В этой книге я не собираюсь учить вас жизни и не буду рассказывать как это делать правильно. Пии том никто не знает, как точно. Я поделюсь теми инструментами, которые помогли мне и помогают моим клиентам избавиться от тревожных и других видов эмоциональных расстройств. Для того, чтобы ваша ситуация становилась лучше, вам достаточно просто начать читать эту книгу и выполнять практики, который я собирал более 7 лет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги НЕВРОЗ? Спасибо, не надо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3.
Как усугубить невроз?
Все люди на планете Земля применяют так называемые копинг-стратегии. Это действия, которые помогают нам справиться со стрессом. И как вы уже, наверное, догадались — подавляющее большинство использует не полезные стратегии.
Самое распространённое действие — это погружение в медиа (телевизор, гаджеты, соцсети, игры и т.д.). Как основной «спасательный круг» медиа используют 60% россиян. Второе место занимает алкоголь. По разным оценкам злоупотребление спиртными напитками является очень частым у 15—30% российского населения. И до 60% употребляют алкоголь время от времени. Далее идёт спорт. И только 2% жителей страны выбирают основным своим копингом медитации.
В этой главе мы обсудим несколько стратегий, кажущихся спасительными в снижении стресса, но по факту усугубляющими состояние и продлевающими пребывание в неврозе.
Алкоголь
До 30% россиян злоупотребляют алкоголем. 60% пьют время от времени. Алкоголь — самый распространённый и доступный «антидепрессант». Пить или не пить? Вот в чём вопрос. Я скажу нет. Вообще. Никогда. Многие мне возразят — «Ну как же так?! Наши предки пили испокон веков, у нас это в крови. Это наш ген, передающийся из поколения в поколение. Существует культура пития и т.д.». Уинстон Черчилль говорил — «Я взял у алкоголя больше, чем он у меня». Авиценна вообще относил спиртные напитки к разряду медицинских веществ. Диоген говорил, что люди, утоляющие жажду вином, а не водой, постепенно становятся тупыми скотами. Отто фон Бисмарк утверждал, что те, кто пьют спиртное, становятся ленивыми и постепенно глупеют. «Сначала ты выпиваешь алкоголь, затем алкоголь выпивает алкоголь, а потом алкоголь выпивает тебя», — это слова американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Так кому же верить? В любом случае выбирать вам. Я лишь поделюсь своими соображениями и своим опытом. Расскажу, как алкоголь мешает выходу из невроза. Прежде, чем делать выводы, предлагаю окунуться в историю и обсудить несколько мифов об алкоголе.
Миф №1. Алкоголь — это наша национальная черта.
«Русские пьют больше всех в мире. Водка — наш национальный напиток. Никто в мире не способен нас перепить!» — нередко слышу я отовсюду. Некоторые говорят об этом с гордостью. Что больше всего поражало, подобные высказывания я слышал даже от профессиональных спортсменов. Предлагаю разобраться, правда ли это?
В 1859 году по Российской империи прокатились погромы питейных заведений, пивоваренных и винных заводов. Народ разгромил их более, чем в 32 губерниях, 2000 селениях и деревнях. Люди отказывались от «халявной» водки. Это был настоящий антиалкогольный бунт. Народ выступал против спаивания нации! Инициатором подобного движения не были конкурирующие фирмы, которые пытались решить свои проблемы в сфере алкогольного рынка. Зачинщиком подобного движения были простые люди, жители страны, которые были резко негативно настроены против алкоголя и всего того, что с ним связано. Такого события не знает ни одна страна мира. Решительность достигла такого уровня, что люди были готовы отстаивать свои интересы с оружием в руках! К слову сказать, в то время дети, молодые люди до двадцати одного года и женщины не пили вообще. А мужчины за год выпивали не более двух-трёх литров спиртного. По нынешним меркам это вполне можно назвать трезвостью, но в те годы чрезмерное распространение производства спиртных напитков вызвало бурю негодования среди населения. Бунт достиг такого уровня, что царю Александру II пришлось ввести войска в эти губернии для того, чтобы подавить антиалкогольные бунты. Данные события можно назвать гражданской войной. В результате тех событий более 11 тысяч человек были брошены в тюрьмы. Также царь был вынужден обратиться к церкви, чтобы она на то время остановила обличение пьянства как греха. Народ был настолько резко негативно настроен против спиртного, что даже так называемые «акции», когда питейные заведения отдавали водку и другие горячительные напитки бесплатно, проваливались. Люди попросту игнорировали пьянство. Представьте себе проведение подобной акции сейчас. Какая выстроится очередь из желающих выпить «на халяву»! В любом баре, где 3 коктейля продают по цене 2-х, спрос на этот коктейль вырастает многократно.
