Бог, Иисус Христос и потомки Адама. Против теологических заблуждений в христианстве

Аркадий Воеводин

В книге рассмотрена суть личностных природ Бога и человека (созданного по образу и подобию Творца). На основании выявленных в I-ой части книги свойств этих природ, во II-ой части показаны принципы соединения их в Существе Иисуса Христа. Доказана неправомерность утверждения трех Лиц в единой Личности Бога и невозможность соединения во Христе двух природ в одну Личность. Книга предназначена для христианских теологов и нехристиан, призванных к познанию Бога и Его Помазанника Иисуса Христа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог, Иисус Христос и потомки Адама. Против теологических заблуждений в христианстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Словарь основных терминов

Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений.

Рене Декарт

СУЩИЙ — существующий, имеющий бытие, подлинный, настоящий.

СУЩНОСТЬ — вещь сама по себе, и сама в себе. Внутреннее содержание предмета (сущего), выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия; истинное содержание сущего, то, что составляет и форму бытия, и суть сущего. Это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить.

Свойства сущности: 1. При соединении сущностей образуется новая сущность, но при этом исходные сущности не утрачивают свое бытие, несколько изменяются, обусловливая бытие новой сущности. 2. Познание сущностей возможно, но во всей полноте они непознаваемы, непостижимы для осознания.

СУЩЕСТВО — предмет, то что существует.

ЖИЗНЬ (вообще) — самоорганизованное бытие, присущее Богу; Бог есть жизнь. Жизнь тварная — самоорганизующееся бытие, сотворенное Богом.

ТОЖДЕСТВО«Предельный случай равенства объектов, когда не только все родовидовые, но и все индивидуальные их свойства совпадают. Совпадение наряду с родовидовыми и всех индивидуальных свойств (индивидуация) необходимо приводит к одному объекту или к одночленной совокупности, в которой объекты различны лишь условно — нумерически»21.

ЭНЕРГИЯ [греч. ενέργεια, от ένεργέω — действую, совершаю (на деле)] — термин др.-греч. философии, означающий: 1) действие, осуществление; 2) действительность (ср. нем. Wirklichkeit — действительность, от wirken — действовать)22.

ЭНЕРГИЯестество нематериальной сущности, первооснова всего сущего, проявляющаяся как актуальная действительность (энтелехия); вечна и неуничтожима, способна изменять формы своего бытия. Энергия не имеет покоя и находится в непрерывном движении.

По определению св. Григория Паламы: «Божественные энергии — Сам Бог». Онтически23 материальные и эфирные энергии сотворены, а точнее сказать, преобразованы Богом из Его Собственных энергий.

ЕСТЕСТВОэнергетическая структура, образующая внутреннюю основу, содержание, субстрат любой сущности; то, из чего состоит предмет, объект. Различаем материальное естество (материя), эфирное естество (эфир), духовное естество (дух).

СУБСТРАТ [от позднелатинского substratum — основа, буквально — подстилка] — общая материальная основа явлений. Понятие субстрата близко к понятию «субстанция», которая традиционно понималась в качестве абсолютного субстрата всех изменений, таковым, например, является энергия.

СУБСТАНЦИЯ [лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе]. Мы скажем так, субстанция более близка к понятию «субстрат», точнее, — это совокупный субстрат, составляющий форму бытия сущности как конкретной энергетической индивидуальности; естество сущности.

ЭФИР (греч. αἰθήρ — верхние слои воздуха). «1. Термин древнегреческой философии, один из элементов, т. н. пятая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня). См. Квинтэссенция. 2. Эфир мировой, световой эфир, гипотетическая всепроникающая среда, которой приписывалась роль переносчика света и вообще электромагнитных взаимодействий»24.

ЭФИР — нематериальная субстанция; среда не гипотетическая, а реально существующая, проницающая всё пространство материального мира. Вторая ипостась материальных (корпускулярных) сущностей или барионного (весомого) вещества. Естество ангельского мира и душ живых существ.

МАТЕРИЯ — вещество. Особая форма бытия энергий; диипостасная сущность с корпускулярно-волновыми свойствами.

ПРИРОДА — многоаспектный термин, обычно нуждающийся в уточнении. Природа (вообще) включает всю совокупность энергий сущности, элементов предмета, объекта. Различаем частные понятия природы, например: природа материального мира, природа Бога, природа человека, природа животных, органическая и неорганическая природа, одушевленная или неодушевленная природа и т. п. В понятия трансцендентных природ включаем три вида: 1) Божественная п., 2) ангельская п., 3) материальная п.

