Открытие, к которому профессор Тихомиров пришел после двух лет упорной работы, обещало стать сенсацией – он наконец-то догадался, почему были уничтожены фрески Андрея Рублева, когда-то украшавшие Спасский собор Андроникова монастыря. Ученый предвкушал, как его книга произведет эффект разорвавшейся бомбы, но чувствовал, что ввязался в рискованное дело, угрожающее его жизни. И предчувствие не обмануло – Тихомирова убили, а рукопись его книги исчезла… Незадолго до смерти историк сумел передать призыв о помощи и оставить три подсказки, которые помогут раскрыть тайну. Они попали в руки журналистки Марго Ленской и дьякона Андрея Берсенева. Увлекшись загадкой профессора, они вскоре поняли: речь идет об артефакте, который может перевернуть всю историю человечества…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фреска судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4. Решение головоломки
— И что мы будем делать теперь? — поинтересовалась Марго у дьякона, когда они снова оказались на улице.
— Прежде всего давайте зайдем куда-нибудь и выпьем кофе, — предложил отец Андрей. — Нужно собраться с мыслями.
— И согреться. — Марго передернула плечами. Она огляделась по сторонам и заметила поблизости неоновую вывеску «Интернет-кафе». — Думаю, это то, что нам надо, — сказала она, кивнув в сторону кафе.
В кафе, по причине позднего часа, было пусто. К столику подошла сонная грудастая официантка, окинула Марго и дьякона равнодушным взглядом и сказала:
— Что будете заказывать?
— Мне «американо», — ответила Марго, зябко поеживаясь.
— Мне тоже, — сказал дьякон. Официантка хотела повернуться, чтобы идти, но тут дьякон легонько тронул ее за локоть и добавил: — Если можно, плесните в чашки немного коньяку.
— У нас из спиртного только пиво, — холодно сказала официантка.
Отец Андрей поглядел на нее своими карими мягкими глазами и сказал:
— Очень жаль. Мы сильно продрогли. Было бы неплохо выпить кофе с коньяком.
На секунду официантка задумалась, и тут произошло маленькое чудо. Официантка вдруг благосклонно улыбнулась дьякону и произнесла вполне доброжелательным голосом:
— Возможно, я смогу что-нибудь придумать.
Отец Андрей улыбнулся в ответ.
— Спасибо.
Когда официантка отошла к стойке, Марго, сощурив глаза, спросила:
— Как это у вас получается?
— Что именно? — не понял дьякон.
— Да вот это… Чем вы ее взяли?
— Не понимаю, о чем вы.
— Ладно, не хотите — не говорите. — Марго откинулась на спинку стула и сказала: — Вижу, вы пользуетесь успехом у официанток.
— Смею вас заверить, что не только у них, — спокойно ответил дьякон.
— Странно слышать такое от служителя церкви, — сказала Марго.
— Я не только служитель церкви, но и мужчина, — ответил отец Андрей, с улыбкой глядя на Марго. — Ничто человеческое мне не чуждо.
Марго отвела взгляд.
— А я-то думала, вы не представляете для меня опасности, — сказала она. — Вижу, с вами нужно держать ухо востро.
— А что, вы тоже клюнули на мои «чары»?
— Вот еще! — фыркнула Марго.
— Что ж, еще не вечер, — заметил отец Андрей. Марго хотела ответить, но дьякон уже принял деловой вид и сказал: — Не могли бы вы дать мне ручку и блокнот?
— Запросто.
После того как Марго выполнила его просьбу, отец Андрей склонился над блокнотом и принялся что-то записывать в столбик. Марго невольно залюбовалась его загорелыми, большими, красивыми руками, затем перевела взгляд на лист и увидела, что это стихи. Те самые, что были на форзаце «Словаря астронома».
— Думаете, это тоже ребус? — спросила Марго.
— Не думаю, а знаю. И кажется, я его уже разгадал.
— Да ну? И что же он означает?.. Хотя, постойте, не говорите. Дайте я сама попробую. Если у вас получилось, то и у меня получится.
Марго вырвала из рук дьякона блокнот и уткнулась взглядом в строчки.
— Итак, начнем сначала, — сказала она. — В стихотворении зашифровано послание, так? Это может быть… ну, например, акростих. Я иду правильным путем?
— Абсолютно, — кивнул дьякон.
— Если это акростих, первые буквы строчек должны складываться в фразу. — Марго пробежала взглядом по первым буквам строчек, тихонько шевеля губами, и покачала головой: — Нет, не подходит. Может быть, читать нужно не первые, а последние буквы?.. М-м… Нет, и так не получается. Что же это такое?
— Вы сдаетесь?
— Нет, но требую подсказки.
