Быть нельзя казаться

Антон Петряков, 2023

Что надо сделать, чтобы перестать испытывать тревогу, неудачи в бизнесе и личной жизни, наладить отношения с детьми и родителями? Казалось бы чего проще – перестать себя обманывать, жить в невымышленном мире. Но секрет в том, что для этого надо узнать где, как и почему мы неосознанно врём себе. Если мы ничего не знаем про наши неосознанные древние способы ухода от эмоциональной боли, то не можем от них избавиться, а уж они то заставят нас поверить в иллюзии. Вот и давайте раз и навсегда на множестве примеров из реальной жизни научимся правильно ставить запятую в "Быть нельзя казаться". В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Сам себе психолог (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быть нельзя казаться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть II. Кто ты, воин?

Что защищают психологические защиты?

Раз уж мы заговорили о том, что задача психологических защит — избавить нас от страданий эмоционального толка, нам в любом случае придется разобраться, что это такое.

Неосознанно (да, в тысячный раз, то есть без участия сознания и волевого фактора) эти защиты реализуют две группы задач:

1. Избежать или справиться с мощными чувствами, такими как тревога, глубокое горе, стыд и подобные (именно эти чувства стараются вызвать в нас агрессоры).

2. Поддержать самооценку.

Как я сказал выше, детально рассматривать вроде бы понятные чувства и эмоции (а даже это не одно и то же) мы будем на примерах постепенно. Но вот второй пункт — самооценку — необходимо рассмотреть отдельно.

Все дело в том, что самооценка сама по себе является объектом, посягательство на который может привести ко всему спектру отрицательных переживаний. Эдакое яйцо Кощея: стоит его обронить, и может вспыхнуть не один стыд или тревога, а вообще все чуть ли не сразу, полный армагеддец.

Почему так? Что такое самооценка? Почему нам так она важна, если мы не отшельники?

Самооценка. Краткий экскурс

Итак, самооценка — это представление человека о своей личности и деятельности в некоем социуме. С одной стороны, нам хочется всегда думать о том, что самооценка, поскольку корень слова «само-», это целиком и полностью зависящий от нас с вами параметр. То есть он не должен зависеть ни от кого.

Но на практике, к сожалению, это не так. Есть такие люди, которых называют обычно самодостаточными. Они свободны от влияния общества и, как правило, отшельники. По своему определению самооценка — это оценка человеком своей личности и деятельности в социуме. Эта оценка относительная, не абсолютная.

Такие личности — самодостаточные, они, в принципе, достаточно известны, если что-то собой представляют. Типичный представитель — математик Григорий Перельман. Ему абсолютно все равно, в какой квартире он живет, он не стрижет ногти, ему все равно, чем от него пахнет, и ездит он на метро. Но зато теорему Пуанкаре, на которой завис Гамильтон, он взял и доказал, отказавшись от премии мира, решив, что, ну, господи, подумаешь, деньги.

Вот вам типичный пример такого отшельника. Большинство из нас с вами не такие.

Итак, для начала давайте дадим некое определение самооценке. На мой взгляд, профессор Уильям Джеймс[3] дал самое точное понимание, что это такое.

Самооценка — успех, выраженный в фактах значимой части вашей личности, поделенный на ваши амбиции.

Итак, что здесь важно? Первое: успех, выраженный в фактах. То есть деятельность в социуме, ваши достижения, которые подтверждены фактами.

И второе: значимая часть вашей личности. Что это значит? У нас у всех есть важные аспекты нашей личности, важные аспекты нашей деятельности и не очень важные. Так, например, какова самооценка врача, который будет, скажем, не самым лучшим прыгуном с трамплина?

Если ему скажут, что «как прыгун с трамплина ты вообще никто и звать тебя никак», он не особо расстроится. Потому что, вполне возможно, трамплин для него какое-то неважное хобби, он пару раз прыгнул по приколу, и все. Потому что это не та значимая часть его личности, в которую он вкладывал годами свои усилия.

Но если ему будут все постоянно говорить о том, что «как хирург ты никто, ничтожество, и твое дело свиней потрошить в ветеринарке», то это будет для него ударом. Потому что это важная часть его личности, он туда вкладывается, и это для него значимо. Теперь вы понимаете?

Поэтому люди, которые бы хотели быть лучше всех абсолютно во всех областях: чемпионы, мастера спорта по всем видам спорта — есть такая категория людей, их очень мало. Полагаю, что это не очень психически адекватные люди, раз они не понимают, что лучше всех во всех областях быть нельзя. И они очень часто реагируют резко отрицательно на любую критику в любой области в свой адрес. Но мы как раз говорим о нормальных людях, о тех, для которых есть фактически доказанный успех именно в той области, которой они считают важным.

