания; ставить и формулировать проблемы; высказывать предположения; делать выводы и обобщения; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать полученную информацию; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; контролировать свою деятельность по результату; личностные: развитие готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; формирование нравственного сознания на основе общечеловеческих ценностей, готовности и способности к образованию и самообразованию.

Инвентарь: секундомер, свисток, гимнастический мат на пару занимающихся, гимнастическая стенка, препятствие, высоту которого можно менять.

I. Вводная часть

1. Построение. Организационные команды

(Учитель проводит построение, знакомит учащихся с планом урока.)

2. Строевые упражнения

(Повторение. См. урок 28. Ученики должны вспомнить технику выполнения строевых упражнений.)

3. Разминка

(Повторение. См. урок 28.)

II. Основная часть

1. Стойка на голове и руках

(Ученики остаются в парах на матах. Учитель повторяет с ними технику выполнения стойки на голове и руках.)

Первый встает в стойку на руках, второй подстраховывает и помогает. Учитель напоминает, что во время выполнения стойки должен образоваться треугольник — две руки и голова. Только в таком случае будет устойчивое положение. Упражнение 1 мин выполняет первый, затем — второй.

(Ученики выполняют стойку на руках сначала у гимнастической стенки. Гимнастическая стенка помогает удержать равновесие, на нее можно опираться.)

Первый встает в стойку на голове у гимнастической стенки, второй помогает выйти в стойку на руках. Упражнение выполняется 2—3 мин.

(Если всем ученикам не хватает места на гимнастической стенке, то упражнение выполняется по группам. Ученики, у которых получается удержание стойки, пробуют выполнить ее с маха. Второй помогает только в крайнем случае. Каждый ученик сам старается выйти в это положение.)

2. Кувырок назад через стойку на руках и кувырок вперед в стойку на лопатках

(Ученики повторяют технику выполнения кувырка назад 1 мин. Ученики делятся на группы (юноши и девушки).)

Кувырок назад через стойку на руках (юноши)

Техника выполнения

Кувырок выполняется с прямыми ногами без группировки. Из основной стойки опускаемся назад, опираемся на руки (амортизируя приземление), катимся дальше на спину, успевая переставить руки у головы (как при обычном кувырке назад), направляем ноги вверх и разгибаемся, выпрямляя руки. Самое трудное — поймать нужный момент, чтобы выпрямиться точно вверх и удержать равновесие. Стоим недолго, обозначая положение стойки, и встаем в упор присев.

(Учитель подстраховывает учеников. Учитель отводит на разучивание техники выполнения необходимое количество времени. Каждый ученик должен повторить упражнение не менее четырех — пяти раз.)

Кувырок вперед в стойку на лопатках (девушки)

Техника выполнения

Начало кувырка выполняется так же, как и обычный кувырок вперед, но нужно вовремя затормозить движение, чтобы ноги не перевалились дальше, а остались вверху. Выполняется в медленном темпе. После того, как произойдет переворот через голову, руки нужно успеть перевести под спину, опереться на них спиной, одновременно выпрямляясь, тянуть ноги вверх.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура – поурочные планы для 10-го класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я