Аргентина без танго. Легенды и сказки Южной Америки

Группа авторов, 2023

Книга-путешествие по далекой, яркой и малознакомой большинству жителей России стране – Аргентине – объединила более 50 легенд, мифов и народных сказок из разных регионов, впервые переведенных на русский язык. Среди них истории коренных народов региона и сказки, привезенные европейцами, которые в Южной Америке приобрели особый колорит. Некоторые из них с детства знакомы русскоязычному читателю. Ко всем текстам автор дает познавательные страноведческие комментарии о природе, истории и традициях Аргентины. Составление, перевод, пересказ, тексты комментариев – Анна Балакина Мы рекомендуем родителям ознакомиться со сказками, прежде чем принимать решение, давать ли книгу детям.

Оглавление

Из серии: Родительское собрание

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аргентина без танго. Легенды и сказки Южной Америки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Как придумали мате: истории о происхождении людей, животных и растений

Людям с древних времен интересно было узнать, как появились солнце, луна и звезды, окружающая природа и они сами. И не важно, что у шаманов и древних сказителей не было современных приборов. Они умели очень внимательно наблюдать за явлениями природы, копировать повадки животных, легко могли представить себя растениями, мысленно перенестись под облака и пожить как птица, стать на какое-то время морем, прислушиваясь к шуму волн. Иногда лучше видеть это им помогали специальные вещества, которые они получали из местных растений — вроде порошка из семян дерева cebil, Anadenanthera colubrina.

Идолы мапуче, Музей доколумбова искусства, Чили

А потом, во сне, наяву или между сном и явью, в состоянии транса, к ним приходили образы и истории, отвечающие на важные вопросы об этом мире. Они пересказывали их соплеменникам. И если истории были «сильными» — их передавали из уст в уста, от родителей и бабушек к детям, от одной группы людей к другой, рассказывали во время важных обрядов и праздников. Они обрастали новыми деталями, прожили много веков и дошли до нас.

Первые люди

(из фольклора мапуче)

Верховный дух Нгече́н, или Нгенечен смотрел с неба на землю, которую только что создал. Все в ней казалось ему прекрасным: величественные горные хребты, извилистые реки, густые леса, животные и птицы, которых он там поселил. Но все же чего-то не хватало.

И тогда решил он сотворить своим божественным дыханием человека. Сделал он первого мужчину и сбросил его на землю, безо всякой лестницы. Человек совершил жесткую посадку где-то в Патагонии. При падении он, само собой, сильно ушибся, но ушибы быстро зажили.

Нгенечен сделал небольшое окошко в небе, чтобы смотреть, как у человека идут дела. Днем он сам наблюдал за ним, и тогда через окошко светило Анту, Солнце. А ночью через дырочку наблюдала за людьми жена Нгенечена, Куйен, и тогда на земле светила Луна.

Человеку, которого звали Литуче, на земле все нравилось. Реки, горы, леса, цветы на лугах и вкусные плоды диких растений. Жил он в гармонии с природой, получая от нее все необходимое.

Но прошло время и стало ему очень одиноко.

— Пожалуй, ему нужна подруга,решил Нгенечен.

Своим дыханием создал он женщину, Домо. Тело ее было нежное, мягкое, поэтому на землю он ее опустил осторожно, чтобы она не ушиблась.

Но одежды на ней не было, а Нгенечен не учел, что на земле меняется погода и бывает ночь и зима. Вечером Домо стало очень холодно. Чтобы не замерзнуть насмерть, она начала бродить по окрестностям. И где бы она ни ступала, происходили чудеса. Под ногами ее начинала расти трава и цветы. Только вот девушке было не до этого: ей хотелось хоть как-то согреться.

Тогда она начала петь. Изо рта у нее вместе с песней вылетали бабочки. Пение услышал и Литуче, нашел Домо по голосу и сразу в нее влюбился. А она влюбилась в него. Они решили жить вместе и заботиться о том, чтобы на земле никому не было одиноко.

Построили они себе дом. Жили, благодаря Нгенечена за то, что встретились, и растили детей. Литуче по советам Нгенечена научился собирать шишки араукарии и запасать их на зиму. А Домо пекла из них хлеб, а еще стригла овец и шила одежду из овечьей шерсти, чтобы больше не мерзнуть по ночам. Она научилась и ткачеству, а краски для тканей делала из корней растений.

