Практикум лидера

Антонио Менегетти, 2005

Вы молоды и полны сил? Хотите работать и достичь успеха в сфере своих интересов? Или Вы руководитель, формирующий сильную команду молодых специалистов? Тогда эта книга для Вас: молодого человека она провоцирует стать лучше, умнее и делать по-настоящему хорошо свою работу, достигая максимального результата для себя и компании, а для руководителей она станет незаменимым инструментом в "воспитании" будущих лидеров, топ-менеджеров компании. Предприятие – это живая школа действия и молниеносной реакции, место, где проявляется мастерство, а результат деятельности становится заработком или потерей. Предприятие любого типа является самой эффективной школой для молодого человека, потому что оно представляет собой живое взаимодействие с обществом и его контрастами. Тот, кто с успехом способен пройти ее, действительно сдал экзамен жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практикум лидера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1

1.1. Психология менеджмента: знание, позволяющее совершать оптимальный выбор

Опыт организационного консультирования не оставляет сомнения в том, что в основе любой проблемы лежит отсутствие знаний о реальном развитии динамики предприятия. Люди, руководящие предприятием и работающие на нем, не знают происходящего, не имеют представления о реальности, действующей в конкретный момент, и судят о ней лишь на основании последствий, с которыми сталкиваются позднее.

Безоговорочная вера в абсолютную власть «технологической рациональности», способной разрешать все проблемы предприятия и воспринимать жесткие нововведения, которые диктует новая экономика, кажется морально устаревшей.

Учитывая состояние конкуренции в рамках процесса глобализации, ФОИЛ основывает свои решения в области исторического, социального и экономического становления общества на следующих критериях: 1) любая ситуация должна разрешаться во благо человека; 2) необходимо повышать интенсивность образования, предназначенного для лидера (L) и направленного на развитие у него способности фокусировать интуицию на результате.

Интенсивность изменений, к которым вынуждает предприятия конкурентная борьба, а также постоянно увеличивающийся разрыв между технологической эволюцией и официально признанным знанием, говорят о необходимости обучения (F)[6] нового типа.

Нужно создать новый «гуманизм труда, который восхвалял бы свободу человека, его креативность, его интеллектуальные и моральные способности».

Стремительность изменений в социально-экономической сфере требует постоянного пополнения знаний и совершенствования навыков, что означает необходимость образования по типу life-long learning[7]. Тот, кто стремится быть лидером в глобальном контексте, больше не может позволить себе «срастись» с какой-то ролью, функцией или способом действия, потому что все это обязательно проходит ежедневную проверку постоянно обновляющимися сценариями (нормативными, технологическими и научными). В культурном релятивизме истории начинает преобладать машина: человек больше не является центром и мерой всех вещей.

Основная идея, на которой базируется ФОИЛ, заключается в изменении направления творческого вектора: парадигма, в соответствии с которой направление задается от технологии к человеку, инвертируется, и человек становится точкой отсчета. Приобретая специфическое знание средств и внутренней технологии и подчиняя их своей цели, он обретает способность контролировать стратегию и результат. Благодаря онтопсихологической технике было установлено, что человек обладает врожденным критерием, позволяющим ему осуществлять оптимальный выбор. Это критерий того, как постоянно с точностью применять свою интуицию.

В ближайшем будущем фундаментальное различие между людьми будет определяться не только багажом накопленных, систематизированных и обновляемых ими знаний и опыта, но прежде всего тем методом, при помощи которого каждый из них будет постоянно применять этот «багаж» знаний и опыта для адаптации к меняющимся условиям и для собственного развития.

Первый аспект: работа на основе метода

Первый аспект, заслуживающий внимания, связан с тем, как сегодня ведется работа на многих предприятиях. Сценарий, при котором сотрудник был прежде всего исполнителем и подчинялся четким правилам и процессам, весьма редко от них отклоняясь, постепенно уступает место другому сценарию, при котором сотрудник наделяется все большей ответственностью и полномочиями, работает не по расписанию, а в режиме, оптимальном для выполнения поставленных перед ним целей, зачастую определяющих его вознаграждение. Изменилась и рабочая атмосфера. Сотрудник все более мобилен, часто работает за пределами офиса и сверхурочно. И лишь из-за того, что в Италии еще действует устаревшее трудовое законодательство, запрещающее работу на дому, этот процесс идет там медленнее, чем в других странах. Тем не менее, мы имеем дело с тенденцией, которую невозможно остановить, и вскоре большинство тех, кто работает в сфере предоставления услуг, превратится в knowledge worker[8], характеризующее высоким уровнем автономии и функциональной, а не иерархически предопределенной нагрузкой.