Теперь разберем, что такое «поделить на амбиции».

Амбиции — они же притязания — это то, на что вы рассчитываете. И отсюда, из этой формулы, очень хорошо видно, что вот эта самая самооценка тем выше, чем больше фактического подтверждения вашим успехам, и чем ниже при этом у вас притязания.

То есть случаи дисбаланса вы, я думаю, прекрасно себе представили. Предположим, человек весьма неплохой хирург, но амбиции у него не ниже чем на Нобелевскую премию. Он постоянно будет ощущать низкую самооценку, он будет собой недоволен, потому что он хороший хирург, но ему надо больше.

Еще пример: у человека средние амбиции, ничего особого он не хочет, но зато фактических результатов у него нет вообще никаких. И он об этом знает и понимает, что не может дотянуть даже до среднего уровня, — у него тоже будет достаточно низкая самооценка.

Итак, детально мы разберем то, когда закладывается самооценка, что на нее влияет и как ее повышать, в отдельной главе.

Сейчас нам важно понять, почему для нас это так важно? Именно осознание этого поможет понять механизмы и причины того, почему мы неосознанно включаем механизмы психологических защит или нападений — чтобы удержать или повысить эту самую самооценку.

А значит, даст нам ключ к осознанному отключению вранья себе. Для этого сейчас я сюда помещу главу об этологии, которая полностью перекочевала из моей второй книги.

Этология

Ради всего святого, не пропускайте эту главу! Я хочу вас познакомить с наукой, которую, будь моя воля, я бы ввел в обязательную школьную программу. Мы изучаем кучу предметов, которые нам никогда не пригодятся, и при этом совершенно не разбираемся в вопросах, касающихся отношений между людьми. Сами посудите, кого вы можете спросить, например: «Что же она в нем нашла?», «Почему на нем девушки виснут, хотя он тупой и нищий?», «Почему этот гад гуляет направо и налево, я же все для него делаю?», «Что стало с моим мужем, ведь он раньше не был бабником?» Или из другой сферы: «Это же элементарно, почему оппонент продолжает так агрессивно упорствовать в своих заблуждениях?» Примеров можно привести бесконечно много.

Ответ на многие вопросы дает наука этология. Я считаю, что ценность любой науки и теории определяется ее практической применимостью, и этология показывает очень высокий процент сбывшихся прогнозов, которые строились на ее основании.

Этология — это, говоря научным языком, наука о биологически обусловленном поведении. Давайте забудем этот заумный термин и переведем его на человеческий язык. Как вы знаете, «обезьяну» (будь то Система 1, когда мы говорим о мышлении и когнитивистике, будь то самое неосознанное, когда мы говорим о психологии — для простоты моделирования я называю это «обезьяной») внутри отключить невозможно. Она постоянно подсовывает нам решения, но чего она хочет? Откуда у нас берутся желания продолжить род? Быть успешным? Кто нас на это мотивирует? Ответ: те самые поведенческие программы, которые мы получили много тысячелетий назад и которые реализуются сегодня бессознательно, то есть нашей «обезьяной», или Системой 1. И это далеко не только тривиальные инстинкты, потому что «обезьяна» привыкла всю жизнь жить в социуме и училась выживать в стае. Этология — это наука о поведении человека как биологического вида, как животного, которое живет в стае.

Сейчас XXI век, и в каждом из нас живет обезьяна и человек разумный. Чем выше уровень нашего интеллекта и уровень цивилизации, тем больше влияние человека разумного и меньше — обезьяны.

Каковы же эти желания у нашего примата — Системы 1? Хорошая новость: они у всех людей одинаковы и хорошо изучены. Представим себе, что мы переместились во времени на сто тысяч лет назад. Люди были еще темные, но человек разумный уже был в каждом из них, хотя и не такой развитый, как сейчас. Теперь заглянем еще на пару тысяч лет назад, потом еще и, наконец, дойдем до времени, когда мы жили в стае и всем заправляла «обезьяна» — Система 1, а человек разумный только зарождался. Но ведь как-то стая без него существовала! Особи находили в ней свое место и взаимодействовали друг с другом, учитывали интересы свои и сородичей и отражали нападения извне хищников и чужаков. Вот это и есть базовый набор программ обезьяны, система принятия ею решения в обществе, которая в XXI веке не изменилась, а лишь модифицируется при помощи человека разумного.

Эта наука даст объяснение нашему нерациональному поведению, так что поехали разбираться с этими простыми программами.

1. Ценности первобытного общества

Я перечислю только те ценности, которые важны для изучения когнитивных искажений в рамках данной книги. Конечно же, в реальности их намного больше, но нам вполне хватит и этого.

