Зарубежный опыт социальной работы

Антонина Николаевна Дашкина, 2011

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления социальной работы за рубежом, модели социального обслуживания населения в странах Европы и США, развития социальных услуг, предоставляемых различным категориям населения. Особое место отводится международным нормативно-правовым актам по вопросам социальной работы, формированию профессионализма социальных работников. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также слушателей формы дополнительного образования, практиков и специалистов органов социальной защиты населения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зарубежный опыт социальной работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Международные документы в практике социальной работы

1.1. Роль Совета Европы в развитии социальной работы

Большая роль в развитии социальной работы принадлежит Совету Европы.

Совет Европы — старейшая международная политическая организация на континенте. Его основными задачами являются защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права на территории всех входящих в Совет стран. Организация была основана в 1949 г., и сегодня в нее входят 47 государств “большой Европы”. Таким образом, Совет Европы представляет мнения более 800 миллионов европейцев.

Основной целью Совета Европы всегда оставалась гарантия человеческого достоинства представителям всех народов, населяющих этот континент, что способствует обеспечению стабильности, экономическому росту и социальной сплоченности во всей Европе.

Совет Европы ищет решения общих проблем, с которыми сталкиваются все европейские государства, среди них терроризм, организованная преступность, коррупция, мошенничество в киберпространстве, клонирование и нарушение биоэтики, насилие в отношении детей и женщин, торговля людьми. Только общими усилиями всех стран в составе Совета Европы можно добиться результатов в борьбе с этими социальными проблемами.

Во многих конкретных областях стимулом к работе Совета Европы становятся одобренные в его стенах конвенции. Смысл этих документов в гармонизации законов многих стран по единым стандартам Совета Европы. Наиболее известной стала Европейская конвенция по правам человека. Она описывает те права и свободы, которые государства, входящие в состав Совета Европы, обязуются гарантировать своим гражданам. Всего на сегодня принято более 200 конвенций. Их также подкрепляют многочисленные резолюции и рекомендации в адрес отдельных стран, которые помогают им в решении общих социальных и политических проблем.

Несмотря на общую символику, цели и задачи Совета Европы и Евросоюза достаточно легко различимы. Совет Европы — организация межправительственная, и своими приоритетами считает защиту прав человека, демократию и верховенство права. ЕС — структура надправительственная. Все без исключения страны, принятые в Евросоюз, первоначально состояли в Совете Европы.

На территории Совета Европы запрещена смертная казнь. Совет Европы стал первой в мире организацией, утвердившей законы в отношении многих проблем современности, таких как искоренение терроризма и запрет на клонирование людей.

Совет Европы имеет следующую структуру.

Комитет министров — орган Совета Европы, ответственный за принятие решений, в него входят министры иностранных дел всех входящих в Совет государств или их представители в Страсбурге. Решения Комитета министров ложатся в основу европейских конвенций, соглашений и рекомендаций в адрес стран-членов. Комитет министров Совета Европы — это руководящий и директивный орган организации. В нем представлены министры иностранных дел всех государств-членов или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Комитет министров — это одновременно правительственный орган, в рамках которого на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества, и коллективный форум, где в процессе совместного обсуждения формулируются общеевропейские подходы к их решению.

Вместе с Парламентской ассамблеей Комитет министров стоит на страже фундаментальных ценностей Совета и контролирует соблюдение государствами-членами своих обязательств.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) — это мозг Совета Европы, где зарождаются идеи и проходит их обсуждение. Парламентарии из стран, состоящих в Совете, обсуждают направления политики, которые затем становятся обязательными для исполнения на национальном уровне. Члены ПАСЕ назначаются парламентами каждой из стран Совета Европы. Парламентская ассамблея является одним из двух главных уставных органов Совета Европы и представляет интересы основных политических партий, существующих в государствах — членах организации. В рамках ассамблеи осуществляют сотрудничество представители парламентских структур 47 демократических государств, входящих в Совет Европы.

