Эта книга — полноценное практическое руководство по влиянию на потребителей, основанных на научных экспериментах из психологии и биологии. Книга научит создавать рекламу которая запомнится и оставит после себя яркое впечатление. Научит делать правильную упаковку товара. Поделится секретами психологического воздействия и манипуляций. В книге абсолютно нет «воды» — только проверенные инструкции и факты. В отличии большинства книг посвящённых психологии потребления она написана простым языком. И будет интересна как специалистам, так и интересующимся данной темой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Нейромаркетинг. Управляй сознанием потребителей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПОТРЕБНОСТИ
В каждом из нас есть эволюционно заложенные базовые потребности. У кого-то доминирует потребность в безопасности, у кого-то в лидерстве. Но все они есть в каждом из нас.
Потребности разделяют на три группы:
1. Жизненно необходимые.
2. Социальные.
3. Идеальные.
Наши потребности — это кнопочки, нажимая на которые можно управлять поведением человека.
Жизненно необходимые потребности
Из названия понятно, что данные потребности необходимы, чтобы поддерживать наш организм в целостности. В группу жизненно необходимых потребностей входят:
Потребность в самосохранении. Одна из важнейших потребностей для выживания. С помощью нее мы оберегаем наш организм от повреждений и получаем необходимые питательные элементы и воду.
Потребность в самовоспроизведении. Многие ошибочно называют это половым инстинктом или половой потребностью. Почему ошибочно? Изучая потребности дальше, вы поймете, что половая потребность — это совокупность жизненно важных и социальных потребностей. А вот необходимость иметь свое потомство и заботиться о нем, а правильнее сказать, воспроизвести свой ген, чтобы он существовал дальше, такому разложению не поддается.
Потребность в самоподдерживании. Люди нуждаются в поддержании своих сенсорных систем, таких как слух, обоняние, зрение и тактильность. Для этого мы должны постоянно получать сенсорные раздражители. Картинка вокруг нас должна быть максимально разнообразной. Поэтому мы так любим менять обстановку, уезжая в отпуск. Если мы долго находимся в одной и той же среде, где ничего не меняется, нам становится невыносимо плохо.
К этой же потребности относится и потребность в информации. Да, у наших древних предков не было излишеств еды и получаемых новостей. Именно поэтому у нас нет стопа на эти две вещи. С приходом социальных сетей и популярности коротких роликов, невооруженным глазом можно увидеть яркую зависимость от бесконечного пролистывания ленты. Поколение постарше подсаживается на новости. Но почему сбор информации так важен для нас? Ответ прост: информация позволяет нам адаптироваться и выжить. Выявить причинно-следственные связи, использовать опыт других и многое другое.
Еще одной подгруппой является потребность в получении эмоций и получении удовольствия. Потребность получать эмоции, в первую очередь положительные, кажется неочевидной до тех пор, пока человек не оказывается в изоляции от социума. Находясь в одиночестве, человек будет испытывать болезненное бесчувствие, отсутствие эмоций и переживаний. Со временем такой человек начнет испытывать депрессивный психоз. Очень часто такое состояние приводит к самоубийству.
Для поддержания нашего гомеостаза нам необходимо постоянно получать положительные эмоции. Вы замечали, как девушки любят расчесываться? Данное действие относится к аллостазу. Когда девушка гладит свои волосы, у нее вырабатывается небольшое количество эндорфинов. Таким образом, ей становится хорошо. Также в нашем организме вырабатываются каннабиноиды и алкалоиды во время поедания пищи. Процесс еды — это также получение удовольствия, а не просто вбрасывание «в топку» белков, жиров и углеводов.
Социальные потребности
Потребность в самоидентификации. Самая популярная потребность, которой любят пользоваться маркетологи. Как известно, человек — существо социальное. Нам очень важно идентифицировать себя с какой-либо группой. Причем группа может быть как буквальной (футбольные болельщики, игроки в компьютерные игры или любители пива по выходным), так и внутренней установкой человека («я прямолинейный и честный»). Например, он может чувствовать себя вегетарианцем и относить себя к их обществу. Человек при этом не всегда знает других членов сообщества, к которому он себя относит.
