Дорогой читатель! Ваш ждут увлекательные приключения танцовщиц из кабаре в празднование карнавала в Венеции. Тайна маски – притягивающая и опасная, всегда непредсказуемая и сказочно манящая и скрывающая лица как преступников, так и героев. Все равны перед ней в карнавальную ночь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смерть Арлекино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть вторая
Творение донны Вивьен
Палаццо дона Джузеппе Фрегозо выглядело великолепно! У самого входа дородный осанистый швейцар в роскошной золотой одежде с достоинством раскланивался перед всеми гостями, а затем величаво провожал их в зрительный зал, к своим местам. Оказалось, что в этом дворце кроме большой уютной террасы, устроен восхитительный небольшой театр, где все сиденья были обиты бордовым бархатом, все перила — позолочены, а широкий комфортный балкон очень удобным полукругом возвышался напротив сцены. Роскошные люстры со множеством свечей были приспущены от потолка почти до самого пола — они сверкали, переливались струящимся стразами и разбрызгивали вокруг искры света, притягивая взгляд и завораживая своей красотой.
Безмолвно скользящие слуги разнесли подносы с шампанским и лёгкими закусками и быстро стих лёгкий шум в зале. Затем заиграли музыканты оркестра, раздвинулся бархатный занавес, и представление началось.
Действие первое.
Сцена представляет собой край поля, лесную опушку и тёмный лес чуть вдалеке.
Красавица Коломбина вышла на сцену, драматично заломив руки в глубоком отчаянии. Изображая вселенское страдание, она начала трагическим голосом:
Моя запретная любовь,
Когда тебя я встречу вновь?
Страдаю я — о, где же ты?
От горя высохли цветы
И все поникли головой,
А ты… а ты ушёл к другой!
Себе я места не найду, —
Всё брошу, за тобой пойду!
О, Арлекино, жизнь моя,
К тебе взываю я, любя!
Меня услышь, любимый мой,
И поскорей вернись домой!
После этой пламенной тирады Коломбины на сцене появился Ворон, демонически вскинув над головой свои огромные чёрные крылья, и пафосно заговорил:
— О, прелестная Коломбина! Я — твой любимый, я — твой жених, это меня призываешь ты исстрадавшимся сердцем своим! Расколдуй же меня скорее чарами своей любви, сними с меня заклятье дьявола, и тогда мы будем с тобой — навсегда!
Коломбина «испугалась»:
— О, кто ты, чёрный Ворон? Я не знаю!
Что за судьба — летать с тобой над лесом,
словно призрак?
Твои слова страшны мне, чёрный Ворон!
И твой приход велит бежать мне вон отсюда!
Кто твой хозяин? Уж не сатана ли?..
Ворон разозлился оттого, что обман не удался, и уже не притворяется женихом взволнованной Коломбины:
— Забудь ты Арлекино, Коломбина!
Весь мир получишь, коль меня полюбишь!
И на крылах любви с тобою вознесёмся —
над лесом, облаками и землёю!
Кто сможет помешать нам, о, голубка?
Ведь даже демон сам в любви твоей не властен!
Бессилен он пред чувствами твоими!
Так дай же, дай мне руку, Коломбина!
Отправимся мы вместе в наше царство,
где вечный Рай и вечное блаженство!
— Боюсь тебя! Мне страшно, чёрный Ворон!
К тому же Ангел мне сказал — идти не надо!
Твой рай неведом мне, как остров среди моря!
А посмотри, там — кто идёт из леса?
На сцену из «леса» вышли монахи. В руках одного из них корзина с кроликом.
— Это лесные духи зла, моя голубка!
И просят они жертву, для того лишь —
желание твоё исполнить, Коломбина!
Так возжелай меня, моя голубка!
Ворон падает перед Коломбиной на колени и протягивает к ней руки, но Коломбина в испуге отбегает в сторону.
— Но что за жертва?.. Я не понимаю!
— Простая жертва! Это — серый кролик,
его убей, и кровью ороситься
наш жертвенник любви, любви бессмертной —
лишь имя назови избранника… моё!
Так не робей, смелее, Коломбина…
Скорей возьми и кролика убей!
Злой дух услужливо подаёт Коломбине корзину, и она неохотно вытаскивает из неё живого кролика. Затем несколько мгновений смотрит на него, после чего разжимает руки, и кролик падает на пол сцены.
— Нет! Не могу невинного убить! —
кричит она и закрывает лицо руками.
— Ну почему? Ведь это так несложно!
