1. книги
  2. Социальная психология
  3. Артем Демиденко

Психология преступников: Почему хорошие люди становятся плохими

Артем Демиденко (2025)
Обложка книги

Что заставляет людей переступать черту? Почему среди нас появляются те, кто разрушает, манипулирует и калечит? Книга «Психология преступников: Почему хорошие люди становятся плохими» — это глубокое исследование природы зла, которое ловко балансирует на грани научного анализа и захватывающей истории человеческой морали. От разгадки детских травм до экспериментов с властью, от групповой динамики до генетических предрасположенностей — каждый аспект тьмы внутри нас обнажается и препарируется через призму психологии, нейробиологии и социологии. Эта книга не просто отвечает на вопрос «почему», она заставляет задуматься: а насколько крепка ваша связь с добром? Обложка: Midjourney — Лицензия

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология преступников: Почему хорошие люди становятся плохими» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Фрейд, Бандура и теории научения

В психологии преступного поведения немалую роль играют теории, объясняющие, как формируются и развиваются различные аспекты человеческой личности. Внимание авторов, таких как Зигмунд Фрейд с его психоаналитическими концепциями и Альберт Бандура с учением о социальном научении, позволяет глубже понять, почему некоторые люди склонны к насилию и агрессии. Обе теории, хотя и принадлежат к разным направлениям, в равной степени подчеркивают важность внутреннего мира человека и влияния окружающей среды на его поведение.

Начнем с психоанализа Фрейда, который стал основоположником многих концепций, исследующих взаимодействие между сознательным и бессознательным. Фрейд считал, что каждый из нас носит в себе инстинкты, которые нередко противоречат моральным нормам общества. Эрос и Тантос — два основных влечения, по его мнению, определяют наше поведение. Первое отвечает за стремление к жизни, любви и созиданию, тогда как второе связано с агрессией, разрушением и смертью. Важность этого дуализма трудно переоценить, ведь именно столкновение этих инстинктов может вызывать внутренние конфликты, порождающие те или иные преступные наклонности.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, подавленные инстинкты могут проявляться в поступках, которые в конечном итоге приводят к уголовной ответственности. Например, человек, который всю жизнь сдерживал свою агрессию, может в один момент сорваться, что приводит к насилию или другим формам асоциального поведения. Тем самым Фрейд поднимает важный вопрос о том, насколько внимательно мы должны относиться к собственному внутреннему миру.

Переместимся теперь к теории социального научения Альберта Бандуры. Он предложил совершенно иной подход, сосредоточенный на том, как поведение людей формируется под влиянием окружающей среды. В отличие от фрейдистского понимания мотивации, Бандура подчеркивает важность наблюдения и подражания. Он предположил, что люди учатся не только через собственный опыт, но и через наблюдение за действиями других. Эта концепция находит яркое подтверждение в поведении людей, особенно молодежи, которые активно воспринимают информацию из различных источников — от родителей до медиа.

На примере социальных сетей можно увидеть, как образы поведения становятся нормой для целых поколений. Интернет предоставляет молодым людям доступ к неограниченному количеству информации и, следовательно, к различным моделям поведения. Контент, который распространяется на популярных платформах, может оказывать решающее влияние на формирование их нравственных ориентиров. Когда акцент ставится на агрессию или явную дискриминацию, молодежь может начать воспринимать такие модели как приемлемые. Бандура подчеркивает, что важно осознавать, что учащаяся аудитория не всегда может критически осмысливать получаемый опыт, что может стать причиной набирающих популярность негативных тенденций.

Объединяя идеи Фрейда и Бандуры, можно увидеть, как индивидуальная внутренняя борьба совместно с внешним окружением создают пространство для возможности девиантного поведения. Применяя эти теории к реальным случаям уголовных преступлений, мы понимаем, что поведение человека не является результатом одной единственной причины, но представляет собой многофакторное явление, формирующееся под воздействием личных внутренних конфликтов и социальных факторов.

Итак, если мы обратим внимание на реальную практику, то увидим, что изучение этих психологических теорий может быть применено в контексте профилактики преступлений. Понимание внутренней динамики человека и его восприятия моделей поведения из окружения позволяет разрабатывать программы вмешательства, направленные на поддержку здоровой самоидентификации и критического восприятия информации, которую молодежь получает из медиа.

Таким образом, изучая исследования Фрейда и Бандуры, можно прийти к выводу, что процесс формирования личности сложен и разнообразен. Учитывая как внутренние механизмы, так и воздействия со стороны среды, мы можем выйти на более правильный путь понимания того, как хорошие люди становятся преступниками. Это знание становится основой для разработки средств, направленных на предотвращение асоциального поведения и возвращение каждого человека на путь гуманности и человечности.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я