Я – архитектор. Книга, которая ведёт вас домой. Книга об архитектуре вашей жизни

Антон Леонидович Гарустович

Представьте: Вы создаете вокруг себя пространство, которое раскрывает на 100% все Ваши способности! В нём Вы можете быстрее достигать целей и гарантированно улучшаете уровень своей жизни.Книга даёт необходимые знания и актуальные упражнения, которые помогают развить навыки осознанного создания среды, от выбора обоев и мебели до создания пространств для бизнеса и целого города.Описанная тут теория базируется на психологических и научных методах, и на моём профессиональном практическом опыте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – архитектор. Книга, которая ведёт вас домой. Книга об архитектуре вашей жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Пространство города

Как вы поняли из первой главы, пространство влияет на нас ежесекундно. И город, в котором вы живете, — основное пространство вашей жизни. Выходя за порог, вы попадаете в новую среду из фонарей, улиц, звуков, домов, машин и бордюров. Они все сливаются в один эмоциональный фон — голос города, с помощью которого он шепчет вам на ухо или кричит. Каким бы голосом ни говорил город, вы слушаете его, а он — влияет на вас, хотите вы этого или нет.

Именно этот фон незаметно сплетает мгновения и создает жизнь. Вы можете пройти на работу по маршруту, который напитает вас энергией или по которому вы ее потеряете. Но как понять, что пространство влияет на вас, если вы видите его и не рефлексируете? К примеру, я всегда люблю в новом месте остановиться на минуту и снимать на камеру. Получается очень интересный эффект: вы будто заглушаете фоновый шум, и пространство проявляется на пленочной фотографии. Вот прямо сейчас замрите на минуту, опустошите сознание и прочувствуйте момент.

Когда мне как архитектору нужно вдохновение, я люблю делать еще одно упражнение, которое позволяет прочувствовать, каким может быть совершенный город, и приобрести свойства, необходимые мне для творчества:

Представьте, что вы очень долго идете по дороге. Какая это дорога? Какие детали? Что вы видите? Представьте, что заходите в город. Город в руинах. Это то ли старый город, то ли он недавно разрушен. Он находится в таком состоянии, но явно свидетельствует о том, что там жила великая цивилизация. И от города осталось напоминание в виде руин. Вы можете их рассмотреть и представить, какие здания там были, но сейчас это только руины. Такое ощущение, что им миллионы лет.

И вы гуляете по этому городу не один день, долгое время. Находите какой-то артефакт, какую-то вещь, которая отличается от всего. Почувствуйте, чем она отличается. Может — это сияние. Может — это чувство, исходящее от нее. Но вы знаете точно, что эта вещь позволит вам обрести что-то очень интересное, значимое, ценное, важное для вас. Ее хочется взять, потрогать, и вы понимаете, что это ключ, дверь или портал.

Вы подходите к ней, и получается открыть ее прикосновением. И она позволяет вам перейти в новое пространство, еще глубже. Вы оказываетесь в самом прекрасном городе, который вы когда-либо видели. Дыхание захватывает от красоты. И вы понимаете, что это тот же город, который в руинах, только целый. Он существует здесь и сейчас.

Вы понимаете, что те руины являются фоном, который скрывает его. Но сам город существует в отдельном пространстве, но вы не знаете, какое это время: прошлое, настоящее или будущее. Город вне времени. Он настолько прекрасен, что у вас замирает дыхание, а положительные эмоции переполняют вас. Вы видите все детали и гуляете по этому городу.

И вы гуляете там не один день и не один год, вы чувствуете, как он изменился за это время. И вы находите в этом городе учебное заведение и заходите туда. И вас встречает учитель. Посмотрите на него. Как он выглядит? Кто он? Он напоминает вас. И вы понимаете, что вы можете быть им или это вы в будущем, или вы имеете с ним какую-то незримую связь.

И он вас спрашивает: «Что вы хотите узнать? Что вам необходимо для того, чтобы создать гармоничную жизнь, создать гармоничное пространство вокруг себя?» Вы задаете вопрос. И учитель говорит: «Хорошо, вы это узнаете после того, как выйдете отсюда. Только сейчас останьтесь здесь».