Потомки их заселили всю Патагонию от океана до гор. Мир тогда был идеальным, не считая духов-проказников черюфе (cherüwfe), которые являлись на землю как кометы, метеориты или скатывались огненными шарами по склонам вулканов.

Может, потому, что так хорошо люди жили, стали они забывать о наставлениях предков и уважении к небесам. Молодые перестали слушать и уважать стариков, нарушали заповеди племени, а брат запросто мог враждовать с братом. Бывало так, что люди даже Нгенечена критиковали. А того все это очень печалило.

А был в те времена на земле злой водяной змей, Кай-Кай Филу. Говорят, со Нгенеченом на небе жили раньше два его сына, которые стали считать себя умнее отца, все время ругали его и хотели вместо него править миром. В гневе сверг их Нгенечен на землю и превратил в этого змея, который жил в морях и озерах, и должен был следить за тем, чтобы в них всегда была вода. Только змей затаил обиду на отца и возненавидел его творение — человека.

Вот и придумал он затопить земли и сгубить людей. Нгенечен же, который в людях разочаровался, не стал ему мешать. Змей стал бить своим мощным темным хвостом по водам и поднимать высокие волны, которые заливали все вокруг.

Но жил на земле, в горах, еще и добрый земляной змей, Трен-Трен, который любил людей. И когда началось наводнение, Трен-Трен стал извиваться и выгибаться, шевелить землю, и горы поднимались все выше и выше, и образовались хребты Анд, а потом змей засвистел, призывая людей там укрыться от большой воды. Правда, спрятаться успели немногие. А в конце Трен-Трен швырнул в Кай-Кая огромную каменную глыбу, которая того раздавила, и вода начала отступать.

Когда вода ушла, те люди, что успели спастись, вернулись снова на землю, и от них пошел народ мапуче, что значит «люди земли». Стали мапуче трудиться и старались жить в гармонии с природой и почитать богов.

Но говорят, мир все равно безвозвратно изменился. Бог после пережитого разочарования стал более черствым и равнодушным к людям. Семена росли не так легко, как раньше. Стало в мире много болезней. Дети росли непослушными. А потом и вовсе явился в земли мапуче белый человек.

Только на небе по-прежнему все хорошо и светят Куйен и Анту.

Семья мапуче. Чили, конец XIX века

Откуда взялись мужчины и женщины

(из фольклора тоба-ком)

Мужчин создал бог-творец Карта-а. Были они в начале времен полулюдьми-полуживотными, с густой шерстью и острыми когтями, некоторые даже умели летать. А женщин тогда не было вовсе.

Мужчины клали свое семя в тыквы, а через какое-то время из тех вылуплялись мальчики. Мужчины не знали, чем надо кормить младенцев, давали им сырое мясо, рыбу, а то и вовсе землю, и те обычно умирали. А те, кто выживал, ходили вместе с отцами на охоту и рыбалку.

Но вот со временем кто-то повадился таскать у мужчин еду, пока те охотились и рыбу ловили. Начали они тогда оставлять в лагере часовых. Первым остался дежурить в селении мужчина по имени Попугай, самый болтливый в племени. Только вот, когда охотники вернулись в тот первый день, он молчал, был связан, со следами побоев и до смерти напуган. Смотрят его товарищи: а у Попугая вырван язык.

На другой день оставили они в лагере самого сильного члена племени, которого звали Броненосец. И с тем случилось почти то же, что с Попугаем, только язык ему оставили, и смог он рассказать, что с неба по веревке из волокон чагуара (бромелии) спускаются звезды — прекрасные и очень сильные существа, которые воруют еду, они-то и напали на него.

Тогда шаман племени по имени Каракара придумал хитрый план. Мужчины оставили сторожем Каракару, а сами сделали вид, что ушли на рыбалку, и спрятались за деревьями. И вот с неба спустились прекрасные существа — это и были женщины. Они наворовали себе еды и стали карабкаться назад, но тут появился Каракара, взлетел и перерезал острым камнем веревку, что соединяла землю с небом. Те женщины, что не успели уцепиться за свисающий с неба конец, попадали на землю (говорят, правда, это были самые тяжелые и неуклюжие, а ловкие и стройные успели все же влезть на небо), а мужчины вышли из укрытия и похватали себе жен.

