Семантическое поле

Антонио Менегетти

Данная монография представляет собой систематизированное изложение научных трудов автора по проблеме семантического поля, начиная с 1976 года по настоящее время. Критерием при организации материала послужило стремление представить прежде всего те работы, в которых речь идет о семантическом поле как о базовой информации жизни. В конце книги представлены работы более раннего периода, в которых речь идет о патологической стороне затрагиваемой темы (негативное семантическое поле). Знание о негативном семантическом поле лежит в основе всей клинической психотерапии. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семантическое поле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая

Научно-перспективный обзор семантического поля[7]

2.1. Коммуникация и психика

При рассмотрении темы семантических полей с точки зрения онтопсихологии раскрывается представление о базовой коммуникации, которая предваряет не только логико-диалектический смысл взаимоотношений между двумя и более людьми, но также и способность вербализации или осознания в области Я человека.

Психоаналитическое и философское представление с одной стороны и теоретическая физика (теория Эйнштейна о едином поле***) с другой задают предпосылки существования единого измерения, универсального для всех отношений и взаимосвязей.

Леви-Стросс*, переформулируя Фрейда, утверждал: «Необходимо достичь бессознательной структуры, которая лежит в основе любого общественного строя и любого обычая (различные языки или общества являются основными системами, каждая из которых представляет собой проекцию универсальных законов, регулирующих бессознательную деятельность духа на уровне сознательной и социализированной мысли), для достижения валидного принципа интерпретации разных типов общественного строя»[8].

Представители Франкфуртской школы*, в том числе Гадамер*, предположили, что Я и мир сочетаются друг с другом, или, точнее говоря, обладают самобытной, оригинальной схожестью. «Каждое слово вырывается как будто из центра некой тотальности, благодаря которой только оно является словом. Каждое слово заставляет звучать тотальность языка, к которому оно принадлежит, и проявиться тотальность миропонимания, которое является основой этого языка»[9].

Излишне приводить работы, начиная от Канта и до Гуссерля, по данному вопросу; в частности, такие темы, как структуры и процесс, форма и жизнь, наука и история, теория и практика, познание мира и его изменение, — все они отражают стремление объединить кажущиеся противоречия.

При появлении любой новой науки встает вопрос о слове. Последние глубинные исследования относительно психической энергии (психотроника*, радионика*, семантическое поле), проводимые выдающимися физиками, включая изучение эффекта Лэмба* или свободной энергии нулевых колебаний, эксперимент Керврана*, киндлинг-эффект Бердена*, снимки Кирлиана* и т. п., демонстрируют взаимосвязь между духом и материей и взаимное влияние физического характера, которое является их следствием; а также то, что касается электромагнитного искажения волнового кванта в специфических точках тела (соответствующих китайской акупунктуре), с помощью которых осуществляется воздействие на живой организм на психобиологическом уровне[10].

Эти наблюдения требуют дальнейшего пересмотра классических представлений, особенно под углом общей теории относительности, подтвержденной математикой Геделя, астрофизикой Эйнштейна, ядерной физикой Шредингера*. Все это неизбежно приводит к представлению о «гиперпространстве» (термин, прижившийся в последних исследованиях, проводимых престижнейшими научными лабораториями), на основе которого можно констатировать, что любая материализация является идентичностью, синхронной психическому, поэтому физическое и психическое являются не чем иным, как обратимыми виртуальными моментами одной универсальной действующей энергии.

Главным предметом психотерапевтического исследования является человек в специ-

фичности его психической деятельности. В этой области самым авторитетным ученым исторически признается Фрейд. Не углубляясь в философскую ценность фрейдовской метапсихологии*, можно привести следующее его высказывание: «Относительно того, что мы называем психизм (или психическая жизнь), нам известны две вещи: прежде всего, его соматический орган, местоположение его действия, головной мозг (или нервная система) и во вторую очередь наши сознательные действия, о которых у нас есть непосредственные знания»[11]. «В целом психический акт проходит через две фазы, две стадии, в первой фазе он бессознателен»[12].

Я представляю эмоциональную базу данной целостной структуры, которая из собственной потаенной тишины специфицирует модели поведения и вербализацию каждого индивида в диалоге.

Таким образом, я описываю единую изотопию маршрута смысла, который причиняет знаки и значения.