Ворон делает шаг навстречу Коломбине и подаёт ей пистолет:
— Стреляй быстрей, и всё закончится тотчас же!
Мы вместе быть должны, о, Коломбина!
Тебя — не уступлю я никому!
Коломбина начинает догадываться:
— Сказал ты — никому?.. Нет, я не буду!
Покинь меня, оставь меня, уйди!
На сцене появляется Пьеро с горящим факелом в руке:
— О, чёрная душа! Всегда ты там, где горе
и где душа томится от печали.
Лети отсюда! Прочь от Коломбины!
Ворон не хочет уходить, тогда рассерженный Пьеро выхватывает револьвер из рук Коломбины и стреляет в Ворона, но тот успевает скрыться в лесу.
Пьеро поворачивается к Коломбине и хватает её за край платья:
— Любимая моя, как ты прекрасна!
Тебя ко всем ревную! Нет покоя…
Любовь моя как раненая птица,
и без тебя не может воспарить!
Забудь про Арлекино — будь со мною!
Я раб у ног твоих, о, Коломбина!
Я буду след твой целовать и птицам певчим
спою о радости своей, моя голубка!
И слух твой насладится моим пеньем —
лишь будь со мною, сказочная нимфа!
Но Коломбина с досадой отворачивается от Пьеро:
— Тебя я не люблю, ты это знаешь.
Так для чего ты мне терзаешь душу?
Ведь ты совсем, Пьеро, любви не знаешь!
И слёзы ревности твоей меня не тронут!
Уйди, Пьеро, не буду я с тобою!
Поняв, что уговоры бесполезны, Пьеро вспылил:
— Я — не уйду, а ты — моею будешь!
И наш союз любовный
в душе твоей растопит лёд сомнений!
Нам с неба сами ангелы споют
симфонию любви и силы страсти!
Да будет так!
На сцену с «небес» опускается Ангел:
— Кто звал меня, Пьеро, скажи, — не ты ли?
— Да, я! Молю — соедини
Меня и Коломбину! Я весь сгораю
от любви к ней! Ангел, помоги!
— Да рад бы я помочь, но Коломбина
Тебя не любит, быть с тобой не хочет!
С другою лучше счастье поищи!
— О, бессердечный Ангел! Позабыл ты —
Ещё недавно эта Коломбина
Меня любила страстно, без остатка!
А ныне — плачет по тому, кто ей
Ничуть в подмётки даже не годится!
Верни ей, Ангел, прежнюю любовь!
Верни, молю тебя, мне Коломбину!
— Нет, извини, такому уж не быть!
Я слышу зов, Пьеро, — и я прощаюсь с вами!
Ангел «вознёсся», а вместо него из тёмного неосвещённого леса выступил Демон.
— Ужели кто тебя обидел, Коломбина?
— Тебя не знаю я… Скажи — кто ты такой?
— Я тот, кто может подарить
Тебе что хочешь, что душа желает!
Что хочешь получить ты, Коломбина?
Вернуть назад ушедшего к другой?
Ты правда хочешь этого? Ответь мне!
Твоё желание — закон, скажи лишь,
И сразу всё по-твоему случится!
— Но что тогда потребуешь в замен?
С испугом вопрошает демона Коломбина с дрожью в голосе, понимая, что за всё — надо платить.
— Потребую? Нет, нет, краса-голубка!
Всё в дар тебе — прекраснейшей из женщин!
Всё в дар бери, прелестница! В подарок!
— Не верю я тебе… Ты, верно, Демон?
— Не веришь — и не надо! Не неволю…
Ты лишь желанье вслух скажи —
И успокойся… И спать ступай…
— Но если ты и вправду исполнить можешь всё —
верни мне Арлекино!!!
— Твоё желанье — для меня закон, о Коломбина!
Коломбина удалилась, раздираемая сомнениями и противоречиями, а с другой стороны сцены вышла «венецианская дама», громко рыдающая и утирающая слёзы большим платком.
— О, горе! Призываю все проклятья
Я на тебя, неверный Арлекино!
Так растоптал мою любовь, неблагодарный!
О, Ангел, как вернуть мне Арлекино?
Опять сверху на тонких шнурах спускают вниз ангела в белых одеждах:
— Зачем, Лукреция, меня ты призывала?
Зачем тебе понадобился я?
— Меня предал неверный Арлекино,
И я тебя прошу — убей мерзавца!
— Так всё-таки — убить или вернуть?..
Я — не убийца! Полюби другого!
— Другого не хочу! Верни мне Арлекино!
Или смори его смертельным сном навечно!
