Дай импульс своей жизни. 10 подсказок, как оправиться после испытания

Ариана Кальво, 2018

Трудности и стрессовые ситуации возникают в нашей жизни, даже если мы супер-удачливы. Но только от нас зависит, одолеем ли мы их или позволим им сбить нас с ног. Французский психолог Ариана Кальво уверена: жизнестойкость – это внутренняя энергия, которую можно в себе раскрыть. Даже самые «тепличные» люди могут найти внутри этот живительный источник. Автор называет его жизненный импульс – это и способность восстанавливаться после поражений, а не сдаваться, признавая окончательный проигрыш, и неиссякаемая воля к жизни, и сила духа. В первой части книги автор рассказывает, насколько развит жизненный импульс у тех или иных людей, почему воля и мотивация важны так же, как спонтанность и оптимизм, и как бороться с негативными мыслями. А вторая часть даст 10 подсказок, которые помогут оправиться после испытаний. Они научат находить смысл в трудных жизненных ситуациях, превращать свою чувствительность в сильную сторону и возвращать себе неугасаемый аппетит к жизни, что бы ни случилось! Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дай импульс своей жизни. 10 подсказок, как оправиться после испытания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Почему некоторые люди проходят через жизненные испытания и кризисы с удивительной стойкостью, тогда как другие смиряются, подолгу находясь в подавленном состоянии, и им никогда не удается полностью залечить свои раны?

Об этом меня спросила медсестра перинатального отделения, где я читаю курс по психологии. Она стоит перед двумя маленькими кроватками с сильно недоношенными младенцами-близнецами, родившимися в то утро и весившими лишь несколько сотен граммов.

«Я этого не пойму никогда… Откуда бывает заранее понятно), кто из них будет бороться за жизнь, а кто позволит себе умереть? Глядя на них, я заранее знаю, какой выкарабкается, а какой умрет».

За этим вопросом чувствуется непонимание тайны жизни и бессилие медперсонала. Необъяснимым образом медсестра предчувствует, который из двух новорожденных будет бороться за жизнь, а какой собирается сдаться.

Похожий вопрос я услышала годом раньше, проводя обучающий курс в доме престарелых для сотрудников службы, сопровождавших двух женщин, чья жизнь подходила к концу.

Врача-гериатра вызвали, потому что одна из них (С.) категорически не хотела реанимироваться после сердечного приступа. Медицинский персонал был озадачен подобным решением, ведь в другой палате 102-летняя мадам Л. требовала, чтобы ее, по возможности, непременно реанимировали. Совершенно противоположное требование, также вызывавшее недоумение.

В тот вечер мадам Л. сказала мне, что, пока она может видеть своих правнуков, интересоваться, как у них дела, ощущать тепло утреннего солнца и аромат кофе, чувствовать заботу доброжелательных медиков, пока она может петь песни с участниками собраний, поговорить за завтраком с соседкой по столу и узнать что-то еще о войне в Испании, — пока все это возможно, она хочет жить. Она хочет взять от жизни все, что та может ей предложить. И ее опыт подсказывает, что в любой ситуации, в хорошие и плохие моменты, жизнь дает, в первую очередь, возможность учиться до последнего вздоха. А учеба является главной движущей силой мадам Л., к которой добавляется заботливое наблюдение и теплое отношение родственников во время их частых визитов.

Наблюдая за дыханием заснувшей старой дамы, намеренной жить до последней секунды, врач вслух размышляет. И его вопрос начинается с тех же слов, что и вопрос медсестры родильного отделения: «Я никогда не пойму…»

«Я никогда этого не пойму. Кажется, что эти две женщины находятся в одинаковом окружении, у них сходные результаты анализов и физическая конституция, и при этом такое разное отношение к жизни. Одна цепляется за нее до последней секунды, другая заявляет: пусть жизнь окончится как можно скорее, только пусть ее не пытаются оживить!»

Существует ли два диаметрально противоположных способа реагирования перед лицом трудностей, с которыми нас сталкивает жизнь?

Эта загадка, с которой встречаются медицинские работники, возбуждает мое любопытство. Тем более что незадолго до этого у меня была встреча с Анни, подругой и специалистом по психогаптономии[2], которая уже начала задаваться теми же вопросами.