Конгресс местных и региональных общин — это голос местных европейских властей, представляющих более 200 тысяч регионов и муниципалитетов из 47 стран. Избранные представители местных органов власти обсуждают здесь общие проблемы, сопоставляют свой опыт по поиску решений и вместе разрабатывают новые законы. Задача конгресса — укрепление демократии и улучшение условий жизни населения в регионах.

Комиссар по правам человека. Бюро Комиссара по правам человека — это независимая структура в составе Совета Европы. Комиссар отвечает за осведомленность населения о принципах прав человека и за уважение этих принципов со стороны государств, входящих в Совет Европы. Комиссар исполняет преимущественно “профилактические” функции и этим кардинально отличается от Европейского суда по правам человека.

Конференция МНПО объединяет более 400 международных неправительственных организаций. Она является единым форумом для представителей этих организаций и обеспечивает устойчивую связь между политиками и гражданским обществом. Опыт и экспертные знания МНПО обогащают работу других органов Совета Европы и позволяют политикам прислушиваться к проблемам европейского общества. Социальные работники Европы представлены в этом органе Международной Федерацией социальных работников.

Рассмотрим документы Совета Европы, являющиеся необходимыми для социальной работы, и кратко охарактеризуем их.

Конвенции Совета Европы: инструменты обязательной юридической силы.

1. Европейская конвенция о защите прав человека

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Стремясь подтвердить глубокую приверженность своих стран-членов закрепленным в декларации правам, Совет Европы в 1950 г. принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция с самого начала своего существования стала базисным документом, определяющим всю правозащитную систему Совета Европы. Подписание и ратификация конвенции является необходимым условием получения членства в Совете Европы.

Решимость присоединившихся к конвенции государств обеспечивать осуществление прав человека нашла свое отражение в сформированном конвенцией эффективном механизме защиты этих прав. В соответствии с конвенцией отдельные граждане и государства могут обращаться по вопросам нарушения прав человека в Европейский суд по правам человека. Закрепленные в конвенции права и свободы гарантируются каждому лицу, находящемуся под юрисдикцией стран — членов соглашения (ст. 1 Европейской конвенции о защите прав человека).

Основой содержания конвенции является перечень признаваемых ею прав человека и фундаментальных свобод, а также устанавливаемых ею запрещений. С момента принятия соглашения первоначальный перечень прав был существенно расширен путем принятия дополнительных протоколов к конвенции. Таким образом, массив прав и свобод, закрепляемых Разделом I конвенции (Права и свободы) и дополнительными протоколами, составляет единый комплекс, взаимосвязанную систему элементов.

Конвенция и протоколы регулируют следующие права и свободы.

• Право на жизнь (ст. 2).

• Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5).

• Право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6).

• Право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13).

• Право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (ст. 8); данное право увязывается с правом на вступление в брак и создание семьи (ст. 12).

• Равноправие супругов (Протокол № 7).

• Свобода выражения мнения (ст. 10).

• Свобода мысли, совести и религии (ст. 9).

• Свобода собраний и объединений (ст. 11).

• Право на защиту собственности (Протокол № 1).

• Право на образование (Протокол № 1).

• Право на свободные выборы (Протокол № 1).

• Свобода передвижения и выбора места жительства (Протокол № 1).

Кроме того, конвенция устанавливает следующие запреты.

• Запрещение пыток (ст. 3).

• Запрещение рабства и принудительного труда (ст. 4).

• Запрещение дискриминации при пользование правами и свободами, признанными в конвенции (ст. 14, а также Протокол № 12).

• Запрет на высылку из государства гражданства, на лишение права на въезд в государство гражданства и на коллективную высылку иностранцев (Протокол № 4).

2. Европейская социальная хартия

Социальная хартия — недостаточно используемый в практике управленцев документ, хотя он является обязательным для всех стран — членов Совета Европы. Ратифицирована хартия и Россией, с помощью хартии можно измерять уровень социального благосостояния и соблюдение прав человека той или иной страны. На февральской конференции социальных министров стран Совета Европы председатель российского правительства Владимир Путин заявил о готовности России “подтянуть отечественные социальные стандарты до лучших европейских и мировых образцов”.