Ангел в притворном ужасе хватается за голову:
— Ну что за женщины? О, милосердный Боже!
То любят без ума, то ненавидят!
А мне как быть потом — убить его и плакать
Горючими кровавыми слезами?
Дама упрямо топнула ножкой:
— Убей или верни! Другого — быть не может!
— Несносная! Несчастная — опомнись!
В конце концов, Ангел понимает, что ему не переубедить упрямую женщину. Он безнадёжно взмахивает рукой и удаляется со сцены, сокрушённо покачивая головой. Сразу же появляется Ворон, настороженно оглядываясь по сторонам, и подходит к Лукреции:
— О, дева — ты одна? А где твой Арлекино?
— Ушёл к другой! Тебе-то что за дело?
— Ушёл? Опять? Да что же в нём такого,
Что все о нём рыдают дни и ночи?
Но дело поправимо, если хочешь!
— Хочу ли я??? Да лишь о том мечтаю —
Вернуть его любовь, или — пускай умрёт!
— Любви его тебе не обещаю,
Но если жертву принести сумеешь,
То смерть его получишь непременно.
За это я, Лукреция, ручаюсь!
— Какую ещё жертву? Что такое
Ты говоришь мне, чёрный дух изгнанья?!
— Да пустяки! Лишь кролика убей ты,
Что тут на поле прячется в пшенице!
Как кровь его на жертвенник прольётся,
Умрёт изменщик — всё, как ты хотела!
— И всё?..
Ты всё ли мне сказал, прекрасный Ворон?..
— Конечно, всё, красавица! Решайся!
И чёрный Ворон, широко расправив крылья, взмыл над лесом. Оставшись одна, Лукреция внимательно смотрит по сторонам и вскоре замечает кролика, сидящего на краю сцены. Она достаёт из кармана морковку, привязывает к ней верёвочку и подбрасывает кролику, двигаясь тихонько в сторону леса, к жертвеннику. Кролик послушно следует за морковкой.
— Ах, как мне жаль несчастную зверушку! — восклицает она и окончательно скрывается.
На опустевшую сцену выходит грустная Коломбина и видит Арлекино, одиноко сидящего на пеньке в противоположной от неё стороне. Он тихонько перебирает струны гитары и вполголоса напевает:
Померк весь свет в очах,
Любовь меня забыла…
Мне холодно в ночах,
Где лишь луна светила,
Пытаясь растопить любви замёрзшей лёд.
Я так хотел любви,
И что теперь — не знаю…
И яд в моей крови —
Живу и умираю…
Ведь кто-то пожелал — пусть он скорей умрёт!..
— Арлекино!!!
Коломбина с нежной радостью тянет к нему руки, но Арлекино явно не доволен этой нечаянной встречей:
— Иди, иди! Не милы мне твои признанья!
Не греют душу — только стынет кровь!
Разлучница, забудь мою любовь!
— Но я тебя люблю! Ведь ты ко мне вернулся?..
— Нет! Разлюбил тебя, Лукрецию, весь мир!
— Так снова полюби, о, Арлекино!
— Нет, не могу! Я как капканом скован —
Померк весь свет, и только тьма вокруг.
Прощай же, Коломбина, круг замкнулся…
— Не уходи! Мы вместе будем вечно!..
— Не будем, Коломбина! Нет, не будем!
Разорваны мелодии любви!
Меня ты погубила, Коломбина…
Арлекино, понурившись, уходит, а Коломбина плачет. На сцену выходит Демон:
— Так что же плачешь ты? Желание сбылось, и
Друг твой милый — Лукрецию оставил навсегда!
— О, нет! Напрасно всё! И их разлука
Его мне не вернула — всё напрасно!
Как я страдаю — ты не знаешь, Демон!
Любви хочу, а он любви не знает…
— Да полно, не грусти! И новая любовь
Твоё наполнит сердце жаркой страстью,
И снова засияет взор голубки!
— Но как его забыть? Скажи мне, Демон!
— Его забыть ты сможешь — обещаю!
Но только вот… Скажи мне, Коломбина —
Ты в самом деле этого желаешь?
— Желаю всей душой! Желаю к жизни новой
Скорее возродиться, вновь любить!
Но вот кого любить — увы, не знаю…
— Желание твоё я принимаю! Иди, поспи,
А завтра Арлекино покинет разум твой,
И это — навсегда, прекрасная из женщин, Коломбина!