МИР. 1. Вселенная, совокупность всех ее природ. 2. Различаем три мира: а) материальный мир (мир материальных энергий), б) ангельский мир (мир эфирных энергий), в) Божественный мир (мир духовных энергий).

ИПОСТАСЬ (от греч. ϋπόστασις — осадок, проявление, выявление, основание, сущность). Термин античной философии; вперые введен Посидонием (1 в. до н. э.) в качестве первой неделимой сущности, в значении единичного реального бытия; основа всякой сущности. Ипостась является лишь частью целого существа, например, индивидуума, поэтому не является подлинной личностью. Всё существующее — ипостасно. Например, ипостасями молекулы воды (триипостасной сущности) являются атомы водорода и кислорода; атом образован из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.

Ипостась онтологически отлична от второй сущности, но неразрывно связана с ней. Например, в неживой природе, если атом рассматривается как сущность, то ипостасями его будут ядро и электроны; если ядро — сущность, то ипостасями его являются протоны и нейтроны. Если протон — сущность, то его ипостаси — кварки. Ипостасями животного являются тело и душа, а ипостасями человека — тело, душа и дух.

ИНДИВИДУУМ [лат. individuura — неделимое; особь]. Живая особь, личность, выделяемая из среды других людей и рассматриваемая отдельно.

ДУХ — имеет несколько понятий и потому нуждается в уточнении. Прежде всего, это естество Бога, Сам Бог. Духом может именоваться Ангел, или демон. Дух, в виде ипостаси, имеет человек. Иногда применяется в отношении к воздуху.

ДУША (греч. ψυχή («псюхе») — душа). «Термин древнегреческой философии, душа, исконно этимологическое значение — «дыхание»» (ср. рус. «душа, дух» — «дышать», «воздух»). У Гомера П. употребляется в значении: 1) «жизненной силы», покидающей тело с последним издыханием; 2) бесплотного «призрака» (είδωλον). В новоевропейской философии термин «Д.» в собств. смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Дуалистическая метафизика Декарта разделяет Д. и тело как две самостоятельные субстанции; вопрос о взаимодействии их, начиная с Декарта, обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы»25. Душа — эфирная субстанция, живая сущность, сотворенная Богом. Одна из ипостасей живых существ. Душа обладает волей и определяет свое поведение, обусловленное природой личности и окружающей средой.

ПСИХИКА [<гр. psychikos — душевный] — проявления жизни души; присуща всем живым существам.

ЛИЦО «Передняя часть головы человека (редко говорится о животном), от рубежа головных волос до ушей и нижнего края исподней скулы: лоб, глаза, нос, щеки со скулами, губы и отвесная часть подбородка»26.

ЛИЧНОСТЬ [лат. persona] — живая сущность, целостное существо, особь, определяющая свое бытие как individuura, как некое Я, отличающая себя от других особей и окружающих предметов. В христианстве личность понимается как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера (Боэций), синоним нематериальной души. Личность человека это душевно-духовная сущность, живущая и формирующаяся в материальном мире посредством тела. Человеческая личность характеризуется той или иной нравственностью.

ВОЛЯ согласно святым отцам — хотение, желание. «Как философская категория В. — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В. — специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта В. характерно не переживание „я хочу“, а переживание „надо“, „я должен“. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (акт выбора)»27.

Комментарий. Это определение исключительно верно только для человека как нравственной личности, и мы будем придерживаться именно его, но добавим, что воля как борьба мотивов и выбор цели (в данный момент времени) присуща всякой душе, а значит, всем живым организмам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог, Иисус Христос и потомки Адама. Против теологических заблуждений в христианстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

21

Философский энциклопедический словарь.

22

Философский энциклопедический словарь — с. 748.

23

Онтический — конкретно осуществленное бытие, относящееся к сфере сущего, конкретно осуществленного бытия — в отличие от бытия как такового.

24

Философский энциклопедический словарь.

25

Философский энциклопедический словарь.

26

Даль В. И. Словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В. И. Даль. — Режим доступа: http://mexalib.com/download/310987. — Дата доступа: 14.03.2016.

27

Философский энциклопедический словарь.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я