Казалось бы, в наш век супертехнологий память вроде и не нужна. Всевозможные электронные напоминалки отменили необходимость загружать голову лишней информацией – отключи мозг и отдыхай! Однако, «отключив» мозг и не нагружая память, можно довольно быстро ослабить свой интеллект так, что ни на что, кроме постоянного «отдыха», он уже и не будет способен! Память и внимание, интеллектуальные возможности и физическое здоровье, стрессоустойчивость и способность к усвоению новой информации – все это звенья одной цепи, ослабнет одно – разорвется вся цепь! Научиться по максимуму использовать возможности бездонного хранилища информации – нашей памяти – можно при помощи нового уникального тренажера для мозга от знаменитого Антона Могучего. Всего 5–10 минут занятий в день – и результат будет заметен практически сразу!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Супертренажер памяти. Книга-тренажер для вашего мозга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Как устроена память
Чем человеческая память отличается от жесткого диска компьютера
Работа памяти, как и интеллекта, до сих пор во многом остается тайной даже для ученых. Наш мозг — слишком сложная штука, чтобы можно было легко его понять. Но все же некоторые принципы уже хорошо известны и изучены. Например, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что наша память вовсе не похожа ни на жесткий диск компьютера, ни на карту памяти, хотя подобные аналогии в популярной литературе проводятся довольно часто. В чем же отличие? В том, что жесткий диск может сломаться или информация с него может быть стерта. А человеческая память не может выйти из строя, потеряться или исчезнуть. Это связано с тем, что не существует определенного участка мозга, отвечающего за память. Некоторые ученые высказывали гипотезы, что память хранится в неких «специальных» отделах мозга, но они были опровергнуты. За память, как и за интеллект, отвечает весь мозг. И даже если какой-то участок мозга оказывается поврежден, это вовсе не обязательно скажется на памяти, потому что отвечать за запоминание начнут другие отделы.
Человеческий мозг способен развиваться и обучаться — в этом еще одно важнейшее его отличие даже от самого умного компьютера. Память можно тренировать и даже восстанавливать, если она полностью или частично утрачена.
Кстати, в случаях потери памяти — амнезии, которая случается в результате некоторых заболеваний, травм или сильных стрессовых воздействий, — память также вовсе не стирается из мозга, как думают многие. Нарушается не память как таковая — то есть не информация, «записанная» в мозгу, — а лишь механизм воспроизведения этой информации. Проблема не в том, что информация исчезает, а в том, что она не может быть воспроизведена. Именно благодаря этому ко многим больным, страдавшим амнезией, память все же возвращается. Если бы она была стерта, такого не могло бы быть. Для излечения нужно восстанавливать не саму память, а механизм вспоминания, воспроизведения забытого.
Да-да, вся информация, попадающая в наш мозг, остается там навечно! Этот факт должен воодушевить нас на усиленные занятия по тренировке памяти. Ведь если вы что-то забыли — это вовсе не обязательно навсегда. Вы можете вспомнить абсолютно все. Вы можете натренировать свой мозг так, чтобы не забывать нужную информацию и с легкостью воспроизводить любые необходимые вам данные, «записанные» в мозгу.
Как происходит запоминание
Но как же так получается, что вся информация накрепко «впечатывается» в наш мозг, но далеко не всегда с легкостью воспроизводится? Ответ на этот вопрос надо искать в механизмах запоминания, характерных для человеческого мозга. Давайте в общих чертах разберемся с этими механизмами.
Процесс запоминания начинается, естественно, с поступления информации в мозг. Вот вы что-то увидели, услышали или почувствовали. Например, зазвонил телефон, или за окном вы увидели вспышку молнии, а может, из кухни потянуло каким-то аппетитным запахом. То есть к вам из внешнего мира пришла новая информация — и ваши органы чувств отреагировали на нее. Сигнал от органов чувств мгновенно передается нервным клеткам — нейронам. Нейроны — это основные составляющие нервной системы человека. Благодаря нейронам головной мозг связан со всем телом, ведь у каждого нейрона есть длинный отросток — аксон, длина которого может составлять до двух метров.