Вы остаетесь там не один год, изучаете все возможное по этому вопросу и получаете еще много знаний. Вы точно помните, что там происходило, что там были разные техники, технологии, которые позволяли обучиться. Вы видели множество примеров.

И прошел не один год, и даже не один десяток лет, и вы всему научились, и все эти знания остались в вас, то есть стали естественным продолжением вашей личности. Вы просто вспоминаете о том, что тогда было. Понимаете, что полностью овладели навыками, которые вам были нужны.

И вы прогуливаетесь по этому университету. Видите изменения, которые произошли. Видите, насколько он прекрасен. Этот университет навсегда останется в вас.

Подходите к учителю. Он говорит: «Вы уже всему научились, уже все знаете. Но сейчас, когда вы вернетесь, вы пока что это забудете, но в нужный момент вы вспомните». Все ключевые знания остались в вас, и в нужный момент подсознание позволит всплыть им и проявиться в навыках, которые вы оттачивали не одно десятилетие в этом городе.

Вы идете обратно. Возвращаетесь в то место, где вы впервые появились в этом городе. Снова находите тот артефакт и возвращаетесь к руинам.

Идете обратно по дороге, по которой пришли к этим руинам. Вы потихоньку забываете, что произошло, но понимаете, что знания останутся в вас навсегда.

Вы медленно просыпаетесь у себя дома в кресле. Полученные знания глубоко внутри вас. И, наконец, вы осматриваетесь вокруг, где читаете эти слова.

Мурашки, правда?

Только что вы позволили мыслям рождаться в естественной форме, такими, какие они есть внутри вас, со всем накопленным опытом и мировоззрением. Какие мысли у вас сейчас появляются? Чувствуете ли вы, что ваш эмоциональный фон изменился? Какое ощущение появляется первым от того, что вы видите?

А теперь попробуйте представить этот же город, полный людей. Какие эмоции вы ощущаете от того, что находитесь среди толпы — позитивные или негативные?

Все эти чувства появляются и гаснут каждый день. Вы ходите по городам и заряжаетесь, чувствуете себя легко и готовы покорить мир или наоборот — погружаетесь в болото негатива. И эти эмоции испытывают еще тысячи незнакомых вам людей, сплетая маленькие вселенные жизней в единое ощущение города.

Картины мира отдельных людей складываются в общую картину города, который развивается и стремится в определенную сторону. Картина будущего каждого города складывается в общую картину будущего страны. Это можно назвать экосистемой из взаимодополняющих и балансирующих элементов. И эти элементы формируют экосистему мира, стран, городов и отдельных людей. В том числе и ваш.

Но как оценить эффективность каждой экосистемы, если у нее множество элементов? Как эта система в сумме воздействует на вас? Какую систему хотелось бы видеть вам и с каким воздействием? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поиграем с воображением.

Представьте, что вы выбираете любой город, чтобы переехать. У вас есть возможность переехать, и желание не упирается в деньги. Вам нужно лишь выбрать, куда лететь, собрать вещи и сесть в самолет. Какой город вы выбрали и почему?

Давайте по частям разберем, почему вы выбрали именно его. Какие ощущения вас привлекли? Что вам хочется чувствовать в нем, а что — разделить с близкими людьми?

Кем вы себя чувствуете в этом городе? Представьте вашу жизнь в городе в виде идеального рассказа. В этом рассказе вы почувствуете то желание, которое двигает вами. Это то, что дает вам силы, ваш ресурсный подход.

Зафиксируйте его в рисунке, найдите и распечатайте фото или запишите ощущения.

Я уверен, что человек не может долго оставаться в среде, которая ему не подходит. Вы быстро поймете, что это не для вас и резко захотите уехать. Настолько же резко, как вылетает пробка из шампанского. К примеру, если вам подходит жизнь мегаполиса с его темпом жизни, людьми и особенностями, то, приезжая в деревню, вы будете чувствовать себя не в своей тарелке. Жизнь слишком замедлится. И в такой ситуации возможно три варианта: вы адаптируетесь, попытаетесь изменить среду или уедете из-за дискомфорта. Примерно так же работает, когда человек попадает в люксовые апартаменты или трущобы.