Отец Андрей улыбнулся:
— Ну хорошо. Это акростих, как вы правильно заметили. Но акростих перекрестный. Читать нужно по диагонали.
— Как это?
— Просто. Первая буква — первой строчки. Вторая — второй. Третья — третьей… Четвертая — четвертой. И так далее. Вот, смотрите.
Дьякон снова взялся за ручку и выделил следующие буквы:
Года проходят. Близится конец,
нА каждый гроб найдется свой жилец,
не Нужно плоть беречь — вот мой совет
(в беСстрашии большого смысла нет),
коль Бесы, а верней — полки червей
в подзЕмных недрах лакомятся ей.
Не ад, не Рай, а грусть на дне стакана…
Усмешка Губ немого истукана.
— Что получилось?
— ГАНСБЕРГ, — озадаченно хмуря брови, прочла Марго. Посмотрела на дьякона. — Похоже на название города.
— Да, похоже, — согласился тот. — А если разбить его на две части, то на имя.
— Ганс… Берг?
Дьякон кивнул.
— Хм… — Марго сдвинула брови. — И кто такой, по-вашему, этот Ганс Берг? Если он вообще существует.
— Не знаю, — задумчиво ответил отец Андрей. — Но полагаю, что его существование — если, конечно, он существует — как-то связано со смыслом стихотворения.
— А у него есть смысл?
Дьякон повернул голову и в упор посмотрел на Марго.
— Конечно, есть. Если исключить некоторые погрешности, вполне оправданные спешкой, то смысл получается следующий. Смерти не избежать, никакого потустороннего мира нет, а есть только тьма небытия. А все попытки человека корчить из себя храбреца перед лицом смерти — бесполезны, если не смешны. Поэтому нужно просто жить и не думать о том, что будет потом. Ну и все такое.
— Довольно банально, — заметила Марго.
— Да. За исключением последней строчки. Она здесь самая интересная, поскольку самая непонятная. Тихомиров говорит о каком-то истукане.
— Истукан… — задумчиво повторила Марго, глядя на листок со стихотворением. — Может, это памятник? Или какой-нибудь манекен?.. Знаете что, давайте позвоним Белкину и спросим, что это за Ганс Берг. Вдруг он знает?
— Что я знаю наверняка, так это то, что наш заслуженный историк спит, и спит крепко.
— Что же вы предлагаете? Обратиться в справочную службу?
Дьякон улыбнулся, затем повернул голову и, прищурившись, посмотрел на длинный ряд компьютеров, стоящих у стены. Марго проследила за его взглядом.
— Намекаете на Интернет? — с сомнением произнесла она. — Вряд ли что-то выйдет, но попробовать стоит. Оставайтесь здесь, дорогуша, а я сейчас!
Журналистка встала из-за стола и направилась к стойке управляющего. Минуту спустя она уже сидела за одним из компьютеров, уверенно отстукивая пальцами по клавишам.
— Как наши дела? — поинтересовался дьякон, когда Марго вернулась за столик.
— Вот, — ответила Марго, вручая ему блокнот. — Посмотрите, я все записала.
Отец Андрей взял блокнот и прочел вслух:
— Доктор Ганс Берг. Таксидермист. Владелец фирмы «Вечность». Адрес… — Он поднял взгляд на Марго и удивленно повторил. — Таксидермист?
— Угу, — кивнула Марго, допивая остывший кофе. — Вот вам и истуканы. Чучела, набитые соломой! Там, кстати, есть телефончик. Если хотите, можно позвонить этому Гансу-живодеру прямо сейчас.
— Уже поздно, — сказал отец Андрей. — Лучше позвонить завтра.
— Завтра? Да у меня никакого терпения не хватит дожидаться завтрашнего дня! Короче…
Марго забрала у дьякона блокнот и достала из сумочки телефон. Набрав номер, она некоторое время сосредоточенно прислушивалась к гудкам, затем сокрушенно проговорила:
— Не отвечает. Наверное, там уже никого нет. Или лег спать. Или… Алло!.. Здравствуйте! — Марго сделала круглые глаза. — Могу я поговорить с Гансом Бергом?.. Меня зовут Марго, фамилия — Ленская. Я хотела бы заказать вам… Что?.. Да-да, я понимаю… Да я не против. Когда скажете, тогда и подъеду… Что? Какое у меня животное? — Марго посмотрела на дьякона и усмехнулась: — Крупное животное… Да… Да… В восемь. О’кей, я поняла… И вам того же.
Она отключила связь и сунула телефон в сумку.
— Ганс Берг ждет нас завтра, в восемь утра!