Европейская социальная хартия гарантирует социальные и экономические права: на жилье, охрану здоровья, образование, занятость, свободу передвижения, свободу от дискриминации и правовую защиту, а также устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами — участниками хартии, которые регулярно должны предоставлять доклады о том, как исполняются принятые страной положения хартии и к каким новым положениям она готова присоединиться.

Хартия не предусматривает обязательного немедленного принятия всех статей. Существует гибкая система, позволяющая государствам производить отбор статей, но обязывающая при этом согласиться с основными статьями по обязательствам, которые считаются основополагающими. Наиболее важными для социальных работников являются приведенные ниже статьи социальной хартии — 12–17 и 30.

Статья 12 — Право на социальное обеспечение

В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение Стороны обязуются:

1) создать или поддерживать систему социального обеспечения;

2) поддерживать такую систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, как минимум на уровне, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения;

3) добиваться постепенного подъема системы социального обеспечения на более высокий уровень;

4) принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях, с тем чтобы обеспечить:

a) одинаковый режим для своих граждан и граждан других Сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, независимо от любого передвижения защищаемого лица между территориями Сторон;

b) предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или рабочего стажа, осуществляемых в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

Статья 13 — Право на социальную и медицинскую помощь

В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь Стороны обязуются:

1) обеспечить, чтобы любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии ни добыть их своими собственными усилиями, ни получить их из других источников, в частности, за счет выплат в рамках системы социального обеспечения, предоставлялась соответствующая помощь, а в случае болезни — уход, необходимый в его состоянии;

2) обеспечить, чтобы лица, пользующиеся подобной помощью, не ущемлялись в этой связи в своих политических и социальных правах;

3) предусмотреть, чтобы каждый человек через посредство соответствующих государственных или частных служб мог получить такую консультативную и индивидуальную помощь, какая может потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить материальную нужду лично его и его семьи;

4) применять положения, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, на тех же условиях, что и к своим гражданам, к гражданам других Сторон, законно находящимся на их территории, в соответствии со своими обязательствами по Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, подписанной в Париже 11 декабря 1953 г.

Статья 14 — Право на получение услуг со стороны социальных служб

В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обслуживание Стороны обязуются:

1) содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;

2) поощрять участие отдельных лиц, а также добровольных или иных организаций в создании и деятельности таких служб.

Статья 15 — Право лиц с физическими и умственными недостатками на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества

В целях обеспечения лицам с физическими и умственными недостатками, независимо от их возраста, а также характера и причин указанных недостатков, возможности эффективно осуществлять право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества Стороны обязуются, в частности:

1) принимать необходимые меры для обеспечения лицам с физическими и умственными недостатками необходимой ориентации, образования и профессиональной подготовки в рамках, когда это возможно, соответствующих общих систем, а когда невозможно — через специализированные государственные или частные учреждения;

2) облегчать лицам с физическими и умственными недостатками доступ к занятости с помощью любых возможных мер, поощряющих предпринимателей к найму и удержанию на работе таких лиц в обычной рабочей среде и, там, где это невозможно в силу их недостатков, к приспособлению условий труда к возможностям таких лиц путем создания предназначенных для них видов занятости в соответствии со степенью их физических или умственных недостатков. В определенных случаях для осуществления таких мер могут потребоваться специализированные службы трудоустройства и поддержки;

3) способствовать полной социальной интеграции таких лиц и их участию в жизни общества, в частности, путем предоставления им технических средств, позволяющих преодолевать препятствия, которые ограничивают их общение и передвижение, и открывающих им доступ к транспорту, жилью, культурной деятельности и полноценному досугу.