Пространство — это продолжение вас. Поэтому каждый выбирает себе то, что ему близко. И чтобы изменить пространство, стоит изменить себя. У каждого есть внутренний компас, который указывает направление, важно лишь уметь им пользоваться.

Каждого человека в пространство притягивают разные особенности. Это зависит от вашей психики, физиологии, души (если вы верите в нее). От того, где вы родились, чем занимаетесь, с кем общаетесь и других аспектов, о которых вы не задумываетесь. На «притяжение» влияет и ваша готовность быть счастливым. Представляете, миллионы людей до нас — наших предков — работали, чтобы мы жили в лучшем мире и были счастливее их. Вопрос в том, во что мы превратим мир, оставленный нашими предками, и какой мир заложим для потомков. Стало нормально просто потреблять, не отдавая ничего взамен. Но о пространстве нужно заботиться, чтобы потом наши потомки могли наслаждаться и жить лучше нас.

Пространство нуждается в заботе и трепетном отношении

Давайте посмотрим на смыслы, которые таят в себе города нашего мира. У каждого места свое приоритетное назначение, например:

• обеспечивать безопасность;

• содействовать общению между людьми;

• удовлетворять физические потребности;

• содействовать творческой реализации и призванию.

Безопасность — это базовая потребность. Вы знаете, что завтра будет все хорошо. Вы знаете, куда сходить, где пообедать, отдохнуть или купить одежду. Поэтому вы спокойны и благодаря этому чувствуете себя в безопасности.

Следующий смысл — «вы и окружение». Каждому важно знать, что его понимают другие люди, что он вписывается в окружающее пространство. Это естественная потребность — общаться с другими людьми и знать, что делать.

И смысл — «вы и мир». Он складывается благодаря пониманию, что вы приносите пользу миру и осознаете смысл своего существования. Вам важно — позитивный ли вы элемент системы.

Эти запросы важны для любого человека и пространства. И поэтому город создает почву для реализации этих потребностей. А может наоборот — «тормозить» и не давать возможности для реализации. Следующий раз, прогуливаясь по городу, задайте себе вопрос, отвечает ли он вашим потребностям и как он позволяет их реализовать?

Есть города на земле, которые не отвечают даже пункту безопасности (например, в Сомали)! А есть города, где просто приятно находиться, м-м-м, Флоренция. Есть города такие, как Ватикан, где каждый сантиметр напитан миссией, возвышенной и ведущей к духовному развитию. Нет места на Земле, которое никуда не ведет.

Даже находясь на природе, вы видите, как все растет, благоухает. И это не бессистемный процесс, как может показаться. Строение леса — такая же сбалансированная система, в которой маленькие элементы складываются в крупные. Все это формируется по точнейшим законам фрактальной геометрии, гармонии и естественных законов восприятия. Так и города: они строятся из улиц и домов, несут в себе какую-то цель. Очень глупо полагать, что у города и у страны нет миссии.

Знаете, что интересно? Что город — это множество параллельных миров, которые расположены в непосредственной близости друг от друга. Дешевое кафе граничит с дорогим. А сеть эпл-сторов — с шаурменными. И это разные миры разных людей. Я уже говорил, что микровселенные сплетаются в одну большую систему, но не упомянул, что ее можно менять.

Обратите внимание, что большинство людей передвигается по одним и тем же или похожим маршрутам. Допустим, кому-то проще и естественнее пройти через рынок, полный палаток и коробок с товаром, а кому-то нужна парадная улица с витринами дорогих бутиков. Даже если этот маршрут длиннее «рыночного». Кому-то претит, что там будут бездомные находиться, а кому-то все равно. И этим самым мы создаем каждый день какие-то прецеденты.

Люди начинают больше осознавать влияние пространства. Раньше, беря на работу людей, я чувствовал, что важнее для них выживание, а сейчас — важнее социализация и своя роль. Скоро главным критерием станет миссия. Но об этом стоит задумываться уже сегодня: мы либо осознанно выберем жизненный путь, который приведет к успеху, либо неосознанный, который в итоге окажется дорогой в никуда.

