Стоило ли оно того?

Антон Кулаков

В данном произведении рассказывается о Владике, беззаботно развлекающемся с друзьями и едва подготовившемся к вступительным экзаменам в лицей. Он, успевая поучаствовать в интересных мероприятиях, полагает, что с легкостью осилит их с минимальной подготовкой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоило ли оно того? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Антон Кулаков, 2019

ISBN 978-5-4496-3739-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1. Начало конца

Владик сидел в большом кабинете. На одной стене была большая красивая таблица умножения, а на другой старая иллюстрированная таблица с долями: одна вторая, одна третья, одна четвертая… Перед его взором красовалась светло-зеленая школьная доска, а на ней было расписано решение какого-то сложного примера. Вокруг сидели ребята, полностью погруженные в свои тетради. На учительском столе лежали разного размера деревянные линейки и разноцветные кусочки мела. Это был кабинет математики. Главный герой смотрел на невообразимо красивые серебристые снежинки, играючи падающие за окном. Он учился в четвертом классе. Учился весьма хорошо. Однако математика ему не давалась вообще. Влад складывал дроби правильно через раз, хотя делал это своим способом, которого до этого не видели даже самые высококвалифицированные учителя страны. Уравнения решал без переменной «х», а при делении числа, например 1264 на 4, всегда получались разные ответы, из-за чего он стабильно забрасывал такого вида задания.

Влад не хотел думать над очередными заковыристыми примерами, поэтому он разглядывал все, что происходило за окном: белоснежные дороги с пестрыми пятнами в виде машин, вечно спешащих куда-то людей разной комплекции, пробегающую вдоль заснеженной дороги собаку песочного окраса, которая периодически смотрела прямо на него, будто пытаясь что-то сказать.

Учительница средних лет, глядевшая на него своими большими голубыми глазами, вытащила его из задумчивости своим неожиданным вопросом:

— Ты, Влад, почему сидишь без дела? Я так понимаю, ты все сделал? — спросила с интересом учительница математики. Она всегда отличала думающего ученика от лодыря. — Назови свой ответ.

Владик начал что-то нервно писать в тетрадь, но ее не проведешь.

— Я обещала поставить тебе двойку в прошлый раз, если это повторится, — с ухмылкой проговорила она. — И я это сделаю. А в следующий раз… я вызову твоих родителей!

— Не надо родителей! — испугался Влад, ведь он всегда старался лишь радовать маму с папой. — Я исправлюсь, честно!

Одноклассники начали о чем-то шептаться, а Наталья Леонидовна молчала, высматривая кого-то в классе.

***

Прозвенел звонок. Все дети выбежали из класса сиюминутно, проигнорировав просьбы о записи домашнего задания. Они очень торопились, ведь сейчас будет какое-то очень интересное небольшое объявление. Они пришли в актовый зал, где уже собрались остальные четвёртые классы.

Чуть погодя, повествование начал высокий бородатый мужчина своим звонким ораторским голосом.

— Каждый год у детей из четвертых классов есть уникальная возможность. Вы можете поступить в особое муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Как известно, там готовят детей к поступлению по специальной углубленной программе, благодаря которой девятнадцать из двадцати учащихся становятся успешными в будущем. Туда вы можете перейти после четвертого класса… Да, речь идет о лицее №22. Однако вам необходимо сдать вступительные экзамены по русскому языку и математике. Обязательный порог по русскому — 70%, а по математике — 50%. Количество заданий еще неизвестно. Примеры заданий можете взять у своего классного руководителя. — Мужчина посмотрел внимательно на детей, но, не дождавшись вопросов, поспешно удалился со сцены.