Россия наряду со Швецией много веков была самой непьющей страной в Европе. Вот вам и национальная черта! По большому счёту наша национальная черта заключаются как раз в том, что россияне — самая непьющая европейская нация. Так было с древних времён вплоть до XIX века.
Миф №2. Водка — наш национальный напиток.
Водка принципиально отличается от всех других спиртных напитков, которые существуют в мире. Как вы знаете, все крепкие алкогольные напитки являются дистиллятами, водка же — единственный ректификат в этой категории. Что это значит? К примеру, коньяк, виски и бренди проходят предварительную грубую очистку и оставляют в себе очень много следов исходного сырья. Текила является дистиллятом ферментированного сока голубой агавы. Бренди — продукт дистилляции виноградного вина. Джин — это зерновой дистиллят, продукт перегонки с можжевеловыми ягодами и другими растительными компонентами. Другие напитки также проходят процесс дистилляции. А вот с ректификатом совсем другая ситуация. Исходное сырьё проходит многократные процессы перегонки. Сначала его испаряют, потом конденсируют, затем снова испаряют, и потом вновь конденсируют. И так этот процесс происходит многократно по той же схеме. В итоге мы получаем чистое химическое соединение — этиловый ректификационный спирт. Получившееся соединение выходит настолько обезличенным в отличие от исходного сырья, что даже в лабораторных условиях невозможно определить, из чего сделан этот этиловый спирт.
Как-то один из телеканалов решил провести эксперимент. Представители канала приобрели самую дешёвую осетинскую и «Кремлевскую» водку за несколько тысяч рублей. Содержимое обеих бутылок было отправлено в лабораторию. В ходе исследований не было выявлено никаких отличий. Выходит, что в какую бы бутылку не налили жидкость, и какую этикетку не наклеили, внутри будет одно и то же содержимое. Как мы видим, цена водки складывается не исходя из индивидуальных особенностей продукта, а является результатом влияния маркетинга. Вы платите деньги не за содержимое, а за красивую упаковку. А так же за то, что говорят окружающие именно об этой конкретной марке водки.
Во всем мире и особенно в России считают, что водка — это исконно русский напиток, история создания которого уходит глубоко в историю. Ректификационная колонна была придумана только в 1885 году в конце XIX века. Только при помощи этого аппарата возможно производство этилового спирта. Ректификат был придуман изначально для промышленности и никто не рассматривал данный химикат в качестве питья. Кроме России. Почему же так произошло? В 1895 году в Российской империи была введена государственная монополия на все дистилляты. Запрещалось их производство и продажа всем кроме государства. Многие люди на этом «прогорели». Предприниматели тех времён потеряли множество денег, и им пришлось как-то выкручиваться. Они нашли очень изящное решение, как им казалось на тот момент — производить промышленный ректификат вместо дистиллятов. Так они начали производить и продавать промышленное химическое соединение этиловый ректификационный спирт. И только в 1936 году оно получило название водка. До этого оно продавалось просто как 40-градусное столовое крепкое вино. Вот вам и исконно русский напиток водка.
В 60-е годы водку стали экспортировать за рубеж. Но было сложно продавать дешёвое химическое соединение дорого. Необходимо было придать ценности товару. Вот и родился миф об исконности, древности, поколениях. На самом деле водке в том виде, в котором мы её знаем, чуть более 100 лет.