Самый проворный и хитрый мужчина племени отхватил целых двух и скорее побежал в лес. Только вскоре он вернулся назад, воя от боли, потому что женщина ему мужское хозяйство откусила. Оказалось, у женщин два рта: один обычный, а второй, с еще более острыми зубами, между ног. Стали тут мужчины думать, как же им вместе с такими женами жить.

Тем временам настала ночь, и с неба увидел людей Мужчина-Луна. Поскольку он тоже был мужчиной, решил он земным собратьям помочь. Спустился на землю, встретился с каждой женщиной и выбил ей лишние зубы, потому как Луна-то был из камня сделан, и его было так просто не покусать.

С тех пор в народе тоба считается, что первым мужем каждой девушки становится луна. Если начались у нее месячные — значит, это луна к ней приходил, и через какое-то время ее можно выдавать замуж за обычного человека.

Группа тоба. Район реки Пилькомайо в Гран-Чако, 1892

Приключения Элаля

(из фольклора теуэльче)

Как появился этот мир

Много веков народу теуэльче. А когда его еще не было, был тот, кого зовут Кооч (Kóoch) — Вечный. Кооч страдал, страдал от одиночества, ведь вместо земли в те дни были только туман да мгла, среди которых он и жил. Тишину нарушали только его горестные вздохи.

Кооч не ведал любви, но тело его жаждало ласковых прикосновений, уши вслушивались в тишину, желая различить в ней звуки тихих песен, а глаза пытались высмотреть во мгле хоть пятнышко цвета. И вот однажды, когда грусть переполняла его сердце, а одиночество проникло до самых глубин души, он не смог больше терпеть и расплакался.

Слезы были обильными, и когда, наконец, он почувствовал, что выплакал их все до последней соленой капли, то открыл глаза и в изумлении увидел перед собой водные просторы: из слез его родилось первое море. Поизумлявшись и успокоившись, Кооч снова стал вздыхать, еще глубже, чем прежде. И воздух тогда завертелся с такой силой, что волосы у него взлохматились, а лицо стало мерзнуть: так он создал ветер.

Могучий ветер отогнал воды от земли, и появились материк и два океана, один на востоке, а другой на западе. А в восточном океане вырос остров, где позже поселились великаны. Ветер унес всю боль Кооча, и тот, довольный, стал рассматривать свои творения, специально поднявшись над океаном. Даже пальцами от удовольствия щелкнул, а из-под них выскочила яркая искра и осветила все вокруг: так и солнце появилось в этом мире. А с ним свет и тепло. Чтобы смягчить жар огромного огненного шара, Кооч поймал своими большими руками пригоршню воздуха, бросил в него несколько капель морской воды и согрел теплым дыханием. А затем рассеял по небу первые облака и тучи.

Много веков спустя у одной из этих туч родится великий сын Элаль. От матери достанутся ему тонкие чувства и трепетное отношение ко всему живому, а от грозного отца — гиганта Ноcхтеха — сила и упорство, но об этом уже другая история.

Рождение Элаля

Остров, созданный Коочем, весь подрагивал от удовольствия, радуясь, что жизнь расцветает на нем. Но случилось то, что омрачило эту радость: Тонс, тьма, породила и поселила на острове двух злых великанов. Один из них, Ноcхтех, похитил тучу Тео и заточил в пещере. Напрасно облачные сестры в отчаянии искали ее по всему небу. Тогда в ярости устроили они большую бурю: потоки бежали по склонам гор, неся с собой камни, и сметали все на пути. Норы зверей стало затапливать, гнезда птиц смывало, растения вырывало с корнем, а у деревьев отламывались ветки, отлетали листья и плоды.

Через три дня и три ночи солнце захотело узнать причину гнева туч и пришло к ним. Узнав о том, что произошло, пока оно ходило в земли, где небо сливается с морем, солнце передало новости Коочу, и тот в гневе закричал:

— Я накажу того, кто похитил Тео! Пусть, если она родит от него ребенка, это дитя будет намного сильнее и могущественнее своего отца!