***

Владик и его друзья любили играть вечерами в футбол. Они мечтали представлять сборную школы или даже целой страны в будущем. Сегодняшний день не был исключением. Влад пришел самым первым и ждал своих друзей — Ваню, Ашота и Гришу. Ваня был примерным учеником. Он всегда мог ответить на любой вопрос учителей и, каким-то образом, умудрялся достигать высот и в спорте. Это был мальчик среднего роста, с короткими каштановыми волосами, который имел спортивное телосложение, острые черты лица и небольшой шрам на подбородке.

Ваня пришел почти сразу после Владика. Они поздоровались и вместе отправились в гардероб.

— Что ты думаешь об этом лицее? — спросил Влад своего друга. — Мне кажется, это глупо — переходить в какую-то другую школу. Там не будет знакомых лиц.

— Хм, — задумался Ваня, — а почему бы и нет? Я у родителей спросил, им очень понравилась идея. Вот, скоро начну уже готовится к поступлению.

Они прошли в зал, взяли мяч, решив поиграть пока вдвоем. Влад долго думал над ответом. Наконец, он сказал:

— А я каких-то там экзаменов не боюсь! — начал он резко. — Но и поступать туда не хочу! Даже если надумаю, что очень маловероятно, то смогу сдать все без подготовки!

— Это твое дело, — сказал Иван, — я не буду тебя осуждать. Ладно тебе дуться, пошли лучше проверим, может пришел кто-то из наших.

Черно-белый мяч, который выглядел совсем как новенький, оказался на холодном полу и медленно покатился в сторону стены.

Они встретили Ашота, который только-только вышел из гардероба. Это было его ненастоящее имя, а лишь прижившееся прозвище. У него были волосы оттенка кофе с молоком, а также мягкие черты лица. Ашот был душой компании. Он много времени уделял музыкальной школе, где уже научился играть на гитаре так очаровательно, что можно было наслаждаться его игрой часами. К сожалению, времени на школу ему немного не хватало.

— Привет мужики! — бодро сказал тот. — Вы уже играете? Или вы уже все? Домой?

— Нет, — нервно процедил сквозь зубы Влад, — ждем всех. Ты уже говорил с родителями по поводу поступления? У нас тут небольшие разногласия.

— Куда? А! В лицей? — Ашот замотал головой. — Нет, я думаю, что… Я уверен, что лучше остаться здесь. Мне старший брат показал примерные задания, которые ему попались пару лет назад, — он осекся. — Ну, и… И я засомневался в своих силах. Ребята! Давайте уже поиграем.

Это был самый обычный зимний вечер. Пара часов игры, а потом по домам. Их волновало лишь одно — отсутствие Гриши.

***

Приятная мелодия будильника. Утро. Влад открыл глаза, выключил будильник. Выходной день. Посмотрел на календарь. 26 января. Глянул в окно. Вьюга. Умылся, почистил зубы. Отправился завтракать.

Сегодня отец его работал до полуночи, значит Влад мог изучить содержание таинственной видеокассеты, которую ему подарили аж на новый год за хорошие оценки. Название кассеты — «Война, да не мир». Очень популярная трилогия фильмов того времени. Владу посчастливилось иметь все части. «Лучше иметь черно-белый телевизор, чем не иметь вовсе», — подумал он, не скрывая радости от того, что у него наконец появилась возможность наслаждаться просмотром весь день.

Фильм его очень удивил. А увиденное он еще долго переваривал, пытаясь понять логику восхищения грозным французским императором.

***

Аня была очень скромной и робкой девочкой. Она училась лучше всех в классе, но имела лишь одну подругу, которая, по правде говоря, дружила с ней только из-за знаний. И всегда Аня пугалась, когда это чудовище с ней здоровалось или проходило мимо… В кабинет вошел ее одноклассник — высокий, узкоплечий подросток. Он неодобрительно посмотрел на Аню и нахмурился, плотно сжав губы. Такое выражение лица она видела редко, но знала, что он опять не сделал домашнее задание и будет просить помощи у нее. Такой уж он человек. Аня пыталась бороться с этим, отстаивать свое мнение — все бесполезно. Снова это угрюмое лицо с русыми волосами, острыми ушами и слегка прищуренными глазами.