В Европе численность knowledge worker уже составляет сотни миллионов человек. Для этих людей наличие точных знаний в момент предоставления услуг — не просто необходимость, а настоящий фундамент и неотъемлемая часть их работы.

В результате человек становится точкой опоры данного первого аспекта. Но какой человек? Человек, понимаемый не в философском смысле, а как деятельный создатель и держатель рынка, человек «прометеевский».

Второй аспект: затраты на обучение

Второй аспект касается все более ощутимого разрыва между новым сотрудником и опытным экспертом. Этот разрыв увеличивается по экспоненте, и большинство компаний не могут позволить себе роскошь ждать, пока вновь принятые на работу сотрудники приобретут необходимый уровень квалификации. Профессиональная подготовка эксперта требует все больше времени как в силу растущей сложности рынка, так и в силу появления нетрадиционных моделей экономики. Если на каком-то этапе было достаточно и небольшого числа экспертов, то последние изменения в организации рабочего процесса требуют увеличения числа специалистов, способных в кратчайшие сроки достичь высокого уровня автономии.

Третий аспект: количество информации

Сложность быстро найти человека, обладающего необходимым опытом или, независимо от опыта, подходящего на конкретную позицию, возможная занятость, а значит, недоступность этого человека, психологические и культурные барьеры, мешающие поделиться своими знаниями с другими — все это обуславливает невозможность быстрого получения точных знаний, чреватую плачевными последствиями для функциональности самого человека и, например, для предприятия, на котором он работает.

На сегодняшний день амбициозная ответственная молодежь должна задуматься о том, как стать этим knowledge worker или даже knowledge manager и не допускать «дефицита» собственных знаний. В целом, молодой человек должен постоянно интересоваться информацией, которая относится к его специализации и определяет его компетентность в сфере профессиональной деятельности. Лень в получении знаний — это личностный и экономический регресс.

Знание — это вопрос выбора

В условиях, когда события развиваются по вышеописанному сценарию, ключевым становится умение совершать правильный выбор, другими словами, способность выйти за рамки технологических инвестиций для того, чтобы принять вызов, связанный с управлением знаниями. Вызов, ответить на который невозможно увеличением числа байтов в секунду: необходимо обращение к человеческим ресурсам, интеллектуальному капиталу.

В будущем сотрудник все больше будет превращаться в свободного профессионала, который индивидуально, не ориентируясь на групповые стандарты, станет управлять собственными отношениями с предприятием.

Таким образом, становится очевидным, что знание не содержится в информации как таковой, но рождается при взаимодействии с тем, кто обращается к данной информации, и принимает разные формы для разных людей.

1.2. Как лидеру следует выстраивать отношения при ведении дел

Обычное поведение глупца при взаимодействии с другими направляется двумя шизофреническими константами:

а) Как я могу обвести тебя вокруг пальца?

б) Как я могу заставить тебя любить меня?

Во втором случае потребность быть любимым ведет к притворному и нефункциональному приспособлению к другому человеку или к системе.

В таком случае ни предприятие, ни человек не имеют заработка.

Подход будущего лидера следующий: что я могу сделать для тебя? Как и Что ты хочешь? Я могу «давать», потому что мне нравится это делать и я способен на это. Кроме того, то, что я могу дать тебе так, как ты того хочешь, совпадает с рациональностью моего проекта. Сегодня я работаю на тебя, чтобы стать лучше завтра!

1.3. Современная зарубежная политика

Неожиданно мир подвергся такому воздействию, которое не позволило вмешаться или сказать свое слово ни одному критику, ни одному политику, представляющему правых или левых.

В нью-йоркских событиях 11-го сентября падение башен-близнецов (между прочим, значительно ранее приобретенных японцами) — далеко не самое главное. Значимые личности, собиравшиеся лететь теми рейсами, были предупреждены, так что погибли только те, кто не играл важной роли в системе. Вспомним о четко отработанном сценарии (второй самолет появился уже тогда, когда все средства массовой информации были наготове — совпадение или счастливая случайность?) и об определенных экономических метаморфозах, инициаторы которых, разумеется, никогда не будут известны.