В описании бессознательных психоэнергетических процессов, основываясь на познавательных схемах, лишенных какой-либо интуитивной действительности, достаточно сложно задокументировать открытие, которое человек помещает в обширную процессуально интерактивную сферу. Психоэнергетическое представление предполагает прежде всего activans, выявляемый экспериментально здесь и сейчас, даже если он не отличается от любой теории или метапсихологического гештальта. Он предшествует любой форме и заявляет о себе как сокровенная активная субъективность с максимальной объективностью, то есть интуиция, невыразимая для того, кому неведом этот опыт.

Интуиция заканчивается внезапно под собственными рациональными покровами, но ими же и оплодотворяется. Она несет в себе маленький интуитивный импульс, который, однажды появившись на свет, предполагает определенные практические действия. Тогда activans начинает действовать вновь. Его ритм каждый раз отличен, удивителен и насыщен как сам по себе, так и вследствие новых отношений, к которым он приводит.

Бессознательный психизм и сопротивление являются аксиоматическими предпосылками любого исследования глубинного мира человека. В области сопротивления можно логически понять вытеснение, симптом или психическое, поскольку activans представляет собой постоянно развивающийся феноменологический процесс. Неудержимый в собственном динамическом «в себе» и свободный от любого эффекта, он не всегда оказывается жизненным для отдельной индивидуации. Топодинамика психизма функциональна для глобальных форм жизни; из-за этой функции происходит его метаболизм в миллиардах индивидуаций. В том случае, если какая-то индивидуация пытается опровергнуть функцию универсальной жизни, начинается ее уничтожение, то есть человеческий индивид претерпевает свою жизнь как невроз или шизофрению как на психическом, так и на соматическом уровнях. Клиническая симптоматика разной степени патологии описывает психоэнергетическую неотложность вытесненного сопротивления.

Согласно онтопсихологической школе, процессуальная часть любого биопсихического развития протекает в виде семантических полей. Психическая энергия — это сила, которая может быть интенционирована на основе любой модальности эмотивной и волевой органики. Эта интенциональность может быть сознательной или бессознательной.

2.2. Уточнения относительно семантического поля согласно онтопсихологии

Поле — это условное гипотетическое пространство, динамические векторы которого представлены в соответствии с результирующими силовыми центрами.

Семантическое — свойство приводить к следствиям строго в соответствии с информацией векторного интенционирующего. Речь идет об акте, последствия которого определены его первоначальным обозначением. Производится в момент обозначения, обозначаемое есть его нормальная феноменология.

Энергия[13] — понятие, противолежащее понятию поля, — представляет собой любое воплощение или то, что проявляется или вызывает вариации движения (перемещения, действия).

Разнообразная литература в области медицины, психиатрии и психоанализа приводит данные относительно многофакторной этиологии хронических психических заболеваний (депрессии, тревоги, невроза, истерии, фобий, латентной и манифестной шизофрении) и психосоматических болезней (таких как мигрень, псориаз, язва, диабет, новообразования, ожирение, колит, сердечно-сосудистые заболевания, различные формы импотенции и т. д.). После многих лет работы в рамках психоанализа, лабораторных исследований, социологических исследований, изучения данных анамнеза, сравнительного анализа отдельных индивидов и семей некоторые гипотезы были подтверждены сотнями случаев с возможностью проверки спустя пять лет без единого исключения.

Онтопсихологическое исследование может обосновать, продемонстрировать и доказать точность диагноза и терапии в отношении любой формы невроза и шизофрении.

Одним из открытий онтопсихологической школы является действие единого психического импульса в многообразных проявлениях на физическом, эмоциональном и психическом уровнях.

Полученные представления о взаимообмене между психическим и соматическим, или о постоянной обратимости человеческой динамики (сознательной или бессознательной), в органическом поле одного индивида таким же образом проявляются и в контексте нескольких людей. Волевой или комплексуальный импульс индивида может действовать в рамках одного или нескольких организмов, которые зависят от него психически или аффективно. Семантическое поле — это смещение информации от одного индивида (отправителя) к другому (исполнителю). Отправитель (подстрекатель, или первый активизирующий) выражает свой сознательный или бессознательный импульс, интериоризируя его в психоорганику другого человека, являющегося партнером-«колонией».