— Ха, испугалась? — спросил мальчик своим басовитым голосом, моментально изменившись в лице. — Сегодня все сделал, сиди смирно.

Это был Гриша — лучший друг Влада. Он являлся полной его противоположностью, но они всегда находили общий язык.

— Привет, — начал беседу Владик, подходя к нему быстрыми шагами и постепенно удаляясь от Ашота с Ваней. — Почему не пришел в пятницу вечером? Опять по крышам гулял?

— По крышам? — поднял брови Гриша. — Не, мы с пацанами собрались дома. Я договорился с ними еще давно об этой встрече.

— Со старшеклассниками опять, да? Может не стоит? Научат еще чему-нибудь плохому.

— Они-то? Да не, мы уже как семья. Я даже рядом с ними стою, когда они курят.

Владик посмотрел по сторонам, но лишних ушей рядом не обнаружил.

— Ладно, не важно, — поспешил сменить тему Влад. — А ты будешь в лицей поступать? Я…

— Нет, о чем ты? — прервал его Гриша. — Это же что-то делать надо. А я это не люблю. Я бы лучше с газетой посидел, там интереснее. Много нового узнаю.

— Вот и отлично. Частично поддерживаю твое мнение. Я не хочу бросать это место, ведь с ним так много общего…

Они порассуждали еще пару минут, а потом сели по местам, дождались звонка и начали ждать учителя. Урок изобразительного искусства любил лишь Ваня. Проще назвать те предметы, которые он не любил. Таких не было, но, возможно, он это скрывал. Ашот не любил этот предмет, хотя у него было хорошо развито воображение, что помогало ему всегда придумывать что-то необычное и кардинально отличающееся от работ его одноклассников. Остальные ребята едва ли могли что-то нарисовать.

Учитель вошел в прохладный класс, достал искусственные фрукты из пыльного шкафа и сказал, что натюрморт до конца урока должен быть готов.

Через 10 минут Иван сообщил о завершении работы. Учитель подошел, посмотрел, почесал голову. Работа была выполнена хорошо, но было видно, что «художник» сильно торопился.

— Ладно, ставлю пятерку, — сказал учитель недовольным голосом, — хотя ты мог лучше.

— Извините, я тороплюсь просто. Сегодня должны появиться в продаже тесты, которые я заказал для подготовки к поступлению. Боюсь, что их разберут. Извините.

— Не извиняйся. Можешь идти.

— Извините. До свидания.

Учитель пробежался глазами по детям, но никто больше не звал. Он заметил, что один из учеников куда-то пропал. Это был Гриша. Он стабильно уходил при отсутствии настроения для рисования «шедевров». Учитель даже не захотел сообщать классному руководителю об очередной выходке, он просто тяжело вздохнул и уставился на дверь кабинета.

***

6 февраля. Владик пришел со школы. Он вспомнил, что сегодня Ашот празднует свой прошедший день рождения. Он пытался найти какую-то вещь, которая могла сойти за подарок. Художественная литература, солдатики, набор рисования — это совсем не то. До начала праздника было еще немного времени. Владик решил импровизировать…

***

— С днем рождения! — прокричал Влад, подавая Ашоту подозрительную коробку из синего картона прямо с порога. Если присмотрется, чего никто не сделал, то на коробке можно было увидеть остатки клея по углам, а также небольшую вмятину снизу.

Ашот перенес практически развалившуюся коробку на стол, развязал бант и заглянул туда. Он увидел мятую рукотворную открытку, какое-то сладкое лакомство в пластиковой тарелочке, а также видеокассету без названия. Владик видел Ашота со спины, поэтому мог только предполагать ощущения и эмоции именинника. Вокруг стояли другие гости: Гриша, Аня и еще два каких-то человечка. Влад осмотрел стол и заметил, что там лежали конвертики, а на диване рядом восседал и улыбался, как будто из сказки, поразительно красивый плюшевый медвежонок с глазами-пуговками. Герой порадовался про себя, считая свой подарок уникальным, хотя, будь он на месте Ашота, обрадовался медведю больше.