Статья 16 — Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту

В целях обеспечения необходимых условий для всестороннего развития семьи как основной ячейки общества Стороны обязуются содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни, в частности, посредством социальных и семейных пособий, налоговых льгот, поощрения строительства жилья, приспособленного к семейным нуждам, помощи молодым семьям и других соответствующих мер.

Статья 17 — Право матерей и детей на социальную и экономическую защиту

В целях обеспечения эффективного осуществления права детей и молодежи воспитываться в обстановке, способствующей полному развитию их личности, а также их физических и умственных способностей, Стороны обязуются, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, принимать все надлежащие и необходимые меры, для того чтобы:

a) обеспечить, чтобы дети и молодежь, с учетом прав и обязанностей их родителей, получали необходимые для них заботу, помощь, образование и профессиональную подготовку, в частности путем создания или поддержания достаточных и адекватных для этого учреждений и служб;

b) оберегать детей и молодежь от безнадзорности, насилия и эксплуатации;

c) обеспечивать защиту и особую помощь со стороны государства детям и молодежи, временно или постоянно лишенным поддержки своих семей;

2) обеспечивать детям и молодежи бесплатное начальное и среднее образование, а также содействовать стабильной посещаемости в школах.

Статья 30 — Право на защиту от нищеты и социального отторжения

В целях обеспечения эффективного осуществления права на защиту от нищеты и социального отторжения Стороны обязуются:

a) принять меры, в рамках единого и скоординированного подхода, для облегчения лицам, живущим в условиях социального отторжения или нищеты, или же на грани таких условий, а также их семьям доступа, в частности, к занятости, жилью, профессиональной подготовке, образованию, культуре, а также к социальной и медицинской помощи;

b) пересматривать эти меры, с тем чтобы в случае необходимости адаптировать их к меняющимся условиям.

Российское Правительство приняло обязательства от имени Российской Федерации в отношении 19 статей (67 пунктов) из 31 статьи (98 пунктов) Хартии, в том числе шесть статей (1, 5, 6, 7, 16 и 20) из девяти обязательных. Из трех обязательных статей 12, 13 и 19 для ратификации отобраны отдельные пункты 12-й и 19-й статей.

Как видно, Россией пока не ратифицированы статьи, наиболее значимые для развития социальной сферы. Российское правительство отложило ратификацию трех обязательных статей хартии, в которых гарантируются права на социальное обеспечение, на социальную и медицинскую помощь и право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь. “Они влекут за собой дополнительные финансово-экономические обязательства и необходимость проведения значительной работы по приведению законодательства РФ в соответствие с нормами международного права”, — подчеркивается в пояснительной записке Минздравсоцразвития.

Модернизация социальной сферы во многом зависит от ратификации Россией “социальных” статей Европейской социальной хартии, что, безусловно, создаст дополнительные гарантии обеспечения защиты и развития социальных и экономических прав граждан в целях повышения их благосостояния, послужит ориентиром для дальнейшего проведения реформ в социальной сфере.

В рамках Совета Европы был также разработан и принят ряд других конвенций, так или иначе затрагивающих вопросы социальной политики в отношении уязвимых групп населения в ракурсе защиты прав человека. Среди них особого упоминания заслуживают следующие.

3. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), нацеленная на искоренение явлений, указанных в статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека. Независимый комитет, учрежденный в рамках данной конвенции, посредством посещений изучает обращение с лицами, лишенными свободы, с целью усиления, если это необходимо, защиты от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

4. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, 1997 г. (Конвенция о правах человека и биомедицине). Данная конвенция в числе прочих содержит положения о защите лиц, страдающих психиатрическими расстройствами, и лиц, не способных дать согласие.

5. Соглашение между государствами — членами Совета Европы о выдаче военным и гражданским лицам — инвалидам войны талонной книжки на ремонт протезов и ортопедических аппаратов, 1962 г.

6. Европейская конвенция о социальном обеспечении, 1972 г.