Некоторым людям кажется, что мозг — это некая неподвижная масса. Ничего подобного! Нейроны, составляющие головной мозг, постоянно движутся, вступают в контакты друг с другом, посылают друг другу импульсы, посредством своих отростков создают новые связи и разрывают старые. Нейроны делятся информацией путем передачи электрических импульсов! Нейроны реагируют на эти импульсы, передают их дальше, для чего соединяются с другими клетками.
В мозгу постоянно происходят электрические разряды, которые можно представить в виде множества вспышек, мигания гигантского количества лампочек безмерно сложного, работающего на полную мощь прибора. Количество этих «лампочек» невозможно себе представить, ведь нервные импульсы в виде электрического разряда создаются каждой нашей мыслью, каждым движением, каждой единицей поступающей извне информации, каждой попыткой сделать что-то новое, каждым сигналом от органов чувств.
Результат этого процесса фиксируется в мозгу очень прочно. Ежесекундно мы получаем от внешнего мира огромное количество информации, и вся она фиксируется. Мозг работает неустанно и круглосуточно! Конечно, далеко не вся получаемая нами информация фиксируется сознанием — сознание просто не способно отследить ее гигантские объемы. БУльшая часть импульсов уходит в подсознание. Но и она хранится мозгом, и хранится вечно!
Не случайно под гипнозом люди способны вспомнить в мельчайших подробностях дом, комнату, помещение, где они находились в младенческом возрасте. Сознание тогда было не способно зафиксировать все эти детали, большинство людей не помнят обстоятельства своего младенчества даже в общих чертах! Но в глубоком гипнотическом состоянии подсознание способно выдать даже очень надежно, казалось бы, упрятанную информацию. Упрятанную, но не забытую! Ибо мозг хранит все до мельчайших подробностей, что когда-либо было зафиксировано им.
Кратковременная и долговременная память
Итак, мозг зафиксировал информацию — зарегистрировал ее. Собственно, и все! Механизм запоминания включился. Причем произошло это мгновенно.
Что происходит дальше? А дальше начинается отсеивание информации, которая не представляется нам важной и интересной. Мозг «сортирует» полученные сведения в зависимости от того, нужны нам они или нет. То, что не нужно и не важно, отправляется в «подземные хранилища» — уходит из области сознательного восприятия. То, что нам нужно и важно, способно храниться в сознании столько времени, сколько оно остается нужным и важным. Например, вам нужно позвонить по телефону, но запоминать этот номер надолго особой нужды нет. Вам необходимо его запомнить лишь на те несколько секунд, когда вы будете его набирать. Набрав номер и поговорив с кем надо, вы спокойно его забываете.
В таком случае мы имеем дело с кратковременной памятью.
А вот если вам надо усвоить информацию для ответа на экзамене или выступления с докладом без бумажки, вы постараетесь запомнить ее более надежно — чтобы она осталась в памяти надолго.
В этом случае мы имеем дело с долговременной памятью.
Кратковременная и долговременная память — это и есть два основных вида, на которые подразделяют человеческую память в зависимости от продолжительности хранения в ней информации.
Кратковременная память срабатывает автоматически. Для того чтобы запомнить что-то ненадолго, практически не требуется усилий. Но зато и вспомнить то, что хранилось лишь в кратковременной памяти, очень сложно. Например, вы набрали номер телефона и тут же его забыли, думая, что он вам больше не понадобится. Но оказалось, что на следующий день или даже в тот же самый день, но пару часов спустя вам опять нужно позвонить по этому номеру. Вряд ли вы его вспомните, если только не записали. Опять же заметим, что в принципе вспомнить его вы сможете, ведь все, записанное в мозгу, не исчезает никуда. Просто усилий для этого придется приложить немало. И очень часто помочь в подобных случаях может лишь гипноз.
Но мы не будем заниматься гипнозом. Вместо этого мы будем тренировать именно долговременную память. Ведь кратковременная память в тренировке не нуждается — она срабатывает автоматически. А наша задача другая — довести до автоматизма не кратковременное, а именно долговременное запоминание.