— Спасибо! — сказал Ашот с какой-то ноткой иронии в голосе. — Спасибо за проявленное внимание. Все гости уже на месте. Пройдемте за стол, пора праздновать!

Были разные конкурсы с призами, множества угощений, даже небольшой сольный концерт от Ашота. Все были довольны, но только не Влад. Он видел такие странные образы у себя в голове, как будто его в коридоре ждет коварная трясина, возникшая из ниоткуда. Владику было не по себе, но он решил оставить это в тайне от всех.

Чувство тревоги утихло под конец дня. Он сообразил, что был уже поздний вечер. Влад смотрел на автобусную остановку, а точнее на угол многоэтажки, из-за которой выезжал транспорт. Долго ждать не пришлось. Он попрощался со всеми еще присутствующими людьми, выбежал вниз и сел на троллейбус. В нем, к счастью, никого не было. Влад успокоился окончательно.

***

15 февраля. Гриша ходил по пустому залу, пиная обшарпанный футбольный мяч. Он ждал друзей. Сегодня будет игра против ребят из другой школы. Четырех человек было недостаточно для полноценной игры, поэтому они взяли пару одноклассников, с которыми играли вместе лишь на уроках физкультуры, но надеялись на удачу и индивидуальные умения каждого игрока.

В зал вошла группа людей в одинаковой форме. Все они были настроены серьезно. Гриша начал кусать губы. Будущие соперники начали быстро и точно пинать друг другу мяч, который аж свистел в воздухе. Гриша запаниковал. На фоне появились какие-то низкие и неуверенные в себе людишки. Это были его сокомандники. Их школьный физрук решил судить игру. Это хорошо, и, может быть, он поможет им заработать больше очков.

Игра началась слишком резко. Это был очень высокий темп для ребят. Ваня, стоявший на воротах, не смог отбить мяч. 1:0 в пользу неприятелей.

Гриша превосходно вел мяч первое время, но его перехватили. Владик запомнил, в каком направлении бежал соперник с мячом в прошлом раунде, прорываясь сквозь всех. Ситуация повторялась. Он рванул навстречу, надеясь на легкий ответный гол. Тогда он даже подумать не мог, что это был ложный маневр. Игрок, ведущий мяч, смог обойти Влада спиной. Герой настолько не был готов к такому, что врезался в мчащегося с другой стороны одноклассника Богдана и отлетел. Встреча локтя левой руки со стеной была далеко не самым приятным событием дня. Боль ослепила.

— Почему за меня?! — кричал Гриша демоническим голосом. — Почему не против?

Движение рукой приносило невыносимую боль Владу. Сжав зубы, он объявил о продолжении игры. Богдан сидел на лавочке и выглядел белее молока.

— 2:0 в пользу команды «Валькирия», — озвучил счет Ибрагим Максимович.

Влад почувствовал себя глупо, ведь название команды придумала его мама, да и звучало оно как-то по-детски. Рука быстро напомнила ему о более значимых вещах.

Ашот смог провести здоровяков и забить гол почти в самом начале раунда, играя в паре с Гришей.

Следующий раунд прошел очень странно. Сначала соперники близко подобрались к воротам, но Ваня отчаянно держал оборону. Влад ему помогал до того момента, как кто-то задел его руку. Потом стычка была на середине поля, откуда мяч полетел прямо в сторону Вани. Это был непредсказуемый удар, но Ваня, словно робот, спокойно отбил мяч прямо в ворота, стоявшие на другом конце зала.

— 2:2. Команда «Солнышко» сравняла… — пытался огласить счет Ибрагим Максимович, но смех чужеземных бугаев перебил его.