В мире иногда появляется подозрение на то, что часть Америки сыграла против самой же Америки. Эта мысль посещала практически всех умных людей, в том числе и потому, что если бы за сентябрьскими событиями стояли арабы, то они бы продолжали делать нечто подобное и дальше, но у них нет организации такого уровня.

Проблема состоит в том единодушии (во всем журналистском, политическом, социологическом, экономическом, идеологическом, религиозном мире), с которым вина и необходимость в отмщении толкуются в одном направлении, словно вдруг начал действовать плагиат в мировых масштабах.

На рациональном уровне можно прийти к выводу, что существует негласный кодекс разума, единодушно принимаемый всеми так называемыми «посвященными». Под прикрытием несчастья организуется новый раунд игры в финансовых верхах — по новым правилам, с новыми участниками. И в никем не нарушаемом согласии со скрытым проектом озвучивается одна и та же неизменная версия алиби.

Существует бесконечное множество средств удержания власти, и, несомненно, многие демонстрации, собирающиеся на площадях, в реальности не столь спонтанны, как нас пытаются в этом убедить. Неискушенными обывателями манипулируют специальные группы.

Угроза, исходящая от терроризма, — весьма поверхностный предлог. Это объяснение, необходимое, чтобы убедить массу; классическая плохая новость, объединяющая всех в стремлении к отмщению и искуплению.

Таким образом, игра состоит в том, чтобы создать «козла отпущения», способного оправдать определенные экономические меры по надзору и контролю за счетами арабских акционеров, которые уже преобладают на западном рынке.

Игры в финансовых верхах бесконечны, в них встречаются высшие умы этой планеты. Массе же преподносятся плохие новости с определенным уклоном, настраивающие ее на необходимость искупления во имя спасения. Реальные игры остаются за кадром.

То, что сейчас происходит, — это экономический перелом, связанный с попыткой западного мира вернуть себе лидерство свободно вращающихся денег. Все заинтересованы в том, чтобы «притормозить» нынешнее положение дел, при котором арабский мир совершенно легально размещает свои деньги в Западном мире, пользуясь его законами и привилегиями.

В прошлом короли, впрочем, как и Папы, истребляли религиозные ордены, чтобы заполучить их деньги. Зная о том, что соответствующий орден очень богат, они изобличали его в ереси или обнаруживали еще какой-нибудь предлог, чтобы его атаковать («козла отпущения» — очередного Бен Ладена — можно найти всегда).

Маневр состоит в том, чтобы сохранить превосходство власти, обобрав другого. Так ведут свою игру все партии, особенно экстремистского толка, как левые, так и правые.

И после того, как масса пришла к единому убеждению, наступает черед для действия секретных служб.

Постепенно США, с европейского согласия, попытаются ввести законы, контролирующие экономическую систему; впрочем, я не думаю, что эта страна сохранит лидерство: у них уже нет того ума, который отличал их раньше.

С другой стороны, перед Европой открываются величайшие возможности. Сегодня без Европы в мире нельзя сделать абсолютно ничего, она является хранительницей ума и идеологической философии в любой области. Кроме того, любое движение и изменение рынка всегда определяется Европой.

Итак, это момент прекрасных возможностей для Европы, арабы же, повинуясь здравому смыслу, будут спасать деньги: никто не хочет умирать ради религии.

Упущение арабского мира заключается в отсутствии вложений в собственные территории во имя создания еще более мощной, высокоразвитой цивилизации. Имея в своем распоряжении деньги, арабы должны были бы осуществлять инвестиции на собственной территории — через банковские операции или напрямую, — чтобы заслужить диалектическое равенство, и тогда — «да победит лучший».

Точками опоры для неизбежного экономико-политического равновесия будут: Европа, Китай, Российская Федерация и США. Предпочтение будет на стороне того, кто обладает постоянно обновляемым знанием для развития отношений между четырьмя державами. В верхах появятся соответствующие лидеры, и лучшими станут те, кто обладают максимально всесторонней компетенцией. Человек и мир возвратятся в руки человека. Машины, системы, идеологии, институты подчинятся директивному разуму лидеров.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практикум лидера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Formazione (итал.) — обучение, формирование. Прим. пер.

7

Life-long learning (англ.) — обучение на протяжении всей жизни. Прим. пер.

8

Knowledge (англ.) — знания; worker (англ.) — рабочий. Прим. пер.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я