Среди групп могут быть и конфликты, если кто-то думает, что чужак зашел на его «территорию».
С чем много лет сталкивается ваш покорный слуга. Когда я пишу статьи по психологии, мои главные критики — это, конечно, психологи. Они считают, что незачем биологу заходить на их «поле», пусть занимается там своими мозгами и не лезет в чужой «огород». Справедливости ради, скажу, что изучением поведения людей я занимаюсь не меньше лет, чем нейробиологией.
К социальным потребностям также относится потребность в лидерстве и подчинении, в дружбе, в доминантности. На первый взгляд может показаться, что лидерство и доминантность — одно и то же. На самом деле это не так. Доминантность — это потребность в обладании ресурсами. Лидер не всегда может хотеть владеть ресурсами. Хотя тема достаточно спорная, оставим ее для демагогов.
Идеальные потребности
Считается, что данная потребность есть только у людей. Назвать эту потребность можно очень просто — «стремлением к познанию». Главное, не путайте ее с потребностью в информации. К идеальной потребности можно отнести такие исключительно человеческие качества, как нравственность, когда человек поступает как правильно, а не как выгодно.
Если попробовать объяснить данную потребность на примере, то давайте представим кормление собаки. Собака умеет выпрашивать еду, мой пекинес делал это очень профессионально. Он вел меня к холодильнику, смотря так, что невозможно было ему отказать. То есть собака методом проб и ошибок, через положительное и отрицательное подкрепление научилась получать еду. Но ни одна из собак не задумывается, как получилась эта еда, откуда ее принес хозяин. Все эти вопросы присущи только человеку. Хотя и тут среди ученых ведутся споры. Так как потребность в познании выявляется не в каждом человеке, ученые больше относят это к самопознанию.
Изучив и поняв базовые потребности, можно применять знания о них в маркетинге.
Крупные производители давно это делают. К чему взывает Rolls-Royce? К роскоши, индивидуальности, подчеркиванию своего статуса, — как мы уже знаем, это базовые потребности в лидерстве и доминантности.
Тем же путем пошли Cadillac и Mercedes, тоже выстраивая свое позиционирование на роскоши и индивидуальности. Только сделали они это по более хитрой стратегии. Это как бы роскошь, но она доступная, в отличие от того же элитарного Rolls-Royce. Эту стратегию мы рассмотрим чуть позже. Наперед скажу: такая стратегия более прибыльная.
Вспомним Volvo — марка позиционировалась как безопасная.
А как вы думаете, такая марка, как Ferrari, на какую человеческую потребность воздействует? Ни за что не догадаетесь. Да, может показаться, на потребность в доминировании, что тоже верно, но в первую очередь она рассчитана на потребность в самовоспроизводстве. Неожиданно, правда?
Приведу пример из животного мира, а именно павлина. Как известно, павлин с самым красивым хвостом привлекает больше всего самочек, тут уже аналогия становится более понятной и видна взаимосвязь с желанием владельца Ferrari привлечь к себе внимание. Конечно, владелец такой машины не думает так буквально: «куплю этот автомобиль, и у меня будет много поклонниц». Возможно, конечно, кто-то так и считает, но в большинстве своем люди не понимают базовых причин своего поведения и обосновывают их совсем иначе. Все это происходит из-за особенностей нашей высшей когнитивной деятельности, которыми нас за сотни миллионов лет наградила эволюция.
Как я и говорил ранее, у всех людей есть базовые потребности. У каждого человека доминируют разные из них. Кто-то более трусливый, и у него доминирует потребность в безопасности, кто-то хочет показать свой статус, кто-то — привлечь к себе женское внимание. Поэтому, создавая продукт, лучше всего делать акцент на закрытии одной, максимум двух потребностей.
Я всегда советую выстраивать свою рекламу или позиционирование на закрытие следующих потребностей:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Нейромаркетинг. Управляй сознанием потребителей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других