Что могла возжелать обезьяна — Система 1 — в стае сородичей? Как ни странно — качественной жизни. Ничего нового, правда? Поскольку об автомобилях «Порше» или картинах Пикассо речи в те годы не шло, качественная жизнь подразумевала:

1. Быть сытым и не просто сытым, а получать лучшие куски пищи и в первую очередь.

2. Иметь лучшие места для отдыха.

3. Иметь возможность продолжить род. Для самки было важно зачать потомство от самого жизнеспособного самца (ей ведь еще вынашивать и растить детей, а на это уйдут годы; ей совсем ни к чему тратить силы на слабого самца, потомство которого нежизнеспособно), а для самца — оплодотворить как можно больше самок (ему как раз выгодно распространить свой генофонд как можно более широко: дети часто умирали, и чем больше их останется, тем лучше, а процесс репродукции у самца в отличие от самки не занимает годы — максимум несколько часов, и он готов перейти к следующей самке).

2. Структура общества

Структура любого сообщества — стаи млекопитающих и человека в том числе — имеет форму пирамиды, равно как и структура ценностей этого общества. Наверху пирамиды находятся так называемые альфа-особи, доминанты. Именно им достаются самые лакомые куски и лучшие места для отдыха. 12 % альфа-самцов обеспечивают оплодотворение 80 % всех самок стаи. Это верхушка пирамиды, ее 5-й уровень.

Тем, кто ниже, на 4-м уровне, достается только то, что осталось от особей с 5-го уровня; тем, кто на 3-м — то, что осталось от тех, кто на 4-м, и так далее. В самом низу находятся так называемые омега-особи, самые слабые и затюканные. Омега-самцы, как правило, погибают, не оставив потомства: самки не дают омега-самцам возможности его оставить, поскольку всех самок в такой иерархии интересует верхние 12 % пирамиды. Вот так природа заботится о генофонде.

Надо сказать, что такая структура и такие ценности свойственны почти всем животным (а вот насекомые, например муравьи и пчелы, не имеют такой системы ценностей, они живут вне пирамиды). Прошли сотни тысяч лет, но суть и сегодня не изменилась: человеческие базовые потребности остались прежними. И именно они через «обезьяну» мотивируют нас занимать свое место под солнцем.

Итак, сделаем важнейший вывод и определение.

Рангом мы будем называть способность индивида занимать место в этологической пирамиде общества.

Высокий ранг — ключ к качественной жизни. Альфа имеет возможность полностью реализовывать понятие качественной жизни. Омега — отбросы генетики. Но не спешите расстраиваться, если вы омега, — это только у животных нет шанса.

Все индивиды стремятся повысить свой ранг и не допустить его понижения. Те, кто не стремится, обречены на вымирание.

3. Как различают сородичи альфу и омегу?

Как альфа получает лучшие куски пищи и лучшие места для отдыха? Ответ прост: отбирает у более низкоранговых. С помощью обычной агрессии, насилия и иногда убивая сородича. Поэтому те, кто переживает о несправедливости в человеческом обществе — расслабьтесь, в животном мире все было еще более жестко и «несправедливо»[4].

Но не может же стая постоянно находиться в состоянии агрессии, драки и самоуничтожения? Так никаких сил не хватит. И верно, Система 1 научилась определять «на глаз» ранг особи внутри общества. Гениально! Как гроссмейстеру приходят на ум варианты из самых лучших ходов, так и в первобытной стае Система 1 научилась различать, «кто тут главный» и от кого можно огрести.

Основывается это различение на оценке (притом мгновенной, без раздумывания — это же Система 1!) размеров оппонента, его мимики и позы, волосяного покрова, черт лица и тому подобного. Мы будем называть эти совокупные признаки ранговыми сигналами. Ранговые сигналы — это набор внешних признаков индивида, на основании которых делается оценка занимаемого им места в иерархии социума.

Какие же это признаки? В древней стае людей или животных ранговыми сигналами были:

• размеры особи[5];

• черты лица;

• размеры клыков, половых органов;

• обилие волосяного покрова;

• агрессивное поведение;

• специфические видовые признаки.

Расскажу вам об эксперименте. У самцов обычных домашних птиц — петухов — специфическим признаком высокого ранга является гребешок на голове. Чем он выше и больше, тем выше ранг. Однажды ученые взяли альфа-самца, который верховодил в курятнике, и заклеили ему скотчем гребешок. Одновременно они взяли омегу и приклеили ему гребешок из поролона. Спустя пару недель петух-альфа скатился в самый низ иерархической пирамиды, а омега занял его место. Альфа сначала пытался устраивать драки и даже побеждал, но самки совсем не видели в нем доминанта и заглядывались на самозванца с огромным поролоновым гребешком. Другие петухи тоже не подчинялись бывшей альфе и атаковали его. Сил на всех у него не хватило, и через две недели он ел только то, что оставалось от всех. Через две недели ученые вернули все обратно, и за следующие две недели альфа и омега вновь поменялись местами.