В исполнителе-«колонии» полученное действие-импульс воспринимается и исполняется как мотивация собственного Я. Семантизированный исполняет действие другого, то есть пассивный человек идентифицирует психоорганически конкретные мотивации другого. Обычно это взаимодействие фильтруется и контролируется констеллирующей силой комплексов в бессознательной сфере. Способность приводить в действие Я пассивного субъекта такова, что он ощущает как собственный инстинктивный импульс психоорганическую потребность рядом находящегося партнера. Речь идет об импульсе, который переносится от одного организма к другому.

В этом смысле, как только семантическое поле было введено, оно может достичь или не достичь сознания Я. Если оно достигает сознания, то субъект отмечает импульс к совершению определенного или смутного объективного вложения. В другом случае поле отправителя достигает получателя, соматизируясь в определенных органах или физиологических системах. Получатель может испытать сексуальное возбуждение, тяжесть в диафрагме, нейровегетативную дистонию, мигрень, слабое напряжение, повышенное сердцебиение и т. п. Динамическая или патологическая специфичность зависит от проприоцептивности получателя и отправителя.

Хроническое бессознательное присутствие определенного семантического поля, как это происходит во внутрисемейных отношениях, определяет невзаимообратимый метаболизм, который в патологических случаях или в случаях психического вампиризма[14] приводит к неврозу, шизофрении, попыткам суицида, делинквентному поведению, тяжелым соматическим нарушениям, таким как язва, инфаркт, опухоль, эпилепсия, псориаз, приступ паралича и т. п.

Онтопсихологическая школа выявила в психической деятельности, в той ее части, что предшествует актуализации рационального уровня, навязчивый стабилизатор, который определяет всю психопатологию внутри и вне субъекта — монитор отклонения. Именно во внутреннем мире под порогом сознания и комплексов, сразу после области ядра организмического Ин-се, располагается модулятор универсальной психической энергии с единым эффектом, коей является патологическая, или танатическая, фиксация.

Заражение инстинктом смерти происходит вследствие воздействия психического контекста, а не наследственным путем. После периода инкубации, который приходится преимущественно на детство, он проявляется в виде развернутой патодинамики, редуцирующей поведение и соматику, с которой сталкивается официальная наука, применяя свои методы и систему исследований.

Системы практического познания были описаны онтопсихологией в индивидуальной и групповой психотерапии, синемалогии, ОнтоАрте и в особенности имагогике[15].

Эффект семантического поля можно выявить сразу же, в результате действия нервной рефлекторной дуги, или спустя определенное время — эффект триггера[16], проявляющийся через несколько часов, дней, месяцев. Существование функции получения и отбора с эффектом триггера объясняет то, как чуждая семантика может проходить стадию инкубации и проявиться вовне в виде характерной черты после пубертата, даже если информатор ушел из жизни.

Гораздо сложнее выявить семантическое поле, когда речь идет о необходимости определить получателя информации в группе. Отправителя выделить легко, но, чтобы уточнить получателя, необходимо знание причин. На самом деле одинаковое сообщение достигает всех присутствующих, и расшифровать точное направление оказывается проблематичным, по крайней мере если отправитель не указывает его через физиогномику и проксемику.

Семантическое поле может передаваться через письмо или объект при отсутствии отправителя. В этом случае письмо и объекты являются формальной материализацией интенциональности. Она становится своего рода мостом передачи для любого парапсихического познания. Ясновидящие и люди, обладающие парапсихическими способностями, сохранили или восстановили сознание на основе первичных процессов организмической информации и базовых структур любого экзистенциального познания.

Структурировать семантику с точностью можно также по телефону или через аудиозапись. В сущности, семантика как поле психоорганической информации может передаваться всеми возможными способами и в виде символов человеческой коммуникации. Коммуникации в том смысле, что любая форма, или способ, или вариация существования является коммуникацией, которая информирует (придает форму) существование.

Что касается педагогики развития, то реальность семантических полей подтверждает неизбежный риск для ребенка стать чуждым в отношении самого себя и проясняет ключевую точку понимания любого девиантного поведения или соматической патологии ребенка: это скрытая или проявленная психоорганическая интенциональность взрослого. На основе этого можно уточнить любую последующую характерную особенность социального и патологического поведения, иными словами, формируется тематический отбор взрослого.