Влад покраснел. Выходцы из противоположной команды взяли небольшую паузу, поговорили о чем-то…

— Счет уже 7:2, а команде «Валькирия» необходимо выиграть всего один раунд!

Команда Влада совсем потеряла нить игры, а он сам почти не играл. Они пытались снова сравнять счет, но лучшие игроки мира, находившиеся напротив, не давали им возможности забить хотя бы еще один гол.

Раунд начался напряженно. У Гриши перехватили мяч в центре. Влад решил включиться именно в этот момент. Он побежал прямо в толпу, сумел взять мяч под свой контроль, но не смог выбежать из полукруга, состоящего из соперников. Кто-то из них, выбив мяч, сильно толкнул Влада боком. Он упал. И, почувствовав мощный удар чем-то по затылку, отключился.

***

Влад открыл глаза. Он ощущал сильную головную боль, а что-то отдаленно напоминающее повязку мешало видеть. Он находился в больнице. За окном было очень темно, однако никаких часов поблизости не было. Ничего ему не хотелось делать. Даже двигаться.

Влад открыл глаза. Из окна тянулись яркие солнечные лучи золотистого цвета. Герой начал трогать повязку на голове, но, не ожидав такой резкой боли в локте, отдернул руку. Влад посмотрел на свою перевязанную руку и вздрогнул.

— До чего ты себя довел? — спросила его мама со слезами на глазах. Вероятно, она услышала шорох и тихо вошла. — Совсем не беспокоишься обо мне. Когда… мне позвонили в десять вечера и сказали, что тебя увозят в больницу с разбитой головой… я так испугалась! Я молилась всем богам, хотя не верю ни в одного, а ты… Всю ночь здесь просидела не смыкая глаз…

— Никому голову не разбивали, не преувеличивай. Просто шишку набил. Я играл и… ну, упал. А что доктор сказал?

— Ушиб локтевого сустава и небольшое сотрясение… Я поняла, — начала она говорить громче, — это все из-за футбола и телевизора. Я сегодня же поговорю с отцом на эту тему! Ты только этим интересуешься!

— Не кричи, у меня голова гудит. А если бы не футбол… — Он не смог договорить из-за усиливающейся боли в голове.

***

24 февраля. Влад с трудом открыл глаза. Проснулся он за 2 минуты до будильника. Медленно направился в ванную комнату. Поднял свои длинные волосы цвета осеннего листа, рассмотрев красный след от компресса на голове. Влад аккуратно потрогал шишку. Больновато. «Что ж, хотя бы рука почти не беспокоит», — подумал он, умываясь.

Ему предстояло писать контрольную по русскому языку. Он не готовился, но был готов.

— А сколько пальцев показываю? — издевался Гриша. — Пять или пять с половиной?

— А больно было, — интересовался Ашот, — или ты сразу заснул?

Влад заставлял себя молчать. Он вышел из больницы пару дней назад, а уже соскучился по небольшой больничной палате, в которой его каждое утро будило яркое солнце, а койка была одной из самых удобных вещей в его жизни. Мама принесла тогда десяток интереснейших книг и журналов разной тематики, и он их тщательно изучал. Влад чувствовал себя замечательно уже на следующий день после ранения, но мама настаивала на госпитализации до последнего. Там ему накладывали повязку с какой-то мазью, от которой отдавало холодом.

— Эй, ты зачем игнорируешь нас? — не унимался Гриша.

— Оставьте его в покое уже! — заступился Ваня. — Он себя неважно чувствует, не видите?

Гриша походил немного вокруг парты Влада, а потом ушел на свое место. В классе было шумно, но герой был в своих мыслях, не обращая ни на что внимания. Его пугал холод, источник которого Влад не видел. Вокруг лишь тьма, а где-то рядом были слышны безумные голоса, пытающиеся безуспешно связать звуки в слова. Его попытки убежать провалились. Он пытался вытащить ногу из бездонной трясины, но, потеряв надежду, прекратил сопротивление.

