Книга-путешествие по далекой, яркой и малознакомой большинству жителей России стране – Аргентине – объединила более 50 легенд, мифов и народных сказок из разных регионов, впервые переведенных на русский язык. Среди них истории коренных народов региона и сказки, привезенные европейцами, которые в Южной Америке приобрели особый колорит. Некоторые из них с детства знакомы русскоязычному читателю. Ко всем текстам автор дает познавательные страноведческие комментарии о природе, истории и традициях Аргентины. Составление, перевод, пересказ, тексты комментариев – Анна Балакина Мы рекомендуем родителям ознакомиться со сказками, прежде чем принимать решение, давать ли книгу детям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аргентина без танго. Легенды и сказки Южной Америки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
Как придумали мате: истории о происхождении людей, животных и растений
Людям с древних времен интересно было узнать, как появились солнце, луна и звезды, окружающая природа и они сами. И не важно, что у шаманов и древних сказителей не было современных приборов. Они умели очень внимательно наблюдать за явлениями природы, копировать повадки животных, легко могли представить себя растениями, мысленно перенестись под облака и пожить как птица, стать на какое-то время морем, прислушиваясь к шуму волн. Иногда лучше видеть это им помогали специальные вещества, которые они получали из местных растений — вроде порошка из семян дерева cebil, Anadenanthera colubrina.
Идолы мапуче, Музей доколумбова искусства, Чили
А потом, во сне, наяву или между сном и явью, в состоянии транса, к ним приходили образы и истории, отвечающие на важные вопросы об этом мире. Они пересказывали их соплеменникам. И если истории были «сильными» — их передавали из уст в уста, от родителей и бабушек к детям, от одной группы людей к другой, рассказывали во время важных обрядов и праздников. Они обрастали новыми деталями, прожили много веков и дошли до нас.
Первые люди
(из фольклора мапуче)
Верховный дух Нгече́н, или Нгенечен смотрел с неба на землю, которую только что создал. Все в ней казалось ему прекрасным: величественные горные хребты, извилистые реки, густые леса, животные и птицы, которых он там поселил. Но все же чего-то не хватало.
И тогда решил он сотворить своим божественным дыханием человека. Сделал он первого мужчину и сбросил его на землю, безо всякой лестницы. Человек совершил жесткую посадку где-то в Патагонии. При падении он, само собой, сильно ушибся, но ушибы быстро зажили.
Нгенечен сделал небольшое окошко в небе, чтобы смотреть, как у человека идут дела. Днем он сам наблюдал за ним, и тогда через окошко светило Анту, Солнце. А ночью через дырочку наблюдала за людьми жена Нгенечена, Куйен, и тогда на земле светила Луна.
Человеку, которого звали Литуче, на земле все нравилось. Реки, горы, леса, цветы на лугах и вкусные плоды диких растений. Жил он в гармонии с природой, получая от нее все необходимое.
Но прошло время и стало ему очень одиноко.
— Пожалуй, ему нужна подруга, — решил Нгенечен.
Своим дыханием создал он женщину, Домо. Тело ее было нежное, мягкое, поэтому на землю он ее опустил осторожно, чтобы она не ушиблась.
Но одежды на ней не было, а Нгенечен не учел, что на земле меняется погода и бывает ночь и зима. Вечером Домо стало очень холодно. Чтобы не замерзнуть насмерть, она начала бродить по окрестностям. И где бы она ни ступала, происходили чудеса. Под ногами ее начинала расти трава и цветы. Только вот девушке было не до этого: ей хотелось хоть как-то согреться.
Тогда она начала петь. Изо рта у нее вместе с песней вылетали бабочки. Пение услышал и Литуче, нашел Домо по голосу и сразу в нее влюбился. А она влюбилась в него. Они решили жить вместе и заботиться о том, чтобы на земле никому не было одиноко.
Построили они себе дом. Жили, благодаря Нгенечена за то, что встретились, и растили детей. Литуче по советам Нгенечена научился собирать шишки араукарии и запасать их на зиму. А Домо пекла из них хлеб, а еще стригла овец и шила одежду из овечьей шерсти, чтобы больше не мерзнуть по ночам. Она научилась и ткачеству, а краски для тканей делала из корней растений.