Миф №3. Алкоголь снижает депрессию.
Мало кто знает, как эволюционировал ГОСТ. До 1972 года этиловый спирт имел такое обозначение — легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относящаяся к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы.
Но в этом же 1972 году всё изменилось. Определение немного сократилось и приняло следующий вид: этиловый спирт — это легковоспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом. Продолжение фразы о том, что это наркотик, почему-то решили опустить. Но это ещё не всё. В 1993 году появилось новое, иное разъяснение: этиловый ректификованный спирт из пищевого сырья — бесцветная легковоспламеняющаяся жидкость. То есть менее, чем за 50 лет спирт из наркотика, вызывающего паралич, превратился в пищу.
Возникает резонный вопрос. Что изменилось с 1972года — формула этилового сприта или человеческий организм? ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) даёт такое определение наркотикам: химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. По-моему, алкоголь очень подходит под это определение.
Почему человеку хорошо, когда он выпивает? В организме выделяется дофамин, гормон, который расслабляет человека и повышает настроение. Поэтому алкоголь часто относят к антидепрессантам, но это крайне неверно. Эффект от него очень кратковременный. Впоследствии организм адаптируется к выработке гормона, и его требуется всё больше для достижения такого же эффекта, как ранее. Повышение дозы ведёт к зависимости и разрушению личности. А у представителей северных народов эта зависимость возникает намного быстрее, чем у южан. Дело в ферменте, который называется алкогольдегидрогеназа. Его задача состоит в расщеплении продуктов алкоголя. И чем севернее народ, тем этого фермента у него меньше. Поэтому представители Чукотки, Коми, коренных народностей Якутии вообще не приспособлены к употреблению алкоголя.
Исходя из вышесказанного можно сделать один вывод, что алкоголь — самый что ни на есть депрессант.
Миф №4. Можно пить «культурно», «умеренно», и малые дозы алкоголя безвредны, а иногда даже полезны.
Наверное это самый распространённый миф. Про «культуру питья» слышал каждый из нас. Этот миф существует и поддерживается благодаря средствам массовой информации. Вспомните предновогодние дни, когда по федеральным каналам рассказывают, как правильно «бухать». За сколько времени и что именно нужно съесть, и с какой периодичностью заливать в себя яд. У большинства людей, привыкших верить «телику», складывается впечатление, что «культурно выпивать» — это норма и не возникает даже мысли о том, что в этом механизме что-то не так. «Культурное», «умеренное» употребление спиртного — самый коварный термин. Достаточно призвать людей пить в умеренных дозах и сказать, что это безвредно, и они охотно последуют такому совету. Пропаганда возможности такого потребления алкогольных напитков наносит огромный вред всему обществу, в частности сознанию молодого поколения.
«Культурно» выпивающий человек также разрушает своё здоровье, как и пьющий «не культурно», только чуть медленнее. Диким является сам факт «культурного употребления» алкоголя: как можно культурно отравляться веществом, которое является ядом в любых дозах?! Это то же самое, что и культурное битьё головой об стену, или культурное поедание песка. Да, многие мне возразят. Также алкоголь может быть вкусным и приятным, но это нисколько не меняет его сути. В действительности совсем не важно, какой именно спиртной напиток употребляет человек, существенно только одно — сколько при этом алкоголя в перерасчёте на чистый спирт поступает в его организм.
Главной расплатой за «умеренное» употребление алкогольных изделий и пропаганду этой возможности является ухудшение здоровья будущих поколений и вовлечение их в порочный круг отравления алкоголем со всеми вытекающими последствиями.
Миф №5. С помощью алкоголя можно быстро согреться.