— Что ж, у нас есть время еще раз все обдумать и решить, не зря ли мы ввязались в это дело. — Дьякон посмотрел на часы. — Уже поздно. Если не возражаете, я провожу вас до дома.
Спустя полчаса они стояли у двери квартиры Марго.
— Ну что, будем прощаться? — сказала Марго, с улыбкой глядя на смуглое, худощавое лицо дьякона.
— Да, — кивнул он. — Будем прощаться.
Они помолчали.
— Сложный был день, — снова заговорила Марго. — Кстати, я рада, что познакомилась с вами.
— Я тоже рад был узнать вас получше, — сказал дьякон. — В первую нашу встречу вы не очень мне понравились.
Ресницы Марго дрогнули.
— Почему? — спросила она почти обиженно.
— Вы слишком красивы, — виновато ответил отец Андрей. — Обычно красивым женщинам не достает либо ума, либо души и сердца.
— Здорово же вы натерпелись от красивых женщин, если у вас о них такое мнение.
— Да, было дело, — признал дьякон. — Но сегодня…
— Сегодня вы мною очарованы? — весело поинтересовалась Марго.
— Сегодня я в вас почти влюблен! — в тон ей ответил дьякон.
Оба засмеялись, но через несколько секунд снова замолчали. Последняя фраза оказалась слишком двусмысленной, дьякон понял это и слегка стушевался.
— Я… — начал он и снова не смог договорить.
— Вы что-то хотите сказать?
— Да. То есть… нет. Боюсь, я был сегодня слишком навязчив. Да и груб. Постоянно перебивал вас.
— Глупости. Ничего вы не перебивали. И потом, без вас я сроду бы не поняла подсказку про «Метрополь». Да и дождаться Белкина у меня терпения не хватило бы.
— Выходит, я вам помог, — улыбнулся дьякон.
— Выходит, да.
И они снова замолчали, а потом вдруг оба, как по команде, заговорили:
— Я хотел…
— Я собиралась…
И тут же смолкли, давая другому договорить.
— Совсем разучился разговаривать с женщинами, — досадливо произнес отец Андрей после паузы.
— Вы хотели сказать — «флиртовать»? — уточнила Марго.
— Возможно, и так, — признал дьякон.
— У вас будет время потренироваться. Завтра, когда мы продолжим наши поиски.
Дьякон кивнул:
— Да. Надеюсь, что так. Тогда… — Он посмотрел ей в глаза и договорил мягким, тихим голосом: — До завтра?
— До завтра, — ответила Марго.
Дьякон медленно, словно бы нехотя, повернулся и стал так же медленно спускаться по ступенькам. Марго вошла в квартиру и закрыла дверь, прислонилась к ней спиной. Еще некоторое время она стояла так, вслушиваясь в затихающие шаги дьякона и чему-то тихо улыбаясь в темноте прихожей…
На улице отец Андрей остановился, чтобы закурить. Несколько минут он стоял, глядя на черные силуэты деревьев, и курил. Фонарь освещал лоб и щеку отца Андрея, и в его тусклом, желтом свете лицо дьякона казалось мертвенно-бледным.
Наконец дьякон швырнул окурок в лужу, вздохнул и быстро зашагал к метро. Черная высокая фигура в длинном, развевающемся на ветру одеянии казалась загадочной, если не зловещей, и заставляла одиноких прохожих испуганно оглядываться. Один подвыпивший кряжистый мужичок, торопливо семенящий к дому по мокрому тротуару, даже перекрестился дьякону вслед, а потом, для верности, трижды сплюнул через левое плечо.
Впрочем, отец Андрей, погруженный в свои мысли, не обратил на него никакого внимания.
Когда отец Андрей лег в постель, было уже около трех часов ночи. В голову, как всегда, полезли всякие мысли, и дьякону пришлось проделать небольшое упражнение на расслабление, которому его научил на экуменическом семинаре один буддийский монах. В сон он погружался медленно, как в теплую воду, время от времени выныривая на поверхность, затем вновь плавно в него погружаясь.
Перед глазами дьякона заколыхалось желтоватое марево, из которого, все более оформляясь, проступила большая поляна, желтая от увядшей травы. Посреди поляны тянулась серая дорога с поблескивающими кое-где лужами. Сначала дорога была пустынна, затем вдалеке, почти на самом горизонте, появились четыре крошечные фигурки. Ветер донес до слуха обрывки их голосов: один — высокий, юношеский, второй — басовитый, взрослый.
–…до Москвы, — легким ветром пробежал по траве юношеский.
–…неблизко, — гудящим порывом отозвался взрослый.