Существует три возможности научного выявления чуждого семантического поля:

1) анамнез и сравнительный анализ внутрисемейных и средовых отношений (в частности, анализ аффективных связей субъекта);

2) онтопсихологическая интроспекция онейрического или имагогического материала (это всегда точная информация о личной ситуации и внедрении чуждых семантик);

3) осознание эмпатического модуля, который устанавливается подготовленным психотерапевтом (или осознание собственного организмического любым аутентичным человеком)[17].

Последствия и осложнения вышеизложенного на данный момент не так просто оценить, учитывая обширный сетевой эффект, производимый семантическими полями в любом социальном взаимодействии[18]. Разумеется, что непосредственное воздействие на эмоции других людей — через бессознательные параметры — должно вызывать резкую реакцию в юридической сфере, социологии и в плане личностной морали на всех уровнях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семантическое поле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Текст выступления на XVII Интерамериканском конгрессе по психологии, который проходил с 1 по 6 июля 1979 года в Лиме (Перу), дополненный автором в ходе VII Международного конгресса по онтопсихологии, который состоялся в Гроттаферрате (Рим) 31 октября — 04 ноября 1979 года. Опубликован в AA.VV. Atti del VII Congresso Internazionale di Ontopsicologia. — Roma: Ontopsicologica Ed., 1982. (не издается).

8

Levi-Strauss C. Anthropologie strukturale; Paris, 1958 (Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Иванов В. В. — М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001).

9

Gadamer H. G. Wahrheit und Methode. — Tubingen, 1960 (Гадамер Г. Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988).

10

Bearden T. E. Unusual energy and fantastic weapons // Energy unlimited, 1976/1977; Bearden T. E. Solution of the fundamental problem of quantum mechanics. Alexandria: Defense Ducumentation Center, January, 3/77; Bearden T. E. Photon quenching of the paranormal (time), Channel: a brief note. — Alexandria: Defense Ducumentation Center, April 20, 1977; Kervran L. Biological transmutations. — Birghamton, N. Y.: Swan House Publishing Co., 1972; Kervran L. Distant intercellular interaction in a system of two tissue culture // Psychoenergetic System. — 1979. — Vol. 1, № 3. — Р. 141–142; Everett H. The many-words-interpretation of quantum mechanics. Princeton University Press; American Journal of Physics. — 1975. — Vol. 43, № 1; Tompkins P., Bird C. La vita segreta delle piante. — Milano: SugarCo, 1975 (Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. — Изд. «Гомеопатическая медицина», 2006).

11

Freud S. Abrеgе de Psychanalyse. — Paris: P. U. F., 1950.

12

Freud S. Metapsychologie. — Paris: Gallinard, 1952.

13

От греч. εν εργον (én érgon) — внутренняя часть работы.

14

Психический вампиризм — термин, используемый в качестве метафоры для определения потребности организма в захвате и паразитировании на другом ради выживания. Один из аспектов психопатологии человека. См.: Менегетти А. «Негативная или вампирическая психология» в книге Клиническая онтопсихология. Указ. соч.

15

Имагогика — это систематическое и аналитическое исследование образа, который появляется внутри целостной психики. Он является точным проявлением моделирования движения и действующих ориентиров психики в отношении всей экзистенциальной феноменологии субъекта. Синемалогия (кинотерапия) — это использование кино, которое определяется как выраженное вовне действие индивидуального и коллективного бессознательного, с целью осознания психобиологических процессов, которые проживаются без нашего ведома. Аутогенез — это взаимодействие Я внутри организмического Ин-се. Для более подробного ознакомления с методом и инструментами онтопсихологии см. Менегетти А. Учебник по онто-психологии. — М.: БФ «Антонио Менегетти», 2020.

16

Судаков К. В. Биологические мотивации. — М., 1971.

17

Термином «аутентичность» (от греч. αυτοζ εν τιθημι αγω [autós én títhēmi á go] — полагаю себя равным действием, которым являюсь) в онтопсихологии обозначается соответствие природной интенциональности, или способность развиваться согласно собственной внутренней виртуальности: субъект реализует себя согласно тому, как его задумала природа.

18

См. § 6.2.3. «Сетевой эффект» в гл. 6 настоящего издания.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я