А теперь перейдем к тому, что является ранговым сигналом в нашей человеческой стае в XXI веке. Условия среды обитания изменились. Каков образ крутого мужчины или успешной женщины в наше время? Дорогой автомобиль, дорогие и непрактичные аксессуары — часы, украшения, переплата за нашивку с брендом на одежде. Словом, все то, что трудно приобрести и трудно удержать — потому что если ты не альфа, то у тебя это отнимут! И что свидетельствует об избытке. Если вы миллиардер, но одеты в «Большевичку» и едете на маршрутке, вы тот самый альфа с заклеенным гребешком. Систему 1, или «обезьяну», не обмануть — она считывает ранговые сигналы визуально, а банковского счета не видно. А вот одежду фабрики «Большевичка» видно. И чтобы доказать свой ранг, случись что, вам придется вступать в конфликт. В XXI веке помимо видовых ранговых сигналов, обусловленных генетически — развитая мускулатура, черты лица, агрессивность, — добавляются ранговые сигналы владения тем, что малодоступно. Демонстративное богатство — авто, одежда, украшения.

4. Врожденный и приобретенный ранг

Если для успеха в обществе так важна физическая сила, почему же всем богатством мира не владеют генетически крупные особи мужского пола? Этот вопрос связан еще с одним моментом: что же делать тем, кто родился омегой? К счастью, в XXI веке у человека, которому не посчастливилось родиться альфой, есть все шансы ей стать. В животно-первобытном мире это было невозможно — сильные сожрут раньше. Однако в современном обществе в уголовном кодексе любой страны прописано, что физически уничтожать конкурентов нельзя, а это дает шанс любому щуплому, не крупному и не склонному к агрессии человеку воспитать характер, обзавестись более действенными ранговыми признаками и значительно повысить свой ранг.

Когда ребенок рождается, у него еще не сформирована Система 2, и поначалу он мало отличается от первобытного человека в отношении к рангу, а он определяется конфликтоустойчивостью. Вспомните: дети отнимают друг у друга игрушки раньше, чем начинают говорить и считывать приобретенные ранговые сигналы. Однако по мере взросления и формирования интеллекта (Системы 2, или человека разумного) появляется возможность менять и свой характер, «воспитывать себя», повышать ранг. И это уже будет ранг, приобретенный на протяжении жизни.

Кому-то при рождении достается хорошее наследство, а кто-то зарабатывает свой капитал сам. Точно так же происходит и с рангом человека. Я видел, и не раз, превращения забитых школьных терпил в хозяев жизни и утверждаю, что это абсолютно точно возможно. Да, это титаническая работа над собой и над своими страхами, но тем слаще победа.

Итак:

В животном мире ранг определяется только генетически и дается от рождения. Изменить без Системы 2 его невозможно. В современном мире ранг человека состоит из двух составляющих — врожденный ранг и приобретенный на протяжении жизни.

5. Понятие примативности. Сколько внутри тебя примата?

Нам предстоит рассмотреть еще одно понятие, определяющее, кто и когда наиболее подвержен когнитивным искажениям, которые уходят корнями в наше животное прошлое. Как мы уже знаем, «обезьяну» внутри нас не отключить. Индивид с отключенной Системой 1, который управляется только разумом, был бы биологически отдельным видом. Но логично предположить, что в ком-то больше животного, а в ком-то меньше. Тут не просто белое и черное, а бесконечная градация серого.

И для этого мы вводим понятие «примативность» — от слова «примат», обезьяна. Не путайте его ни в коем случае с примитивностью. Итак, примативность — это та степень, в какой наши инстинкты, эмоции и обезьяна (примат) управляют нами. Высокопримативный человек — это тот, кто действует больше на эмоциях, желаниях, который мало контролирует свои поступки разумом — Системой 2. Низкопримативный — это человек, в большей степени руководствующийся разумом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Сам себе психолог (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быть нельзя казаться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Авторами учебных пособий и научных работ часто называется отцом современной психологии, 1842–1910.

4

Я сознательно не задаю вопрос, каким образом альфа получает много самок. Самки сами выбирают альфу, ему не надо ничего делать. Выбирает всегда самка. Самец может только работать над тем, чтобы попасть в 12 % верхушки.

5

В брачный период все животные стараются «распушить хвосты, раздуться, нахохлиться» — увеличить визуальные размеры, что свидетельствовало бы о высоком ранге и позволило испугать конкурента и очаровать самку.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я