Фигуры неуклонно приближались, но дьякон никак не мог разглядеть лица странников и от этого чувствовал непонятную тревогу. Прямо за спинами приближающейся четверки появилось темное облако. Оно стало быстро пухнуть. Облако становилось все темнее, и наконец, окончательно почернев, заполнило собой весь небосвод, а в его сердцевине заполыхали кровавые росчерки молний.
На поле и дорогу упала огромная тень, но люди, шагающие по дороге, этого не замечали. Нужно было их предупредить, но отец Андрей не знал как. Наконец они приблизились настолько, что стали различимы черты их лиц.
Отец Андрей смотрел на них как бы сверху, он словно парил в предгрозовом воздухе. Стараясь поближе разглядеть юношу, он птицей спикировал вниз — мелькнуло белое пятно лица, блеснули голубые искорки глаз… и дьякон проснулся.
Некоторое время он лежал в темноте, прислушиваясь к дождю за окном и пытаясь понять, почему странный сон оставил после себя такое тяжелое, неприятное впечатление. Затем включил свет, нашарил на тумбочке сигареты, щелкнул зажигалкой и закурил.
Несколько затяжек помогли успокоиться. Докурив, дьякон затушил сигарету в пепельнице, выключил свет, повернулся на бок и вскоре снова уснул. На этот раз — без сновидений.
Марго в эту ночь спала крепко. Ей снился деревянный дом в маленьком сибирском городке, доброе лицо мамы, ее руки, перепачканные мукой. Снилось, как она, еще совсем маленькая девочка, выдавливает рюмкой маленькие кружочки из раскатанного тонким слоем теста, как быстрые руки мамы укладывают на эти кружочки комочки фарша и ловко сворачивают их в фигурные мешочки. Потом по кухне полз теплый, уютный запах готовящейся еды. Вот папа ставит в холодильник бутылку водки. Мама хмурит брови, но папа твердо отвечает: «К пельменям сам бог велел».
Проснулась Марго с печальным и светлым привкусом ностальгии в душе.
Когда она была в ванной, из комнаты донесся звонок телефона. На ходу вытирая влажные волосы махровым полотенцем, Марго подошла к телефону и сняла трубку.
— Алло, Ленская? — окликнул ее заспанный, недовольный голос майора Синицына.
— Привет! — отозвалась Марго. — Что случилось?
— Ты вчера заходила в «Метрополь»?
— А что?
— Заходила или нет?
— Может, и заходила. А тебе что за дело?
— Советую тебе поскорее убраться из Москвы. И чем дальше, тем лучше. И приятеля своего не забудь прихватить.
— Какого приятеля?
— Того, что в рясе.
Марго откинула со лба влажную прядь и тревожно спросила:
— Да что случилось-то, ты можешь объяснить?
— Тебя и священника засняли на видеокамеру — там, в «Метрополе».
— В «Метрополе»?
— В «Метрополе», в «Метрополе».
— Ну и что? Мы просто беседовали с портье.
— Угу. Вскоре после вашего визита портье уехал домой, а там взял да и помер.
— Как помер?
— Перестал жить. Несчастный случай. Решил побриться кухонным ножом и случайно перерезал себе горло. Такое часто случается.
Марго почувствовала, как у нее вспотела ладонь.
— Какой кошмар, — хрипло проговорила она. — Я тут ни при чем.
— Мне плевать, при чем ты или нет. Дело веду не я. Тобой и твоим приятелем занялись ребята из следственного отдела ФСБ.
— При чем тут ФСБ?
— Это ты мне скажи. Слушай, Марго, во что ты опять вляпалась?
— Ни во что.
— А если подумать?
— О господи, Синицын! Да ни во что я не вляпалась!
— Ну тогда тебе нечего опасаться. Ложись обратно в постельку. Только не удивляйся, если через полчаса к тебе заедут гости и предложат примерить новенькие браслеты. Уверен: у них найдется твой размер. И твой друг священник без их внимания не останется. Кстати, кто он?
— Не твое дело.
— Ну тогда и твоя жизнь — не мое дело. Считай, что и этого звонка не было. Пока!
Марго еще с полминуты стояла перед телефоном с трубкой в руке, нахмурив брови и закусив нижнюю губу. Затем быстро набрала номер дьякона.
— Отец Андрей?
— Да, Марго, здравствуйте. Что-то случилось?
— Портье из «Метрополя» убит. Нас с вами ищут.
Дьякон помолчал.
— Что вы намерены предпринять? — спросил он после паузы.
— То же, что и раньше. Встречаемся возле метро и идем к доктору Бергу. И не забудьте переодеться. Джинсы, свитер, какая-нибудь куртка. Они будут искать человека в рясе.
— Понял. Но они могут узнать и вас.
— Не узнают, я сменю прическу. Через десять минут вы должны убраться из дома. Все, до встречи!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фреска судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других