Но мозг так устроен, что может оперировать только пережитым опытом. Соответственно играет роль «насмотренность». Это как представить карту, где открывается локация, где вы были, или картинка, которую видели. И из них вы сможете составить новый мир. Очень важно расширять эти освоенные сознанием территории.

Найдите фото своего города 100 лет назад. Вы посмотрите и почувствуете разницу. Станет очевидно, что стало для людей ценнее, что улучшилось или ухудшилось. И вы поймете, что город — действительно отражение общества и сознания людей. Колоссальная разница между городами видна, когда вы возвращаетесь из путешествия домой или навещаете родителей в другом городе. Вы как будто начинаете замечать то, чего не видели раньше.

Чтобы расширить свою картину мира, пройдите мимо бара, в котором никогда не бываете, или пообедайте в очень дорогом ресторане. Это помогает понять культурные особенности людей в одном городе, увидеть и понять город лучше. Или простой совет: ходите по разным маршрутам в городе или прогуляйтесь до дома другой дорогой. Окажется, что есть места, где вы вообще не бывали. Наверное, у каждого есть знакомые, которые не покидают свой квартал.

Посмотрите и запишите или надиктуйте аудиосообщение со своими ощущениями от пребывания в новом месте. Расскажите, что вам нравится и не нравится. Либо нарисуйте карту, где бывали в городе. С пояснением, какие эмоции где испытывали.

Изучите город уже с какой-то определенной целью, которая вам интересна. Например, ваш родной город, город, где вы проездом или остались на неделю. Побывайте:

• в бедном и богатом квартале;

• где грязно и чисто;

• где храмы или маргинальные места (только аккуратнее с ними!).

Так вы действительно почувствуете пульс города, который исследуете.

Я рекомендую задание потому, что вы начнете замечать больше деталей и лучше понимать мир вокруг. Часто люди оторваны от жизни, а в путешествиях передвигаются только по туристическим маршрутам, где нет настоящего вкуса и голоса города. Если вы проделаете это один раз, то в следующий раз заметите, как изменился город, и поймете почему.

Давайте разберем простой пример об изменении пространства города. Допустим, мы решили бороться с пробками. Транспорт загрязняет город, да и велосипеды с электросамокатами создают множество неприятных аварий с пешеходами. Во многих городах это не принято и удобнее ходить пешком.

Если мы хотим уменьшить количество пробок, то сначала увеличиваем ширину улиц, берем дополнительные парковки. И к чему это приводит? К тому, что выгоднее опять купить автомобиль, потому что все для этого создано! А следовало бы наоборот — сместить фокус. Например, мы хотим развить пешеходное или велодвижение. Мы увеличиваем количество велопарковок, стимулируем пешеходное движение, закрывая полностью улицу в центре и размещая там то, что будет мотивировать людей ходить, — ставим фуд-траки, делаем льготы и так далее. Фокус смещается на желаемый результат, как в размере города, так и в размере всей страны.

Вы когда-нибудь замечали, что если вы говорите, что хотите жить счастливо, то у вас это легко получается. А если боретесь с несчастьем, то вам ничего не хочется и бороться в том числе. Этот принцип проявляется во всем. Лучше представить картину будущего, чтобы изменить настоящее, и используя прошлое. Если такую картину не представлять, а просто хотеть уйти, то вряд ли что-то получится. Скорее всего, вы повторите тот же результат.

Эта книга направлена на то, чтобы вы учились создавать альтернативную реальность в своей голове и пространстве, за которое несете ответственность. Мне хочется вас вдохновить и показать, что есть инструменты изменить свое пространство и жизнь. Главное, чтобы было желание, цель или идея.

Если у человека нет такой цели или идеи, значит он движется по инерции и сознательно уходит от контроля своей жизни. Это приведет к соответствующим последствиям: недовольству и снятию ответственности за происходящее. Но не стоит уходить от себя или скрывать свою природу. Это как отрицать очевидное всем.

