Холокост. Уроки истории

Артем Белевич, 2022

Понятие «холокост» знакомо всему миру. Слово это греческого происхождения и означает «всесожжение». Так называли религиозное жертвоприношение, при котором жертву предавали огню. Однако уже в XII веке этот термин закрепился за таким страшным явлением, как еврейские погромы. Сейчас он чаще всего ассоциируется с уничтожением евреев в период перед Второй мировой войной и во время нее. Однако в широком смысле под холокостом понимается акт геноцида какой-либо этнической, социальной или религиозной группы. Причем геноцид этот был спланированным, под него подведена была идейная база, для него использовались специально разрабатываемые технические средства. Многомиллионные потери – и множество личных судеб, которые невозможно описать языком статистики. Ученые, писатели, музыканты, люди разных профессий, возрастов уничтожались по всей Европе. А трагедия холокоста заставила вздрогнуть весь мир. Об этом и о многом другом – в нашей книге. В формате PDF A4 сохранен издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Энциклопедия быстрых знаний

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Холокост. Уроки истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава III

«За камнем и за веткою найдем врага…»

Тому, кто правит и намерен править дальше, необходимо умение искажать чувство реальности. Секрет владычества в том, чтобы вера в свою непогрешимость сочеталась с умением учиться на прошлых ошибках.

Джордж Оруэлл

Современная наука твердо доказала: каких-либо существенных генетических различий между представителями разных этнических групп нет, причины имеющихся различий по большей части социальные. Однако, убежденные в истинности своих теорий, нацисты действовали с завидной энергичностью, пытаясь создать «расово чистое» государство. Их заблуждения, основанные на архаичных предрассудках, стоили жизни миллионам людей.

В ПОИСКАХ «ПРЕДАТЕЛЬСКОГО» ГЕНА

Но каким же образом гитлеровцы собирались выявлять «врагов нации»? Тех, что попали в эту категорию по факту своего происхождения?

Определяющим фактором в установлении еврейства стала принадлежность к религиозной общине. «Расовыми евреями» полагалось считать тех, у кого как минимум трое из четырех предков во втором поколении принадлежали к еврейским религиозным общинам.

Сложнее было выявить потомков так называемых выкрестов — евреев, принявших крещение, а также потомков от смешанных браков. По именам, вероисповеданию и даже внешне эти люди могли быть типичными немцами. Однако, согласно расовой теории, имевшие хотя бы частичку еврейской крови несли в себе «неполноценный» ген, а значит, потенциально могли нанести вред чистоте «арийской расы». Таких людей следовало брать на карандаш.

Здесь «на помощь» нацистам пришла генеалогия. В 1933 году при Министерстве внутренних дел Германии был учрежден специальный отдел для проведения расовых обследований и составления официальных реестров всех «неарийцев». В поисках еврейских предков граждан Германии отдел проводил тщательные генеалогические изыскания, погружаясь на много поколений в глубь истории. Для этого использовали данные из церковных книг и архивов.

К родившимся от смешанных браков применяли уничижительный термин «мишлинги» (метисы). Этих людей подразделяли на две категории. Первая — «полукровки»: те, у кого среди бабушек и дедушек было два полнокровных еврея. Вторая — «четвертькровные»: лица с одним дедушкой или одной бабушкой еврейской национальности.

Мишлинги считались евреями только в случае сознательного принятия иудаизма или заключения брака с евреем. В остальном же они рассматривались как граждане рейха, хотя и с оговоркой, что гражданство может быть отменено.

«Патриотизм — это любовь к своему, национализм — ненависть к чужому»

(Ромен Гари)
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА СЛУЖБЕ РЕЙХА

Задачу выявления «врагов нации» нацистам существенно облегчила протестантская церковь. Так, в Берлине после принятия Нюрнбергских расовых законов некоторые церковные служащие специально отмечали принимавших крещение евреев, мусульман или цыган и передавали эти данные нацистским властям

РАСОВАЯ «НАУКА»

Нацистский режим старался опорочить евреев в массовом сознании немцев, стереть обозначавшиеся этим словом личности, оставив лишь абстрактное понятие «враг». Но для этого нужно было объяснить немецкому народу, почему вдруг евреи, жившие с ними бок о бок в течение столетий, вдруг оказались чужими и даже опасными.

Для подкрепления средневековых предрассудков данными научных изысканий нацисты мобилизовали ученых-биологов. Им предстояло на молекулярном уровне выявить «вредоносность» еврейской крови и превосходство «арийской». Правда, отыскать сколько-нибудь достоверные научные доказательства расовой теории не удалось — она была полностью надуманной. Никакие специфические признаки еврейства так и не обнаружили. Щедро финансируемые нацистами «научные исследования» на деле оказались фикцией.