Почему алкогольные напитки называют горячительными? Люди уверены в том, что спирт обладает согревающим эффектом. «Ну он же горит» — скажут многие. «Если человек замёрз, что может быть лучше „100 грамм“? Это самое лучшее лекарство» — продолжат другие. Признаться, в этом утверждении есть малая доля правды. Дело в том, что принятые при переохлаждении человека 50 граммов водки или коньяка способствуют краткосрочному улучшению. Алкоголь расширяет сосуды и нормализует кровоснабжение внутренних органов. Последующие же дозы усиливают кровоток в коже, которая краснеет. Появляется приятное чувство тепла. Но это ощущение очень обманчиво — ведь в этом случае усиливается теплоотдача, и организм начинает остывать ещё больше. Самый коварный момент в подобного рода процедурах состоит в том, что у человека сохраняется субъективное ощущение полного благополучия. Сначала он остывает и для согревания нужно принять изрядную дозу алкоголя. После этого он перестаёт чувствовать обморожение, но тело продолжает стынуть. Поэтому согревающий эффект от спиртного — это очередная рекламная акция и максимум, что он согревает — это желудок в момент употребления.
Миф №6. Алкоголь усиливает аппетит.
Это утверждение тоже имеет долю правды. Спиртные напитки действительно возбуждают аппетит. Но появление лёгкого чувства голода провоцируют только крепкие напитки, да и то лишь при условии потребления в малых количествах. Речь идет о 20—25 граммах водки. Она воздействует на центр насыщения и активирует его. Весь этот процесс занимает минут 15—20, не меньше. Но как действуют большинство любителей «горячительного» аперитива? Выпив 50-граммовую стопку водки, они тут же начинают есть. Откуда взялся этот ритуал? Вспомните кино 60-х годов, милые советские комедии. Например «Кавказская пленница» — любимый многими фильм. И я — не исключение. Но даже в таких замечательных картинах есть много моментов, над которыми можно поспорить. В этом кино достаточно большое количество эпизодов, показывающих употребление спиртного. Многие возразят мне, что это комедия и люди, глядя на эти сцены просто смеются, не воспринимая это всерьёз. На внешнем уровне, возможно, да, но на подсознательном — никак нет. Мозг считывает информацию, через время улетучивается восприятие фильма как цельного произведения, и остаются отдельные фрагменты, которые мы в последствии переносим в свою жизнь и начинаем воспринимать как должное и даже логичное поведение.
Многие знают о том, как нужно правильно пить виски. Необходимо создать полумрак, сесть в кресло и понюхать сигару. Затем взять низкий хрустальный стакан, положить в него пару кусочков льда и залить виски. И добавить ещё один важный элемент — содовую. Мало кто знал, что такое содовая, но выражение — «мне — виски с содовой», неоднократно слышали практически с детства.
Вернёмся к аппетиту. Пить «для аппетиту» прямо пред едой крайне не логично. Ведь за считанные секунды голод не появится, а если вы начинаете кушать сразу после алкоголя, значит у вас аппетит и так был. Зачем тогда нужен алкоголь? К тому же спиртное будет агрессивно вести себя по отношению к слизистой голодного желудка. Он будет страдать ещё и от соляной кислоты, выработка которой тоже будет усиливаться. В результате возможно развитие гастрита. Не слишком ли высокая цена за то, чтобы с «аппетитом покушать»?
Мы обсудили часть мифов, созданных вокруг спиртных напитков. Эту тему можно развивать долго. Важно донести суть. А она такова, что алкоголь при неврозе нисколько не помогает, и даже напротив — значительно ухудшает состояние.
У меня произошёл как-то такой диалог с клиентом:
«У меня после выходных сильно усилилась навязчивость», — начал он.
«Происходили ли какие-то события, которые могли бы спровоцировать такую реакцию?» — поинтересовался я.
«Да, возможно. Наверное это из-за выпитого алкоголя», — вдумчиво произнёс он.
«Почему вы так решили?»
«Я уже не первый раз это замечаю».
«Что Вам мешает не пить, раз это усугубляет Ваше состояние?» — вновь задал вопрос я.
«Ну тогда я буду белой вороной. Все мои друзья пьют, а я буду сок попивать?» — пожал мужчина плечами.