Мы говорили о том, что в гаптономии называется «выдерживанием нагрузки». Это понятие отсылает нас к способности выносить испытания, проходить через трудные периоды в жизни и решать жизненные задачи, которые имеются у всех нас. Анни связала ее с другой компетенцией, специфичной для конкретного человека. Речь идет о способности открыться жизни, которая выражается в реакции тела пациента на движения терапевта. Она объясняла: «Отправляясь на поиски тебя в тебе, позволяя открыться и приглашая к тому, чтобы ты смог больше, я обращаюсь к твоей способности выносить нагрузки. Главное здесь не то, что будет сказано. Главное то, что будет жить, и в данный момент воздействие оказывается на каждого, кто вызывает удивление, в первый раз, а затем — кто открывается навстречу чему-либо. Как будто невозможно было сделать по-другому. Разные люди переживают это открытие совершенно по-разному. Для одних оно огромное, для других — крошечное. Но в этом приглашении к существованию всегда есть что-то, что произойдет с каждым».

В гаптономии выдерживание нагрузки и «жизненная интенциональность» (решение жить по отношению ко всему и вопреки всему) неразрывно связаны. Другими словами, способность преодолевать испытания, отношение к жизни и желание оставаться живыми тесно переплетены.

Решающим фактором, по словам Анни, было то, что выдерживание нагрузки — это непостижимый ресурс. Он не передается генетически и не является результатом воспитания, но находится в распоряжении любого человека, каждый носит его в себе и развивает по-своему. Значит, эта способность — только наша.

Идея написания книги зародилась у меня благодаря тому разговору и вопросам медиков, заданным мне во время учебных курсов, а также всем «персонажам», встреченным мной в течение жизни, и, как сейчас говорят, «силам природы».

Интерес к жизненному импульсу и его мобилизации в моменты жизненных кризисов появился у меня еще в детстве. Так что я чувствую безусловное удовольствие, слыша рассказы о «героической» жизни тех, кто меня окружал. Постепенно в процессе моего обучения этот интерес возрастал, особенно во время проведения учебных курсов. Некоторые разговоры с профессионалами и с моими пациентами, а также собственные исследования убедили меня в том, что отношение к жизни развивается в человеке очень рано. Оно может по-разному мобилизоваться в моменты экзистенциальных кризисов: резкого разрыва отношений, тяжелой болезни, потери работы, траура, несчастных случаев (в широком смысле).

Что влияет на нашу способность преодолевать трудности и на то, насколько легко нам это удается, вплоть до периода старости и приближающейся смерти? Каковы психические элементы, при которых исключительная мобилизация жизненной энергии находит свой источник?

И сможем ли мы предложить эти элементы тем, кому их недостает? Сможем ли мы, как терапевты, сопровождать этих людей, пока они не обретут потерянную связь с этим ресурсом?

Мой ответ — да. Этим обусловлено мое решение предоставить вам десять необходимых подсказок, которые позволят восстановить связь со своим жизненным импульсом, с принятым нами однажды решением жить, которое продолжает служить нам внутренней силой, пока мы живы.

Я убеждена, что каждый из нас сможет эффективно соединиться с ним, если этого захочет.

В начале исследования моя единственная гипотеза заключалась в следующем: это качество не является врожденным, и ему не учатся, потому что он относится к психической жизни личности. Опрашивая людей, отличающихся выдающейся жизнестойкостью, я все больше замечала, что жизненный импульс действует, как «решение», принятое в самом начале жизни, и поэтому невербальное. Это и объясняет тот факт, что людям, которых я анкетировала, было очень трудно объяснить, как они его приобрели. Чувствуя, что он всегда был их частью, они в этом никогда не сомневались, хотя и путаются насчет того, как было «до» и как стало «после».

Тогда я подумала, что упорство перед лицом жизни действует подобно фильтру, специальным очкам, позволяющим по-особому увидеть разные эпохи жизни, будь они счастливыми или несчастными. В разговоре с этими людьми я заметила, что они отрицают трудности и ожидают лучшее, что является ресурсом.

В конце концов, я глубоко убеждена в том, что этот ресурс не зависит от принятого в психологии термина «качества первой привязанности» (позже я это объясню подробно). Напротив, он основывается на следующей информации: желанию жить не учатся, и оно не зависит от окружения (то есть от семьи, культуры или образования). Потому что у многих из опрошенных людей, относящихся к категории жизнестойких, начало жизни было трудным.