Тогда, чтобы «подстраховаться», гитлеровцы пустили в бой специалистов в гуманитарных науках. Им предстояло подтвердить вредоносность еврейского характера и менталитета, а заодно обосновать великую миссию нацизма и его связь с героическими страницами германской истории. Расовую «науку» нацисты преподносили как сложную, многогранную дисциплину. Целые научные институты изучали влияние еврейства на историю, религию, культуру и философию народов Европы. Работавшие в этих учреждениях «ученые» публиковали монографии и статьи в академических журналах, выступали с докладами на научных конференциях. Сделанные ими «открытия» о разрушительности «еврейского духа» преподносились массовому сознанию с большой помпой.

Все это придавало нацистским измышлениям о неполноценности евреев дополнительный вес и убедительность в глазах немецкого народа. Большинство рядовых немцев приняли факт сегрегации граждан на «расово чистых» и «чуждых» как данность, без особых возражений. Но даже те, кто был твердо уверен в лживости нацистских лозунгов, понемногу начинали сомневаться: «А вдруг и правда?.. Ведь не могут же ученые ошибаться…» Здравому смыслу все сложнее было сопротивляться потоку лицемерной пропаганды.

АНТРОПОЛОГИЯ И РАСИЗМ

В тех случаях, когда не удавалось установить национальность человека при помощи генеалогии, обращались к антропологии. В специально созданных центрах расовых исследований измеряли длину носа и размеры черепа, изучали цвет глаз и волос. Нацистские «ученые» пытались вычислить идеальные формы и пропорции, присущие чистокровным «арийцам»

РАСОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ В БЫТУ

В романе немецкого писателя Ханса Фаллады «Один в Берлине», в основу которого положены реальные события — написание немолодыми супругами антифашистских открыток, — ряд эпизодов посвящен тому, как соседи-немцы пытаются спасти от расправы еврейку фрау Розенталь, имущество которой мечтает разграбить семейка эсэсовцев, тоже живущая по соседству. И то и другое имело место в реальности

ВСЯ НАДЕЖДА НА МОЛОДЫХ

Итак, определение «низшей расы» было законодательно закреплено и подкреплено «научными данными». Теперь, чтобы пресечь любое инакомыслие, нацистской партии предстояло взять под контроль все средства массовой коммуникации. Еще в марте 1933 года для этих целей было учреждено Министерство народного просвещения и пропаганды. Возглавил его ближайший соратник Гитлера Йозеф Геббельс, сделавший карьеру в НСДАП благодаря неприкрытой, откровенно циничной демагогии.

Задача тотального контроля над всей информацией в стране была трудно достижимой, однако крайне желанной для Геббельса. Для этого он прибрал к рукам практически все сферы немецкой культуры: прессу, радио, кинематограф. Все достижения науки и техники он использовал в качестве средства для «накачивания» широких масс расистскими идеями. Мастерски манипулируя массовым сознанием, Геббельс исподволь подготавливал население страны к будущей депортации евреев, а после — к их уничтожению.

Но для начала нужно было заручиться поддержкой большинства. Понимая, что общество не поддерживает режим безоговорочно, нацисты решили привлечь на свою сторону его самую подвижную и наиболее подверженную влиянию часть — молодежь. Для этого в ход были пущены мощные средства.

Прежде всего, была проведена масштабная реформа образования. Школьные и университетские программы были коренным образом пересмотрены с учетом расовой политики НСДАП. Образовательные программы в учебных заведениях по всей стране унифицировались, никакого разнообразия идей и мнений не допускалось. Вся образовательная система проходила строгий партийный контроль.

Школьным учителям и университетским преподавателям предстояло стать верными помощниками нацистов в воспитании детей в военно-патриотическом ключе. Естественно, сами педагоги также должны были быть «расово чистыми» и незапятнанными в идеологическом отношении.