Иными словами, в результате тренировок то, что вы запоминаете лишь на минуту-другую, вы будете запоминать на более долгий срок и забывать лишь тогда, когда эта информация остается невостребованной довольно долго, но при необходимости легко вспоминать ее. А запоминание информации, которую вам необходимо помнить долго, будет занимать у вас гораздо меньше времени и требовать меньше усилий, чем сейчас.
Пять условий надежного запоминания
Чтобы наши тренировки были более эффективны, давайте рассмотрим условия, при которых мы запоминаем ту или иную информацию надолго.
● Первое условие надежного запоминания: осознанные усилия, которые мы прилагаем к запоминанию. Так, если нам надо выучить какой-то материал к экзамену, мы уделяем ему довольно много внимания и времени и стараемся несколько раз повторить выученное. Внимание, сосредоточенность и повторение — это и есть главные условия осознанного запоминания.
● Второе условие надежного запоминания: эмоциональное восприятие информации. Бывают ситуации, когда мы не стремимся специально что-то запомнить, но все же запоминаем на всю жизнь. Это все яркие, важные, значимые события в жизни — как счастливые, так и драматические, трагичные. Это все то, что произвело на нас сильное впечатление — книга, фильм, спектакль, картина, путешествие, встреча с интересным человеком. Это все то, что вызвало у нас хоть какую-то эмоциональную реакцию, независимо от того, положительные были эмоции или отрицательные. Причем, что интересно, запоминается не только сам фактор, вызвавший эмоциональную реакцию, но и вся сопутствующая этому обстановка. Например, если вы однажды услышали долгожданное признание в любви, то, скорее всего, помните, какое это было время года и какая стояла погода на дворе, а также во что вы были одеты, какие цветы вам (или вами) при этом были подарены, и т. д.
● Третье условие надежного запоминания: яркое впечатление, которое получили ваши органы чувств. Если вам понравился какой-то пейзаж, то картинка наверняка будет долго стоять перед глазами. Запоминается и хорошая музыка, и приятный аромат духов, и вкус любимого блюда. Ваше тело помнит ощущения от холода и жары, ветра и воды, также существует память движений, память мышц — вы запоминаете и состояние расслабленности, и состояние напряжения. Комфорт и дискомфорт, который испытывает тело, тоже довольно легко воспроизвести по памяти.
● Четвертое условие надежного запоминания: умение связать новую информацию с уже известной. Делая это, мы развиваем ассоциативное мышление. Именно ассоциации помогают нам запомнить то, что нам важно. Самый простой пример: чтобы не забыть, как зовут нового знакомого, можно уже при первой встрече мысленно связать его имя с таким же именем кого-то, кого мы знаем, например известного писателя, актера или нашего лучшего друга. Вы никогда не забудете, что вчера вас представили человеку по имени Федор, если сразу же мысленно свяжете его имя с писателем Достоевским, певцом Шаляпиным или режиссером Бондарчуком.
● Пятое условие надежного запоминания: использование мнемотехники. Мнемотехника — это совокупность специальных приемов, используемых для запоминания. Самый простой пример — всем известная фраза, которая позволяет запомнить последовательность цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (первые буквы каждого слова соответствуют цветам: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Обратите внимание: для надежного запоминания чего бы то ни было достаточно лишь одного из этих условий.
Пожалуй, лишь включение эмоций в процесс запоминания с трудом поддается нашему контролю — ведь сильное впечатление и непосредственную эмоциональную реакцию на что-либо мы вряд ли можем создать искусственно. Да и не нужно пытаться это делать, ведь иначе можно потерять свежесть и непосредственность чувств. Но в остальном мы можем выбирать самостоятельно: когда лучше прибегнуть к сосредоточенному и внимательному усвоению и повторению; когда подключить чувственное восприятие, когда задействовать ассоциативное мышление; а когда воспользоваться приемами мнемотехники. В книге вы найдете методики и упражнения, позволяющие овладеть этими условиями, необходимыми для надежного запоминания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Супертренажер памяти. Книга-тренажер для вашего мозга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других