Философия Наруто. Все смыслы и контексты главного аниме современности

Арно Джахан, 2022

Философия персонажей любимого миллионами аниме на страницах этого подарочного издания! Книга «Философия Наруто» подарит фанатам возможность взглянуть на одноименное аниме не только как на анимационный сериал или экранизацию манги. Автор раскрывает философские принципы, на которых строятся персонажи, их развитие и поступки. Погрузитесь в мир, созданный легендарным Масаси Кисимото, еще глубже, и у вас появится возможность понять: – Почему Наруто никогда не сдается? – Каким принципам он следует, преодолевая все трудности на своем пути? – Какие уроки несет в себе история Саске? «Философия Наруто» позволит взглянуть на уже прекрасно знакомых персонажей совершенно по-новому. Арно Джахан тонко анализирует приключения знаменитого ниндзя и остальных персонажей, раскрывая философские послания саги. Откройте для себя «Наруто» с совершенно новой стороны! Книга позволит познакомиться с философией через призму популярной культуры и позволит лучше понять любимый сериал. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: ANIME. Лучшее для поклонников японской анимации

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия Наруто. Все смыслы и контексты главного аниме современности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1

Вселенная «наруто»

Исторические влияния

Мир ниндзя

Всемирно известные ниндзя, впервые появившиеся в XV веке, были японскими шпионами и наемниками. Они были разделены на кланы (семьи) и в основном работали на лордов и дворян. Их основные задачи состояли в убийствах и шпионаже. Ниндзя обладали особыми навыками и были мастерами в боях, которые сами считали искусством. Впрочем, работы Масаси Кисимото далеки от черных костюмов и лиц, скрытых темными тканями, — образов, знакомых нам по массовой культуре: его герои одеты в довольно эксцентричные цвета и наряды и не пытаются слиться с тенями. В «Наруто», как и в эпоху Эдо (1600–1868), ниндзюцу* играет очень важную роль.

Ниндзюцу

Ниндзюцу относится ко всем техникам, используемым ниндзя. Оно включает в себя использование оружия (например, меча, сюрикена* или куная*), безоружный бой, известный как тайдзюцу*, а также техники маскировки, взрывчатых веществ, ядов и жонглирования, известные как гендзюцу*, то есть искусство иллюзии. Ниндзюцу также включает в себя знания в области медицины, химии, психологии, метеорологии и астрономии.

Кланы и семьи

В феодальной Японии ниндзя делились на две категории: наемников, которые предлагали свои услуги в обмен на деньги, и тех, кто служил одному клану или семье. Исторически сложилось так, что самые большие и старые семьи ниндзя объединялись в кланы. Каждая из этих семей имела свое происхождение, обычаи, особенности и техники. Члены этих кланов необязательно принадлежали к одному семейному древу и поэтому не имели права голоса при принятии решений. Высшее руководство отвечало за философские ценности клана и стратегические решения. Оно также заботилось о жизни клана. Очень важная для структуры клана иерархия была довольно простой: джонин* — ниндзя высшего класса (лишь немногие другие ниндзя знали его личность), чунин* — ниндзя среднего класса, гении* — начинающий ниндзя.

Масаси Кисимото перенял эту структуру, создав деревни, управляемые ниндзя, но прежде всего он позаимствовал статус каге* — самого могущественного ниндзя, способного руководить всей деревней. Однако, несмотря на свое могущество, каге оставался в подчинении у своего даймё*. В древней Японии даймё были провинциальными феодалами и хозяевами больших территорий. Чтобы показать свою власть, они нанимали самураев. Великие семьи даймё воевали друг с другом за контроль над территориями. Исторически каге можно сравнить с сёгунами, великими полководцами самураев в феодальную эпоху Японии.