На другое утро, поднявшись над горизонтом, солнце поделилось словами Кооча с тучами, которые все еще были в ярости. Они тут же рассказали это ветру, который принес новость на остров великанов. А животные позаботились об остальном: птичка чинголо[1] передала новость гуанако, гуанако страусу-нанду, нанду скунсу, скунс зайцу, броненосцу, пуме… Так дошла она и до пещеры великанов.

И вот о пророчестве узнал и злой Ноcхтех, который задрожал от злобы и страха, потому что его сын и будущий враг уже рос в чреве несчастной Тео. И он решил: «Я убью их, а потом съем обоих». Стал он жестоко избивать и терзать Тео, вспорол ей камнем живот и достал из него младенца. А потом бросил ребенка на землю в пещере, чтобы съесть позже, а сам продолжил рвать на куски его мать…

Туку-туку

Но в пещере в то время оказалась Терр-Верр, самка туко-туко[2], норка которой была по соседству. Ей стало жаль младенца, она утащила его в свой домик и решила спасти. А был он ни кем иным, как великим героем народа теуэльче, Элалем[3].Но про него будет другая чудесная история.

Птицы спасают Элаля

В давние времена лед и снег покрывали Патагонию круглый год. Однажды над белыми покровами появился лебедь, Коокн, который нес на спине младенца. Летели они с острова, где родился маленький Элаль, а страшный великан Ноcхтех убил его маму-тучу. Туко-туко Терр Верр спрятала Элаля, а затем созвала всех зверей и птиц, и те поручили лебедю отнести малыша на большую землю. Лебедь в целости доставил малыша на вершину горы Чальтен. Она и сегодня гордо высится среди прочих гор в провинции Санта-Крус.

За лебедем летели все прочие птицы. А рыбы плыли за птицами по морю. Те звери, что не умели плавать и летать, тоже не хотели оставаться на острове, и попросили рыб и птиц помочь им перебраться через океан. А по пути в благодарность развлекали перевозчиков красивыми историями. Так животные помогли друг другу, а в Патагонии появились гуанако, зайцы и лисы. Замерзшие озера растопили свой лед, чтобы принять уток и фламинго, а небо покрылось белыми кудрявыми облаками, приглашая к себе и маленьких чинголо, и величественных гигантов-кондоров.

А как же Элаль? Как выжил малыш один на вершине горы? Птицы его не оставили: лебедь поручил им заботиться о нем. Они сидели с ребенком, согревали своим оперением и носили фрукты из теплых краев. Так продолжалось три дня и три ночи, а поскольку Элаль бы не просто человеком, а героем, за это время успел он вырасти, чтобы начать свои подвиги.

Почему фламинго розовые

Многие птицы пытались помочь Элалю, но не все успели. Говорят, что Терр-Верр сначала хотела, чтобы Элаля в Патагонию отнес фламинго. А жил фламинго на дальнем берегу лагуны, вот Терр-Верр и послала за ним птичку чинголо. Чинголо сразу отправился выполнять ее просьбу, но по пути встретился с одним из великанов, который что-то заподозрил и стал следить за птичкой. Тогда чинголо сделал вид, что ищет еду, перелетал с ветки на ветку и скрылся в кустах. Когда же опасность миновала, он выбрался и полетел туда, где жил фламинго. Тот сразу отправился на помощь Элалю, но опоздал: птицы его не дождались и решили, что малыша понесет лебедь.

Говорят, фламинго так расстроился, что молча поднял ногу, спрятал голову под крыло и тихо заплакал. Элалю стало его жаль, и в утешение он решил сделать ему подарок. Он окрасил перья фламинго в розовый цвет восходящего солнца.

Но фламинго все же продолжает грустить. Он прилетел в Патагонию вслед за лебедем и Элалем и прячется в отдаленных лагунах, где до сих пор бродит в одиночестве, сгибая шею и опуская голову, будто пытаясь скрыть свою печаль.