Честно говоря, я чувствовала, что нет связи между этими данными (качеством полученной в детстве любви и способностью игнорировать трудности) без возможности снова объективно это продемонстрировать.

В своей книге я хочу показать, что мы по-разному наделены влечением к жизни и жизненной динамикой, и помочь вам поработать со своим жизненным импульсом, чтобы улучшить его качество и даже увеличить его количество.

У каждого из нас есть в голове примеры людей, умеющих преодолевать казалось бы непреодолимые препятствия, которые «всегда такими были», и примеры тех, кто только в зрелом возрасте обнаружил в себе эту способность. Тогда как другие люди, на первый взгляд, более уверенные в себе, стабильные, спокойные и компетентные, мучаясь из-за выпавших испытаний, опускают руки.

Эти такие разные люди перед лицом жизненных кризисов иногда оказываются из одного братства, из одной семьи, они получили похожее образование, что ставит перед нами вопрос: как человек приобретает «импульс», как он становится «жизнестойким»? Понятие жизнестойкости не дает полного представления о предмете наших исследований в этой книге.

То, что я называю «жизненным импульсом» для облегчения понимания, скорее должно быть названо «уникальной способностью к выживанию». Действительно, сверх этого жизненного импульса мы имеем все, что нам позволяет развиваться в течение всей жизни. Речь идет об особой способности мобилизовать творческие и эффективные инстинкты выживания и преодоления испытаний.

Понятие жизнестойкости[3] сейчас очень популярно. Термин взят из физики, где он обозначает способность некоторых материалов восстанавливать свою первоначальную форму после воздействия. Его быстро адаптировали к психологии для обозначения способности некоторых людей, по словам доктора Сержа Тиссерона, «вставать на ноги, восстанавливаться после одной, или (часто) больше, чем одной травмы». Этот термин был принят внушительным количеством дисциплин с разной степенью успеха: менеджментом, проектированием, градостроительством и так далее.

Крупные теоретики жизнестойкости во Франции постулируют, что эта способность возникает в основном из качества привязанности младенца, особенно в отношениях с матерью.

Значит, чтобы стать жизнестойким, до травмы ребенок должен был обладать некоторой эмоциональной стабильностью.

Но эмоциональная безопасность — это не жизненный импульс. Это — ключ к нашей цели. Исключительная способность преодолевать трудности не зависит ни от качества нашего воспитания, ни от надежности или ненадежности нашей эмоциональной сферы… И это хорошая новость!

Итак, меня интересовало, каким образом динамика отношений и многостороннего окружения человеческого существа, с момента зачатия, задействуются, чтобы сформировать жизненный импульс. И особенно я искала, что общего имеют люди, обладающие «импульсом», — такие же, как вы и я, но у которых это качество необыкновенно развито. Моей целью было, чтобы как можно больше людей получили пользу, выбрав следовать этому импульсу на своем жизненном пути.

Я опросила около тридцати человек, «свидетельствовавших об импульсе», и сохранила двадцать пять наиболее убедительных рассказов. Все это истории жизнестойких людей, прошедших в жизни через тяжелейшие испытания, о которых окружающие отзывались, как об имеющих жизненную силу для преодоления любых трудностей.

Полученный материал я проанализировала, чтобы посмотреть, есть ли у этих людей личное объяснение их уникальности, и относится ли к этому их обычное психологическое функционирование.

Статистический анализ дискурса позволил установить в высшей степени целостность их психической жизнедеятельности (от 90 до 95 %), в значительной степени — общие черты и сходную жизнедеятельность, которые мы представим во второй части этой книги в форме десяти подсказок для восстановления после испытаний.

Психологический анализ людей, обладающих жизненным импульсом, заставляет думать, что возникновение такой жизнедеятельности является сравнительно ранним (до появления речи). Это затрудняет его интеллектуализацию и вербализацию переживающими его людьми: что-то вроде «решения жить», принимаемого без слов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дай импульс своей жизни. 10 подсказок, как оправиться после испытания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Гаптономия — это терапевтическая наука о прикосновениях, основанная доктором Францем Вельдманом в 1950 году. Сегодня она особенно популярна при сопровождении беременности и родов, потому что позволяет обоим родителям принимать участие в процессе появления ребенка на свет и чувствовать себя вовлеченными в равной степени.

3

Жизнестойкость — дословно «упругость». — Примеч. пер.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я