К примеру, творческий человек не уверен в своих силах и решает пойти в юриспруденцию или экономику. При этом у него не получается в этих сферах проявить себя. Только из-за того, что он себя отрицает. Часто целые компании и народы занимаются этим. Но не нужно стесняться себя или бояться проявлять. Цените то, что у вас есть.

Чтобы понимать, куда двигаться, контролировать цель и идти к ней, используйте статистику. Например, на корабле есть капитанский журнал: с событиями и курсом, куда вносятся самые важные ключевые события, необходимые для достижения цели (кстати, состояние экипажа и настроение тоже вносятся). И есть рекомендованная табличка с ключевыми характеристиками.

Представьте, что ваша жизнь тоже корабль. Как вы считаете, какие ключевые характеристики для вашей жизни есть? Например, когда речь идет о фирме, этим является доход, расход, прибыль. А когда речь идет о человеке, что является важнейшей величиной? Рекомендую выписать 5 величин, которые вы считаете важными. На этих страницах мы говорим о тех, которые зависят непосредственно от пространства.

Гуляя по городу, заведите дневник и записывайте, например, сколько вы видели объектов общепита либо офисов, либо каких-то вещей, которые дали бы вам эмоциональный фон: впечатлили, удивили, дали приятные ощущения. Какие воздействовали на вас отрицательно. Какие из них имели уникальное лицо и, как человек, имели образ, характер и посыл. Лучше всего вести этот дневник хотя бы месяц, чтобы выявить эмоции, которые рождаются у вас, из которых состоит ваша жизнь. Можно даже создать карту, чтобы видеть непосредственно точки влияния.

Обратите внимание, есть ли уникальный объект и насколько он известен и востребован, а следовательно посещаем (этим формируется ценность объекта, так как посещаемость является одним из ключевых ресурсов в рекламе). Интересно заметить, что объекты «с изюминкой», фишкой более популярны, привлекательны. Как же добиться этой фишки? Как создать легенду объекта?

В первую очередь, я рекомендую обращаться к истории места — насколько проявлена история места в вашем городе и пространстве. Даже обычная аптека, которую вы встречаете каждый день, обладает своей историей и легендой. Чаще всего люди забывают о ней, потому что относятся как к обыденному, как к воздуху. Точно так же характерные для нас природные черты мы игнорируем, стараемся не думать об этом.

Нецелесообразно отрицать то время, которое вы прожили, и те события, которые были. Если мы отрицаем, забываем нашу историю, наш опыт, то мы просто не позволяем ему и нам развиться в будущее. Если мы принимаем его и понимаем, уроки мы вынесли какие-то, то мы можем стремиться в будущее.

У нас много памятников войны, которые говорят о прошлом, но не говорят, что делать с этим. Больше всего мне нравится памятник, где есть одновременно и обозначение того, что случилось, и намек на следующую жизнь, куда стоит развиваться. «Нет» — это страшное слово для развития. Слово неплохое, его часто стоит говорить, но только если ты знаешь, куда двигаешься, и можешь отсечь лишнее.

Вы можете посмотреть, сколько моментов есть в городе. Эти моменты образовались не просто так, были причины этому. Они были не раз и не два, был целый комплекс, то есть это отражение менталитета людей. Когда вы идете и видите трещину в асфальте или какое-то халатное отношение, или что-то прекрасное — это всегда отношение людей к тому месту, где они живут, и по сути отражение их подсознания. Есть места, где вы просто психологически не можете ничего плохого сделать. Я за то, чтобы проектировалось как можно больше таких мест. По сути, создать неизбежные условия, чтобы каждый человек развивался и был счастливее. Однако есть места, как памятники событий, о которых нельзя забывать.

Нам нужно изучить, как относиться к истории и нашему опыту. В истории есть периоды, когда настрой и само отношение к себе были критически важны, чтобы выжить. Я не очень люблю приводить этот пример, потому что он навевает неприятное ощущение: он о концентрационных лагерях. Это сильный и страшный пример, как люди выживали в нечеловеческих критических условиях.

Люди, которые выживают в критических условиях, меняют восприятие, выстраивают и яснее видят путь. И даже после этого, после критических моментов, люди осознают, и начинаются прорывы. Как известно, очень многие произведения были написаны в тюрьме.