Данная конвенция применяется ко всем видам социального обеспечения, предусмотренным для людей с ограниченными возможностями. В основе конвенции лежат четыре принципа международного законодательства в области социального страхования: равное отношение, единый набор применяемого законодательства, сохранение приобретенных прав и прав в процессе приобретения, выплата пенсий (пособий) независимо от изменения местожительства.

7. Пересмотренный Европейский кодекс социального обеспечения, 1990 г.

Деятельность Совета Европы в сфере защиты прав инвалидов не ограничивается лишь принятием конвенций и соглашений, имеющих обязательную юридическую силу, и контролем за их исполнением. Более чем за пять десятилетий своего существования Совет также разработал серию инструментов рекомендательного характера, которые, несмотря на отсутствие строгого элемента выполнения обязательств, сыграли важную роль в усилении защиты прав людей с ограниченными возможностями в Европе. Некоторые из них адресованы всем странам — членам Совета Европы, а другие применяются лишь в рамках частичных соглашений.

Особое место среди таких инструментов занимают резолюции и рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам. Формально не являясь обязывающими, эти документы предлагаются Комитетом министров в качестве ориентиров для формирования национального законодательства и социальной политики, способствующих расширению интеграции инвалидов в общество. Одной из важнейших рекомендаций является Рекомендация № R(92) 6 О последовательной политике в отношении инвалидов(1992 г.). Документ обобщает накопленный в этой области опыт и устанавливает общие принципы для дальнейших мер в поддержку инвалидов. Как и многие другие рекомендации Комитета министров Совета Европы, рассматриваемый документ призывает правительства государств-членов не только соблюдать предлагаемый набор принципов и мер при разработке программ реабилитации инвалидов, но и обеспечивать широкое распространение рекомендации среди населения и организаций, а также проводить периодический обзор результатов в форме отчета о законодательных мерах по реабилитации инвалидов, включая в него примеры конкретных достижений.

В связи с этим следует также упомянуть резолюцию 2001 г. О внедрении принципов универсального дизайна в программы подготовки специалистов всех профессий, связанных со строительством и эксплуатацией зданий и сооружений”, резолюцию 2001 г. Об обеспечении полноценного участия инвалидов в жизни общества благодаря новым технологиям в области интеграции”, резолюцию 2005 г. О защите взрослых и детей с инвалидностью от жестокого обращения” и, наконец, резолюцию “Об образовании и социальной интеграции детей и подростков с аутизмом”.

Наиболее значительным документом по формированию рамочной европейской политики в отношении инвалидов является План действий Совета Европы в отношении людей с ограниченными возможностями на 2006–2015 гг. План представляет собой рекомендацию Комитета министров, устанавливающую ключевые цели и конкретные меры, которые должны быть реализованы государствами-членами. Основной упор в плане делается на переориентации с проблем по охране здоровья на социальные и правозащитные аспекты положения инвалидов: из пациентов они должны превратиться в граждан. План включает следующие ключевые элементы: общие принципы, конкретные направления действия, междисциплинарные аспекты, механизм контроля за поэтапным процессом реализации.

В основе плана заложены следующие принципы:

— борьба с дискриминацией;

— создание равных возможностей;

— полноценное участие инвалидов в обществе;

— уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

— уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор;

— равенство мужчин и женщин;

— участие инвалидов в принятии всех решений, их касающихся, как на личном, так и на общественном уровне через представляющие их организации.

Отличительная черта подхода Совета Европы — это его отношение к доступности прав для всех как к непременному условию для формирования сплоченного общества, как к принципу, содействующему признанию достоинства всех людей вне зависимости от их способности самостоятельно удовлетворять собственные потребности.

1.2. Документы Организации Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека. Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 192 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный советы и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения.

О деятельности ООН знают в самых отдаленных уголках планеты. Общеизвестны успехи Организации Объединенных Наций в таких областях деятельности, как поддержание мира и гуманитарная помощь. Однако существует целый спектр других областей, где ООН и организации ее системы содействуют улучшению положения в мире и тем самым влияют на ход нашей повседневной жизни. Деятельность организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Плюс многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений.