Потомки их заселили всю Патагонию от океана до гор. Мир тогда был идеальным, не считая духов-проказников черюфе (cherüwfe), которые являлись на землю как кометы, метеориты или скатывались огненными шарами по склонам вулканов.
Может, потому, что так хорошо люди жили, стали они забывать о наставлениях предков и уважении к небесам. Молодые перестали слушать и уважать стариков, нарушали заповеди племени, а брат запросто мог враждовать с братом. Бывало так, что люди даже Нгенечена критиковали. А того все это очень печалило.
А был в те времена на земле злой водяной змей, Кай-Кай Филу. Говорят, со Нгенеченом на небе жили раньше два его сына, которые стали считать себя умнее отца, все время ругали его и хотели вместо него править миром. В гневе сверг их Нгенечен на землю и превратил в этого змея, который жил в морях и озерах, и должен был следить за тем, чтобы в них всегда была вода. Только змей затаил обиду на отца и возненавидел его творение — человека.
Вот и придумал он затопить земли и сгубить людей. Нгенечен же, который в людях разочаровался, не стал ему мешать. Змей стал бить своим мощным темным хвостом по водам и поднимать высокие волны, которые заливали все вокруг.
Но жил на земле, в горах, еще и добрый земляной змей, Трен-Трен, который любил людей. И когда началось наводнение, Трен-Трен стал извиваться и выгибаться, шевелить землю, и горы поднимались все выше и выше, и образовались хребты Анд, а потом змей засвистел, призывая людей там укрыться от большой воды. Правда, спрятаться успели немногие. А в конце Трен-Трен швырнул в Кай-Кая огромную каменную глыбу, которая того раздавила, и вода начала отступать.
Когда вода ушла, те люди, что успели спастись, вернулись снова на землю, и от них пошел народ мапуче, что значит «люди земли». Стали мапуче трудиться и старались жить в гармонии с природой и почитать богов.
Но говорят, мир все равно безвозвратно изменился. Бог после пережитого разочарования стал более черствым и равнодушным к людям. Семена росли не так легко, как раньше. Стало в мире много болезней. Дети росли непослушными. А потом и вовсе явился в земли мапуче белый человек.
Только на небе по-прежнему все хорошо и светят Куйен и Анту.
Семья мапуче. Чили, конец XIX века
Откуда взялись мужчины и женщины
(из фольклора тоба-ком)
Мужчин создал бог-творец Карта-а. Были они в начале времен полулюдьми-полуживотными, с густой шерстью и острыми когтями, некоторые даже умели летать. А женщин тогда не было вовсе.
Мужчины клали свое семя в тыквы, а через какое-то время из тех вылуплялись мальчики. Мужчины не знали, чем надо кормить младенцев, давали им сырое мясо, рыбу, а то и вовсе землю, и те обычно умирали. А те, кто выживал, ходили вместе с отцами на охоту и рыбалку.
Но вот со временем кто-то повадился таскать у мужчин еду, пока те охотились и рыбу ловили. Начали они тогда оставлять в лагере часовых. Первым остался дежурить в селении мужчина по имени Попугай, самый болтливый в племени. Только вот, когда охотники вернулись в тот первый день, он молчал, был связан, со следами побоев и до смерти напуган. Смотрят его товарищи: а у Попугая вырван язык.
На другой день оставили они в лагере самого сильного члена племени, которого звали Броненосец. И с тем случилось почти то же, что с Попугаем, только язык ему оставили, и смог он рассказать, что с неба по веревке из волокон чагуара (бромелии) спускаются звезды — прекрасные и очень сильные существа, которые воруют еду, они-то и напали на него.