В такие моменты необходимо сделать выбор. Психическое здоровье или не быть «белой вороной»? Я понимаю, многим не хочется отбиваться от социума. Но если ваши друзья отказываются от вас, потому что вы не пьёте, нужно задаться вопросом — настоящие ли это друзья? Может это просто «собутыльники»?
Я тоже прошёл период расхода с «алкотоварищами», как я их сейчас называю. Мы сейчас не встречаемся, потому что нет для этого поводов. Сначала этот процесс проходил крайне неприятно, но потом я понял, что у меня появилось много преимуществ. Жизнь стала намного продуктивнее.
В любом случае выбирать вам. Но необходимо учесть один факт: если вы пьёте алкоголь, то это сильно тормозит выход из невроза. А если вы попадёте в зависимость от него, то только усугубите своё положение.
Медиа
Чуть выше я приводил статистику использования медиа как копинг-стратегии. 60% россиян предпочитают такой способ снижения стресса. Но это актуально не только для нашей страны. На начало 2020 года зафиксировано более 4,5 миллиарда людей, пользующихся интернетом, а аудитория пользователей социальных сетей перевалила за отметку в 3,8 миллиарда. То есть почти 60% мирового населения уже онлайн.
Среднестатистический пользователь проводит в интернете по 6 часов 43 минуты каждый день. Выходит, что 100 дней в году он тратит на времяпрепровождение в интернете. В среднем мы спим около 8 часов в сутки, и если вычесть это время из 24 часов, то получается, что более 40% времени нашего бодрствования мы находимся в интернете.
В совокупности глобальная аудитория интернета находилась в онлайн 1,25 миллиарда лет за один только 2020 год! И одна треть этого времени уходит на социальные сети. Количество времени, которое люди проводят в интернете, сильно отличается в разных странах. Так на Филиппинах это 9 часов 45 минут в день, а в Японии — 4 часа 22 минуты. Россияне же «сидят» в интернете по 7 часов 17 минут каждый день.
Интернет, да и медиа в целом стали неотъемлемой частью нашей жизни, а кому-то и вовсе её заменили.
Зачем снижать использование медиа в жизни в период работы с неврозом?
Диалог с клиентом из моей практики. Ему 35 лет, у него агорафобия и субдепрессия:
«Как часто Вы выходите на улицу?» — начал я.
«Не часто», — ответил он. — «Езжу на такси только на работу и обратно».
«А как у Вас складывается общение в коллективе?»
«У нас маленькая компания. Работаем вдвоём с одной девочкой. Я с ней не общаюсь. Только по работе» — сухо произнёс он.
«Вы встречаетесь с друзьями?» — продолжил я.
«Нет. У меня их нет. Зачем мне их заводить если все люди предатели?!» — раздражённо бросил он. — «Циничные и расчётливые, обязательно подставят или кинут».
«Как тогда Вы проводите досуг?» — задал я вопрос.
«Сижу в интернете, смотрю Youtube».
«И как это помогает Вам справиться с депрессией?»
«Да никак, я это понимаю», — поспешно ответил он — «Но ничего с собой поделать не могу».
Существует прямая связь между негативной информацией из СМИ, ТВ, различных сайтов и соцсетей с тревожным расстройством. На первый взгляд это может казаться совсем нелогичным. Но на самом деле эта связь довольно тесная.
Люди, попавшие в тревожное состояние, не редко интерпретируют полученную информацию искажённым образом. Они катастрофизируют её и «надевают» на себя. Особенно это касается новостей и телепрограмм о здоровье. Это происходит в силу повышенной тревожности такого рода информации.
Важно научиться исключать любые источники информации, или хотя бы сводить к минимуму в период повышения тревоги. В такие моменты человеческий мозг способен раздуть обычную медицинскую информацию до уровня катастрофы вселенского масштаба, чем только подпитывает и без того повышенную тревогу. Так образуется замкнутый круг.
Рассмотрим несколько популярных социальных источников информации, с которыми мы соприкасаемся каждый день.