Элаль побеждает холод

На четвертый день жизни на горе Элаль почувствовал, что вырос и готов спуститься с Чальтена. Но по пути он встретил двух грозных братьев: Кокеске и Шиэ, мороз и снег. Они любили свой пустынный край и всегда ходили по нему вместе, следя за порядком. Шиэ размахивал подолом своих длинных белых одежд, и жесткие скалы превращались в мягкую постель. Следом Кокеске покрывал снег блестящей скользкой корочкой. И эти хозяева Патагонии пришли в ярость, когда заметили Элаля на склоне горы Чальтен. Как посмел кто-то вторгнуться в их владения?

Возмущенные, позвали они Маипа, могучий холодный ветер, который мог играть, а мог убивать. Тот прибыл в сопровождении своего друга Льда и все четверо отправили навстречу юному Элалю.

Но тот поднял с земли два камня, потер друг о друга и высек из них жаркий огонь. Так своим первым изобретением он победил могущественных братьев и их помощников.

Элаль создает людей

Говорят, когда Элаль начал жить один, без присмотра птиц, во всем помогала ему мудрость, подаренная великим Коочем. Сначала он придумал и сделал лук и стрелы, чтобы пойти на охоту и добыть себе еды. А наевшись, стал осматриваться и думать. Он увидел, что полоска земли слишком узка, а моря слишком много и с помощью своих могучих стрел повернул море так, что полоса земли вокруг гор стала шире. После этого он решил, что постоянный холод — это и утомительно, и опасно. И придумал в Патагонии осень, лето и прекрасную весну. Звери, которые там жили, обрадовались такому подарку. И так Элаль все постепенно улучшал. Но чувствовал себя по-прежнему одиноко, чего-то не хватало.

Однажды сидел он в тишине на берегу огромного прозрачного голубого озера, выбрал самую мягкую глину, замесил ее и вылепил мужчину и женщину: первых теуэльче. Конечно, эти новые люди были как дети, их нужно было всему учить. Вот Элаль и поделился с ними своими секретами: искусством охоты, магией огня, научил выделывать шкуры и строить из них жилье, шить одеяла и одежду, что спасали от холода, и много чему еще научил. Теуэльче были прилежными учениками.

Элаль мстит отцу за смерть матери

Когда Элаль окреп и возмужал, решил он отомстить отцу-великану за смерть матери. Взял он с собой лук и стрелы, сделал прочную обувь из кожи гуанако, а перед встречей с отцом решил поговорить с Терр-Верр, которая спасла его в младенчестве. Терр Верр рассказала ему, что для того, чтобы убить великана, надо ранить его в правую пятку, по-другому его никак не убить. А еще сказала, что если придется Элалю убегать от отца, то чтобы тот ни говорил ему, пусть парень не оглядывается назад: иначе великан его убьет.

Когда Элаль встретился с Ноcхтехом, стали они драться, Элаль схватил его за правую ногу, стянул обувь и ударил в пятку, а потом бросился прочь. Великан гнался за ним и кричал, чтобы тот оглянулся назад, только Элаль его не слушал. Потом бросился он в заросли кустарников с длинными острыми шипами. А когда великан туда полез, шипы искололи ему живот и оттуда посыпались внутренности. Великан успел выйти на берег моря, а там упал и умер, став скалой, которая и сейчас над морем стоит.

Почему у кондора лысая голова

Еще первые теуэльче боялись детей отпускать в горы одних. Там могла поймать их огромная птица кондор, подцепить изогнутым клювом и унести к себе в гнездо. Но Элаль кондора как следует проучил. Как-то раз отдыхал герой среди скал и смотрел в небо на танец облаков. Там появилась маленькая черная точка, что росла и росла. Совсем скоро Элаль понял, что это кондор, с которым ему давно хотелось пообщаться. Птица подлетала ближе и ближе, и наконец, села на скалу, громко хлопая крыльями. Элаль даже уши зажал, чтобы не оглохнуть. А потом попросил кондора:

Андийский кондор

— Подари мне несколько перьев.

Но жадный кондор стал кричать, что ничего не даст. И вообще ему без этих перьев холодно летать будет.

И так птица разозлила Элаля, что тот подошел и сам выдрал у кондора пучок белых перьев прямо с головы. Вот с тех пор кондор и стал лысым, каким мы его знаем сегодня.