Тогда шаман племени по имени Каракара придумал хитрый план. Мужчины оставили сторожем Каракару, а сами сделали вид, что ушли на рыбалку, и спрятались за деревьями. И вот с неба спустились прекрасные существа — это и были женщины. Они наворовали себе еды и стали карабкаться назад, но тут появился Каракара, взлетел и перерезал острым камнем веревку, что соединяла землю с небом. Те женщины, что не успели уцепиться за свисающий с неба конец, попадали на землю (говорят, правда, это были самые тяжелые и неуклюжие, а ловкие и стройные успели все же влезть на небо), а мужчины вышли из укрытия и похватали себе жен.
Самый проворный и хитрый мужчина племени отхватил целых двух и скорее побежал в лес. Только вскоре он вернулся назад, воя от боли, потому что женщина ему мужское хозяйство откусила. Оказалось, у женщин два рта: один обычный, а второй, с еще более острыми зубами, между ног. Стали тут мужчины думать, как же им вместе с такими женами жить.
Тем временам настала ночь, и с неба увидел людей Мужчина-Луна. Поскольку он тоже был мужчиной, решил он земным собратьям помочь. Спустился на землю, встретился с каждой женщиной и выбил ей лишние зубы, потому как Луна-то был из камня сделан, и его было так просто не покусать.
С тех пор в народе тоба считается, что первым мужем каждой девушки становится луна. Если начались у нее месячные — значит, это луна к ней приходил, и через какое-то время ее можно выдавать замуж за обычного человека.
Группа тоба. Район реки Пилькомайо в Гран-Чако, 1892
Приключения Элаля
(из фольклора теуэльче)
Много веков народу теуэльче. А когда его еще не было, был тот, кого зовут Кооч (Kóoch) — Вечный. Кооч страдал, страдал от одиночества, ведь вместо земли в те дни были только туман да мгла, среди которых он и жил. Тишину нарушали только его горестные вздохи.
Кооч не ведал любви, но тело его жаждало ласковых прикосновений, уши вслушивались в тишину, желая различить в ней звуки тихих песен, а глаза пытались высмотреть во мгле хоть пятнышко цвета. И вот однажды, когда грусть переполняла его сердце, а одиночество проникло до самых глубин души, он не смог больше терпеть и расплакался.
Слезы были обильными, и когда, наконец, он почувствовал, что выплакал их все до последней соленой капли, то открыл глаза и в изумлении увидел перед собой водные просторы: из слез его родилось первое море. Поизумлявшись и успокоившись, Кооч снова стал вздыхать, еще глубже, чем прежде. И воздух тогда завертелся с такой силой, что волосы у него взлохматились, а лицо стало мерзнуть: так он создал ветер.
Могучий ветер отогнал воды от земли, и появились материк и два океана, один на востоке, а другой на западе. А в восточном океане вырос остров, где позже поселились великаны. Ветер унес всю боль Кооча, и тот, довольный, стал рассматривать свои творения, специально поднявшись над океаном. Даже пальцами от удовольствия щелкнул, а из-под них выскочила яркая искра и осветила все вокруг: так и солнце появилось в этом мире. А с ним свет и тепло. Чтобы смягчить жар огромного огненного шара, Кооч поймал своими большими руками пригоршню воздуха, бросил в него несколько капель морской воды и согрел теплым дыханием. А затем рассеял по небу первые облака и тучи.
Много веков спустя у одной из этих туч родится великий сын Элаль. От матери достанутся ему тонкие чувства и трепетное отношение ко всему живому, а от грозного отца — гиганта Ноcхтеха — сила и упорство, но об этом уже другая история.
Остров, созданный Коочем, весь подрагивал от удовольствия, радуясь, что жизнь расцветает на нем. Но случилось то, что омрачило эту радость: Тонс, тьма, породила и поселила на острове двух злых великанов. Один из них, Ноcхтех, похитил тучу Тео и заточил в пещере. Напрасно облачные сестры в отчаянии искали ее по всему небу. Тогда в ярости устроили они большую бурю: потоки бежали по склонам гор, неся с собой камни, и сметали все на пути. Норы зверей стало затапливать, гнезда птиц смывало, растения вырывало с корнем, а у деревьев отламывались ветки, отлетали листья и плоды.