В полу сцены открывается люк, и Демон исчезает в «подземелье». Коломбина с несчастным видом уходит в правую сторону сцены, и сразу же вслед за этим с левой стороны медленно выходит Лукреция, она всё ещё тащит за собой верёвочку с привязанной морковкой. Почувствовав присутствие Лукреции, Демон тут же опять возникает из «ада». Лукреция встревожена:
— Зачем явился, чёрный дух геенны?
— Пришёл служить, Лукреция, тебе
И предложить хочу заманчивое дело.
Меня ты полюби — тогда я сразу
Весь мир преподнесу к твоим ногам!
— Весь мир не нужен мне, коварный искуситель!
— А что желаешь? Только лишь скажи!
— Хочу, чтоб мне служили света
И всей земли, чтоб их питаться силой!
— Лукреция, я лучше предлагаю:
Лишь заключи со мной союз навечно —
Все злые духи пред тобой склонятся!
Так как?..
— Уговорил! Согласна!
Демон торопливо разворачивает свиток с договором и подаёт Лукреции большое перо, которым она решительно скрепляет свой с ним союз, поставив на договоре подпись. Она поднимает глаза на Демона:
— А дальше что?
— Смотри, что дальше — духи, отзовитесь!
Демон несколько раз хлопает в ладоши. На его призыв из леса выходят злые духи в образе монахов и встают перед Лукрецией на колени.
— Приказывай нам, наша госпожа! — говорят они хором.
У Лукреции разгораются глаза и по красивому лицу блуждает злая ухмылка:
— Желаю, чтоб отныне Ангел Божий
Всегда рыдал кровавыми слезами!
Монахи склоняются до пола в знак подчинения и уходят со сцены.
— Лукреция, всегда об этом помни:
Залог союза нашего теперь — твоя душа! — напоминает Демон.
— Всё поняла, и я об этом помню. Да только —
Зачем душа, где нет любви? Лишь ненависть осталась!
Любовь других мне нестерпимой тоже стала,
Смерть их удел — так пусть же все умрут!
Нет счастья мне — не будет никому!
Лукреция уходит со сцены, а за ней скачет кролик, пытаясь поймать привязанную морковку. Демон долго смотрит вслед Лукреции. Затем он с довольным видом сворачивает свиток и с громким шумом проваливается в «преисподнюю».
Действие второе.
На этот раз сцена представляет собой большую лесную поляну, в середине которой находится огромный пень-жертвенник. Возле пня стоит палач с топором. Рядом растёт раскидистый дуб со стволом в три обхвата, с нижней толстой ветки дуба свисают двое повешенных.
На поляну выходит Лукреция. Она наклоняется, быстро хватает кролика и отдаёт его палачу. То кладёт его на пень и моментально отрубает голову. Весь зал дружно ахает, хотя кролик — это всего лишь игрушка! Палач бросает обезглавленного кролика в чёрный мешок. Лукреция с интересом наблюдает за всеми действиями палача. Ей немного страшно, но очень любопытно!
— Ну, вот и всё, неверный Арлекино, —
Твоя душа взлетела к небесам! —
с удовлетворением говорит Лукреция.
Как только на сцене в первый раз появилась морковка, Сапфо начала внимательно следить за развитием событий этой, в общем-то, неинтересной постановки. А уж когда ещё и бедному кролику отсекли головёнку ни за что ни про что — ей и вовсе стало не уютно, и она почувствовала некоторое раздражение. Но постаралась отогнать от себя неприятные ощущения, успокаивая себя тем, что это всего лишь не очень удачная пьеса, а они с Аннет здесь случайные зрители — и ничего более!
Лукреция взволнованно расхаживает по поляне, палач молча наблюдает за ней. Из леса выходит Ворон, за ним следуют монахи. Ворон обращается к Лукреции:
— Он умер — ты ведь этого желала!
Не хочешь ли «спасибо» мне сказать?
— Ах, Ворон, Ворон, я — его любила…
Лукреция горько рыдает на груди у Ворона, потом уходит с монахами. На сцене остаётся один палач с двумя висельниками. Выходит Коломбина:
— О, Ангел! Что случилось? И за что же
Здесь умертвили этих двух несчастных?
— За преступленье — надо отвечать! — холодно пояснил палач.
— А в чём вина их? Рассказать мне можешь?
— Они виновны в смерти Арлекино!
— Убили Арлекино??? Быть не может!!!
— Так убедись сама — вон там под дубом
Лежит в тени убитый Арлекино!
Коломбина обходит дерево и замечает Арлекино, лежащего на траве.
— Убит! Но как?..
— Да так — задушен просто!
Теперь же уходи и не мешай работать!