— Ты пишешь? Или ждешь повторного чтения текста? Еще пять минут.

Влад начал истерически осматриваться. Он был в кабинете русского языка и упирался руками в стол. Другие дети что-то усердно писали. Он вытер пот со лба, посмотрел на свои ноги и успокоился. Это была страшная картина в голове. А еще страшнее был тот факт, что он потерял чувство времени. Он подготовился к повторному слушанию.

Текст был про становление писателем и советы для продвижения своей первой книги. Владик считал бытие писателей и поэтов скучным и бессмысленным. Он сам хотел стать телемастером, ведь это хорошо оплачиваемая и престижная профессия, а чужие телевизоры можно приносить домой и чинить их там, работая всего по 2 часа в день. Он был слишком наивен.

Владик с трудом остановил ход своих мыслей и продолжил слушать текст. Он выписал ключевые фразы на черновик, а потом начал работать на чистовике.

***

— Я проверила ваши изложения и сейчас назову оценки. Если у кого-то оценка ниже тройки, то мы будем вынуждены пригласить родителей на беседу. Мраков — 5, Колпаков — 4…

Влад не мог дождаться своей фамилии. Он немного переживал.

— Открученко — 4…

Владика посетила странная мысль: его работа — самая плохая в классе, а учитель оставил ее на десерт для наглядной демонстрации того, как не надо писать…

— Низотуров — 3, Сморнов — 2, Полнолунова — 5. Все.

У Влада аж пошла дрожь по спине, но он не спешил спрашивать про местонахождение изложения.

— Ой, дети, простите! Еще 2 работы же. Анохин — 5, Монеткин — 4. Теперь точно все.

Влад выдохнул. Как иронично, что его работа действительно оказалась в самом конце, но, к счастью, с хорошей оценкой. У героя сразу поднялось настроение, ему хотелось резвиться.

— Открываем тетради. Записываем сегодняшнее число и тему, — продолжала учительница. — Мы начинаем проходить сложные предложения. Это важная тема. Будьте очень внимательны, вам точно это попадется на вступительном экзамене по русскому языку при поступлении в лицей №22…

Владик вспомнил об экзаменах. Эта мысль его опечалила. На улице подул сильный ветер, задрожала деревянная рама окна. В его городе было по-настоящему тепло только в июле. А в январе часто стоит такая низкая температура, что дети официально освобождены от уроков.

Также Владислав вспомнил о своем новом запрете. «С этого дня ты на футбол не ходишь! Пусть они ходят, а тебе готовиться же надо», — воспроизвел он слова отца в голове. Влад, узнав об этом, стал стабильно сидеть за телевизором. Его не волновало происходящее на экране, даже отец, переключающий каналы, его не напрягал. Он просто сидел, уставившись в одну точку…

Прозвенел звонок. Владу пришлось попрощаться с любимой школой и друзьями. Он уже мысленно находился на диване перед тем самым телевизором.

Влад очень быстро вышел из транса, когда по телевизору заговорили про лицей №22. Он выключил телевизор дрожащей рукой, посмотрел в окно. Только метель и ничего более. Он, решив пойти к себе в комнату, обернулся и закричал.

— Не кричи, не испугаешь все равно. Ты зачем телевизор выключил? — спрашивал его папа. — Я же смотрел. Мы смотрели. Что с тобой происходит? Причина в футболе? Потеря мотивации?

Влад ничего не ответил.

— Так и знал, что нельзя было с ней соглашаться. Знал же, что тебе нужен спорт. Да, мама упертая. Ты не переживай, я сегодня с ней поговорю об этом.

Влад не издавал ни звука, будто его и вовсе не было в этой реальности. Отец что-то тихо сказал, а затем ушел обратно в зал.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоило ли оно того? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я