Через три дня и три ночи солнце захотело узнать причину гнева туч и пришло к ним. Узнав о том, что произошло, пока оно ходило в земли, где небо сливается с морем, солнце передало новости Коочу, и тот в гневе закричал:
— Я накажу того, кто похитил Тео! Пусть, если она родит от него ребенка, это дитя будет намного сильнее и могущественнее своего отца!
На другое утро, поднявшись над горизонтом, солнце поделилось словами Кооча с тучами, которые все еще были в ярости. Они тут же рассказали это ветру, который принес новость на остров великанов. А животные позаботились об остальном: птичка чинголо[1] передала новость гуанако, гуанако страусу-нанду, нанду скунсу, скунс зайцу, броненосцу, пуме… Так дошла она и до пещеры великанов.
И вот о пророчестве узнал и злой Ноcхтех, который задрожал от злобы и страха, потому что его сын и будущий враг уже рос в чреве несчастной Тео. И он решил: «Я убью их, а потом съем обоих». Стал он жестоко избивать и терзать Тео, вспорол ей камнем живот и достал из него младенца. А потом бросил ребенка на землю в пещере, чтобы съесть позже, а сам продолжил рвать на куски его мать…
Туку-туку
Но в пещере в то время оказалась Терр-Верр, самка туко-туко[2], норка которой была по соседству. Ей стало жаль младенца, она утащила его в свой домик и решила спасти. А был он ни кем иным, как великим героем народа теуэльче, Элалем[3].Но про него будет другая чудесная история.
В давние времена лед и снег покрывали Патагонию круглый год. Однажды над белыми покровами появился лебедь, Коокн, который нес на спине младенца. Летели они с острова, где родился маленький Элаль, а страшный великан Ноcхтех убил его маму-тучу. Туко-туко Терр Верр спрятала Элаля, а затем созвала всех зверей и птиц, и те поручили лебедю отнести малыша на большую землю. Лебедь в целости доставил малыша на вершину горы Чальтен. Она и сегодня гордо высится среди прочих гор в провинции Санта-Крус.
За лебедем летели все прочие птицы. А рыбы плыли за птицами по морю. Те звери, что не умели плавать и летать, тоже не хотели оставаться на острове, и попросили рыб и птиц помочь им перебраться через океан. А по пути в благодарность развлекали перевозчиков красивыми историями. Так животные помогли друг другу, а в Патагонии появились гуанако, зайцы и лисы. Замерзшие озера растопили свой лед, чтобы принять уток и фламинго, а небо покрылось белыми кудрявыми облаками, приглашая к себе и маленьких чинголо, и величественных гигантов-кондоров.
А как же Элаль? Как выжил малыш один на вершине горы? Птицы его не оставили: лебедь поручил им заботиться о нем. Они сидели с ребенком, согревали своим оперением и носили фрукты из теплых краев. Так продолжалось три дня и три ночи, а поскольку Элаль бы не просто человеком, а героем, за это время успел он вырасти, чтобы начать свои подвиги.
Многие птицы пытались помочь Элалю, но не все успели. Говорят, что Терр-Верр сначала хотела, чтобы Элаля в Патагонию отнес фламинго. А жил фламинго на дальнем берегу лагуны, вот Терр-Верр и послала за ним птичку чинголо. Чинголо сразу отправился выполнять ее просьбу, но по пути встретился с одним из великанов, который что-то заподозрил и стал следить за птичкой. Тогда чинголо сделал вид, что ищет еду, перелетал с ветки на ветку и скрылся в кустах. Когда же опасность миновала, он выбрался и полетел туда, где жил фламинго. Тот сразу отправился на помощь Элалю, но опоздал: птицы его не дождались и решили, что малыша понесет лебедь.
Говорят, фламинго так расстроился, что молча поднял ногу, спрятал голову под крыло и тихо заплакал. Элалю стало его жаль, и в утешение он решил сделать ему подарок. Он окрасил перья фламинго в розовый цвет восходящего солнца.
Но фламинго все же продолжает грустить. Он прилетел в Патагонию вслед за лебедем и Элалем и прячется в отдаленных лагунах, где до сих пор бродит в одиночестве, сгибая шею и опуская голову, будто пытаясь скрыть свою печаль.