Деревни и сироты

Произведения Масаси Кисимото населяет множество персонажей-сирот. В одном из интервью Масаси объясняет это так: «Мне повезло вырасти счастливым ребенком в окружении двух любящих родителей. Но уже с раннего возраста я мог видеть последствия потери семьи на примере нескольких из своих друзей-сирот»[5]. Кисимото проанализировал разницу в поведении между собой и своими друзьями и осознал их проблемы и психологическое состояние.

Когда же Кисимото решил рассказать историю, основанную на жизни ниндзя, он вспомнил некоторые деревни в провинции Нара, дети которых знали, что не смогут долго радоваться совместной жизни с родителями, — последних готовили в шпионы, а значит, их более чем вероятно ждала скорая смерть. Создавая персонажей «Наруто», мангака опирался прежде всего на свои воспоминания, в точности описывая различные модели поведения, которые ему пришлось наблюдать. В своей манге Масаси не ограничивает понятие семьи кровными узами. Принадлежность к клану важна, но огромное сообщество, которое представляет собой деревня, еще важнее: «Значение слова “семья”, как его чаще всего понимают, кажется мне слишком ограниченным — тем более если учитывать, что я обращаюсь к молодой аудитории, которая все чаще сталкивается с разводом родителей»[6].

Идея создания деревни, где отношения имеют большое значение, возникла у Кисимото еще в детстве. Когда он был маленьким, Масаси часто собирался вместе с другими жителями и потому относился к ним как к членам своей семьи. Эти жители образовывали куми — «кланы» — и помогали друг другу собирать рис или рубить дрова для отопления бани. Они также собирались вместе на ужин, читали молитвы и устраивали похоронные церемонии. «По сути, моя деревня была построена по образцу общин, основанных ниндзя. И неизбежно этот опыт повлиял на меня, когда я создавал систему деревень в “Наруто”. Не в последнюю очередь потому, что с самого начала я знал, что ниндзя образуют одну большую семью»[7].

Масаси не удовлетворился созданием только одной деревни Конохи; он задумал несколько, каждая из которых принадлежала бы стране, управляемой даймё.

Мифологические влияния

Помимо того что Кисимото в значительной степени опирается на историю ниндзя, его вселенная основана на японской мифологии, которую он изменяет по своему усмотрению и которая находится под сильным влиянием синто и буддизма, двух основных религий Японии.

Синто

Синтоизм, означающий «путь богов», объединяет ряд верований, восходящих к истории древней Японии. Эта религия сочетает в себе политеизм и анимизм. Политеизм — это религиозная или философская концепция, которая предполагает существование нескольких божеств. Анимизм, с другой стороны, — это вера в духов, жизненную силу, которая оживляет существа и предметы, а также природные элементы — например, камни или ветер. Хотя некоторые мифы со временем распространились по всей Азии, чисто японские легенды относятся к двум периодам: одни — к началу религии синто, задолго до появления буддизма; другие, более поздние, — к феодальной Японии (1200–1868 гг.).

Эти мифы рассказывают о богах, различных сверхъестественных существах и животных с необычными способностями — например, о кьюби-но кицунэ (kyubi no kitsune), девятихвостой лисе, которая всегда описывается как злобное создание. Кисимото использует этот миф, чтобы заключить разрушительную силу Кьюби в Наруто, которая становится не только причиной его трагического детства, но в то же время и толчком для его невероятного путешествия. Наруто удается использовать силу Кьюби и его мощь, но в первую очередь ему удается стать его другом и обратить его на сторону добра, а точнее — разума.

Миф о девяти Биджу

В «Наруто», как и в японской мифологии, би-джу* — это демоны с хвостами. Легенда гласит, что существовало девять демонов, называемых биджу, пять из которых были богами стихий. Последние были заперты в святилище, соответствующем их стихии (ветер, огонь, молния, земля и вода), с помощью джинчурики* — предметов в виде сосудов, предназначенных для их заточения. В произведении Кисимото вместилищами являются не предметы, а люди, в частности Наруто. Мангака придумал пять основных стран, вдохновленных элементами биджу: страна Ветра, страна Огня, страна Молнии, страна Земли и страна Воды.