Даже в концентрационных лагерях те люди, которые осознавали цель и верили в то, что будут выживать, видели зачем это — имели больше шансов. Вплоть до того, что у мамы на руках ребенок погибал от голода, но она выжила, потому что представляла, что будет дальше.

Если мы забываем, что цель и желание жить помогало даже в таких условиях, то по сути мы проявляем неуважение и забываем пример, почему в мирное время не пользуемся этим существенным инструментом, который может позволить нам выжить и не повторить ошибок, и помнить о действительно важных вещах.

Есть такое мнение, подходит в качестве развития сознания: земляне и все, что здесь происходит, — это тюрьма. И раз они здесь, значит все проходят кроки. И действительно, очень много боли — все, что строишь, оно разрушается. Каждое строение, которое мы создаем, временное. Зачем я пишу эту книгу, если она все равно через 100 лет может быть неизвестной, и через 1000 лет тоже, через миллион лет вообще непонятно, что с городами будет, и будут ли они вообще.

И тогда вопрос в следующем: «Вообще зачем мы живем?»

Мне кажется, что мы живем, чтобы освободиться от всего того, что тянет нас вниз, и стать более совершенными. Сбросить то, что ограничивает и не помогает реализовать цели и планы.

Если мы заснем, думая о чем то приятном, то более вероятно, что нам приснится приятный сон, и проснемся в хорошем расположении духа. Не исключено, если мы представляем что-то хорошее перед сном, то мы проснемся в хорошем расположении духа. Если мы забываем, что находимся в каком-то не самом совершенном пространстве, мы просыпаемся точно так же и забываем об этом. То же с плохим настроением, и цикл повторяется.

Если вспоминать жуткие моменты, то не будет шансов выбраться. И здесь нужно представить что-то большее, к чему вы стремитесь, и действовать. Если у человека нет цели, то он не двигается, а если есть образ, концепция желаемого будущего, тогда он будет идти, находить энергию и повод для жизни.

Человек без цели видит в своем в городе, что все несовершенно. Да, можно застрять в дне сурка, но это способ погибнуть. Мы или сами становимся лучше и начинаем менять мир вокруг, или застреваем, а затем жизнь пинает нас. Третьего варианта не дано.

Давайте подумаем, что вы знаете о миссии, о цели вашего города, страны, где находитесь, над городом, над страной, где вы живете. Донесена ли до вас информация, как обеспечивается безопасность? Например, древние греки знали, как полностью функционирует их страна, их полис. Они чувствовали единство. Насколько вам близок ваш город? Определите от 1 до 10.

Вы полностью знаете процесс, который вас обеспечивает, и можете на него влиять, или знаете только свою ячейку? Это показывает, насколько вы вообще можете влиять на что-то и развивать. Более осознанные люди больше имеют шансов на выживание и успех.

Подумайте, как закрываются ваши физические и базовые потребности в городе, в пространстве, где вы живете; а также как проходит социализация. Насколько видно, что ваше призвание и призвание людей отражено в пространстве города, насколько люди могут проявить себя лично.

Ваш анализ поможет понять, как сделать город лучше, а затем — у вас появится возможность самостоятельно сформировать его или принять участие в этом процессе. Спросите у знакомых, как бы они могли улучшить место, где живут. Готовы ли они это сделать и сколько готовы ресурсов отдать. У вас тогда родится потенциал роста.

Люди, оказывается, просто не общаются на эту тему. Люди готовы вкладываться, просто нет инициатора, просто некому руку первому поднять на собрании.

Просто спросите и увидите, что люди готовы вкладывать, чтобы улучшить пространство. И подумайте сами, что бы вы готовы были вложить, какое пространство должно быть. Подумайте об этом в рамках страны, города, то есть действительно можно ли закрыть и как-то улучшить пространство так, чтобы ценились имеющиеся ресурсы. Привлекайте как можно больше людей. Помните, город — это общее пространство.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – архитектор. Книга, которая ведёт вас домой. Книга об архитектуре вашей жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я