Как киты стали жить в море

Когда Элаль только появился в Патагонии, киты ходили по земле. Жил в то время огромный кит Гос, который любил глотать целиком всех животных и людей, что мимо него проходили. Стали Элалю на него жаловаться. Тогда Элаль превратился в слепня, полетел к киту. А тот его, не узнав, тоже проглотил. Внутри увидел Элаль множество людей: живых и уже мертвых. Чтобы проучить Госа, Элаль взял у одного из людей нож и стал киту тыкать то в сердце, то в живот, а потом и вовсе вспорол ему брюхо. Так все люди из него и вышли. А тело Госа Элаль бросил в воду. С тех пор все киты живут в море и приплывают к побережью Пуэрто-Мадрина, чтобы посмотреть на земли, где жили раньше.

Говорят еще, что после гибели Гос превратился в волшебную лодку, которая переносит теуэльче через море смерти в другой мир.

Элаль сватается к дочери Солнца и Луны

Раньше Солнце, Кенгенкон, и Луна, Кенгенкен, жили вместе на земле. И была у них дочь — красавица, Питин. К ней много женихов сваталось, только вот родители не хотели свою дочь ни за кого отдавать. Когда приходил к ним новый жених, Солнце или Луна его приветливо встречали и сажали у костра. А за спиной у него было болотце с трясиной: сверху то место будто травой поросло, а под ней вода стояла и глубоко было. Солнце или его жена так сильно разжигали огонь, что жених пятился, проваливался в трясину и тонул.

Элаль, конечно, решил, силы свои испытать и на дочери солнца и луны жениться. Позвал он своего друга лебедя, и полетел на нем, как на самолете, к их дому, что на севере находился. Недалеко от их дома лебедь опустился на землю, и дальше пошел Элаль пешком. А по пути встретил он птичку чинголо, что прислуживала в доме солнца и луны. Та и рассказала Элалю обо всех хитростях своих хозяев, ведь птицы Элаля вырастили и очень любили.

Подходя к дому солнца и луны, Элаль взял камень, бросил в трясину, и вода из ямы ушла и та землей наполнилась. А когда вышел ему будущий свекор навстречу и пригласил к костру, Элаль сам незаметно в костер подул, и пламя так разгорелось, что Кенгенкон навзничь упал, ноги задрал, еле увернулся от своего же огня.

Пошел дальше Элаль к жене солнца, луне, руки дочки просить. Та была женщина хитрая и коварная, хуже своего мужа. И попросила она юношу принести ей кожи с шеи дикого гуанако, что жил на горе. Хотела она из нее сделать себе сумку, хранить в ней шила и иглы. Гуанако тогда были дикими и свирепыми. Элаль отправился на гору, где жил гуанако, а тот увидел юношу и погнался за ним. Тогда Элаль превратился в маленького гуанако и стал быстро от большого гуанако убегать. Прибежал Элаль на берег озера, произнес волшебные слова, и появилась на берегу яма с трясиной. А когда подбежал к яме дикий гуанако, Элаль превратился снова в человека, болами

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Родительское собрание

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аргентина без танго. Легенды и сказки Южной Америки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Зоотрихия, родственник воробья.

2

Южноамериканский грызун. В некоторых упрощенных переводах вместо него фигурирует мышь.

3

Здесь и далее в истории про Элаля многие животные обладают чертами людей. Некоторые рассказчики-теуэльче упоминали, что до создания Элалем «новых людей» были еще другие «старые» полулюди-полуживотные. Правда, не совсем понятно, где в истории действуют люди-животные, а где просто животные, поэтому для упрощения мы везде называем зверей и птиц зверями и птицами. Ученые считают такие мифы свидетельством наличия у теуэльче тотемных культов и групп. Также по одной из версий легенды Терр-Верр сначала была человеком и бабушкой Элаля по матери (по этой же версии людей создал верховный бог-творец Кооч еще до рождения Элаля). Она спасла внука и вырастила в своем доме. Когда внук вырос, бабка переоделась и попыталась соблазнить юношу, за что он и превратил ее в грызуна туко-туко.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я