Сериалы
Чем же вредны сериалы?
Компании выпускающие сериалы, говорят нам, что они ориентированы на «креативного» зрителя. И мы с удовольствием принимаем эту информацию на веру. Усаживаем свои «креативные» задницы перед экраном и начинаем уничтожать своё время.
Вредность состоит в незаконченности истории. После каждой серии нам всегда оставляют «недоеденное блюдо», которое хочется поглотить на следующий день. И так до бесконечности! Самый длинный сериал длился 72 года! С 1937 по 2009 год. И это не «Санта-Барбара». После прочтения этой информации наверняка многие сразу же обратились к Гуглу, чтобы найти подтверждение моим словам. Боюсь представить, что существуют люди, которые посмотрели этот сериал от начала до конца.
Просматривая сериал, мы сами не желая того начинаем проживать жизнь героев. У меня в группе проходила терапию любительница сериалов. На мой вопрос от том, что она ела вчера на обед, она так и не смогла ответить. А вот о том, что происходило во вчерашней серии её любимого сериала, она начала рассказывать с полным воодушевлением. Осознанность полностью убита.
Некоторые возразят: «А как же исторические сериалы? Они же полезны, рассказывают нам о прошлом». Если речь идёт о реальной истории, то в сериале скорее всего вам преподнесут плод фантазий и вымыслов автора сценария с целью драматизировать события. А это искажает видение истории в нашем сознании, формируя настоящее и будущее.
Новости
«Актуальная информация» — вот, что нам доносят СМИ. На самом деле этот процесс давно превратился в бесконечный шум. Где громче кричат, там и «правда». Во время просмотра новостей мы даже не задаёмся вопросом, — «а правда ли то, что нам говорят?» Новостной контент не освещает реальность, а создает её в наших головах! Агентствам новостей необходимо делать рейтинги, и они давят на эмоции человека. Чаще всего это такие полярные чувства, как страх или радость. Обратите внимание, что все рейтинговые передачи либо смешат, либо пугают нас.
Вы со всей справедливостью возразите: «Но как же без новостей? Необходимо быть в курсе мировых событий. Так можно вообще „лесным“ стать, если жить в неведении. Читаем факты — делаем выводы, не тупые». Мы боимся пропустить что-то важное и значимое, но совсем забываем о том, что это никак не относится к нам лично. Мировые аналитики кричат, что рухнет цена на нефть, а куда мне бежать и что с этим делать — не говорят.
Я узнал о том, что в США — новый президент в день его инаугурации совершенно случайно. Услышал мимоходом по радио, совершая покупку на рынке. И то, что в Ростове сменился мэр города через год его работы, тоже. И, блин, с моей жизнью ничего плохого не произошло! Вообще!
Так чем же опасны новости? Во-первых, кора головного мозга — очень пластичная штука и ввиду своей инертности начинает принимать на веру всё, что ему предлагают. То, что человек способен фильтровать не полезную информацию — это иллюзия. Если вы будете жить в обществе алкоголиков, скорее всего вы запьёте. Это всего лишь вопрос времени. Если каждый день слушать о том, какие же «пиндосы» гады, то через время в голове возникнет вопрос, — «а может, так и есть?» Мы перестаём анализировать реальность. Во-вторых, просмотр новостных передач — это потеря энергии. Мозг весит 2% от общей массы тела. Я сейчас не делаю намёк на проблему ожирения человечества. А энергии он потребляет 25%. И если мы забиваем голову лишней информацией, нам попросту не хватает энергии на обыденные дела. Просыпаясь утром, человек уже чувствует усталость и разбитость.
Instagram, Facebook, ( организации запрещенные на территории Российской Федерации), ВКонтакте
Социальные сети стали неотъемлемой частью человечества и сложно представить человека, который не зарегистрирован ни в одной из них. Если посчитать, сколько времени люди проводят в соцсетях, то выяснится, что как минимум 30%.
Чем же опасны соцсети?