— Нет, нет! Позволишь мне забрать его с собою?
Хочу похоронить я Арлекино…
— Ну что за женщины? Никто их не поймёт!
Палач уходит со сцены, а Коломбина склоняется над неподвижным Арлекино. С другой стороны появляется Ворон и останавливается перед Коломбиной.
— Теперь уж нечего рыдать, поскольку
Ему ничуть слезами не поможешь!
— А чем помочь? О, как я заблуждалась!
Ведь он — любовь моя! Как будто я скончалась…
— Ах, прекрати! Всё это просто глупость!
Лишь он один в своих виновен бедах!
В эту минуту на сцену выскакивает Пьеро и со всей силой бьёт дубинкой Ворона по голове. Ворон замертво падает рядом с Арлекино. Коломбина в отчаянии:
— Глупец! Глупец! Да что же ты наделал?
Зачем, Пьеро, ты Ворона убил?
— Я не хотел, чтоб он тебя обидел!
Ведь я люблю тебя! А это ещё кто?
— А это — мой убитый Арлекино!
— Смотри-ка, вправду мёртв! И что с того?
— Несносный ты, Пьеро! Уйди, ревнивец!
Ты почему преследуешь меня?
— А с дуба кто повис?
— Его убийцы!
На сцену опускается Ангел, подходит к Пьеро и Коломбине и смотрит на повешенных.
— Я души двух несчастных забираю,
Им быть уже положено на месте!
— О, Ангел мой, возьми и Арлекино! —
с мольбой в голосе восклицает Коломбина.
Ангел подходит и, горестно покачивая головой, смотрит на Арлекино.
— Вот три души на небо воспарили!
Прощайте же, Пьеро и Коломбина!
Вернусь я скоро, только не для вас!
Ангел воспаряет, а из подземелья появляется Демон. Коломбина падает перед ним на колени, с мольбой протягивая руки:
— Верни мне Арлекино, дух изгнанья!
Лишь одному тебе под силу это!
— Вернуть?.. Но что взамен ты предлагаешь?
— Я отрекусь от Ангела и Бога
И всей душою полюблю тебя —
Лишь только оживи ты Арлекино!
— Ты правду говоришь ли, Коломбина?
— Клянусь тебе бессмертною душою!
И Коломбина бросается Демону в объятья. Демон страстно обнимает Коломбину, но Пьеро хватает свою дубинку, которой убил Ворона, и ударят Коломбину. Она падает без сознания. Демон возмущён:
— Ты что, глупец, — совсем ума лишился?
— Она твоей не будет никогда!!!
— Дурак ревнивый! —
отвечает Демон и уходит в своё подземелье.
Пьеро хлопочет над Коломбиной, она приходит в себя и с нежностью обращается к Пьеро:
— О, боже! Это ты! Пьеро, какая радость!
Пьеро, я так скучала по тебе!
— Какое счастье — ты вернулась, Коломбина!
— А почему мы здесь, Пьеро?
Скажи мне — что случилось?
— Потом всё расскажу, моя голубка!
Они обнимаются, как после долгой разлуки, и не обращают внимания на Ворона.
Действие третье.
Декорации те же, что и в первом действии. С одной стороны поле, с другой — лес, между ними — неширокая дорога. Крайние деревья вырублены, и вместо них видны несколько пней. На опушке леса стоит задумчивый Ангел.
Из леса выходит палач и бросает к ногам Ангела мешок с жертвенным кроликом. Ангел наклоняется над мешком, и вот уже кровь кролика течёт по его рукам. От горя он закрывает лицо руками и без сил опускается на небольшой пенёк. Теперь уже всё его лицо перепачкано кровью, и от этого кажется, что он плачет кровавыми слезами. Появляется Лукреция.
— Кому ты нужен, грязный глупый Ангел?
Иди, своей поплачься Коломбине!
Из леса выходят Пьеро с Коломбиной, Коломбина с непониманием глядит на всех троих и обращается к Лукреции:
— Лукреция? Ты здесь? И что рыдает Ангел
Горючими кровавыми слезами?
Случилось что?..
— Да! Да, случилось, жалкая голубка!
Лукреция показывает всем свой договор с Демоном и продолжает:
— Что может быть, скажи, прекрасней силы?
Опять ты с этим глупеньким Пьеро —
Насколько же смешна ты, Коломбина!
Появляется Демон и преклоняет колени перед Коломбиной:
— Прости меня, голубка Коломбина,
Любовь моя…
— Простить тебя? За что?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смерть Арлекино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других