На четвертый день жизни на горе Элаль почувствовал, что вырос и готов спуститься с Чальтена. Но по пути он встретил двух грозных братьев: Кокеске и Шиэ, мороз и снег. Они любили свой пустынный край и всегда ходили по нему вместе, следя за порядком. Шиэ размахивал подолом своих длинных белых одежд, и жесткие скалы превращались в мягкую постель. Следом Кокеске покрывал снег блестящей скользкой корочкой. И эти хозяева Патагонии пришли в ярость, когда заметили Элаля на склоне горы Чальтен. Как посмел кто-то вторгнуться в их владения?
Возмущенные, позвали они Маипа, могучий холодный ветер, который мог играть, а мог убивать. Тот прибыл в сопровождении своего друга Льда и все четверо отправили навстречу юному Элалю.
Но тот поднял с земли два камня, потер друг о друга и высек из них жаркий огонь. Так своим первым изобретением он победил могущественных братьев и их помощников.
Говорят, когда Элаль начал жить один, без присмотра птиц, во всем помогала ему мудрость, подаренная великим Коочем. Сначала он придумал и сделал лук и стрелы, чтобы пойти на охоту и добыть себе еды. А наевшись, стал осматриваться и думать. Он увидел, что полоска земли слишком узка, а моря слишком много и с помощью своих могучих стрел повернул море так, что полоса земли вокруг гор стала шире. После этого он решил, что постоянный холод — это и утомительно, и опасно. И придумал в Патагонии осень, лето и прекрасную весну. Звери, которые там жили, обрадовались такому подарку. И так Элаль все постепенно улучшал. Но чувствовал себя по-прежнему одиноко, чего-то не хватало.
Однажды сидел он в тишине на берегу огромного прозрачного голубого озера, выбрал самую мягкую глину, замесил ее и вылепил мужчину и женщину: первых теуэльче. Конечно, эти новые люди были как дети, их нужно было всему учить. Вот Элаль и поделился с ними своими секретами: искусством охоты, магией огня, научил выделывать шкуры и строить из них жилье, шить одеяла и одежду, что спасали от холода, и много чему еще научил. Теуэльче были прилежными учениками.
Когда Элаль окреп и возмужал, решил он отомстить отцу-великану за смерть матери. Взял он с собой лук и стрелы, сделал прочную обувь из кожи гуанако, а перед встречей с отцом решил поговорить с Терр-Верр, которая спасла его в младенчестве. Терр Верр рассказала ему, что для того, чтобы убить великана, надо ранить его в правую пятку, по-другому его никак не убить. А еще сказала, что если придется Элалю убегать от отца, то чтобы тот ни говорил ему, пусть парень не оглядывается назад: иначе великан его убьет.
Когда Элаль встретился с Ноcхтехом, стали они драться, Элаль схватил его за правую ногу, стянул обувь и ударил в пятку, а потом бросился прочь. Великан гнался за ним и кричал, чтобы тот оглянулся назад, только Элаль его не слушал. Потом бросился он в заросли кустарников с длинными острыми шипами. А когда великан туда полез, шипы искололи ему живот и оттуда посыпались внутренности. Великан успел выйти на берег моря, а там упал и умер, став скалой, которая и сейчас над морем стоит.
Еще первые теуэльче боялись детей отпускать в горы одних. Там могла поймать их огромная птица кондор, подцепить изогнутым клювом и унести к себе в гнездо. Но Элаль кондора как следует проучил. Как-то раз отдыхал герой среди скал и смотрел в небо на танец облаков. Там появилась маленькая черная точка, что росла и росла. Совсем скоро Элаль понял, что это кондор, с которым ему давно хотелось пообщаться. Птица подлетала ближе и ближе, и наконец, села на скалу, громко хлопая крыльями. Элаль даже уши зажал, чтобы не оглохнуть. А потом попросил кондора:
Андийский кондор
— Подари мне несколько перьев.
Но жадный кондор стал кричать, что ничего не даст. И вообще ему без этих перьев холодно летать будет.