Первое — это зависимость. Когда нам на телефон приходит уведомление о том, что нам поставили лайк, у нас активизируется так называемая «система вознаграждений». Она включается также, когда мы чувствуем удовольствие от приёма пищи, секса, когда получаем приятные новости. Все дело в вырабатываемом в этот момент дофамине. Нам, конечно же, нравится принимать подобные сообщения, и отказаться от этого очень сложно. А когда наши ожидания не совпали с реальностью, если нам, например, поставили меньше сотни лайков, а мы ожидали больше, люди начинают чувствовать подавленность и апатию.
Второе — отвлечение. Ленты в соцсетях обновляются со скоростью света и уведомления сыпятся постоянно. Человеку, чтобы сосредоточится на работе и вникнуть, необходимо около 15 минут беспрерывного действия. Разработчики Андроид выпустили приложение, которое подсчитывает количество разблокировок экрана телефона в день. Приложение установили 150 тысяч человек. Выяснилось, что минимальный показатель — разблокировка каждые 6 минут. Нашлись и лидеры. Один пользователь разблокировал телефон 9000 раз за сутки. По сути, сосредоточиться на деятельности в таком случае просто нет шансов.
Третье — попытка соответствия «небожителям». Просматривая ленту Инстаграм (организация запрещённая на территории Российской Федерации), мы натыкаемся на фото, где стоит привлекательная девушка с молодым человеком в обнимку. Они улыбаются, девушка держит в руках огромный букет роз, и всё это действо происходит на закате у моря. Ммм, идиллия… О чём вы сейчас подумали? «Наверняка у них идеальные отношения и они никогда не ругаются. Он её безумно любит, боготворит, носит на руках. Они выглядят идеально, значит могут себе это позволить. Видимо, муж хорошо зарабатывает. И они постоянно ездят отдыхать».
В голове рождается мысль, что мы живём как-то не так. Не там работаем, не с тем человеком живём, не в той стране, все — гады, правительство — сволочи и так далее. В следствие возникает подавленность, гнев, зависть и куча требований.
Красивая картинка в инстаграм (организации запрещенные на территории Российской Федерации) — это образ, фантом, который рождает иллюзию в вашей голове. Самое неприятное, что мы начинаем этому соответствовать: пытаемся вылепить своих партнёров, лезем в кредит, чтобы «жить нормально, чтобы все было как у людей». А когда чуточку начинаем соответствовать «образу», появляется новый, другой, и мы начинаем стремиться к нему. И так до бесконечности.
Если вы вступили в гонки, вы уже в проигрышной позиции. Всегда будет кто-то красивее, моложе, сильнее, богаче и так далее.
YouTube
Не редко слышу гордые возгласы: «Я не смотрю „зомбоящик“ уже 3 года, — ушёл в интернет». Одна из самых свободных площадок — «Ютюб». Да, полная свобода, альтернативная информация. Всё вроде класс! Но.
Чем же вреден всеми любимый «ютюб»?
Это убийство аналитичности и увеличение ожиданий от происходящего в реальности. Как это работает? Мы смотрим видео ролики, и для нашего мозга это становится самым привлекательным способом получения информации. Когда же нам требуется что-то прочитать в объёме чуть более 10 слов шрифтом меньше 12го, появляется дикое сопротивление. Один мой коллега сравнил эти два процесса, как дозу героина (видео) и стакан водки (текст). Так вот, если вы подсели на героин, водка не будет приносить удовольствие. Плюс ко всему мозг начинает работать по программе «тотчас», мы начинаем хотеть всё здесь и сейчас. Понравилась машина — хочу сейчас, понравилась квартира — подавайте сейчас, женщина — в эту же секунду. И так во всём. В итоге, если мы представляем, что на всё это придётся потратить время, наша мотивация стремится к нулю. И опять, — здравствуй, подавленность. Мы до того нетерпеливы, что давим на кнопку лифта по несколько раз, когда он едет слишком долго.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги НЕВРОЗ? Спасибо, не надо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других