1. Конвенция о правах инвалидов

Новизна Конвенции ООН о правах инвалидов заключается в том, что конвенция стала первым в истории международным соглашением в области защиты прав человека, признающим необходимость особой защиты от дискриминации на основании инвалидности. Ранее принятые ООН основополагающие конвенции по защите прав человека имели универсальный характер, т. е. распространялись на людей с ограниченными возможностями по умолчанию. Наиболее важными из этих соглашений являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

В целях контроля за обеспечением государствами-участниками прав человека, закрепленных в перечисленных конвенциях, в рамках каждой из них учрежден комитет, состоящий из независимых экспертов. Кроме того, четыре из названных конвенции предоставляют соответствующим комитетам право рассматривать индивидуальные жалобы, касающиеся нарушений конвенции государствами-участниками. Примером нарушения права инвалидов является, например, невозможность реализации права на труд (закрепленного в ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) по причине отсутствия в национальном нормативно-правовом регулировании требований об обеспечении адаптации рабочих мест для инвалидов.

Однако в последние десятилетия права инвалидов становятся предметом особого внимания со стороны Организации Объединенных Наций. В своей резолюции от 2000 г. Комиссия ООН по правам человека рекомендовала Верховному комиссару ООН по правам человека обратить внимание на механизмы, усиливающие соблюдение прав человека в отношении инвалидов. Ответной мерой стало создание плана действий по разработке новой международной конвенции о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов. Принятие Конвенции ООН о правах инвалидов 13 декабря 2006 г. стало итогом нескольких лет напряженной работы; 30 марта 2007 г. конвенция была открыта для подписания. Одновременно с конвенцией был одобрен Факультативный протокол к ней, также являющийся международным договором. Факультативный протокол предусматривает две процедуры, призванные укрепить осуществление конвенции и обеспечить мониторинг ее исполнения. Первая из них — процедура направления индивидуальных сообщений, позволяющая отдельным лицам обращаться в Комитет по правам инвалидов с заявлениями по поводу нарушения их прав, а вторая — процедура проведения расследования, в соответствии с которой комитет уполномочен проводить расследования нарушений конвенции.

Конвенция ООН о правах инвалидов была необходима для четкого подтверждения того, что права инвалидов относятся к категории прав человека, а также для усиления защиты этих прав. Несмотря на то что первые международные соглашения о правах человека были приняты десятилетиями ранее, инвалиды на протяжении этого времени продолжали сталкиваться с дискриминацией и были лишены возможности пользоваться своими правами наряду с другими людьми. Конвенция стала первым имеющим обязательную юридическую силу документом.

Конвенцию подписали 136 и ратифицировало 41 государство. Факультативный протокол был подписан 78 странами и ратифицирован 25 из них. Россия присоединилась к конвенции 24 сентября 2008 г.

В статье 3 излагаются общие принципы, применяемые в отношении прав инвалидов. Этими принципами являются:

• уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

• недискриминация;

• полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

• уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

• равенство возможностей;

• доступность;

• равенство мужчин и женщин;

• уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

В конвенции подтверждается, что инвалиды пользуются теми же правами человека, что и все люди. Конвенция закрепляет следующие конкретные права:

• равенство перед законом без дискриминации;

• право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

• равная правовая защита и правоспособность;

• свобода от пыток;

• свобода от эксплуатации, насилия и надругательства;

• право на уважение физической и психической целостности;

• свобода передвижения и гражданство;

• право жить в местном сообществе;

• свобода выражения мнения и убеждений;

• неприкосновенность частной жизни;

• уважение дома и семьи;

• право на образование;

• право на здоровье;

• право на труд;

• право на достаточный жизненный уровень;

• право на участие в политической и общественной жизни;

• право на участие в культурной жизни.