Чакра

Чтобы создать некоторые техники своей вселенной, Масаси Кисимото объединяет внутренние функции чакры, которая зародилась в Индии, с годаи — пятью японскими элементами: землей, водой, огнем, ветром и молнией. В «Наруто» ниндзя должны выполнить серию знаков, называемых мудра[8], а не только развивать чакру, чтобы использовать технику. Кисимото также черпает вдохновение в китайской астрологии, представленной двенадцатью животными.

Идзанаги и Идзанади

Согласно синто, Идзанаги и Идзанами были двумя богами, которые внесли свой вклад в сотворение мира и Японии[9]. Идзанами, жена Идзанаги, умерла, родив бога огня, и отправилась в страну мертвых. Идзанаги тщетно пытался вернуть ее на землю. После возвращения из страны мертвых он очистился в реке Тачибана, а из его рыданий родились три бога: богиня Солнца Аматерасу появилась из левого глаза своего отца; бог Луны Цукуёми родился из его правого глаза; бог бури Сусано родился из носа своего отца. Идзанаги подарил Аматерасу свое жемчужное ожерелье — символ власти над высокими небесными равнинами, Цукуёми он даровал власть над погодой, а Сусано — власть над океанами и бурями. Жадный до всеобщей мощи и хаоса Сусано будет изгнан с Земли. Он будет искупать свою вину, спасая провинцию Коси от страшного змея.

В своей работе Кисимото черпает вдохновение из всех этих источников и, объединяя, помещает их во вселенную «Наруто». Особенно наглядно их взаимное влияние заметно в истории членов клана Учиха.

Повесть «Сказание о храбром Джирайе»

Для создания характеров Джирайи, Цунаде и Орочимару Масаси Кисимото использовал японскую повесть «Сказание о храбром Джирайе» («Джирайя гокэцу моногатари»), известную по представлениям театра кабуки[10]. Джирайя был самым могущественным членом клана на Кюсю, третьем по величине острове Японии. После распада клана он стал предводителем отряда преступников. Достигнув вершины горы Миоко, Джирайя был посвящен в магию, которая дала ему способность превращаться в жабу. Затем он встретил Цунаде, красивую девушку, которая умела превращаться в улитку, и женился на ней. Позже Ясягоро, одного из его учеников, околдовала змея. Он принял имя Орочимару и напал на Дзирайю, своего бывшего учителя. Джирайя и Цунаде вместе сражались против Орочимару, но потеряли сознание от его яда. Джирайя был близок к смерти, но его спас один из учеников, жизнь которого он тоже когда-то сохранил. История заканчивается внезапно, не давая никаких подробностей о будущем персонажей, но намекая на то, что добро приводит к добру. Кисимото решил позаимствовать эту легенду и дать персонажам полноценную историю, адаптировав их на свой лад.

Оглавление

Из серии: ANIME. Лучшее для поклонников японской анимации

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия Наруто. Все смыслы и контексты главного аниме современности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Масаси Кисимото в интервью «Сироты в комиксах», Kaboom, издание 7. Интервью Стефана Божана (Kaboom) и Кристель Улане (Editions Капа) на сайте https://www.kana.fr/ linterview-de-masashi-kishimoto-kaboom/.

6

Масаси Кисимото в интервью «Сироты в комиксах», Kaboom, издание 7. Интервью Стефана Божана (Kaboom) и Кристель Улане (Editions Капа) на сайте https://www.kana.fr/ linterview-de-masashi-kishimoto-kaboom/.

7

Там же.

8

Это фиксированные положения рук, связанные с индийской культурой. Их можно встретить, например, на некоторых буддийских скульптурах.

9

Майкл Ашкенази, «Справочник по японской мифологии», Азбука-КЛИО, 2003.

10

Традиционный японский театр с эксцентричными актерами и зрелищными сценами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я