И так птица разозлила Элаля, что тот подошел и сам выдрал у кондора пучок белых перьев прямо с головы. Вот с тех пор кондор и стал лысым, каким мы его знаем сегодня.
Когда Элаль только появился в Патагонии, киты ходили по земле. Жил в то время огромный кит Гос, который любил глотать целиком всех животных и людей, что мимо него проходили. Стали Элалю на него жаловаться. Тогда Элаль превратился в слепня, полетел к киту. А тот его, не узнав, тоже проглотил. Внутри увидел Элаль множество людей: живых и уже мертвых. Чтобы проучить Госа, Элаль взял у одного из людей нож и стал киту тыкать то в сердце, то в живот, а потом и вовсе вспорол ему брюхо. Так все люди из него и вышли. А тело Госа Элаль бросил в воду. С тех пор все киты живут в море и приплывают к побережью Пуэрто-Мадрина, чтобы посмотреть на земли, где жили раньше.
Говорят еще, что после гибели Гос превратился в волшебную лодку, которая переносит теуэльче через море смерти в другой мир.
Раньше Солнце, Кенгенкон, и Луна, Кенгенкен, жили вместе на земле. И была у них дочь — красавица, Питин. К ней много женихов сваталось, только вот родители не хотели свою дочь ни за кого отдавать. Когда приходил к ним новый жених, Солнце или Луна его приветливо встречали и сажали у костра. А за спиной у него было болотце с трясиной: сверху то место будто травой поросло, а под ней вода стояла и глубоко было. Солнце или его жена так сильно разжигали огонь, что жених пятился, проваливался в трясину и тонул.
Элаль, конечно, решил, силы свои испытать и на дочери солнца и луны жениться. Позвал он своего друга лебедя, и полетел на нем, как на самолете, к их дому, что на севере находился. Недалеко от их дома лебедь опустился на землю, и дальше пошел Элаль пешком. А по пути встретил он птичку чинголо, что прислуживала в доме солнца и луны. Та и рассказала Элалю обо всех хитростях своих хозяев, ведь птицы Элаля вырастили и очень любили.
Подходя к дому солнца и луны, Элаль взял камень, бросил в трясину, и вода из ямы ушла и та землей наполнилась. А когда вышел ему будущий свекор навстречу и пригласил к костру, Элаль сам незаметно в костер подул, и пламя так разгорелось, что Кенгенкон навзничь упал, ноги задрал, еле увернулся от своего же огня.
Пошел дальше Элаль к жене солнца, луне, руки дочки просить. Та была женщина хитрая и коварная, хуже своего мужа. И попросила она юношу принести ей кожи с шеи дикого гуанако, что жил на горе. Хотела она из нее сделать себе сумку, хранить в ней шила и иглы. Гуанако тогда были дикими и свирепыми. Элаль отправился на гору, где жил гуанако, а тот увидел юношу и погнался за ним. Тогда Элаль превратился в маленького гуанако и стал быстро от большого гуанако убегать. Прибежал Элаль на берег озера, произнес волшебные слова, и появилась на берегу яма с трясиной. А когда подбежал к яме дикий гуанако, Элаль превратился снова в человека, болами
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аргентина без танго. Легенды и сказки Южной Америки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Здесь и далее в истории про Элаля многие животные обладают чертами людей. Некоторые рассказчики-теуэльче упоминали, что до создания Элалем «новых людей» были еще другие «старые» полулюди-полуживотные. Правда, не совсем понятно, где в истории действуют люди-животные, а где просто животные, поэтому для упрощения мы везде называем зверей и птиц зверями и птицами. Ученые считают такие мифы свидетельством наличия у теуэльче тотемных культов и групп. Также по одной из версий легенды Терр-Верр сначала была человеком и бабушкой Элаля по матери (по этой же версии людей создал верховный бог-творец Кооч еще до рождения Элаля). Она спасла внука и вырастила в своем доме. Когда внук вырос, бабка переоделась и попыталась соблазнить юношу, за что он и превратил ее в грызуна туко-туко.