Конвенция предусматривает осуществление мониторинга на национальном и международном уровнях. Что касается международного уровня, то в конвенции предусматривается учреждение Комитета по правам инвалидов, который рассматривает представляемые государствами-участниками периодические доклады о мерах, принятых ими в целях исполнения положений конвенции. Кроме того, комитет уполномочен рассматривать сообщения о предполагаемых нарушениях и проводить расследования в отношении тех государств, которые признали полномочия комитета делать это, ратифицировав факультативный протокол. По результатам этого рассмотрения комитет формулирует свои мнения и рекомендации, препровождает их соответствующему государству-участнику и публикует их.

2. Руководящие указания Генерального секретаря (сентябрь2008 г.). Подход ООН к правосудию в отношении детей

Настоящий документ предусматривает руководящие принципы ООН касательно правосудия в отношении детей на национальном уровне, применимой при всех обстоятельствах, в том числе в контекстах предотвращения конфликта, кризиса, посткризиса, конфликта, постконфликта и развития. Он находится в рамках мандата ООН по поддержке осуществления прав человека, ликвидации бедности и Целей развития тысячелетия и является вкладом в последовательную программу ООН в области верховенства закона.

Цель подхода к правосудию в отношении детей состоит в том, чтобы дети, определяемые Конвенцией о правах ребенка, как все лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, получали лучшие услуги и были лучше защищены системами правосудия, в том числе секторами безопасности и социального обеспечения. Документ особым образом направлен на обеспечение полного применения международных норм и стандартов в отношении всех детей, вступающих в контакт с правосудием и связанными с ним системами в качестве жертв, свидетелей или предполагаемых правонарушителей, либо по другим причинам, где требуется судебное, государственно-административное или негосударственное судебно-арбитражное вмешательство, например, по вопросу об их опеке, попечительству или защите.

В указаниях говорится: “То, как обращаются с детьми в рамках национальных систем правосудия и социального обеспечения, является неотъемлемым элементом достижения верховенства закона и связанных с этим целей. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за последние два десятилетия, детей необходимо и дальше рассматривать как ключевую заинтересованную сторону в инициативах, связанных с верховенством закона. Работа по внедрению стандартов правосудия в отношении детей все еще часто ведется в отрыве от широкой реформы в области права и безопасности. Кроме того, здесь нередко предпринимаются вертикальные подходы, направленные либо на усовершенствование систем ювенальной юстиции, либо на ответные меры в отношении детей — жертв и свидетелей, без осознания того, что эти категории часто накладываются друг на друга, так же как и профессиональные специалисты и учреждения, несущие за них ответственность. Доступ к правосудию, хотя и признаваемый все шире в качестве важной стратегии защиты прав уязвимых групп и, следовательно, борьбы с бедностью, редко принимает во внимание детей.

В настоящих руководящих указаниях излагаются стратегии общего подхода ООН к правосудию в отношении детей в рамках существующих принципов и структур верховенства закона в том виде, как они изложены в подходе ООН к содействию верховенству закона. Этот подход направлен на обеспечение того, чтобы соответствующие положения Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых инструментов, касающихся правосудия в отношении детей, были отражены в широкой политической реформе и усилиях по ее реализации. Общий подход поможет органам ООН использовать рычаги поддержки в более обширных программах реформ в области верховенства закона, в том числе в реформах в секторах управления, безопасности, социального обеспечения и правосудия, в которые правосудие в отношении детей может быть легко интегрировано.

Следующими принципами прав ребенка, основанными на международных правовых стандартах и нормах, следует руководствоваться при проведении всех мероприятий по правосудию в отношении детей — от разработки политики до непосредственной работы с детьми:

1. Интересам ребенка придается первостепенное значение

Во всех действиях, касающихся детей, предпринимаемых судами, административными или иными полномочными органами, включая и негосударственные, наилучшим интересам ребенка должно уделяться первостепенное значение.