НЕПРИЗНАННЫЙ ЛИТЕРАТОР

Если Гитлер в молодости мечтал стать художником, то Геббельс пробовал свои силы в литературе — в поэзии, прозе и драматургии. В университете он изучал классическую филологию и даже получил докторскую степень. Геббельс неоднократно пытался устроиться на работу в различные издательства, но везде получал отказ. Причину он искал не в собственном слабом таланте, а в редакторах-евреях, которые берут на работу только «своих»

НАЦИСТ-РОМАНТИК

Геббельс не всегда был антисемитом, одно время он даже ухаживал за еврейской девушкой. В молодости будущий министр пропаганды увлекался русской литературой и под впечатлением от книг Достоевского называл Россию «священной страной». Поначалу Геббельс придерживался левых взглядов и критиковал Гитлера, однако партийная карьера очень скоро переменила его взгляды: он стал восхищаться фюрером, презирать Россию и яростно ненавидеть евреев

ШКОЛА ШОВИНИЗМА

Основой образования Гитлер и его соратники объявили идеологическую подготовку. Ее задачей было возбуждать в подрастающем поколении расовую ненависть к «врагам нации» и восторг перед всем истинно «арийским». Поэтому основная школьная нагрузка падала на две дисциплины — биологию и историю. Первая учила с ходу определять «чуждую расу», вторая поднимала патриотический дух рассказами о великих немецких завоеваниях и победах. Обязательными к изучению также были история НСДАП и биография фюрера. С малых лет немецких детей заражали антисемитскими воззрениями, убежденностью в превосходстве «арийцев» над прочими «расами».

Критически мыслить или иметь свое мнение юным «арийцам» не полагалось. Поэтому изучение наук, способствующих развитию интеллекта, существенно сокращалось. За счет освободившегося времени вводилось больше физических нагрузок. Значительное внимание уделялось мероприятиям, призванным развивать физические навыки детей и закалять их характер. Детям почти не оставляли свободного времени, тем самым максимально ограждая их от возможного влияния родителей и старших друзей. Надо сказать, большинство родителей не имели ничего против.

Школьное образование было дифференцированным: мальчики и девочки учились отдельно. Из мальчиков делали будущих бойцов, девочек готовили вести домашнее хозяйство, быть надежными матерями и женами.

Для военно-патриотического воспитания подрастающего поколения при НСДАП были созданы политизированные молодежные организации: «Гитлерюгенд» для мальчиков и «Союз немецких девушек» для девочек. К 1938 году в них обязаны были состоять все немецкие дети начиная с десятилетнего возраста. Еврейским детям, разумеется, доступ в них был закрыт. Во избежание неверного воспитания все сколько-нибудь независимые от режима молодежные объединения были запрещены и распущены. Родителям, которые отказывались отдавать своих детей в «Гитлерюгенд» или «Союз немецких девушек», грозили неприятности.

Воздействовали на детей и через усиленную пропаганду: при помощи кинофильмов, книг, песен и театрализованных массовых мероприятий, превозносивших фюрера и партию.

БОЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ

Культурно образованные, независимо мыслящие, воспитанные в традициях гуманизма дети нацистам были не нужны — им требовались «боевые единицы». А потому интеллектуальное развитие, а тем более нравственно-эстетическое воспитание детей, не имело значения. Куда важнее была готовность учащихся беспрекословно выполнять команды.

Грубая, примитивная мораль нацистской партии требовала отречься от личных интересов и ценностей в угоду коллективным, под которыми в первую очередь понимались интересы партии. Человеческая индивидуальность, уникальность каждой личности, даже сама человеческая жизнь обесценивались, когда речь шла о национальных (то есть партийных) интересах.

От солдат рейха прежде всего требовалось быть послушными и не задавать лишних вопросов. При необходимости каждый из них должен был не рассуждая пожертвовать всем ради блага родины. На практике это означало, что, если партия прикажет, послушный солдат с радостью отдаст свою жизнь или отберет чужую. И все это во имя фюрера и его бесчеловечных идей. Будущие захватнические войны и геноцид прикрывались высокими целями служения нации. Об истинной цене грядущих завоеваний мало кто задумывался. Гитлеровский монстр пожирал собственных детей.

Воздействие пропаганды на немецких детей уменьшалось только при том условии, если их родители или другие близкие люди осмеливались открыто выражать свою позицию против нацистской идеологии.

ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ

Идеи о враждебности евреев насаждались даже на уроках математики. Вот одна из типичных задачек из гитлеровского школьного учебника: «Евреи — враги Германии. В 1933 году население Третьего рейха составляло 66 060 000 жителей, из которых 499 682 были евреями. Какой процент населения страны составляли ее враги?»

ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ

В стремлении вырастить послушную молодежь нацисты унифицировали не только образовательные и воспитательные программы, но даже внешний вид детей. Мальчики были обязаны носить короткую стрижку и специальную униформу «Гитлерюгенда». Девочкам полагалось заплетать волосы в косы. Применение косметики категорически не допускалось. Специальные патрули зорко следили за соблюдением правил

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Холокост. Уроки истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я