2. Гарантия справедливого и равного обращения с каждым ребенком, свободного от каких-либо форм дискриминации

Принцип недискриминации лежит в основе разработки программ правосудия в отношении детей и программ поддержки доступа к правосудию для всех детей. Гендерно-чувствительный подход должен приниматься во всех мероприятиях.

3. Содействие праву ребенка свободно выражать свои взгляды и быть выслушанным

Дети обладают особым правом быть выслушанными в ходе любого судебного/административного разбирательства непосредственно либо через представителя, или надлежащий орган в соответствии с процессуальными положениями национального законодательства. Это подразумевает, например, то, что ребенок получает адекватную информацию о процессе, возможных вариантах и вероятных последствиях этих вариантов; и то, что методология, применяемая для допроса детей, и среда (т. е. где, кем и как допрашиваются дети) должны быть дружелюбны к детям и адаптированы к каждому конкретному ребенку. В конфликтных и постконфликтных ситуациях также важно в полной мере вовлекать детей в процессы переходного правосудия.

4. Защита каждого ребенка от злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия

Дети в контакте с законом должны быть защищены от любых страданий в процессе государственных или негосударственных процедур судопроизводства, так же как и после этого процесса. Процедуры должны быть адаптированы, и надлежащие защитные меры должны быть приняты против злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия, включая сексуальное и гендерное насилие, принимая во внимание, что риски, с которыми столкнутся мальчики и девочки, будут различаться. Пытки или другое жестокое, бесчеловечное или унизительное обращение либо наказание (включая телесное наказание) должны быть запрещены. Кроме того, смертная казнь и пожизненное заключение без права на освобождение не должны назначаться за правонарушения, совершенные детьми.

5. Обращение с каждым ребенком с достоинством и сочувствием

С каждым ребенком необходимо обращаться как с уникальным и ценным человеческим существом таким образом, чтобы к его или ее личному достоинству, особым потребностям, интересам и частной жизни были проявлены уважение и защита.

6. Соблюдение правовых гарантий и мер правовой защиты во всех процессах

Основные процессуальные меры правовой защиты, предусмотренные соответствующими национальными и международными нормами и стандартами, гарантируются на всех этапах судопроизводства как в государственных, так и в негосударственных системах, так же как и в международном правосудии. Это включает, например, право на частную жизнь, право на юридическую помощь и другие виды содействия, а также право оспаривать любое решение в вышестоящем судебном органе.

7. Предотвращение конфликта с законом как важнейший элемент любой политики правосудия по делам несовершеннолетних

В рамках политики правосудия по делам несовершеннолетних особый упор должен быть сделан на превентивные стратегии, способствующие успешной социализации и интеграции всех детей, особенно через семью, сообщество, сверстников, школу, профессионально-техническое обучение и мир труда. Превентивные программы должны быть особым образом сосредоточены на поддержке особо уязвимых детей и семей.

8. Применение лишения детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший соответствующий период времени

Должны быть разработаны положения восстановительного правосудия, диверсификационных механизмов и альтернатив лишению свободы. По той же причине программирование в области правосудия в отношении детей должно наращиваться на базе неформальных и традиционных систем правосудия с учетом соблюдения ими основных принципов и норм прав человека, таких, как, например, гендерное равенство.

9. Широкое внедрение вопросов детства во все мероприятия, связанные с верховенством закона

Вопросы правосудия в отношении детей должны систематически интегрироваться в национальные процессы планирования, такие как национальные планы развития, ООС/ЮНДАФ, общесекторальные подходы в области правосудия, стратегии оценки/ликвидации бедности, а также направления политики или планы действий, разработанные во исполнение Глобального исследования ООН о насилии в отношении детей, национальный бюджет и международное выделение помощи и мобилизация фондов, и в подход ООН к инициативам в области правосудия и безопасности во время операций по поддержанию мира и работу страновых групп, в частности путем тщательных совместных оценок, разработки всесторонней стратегии верховенства закона, основанной на результатах проведенной оценки, и создания совместной программы ООН по верховенству закона в стране.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зарубежный опыт социальной работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я