Дорога в Чад. Путешествие по мусульманским странам Западной Африки от Марокко до Чада

Антон Викторович Кротов

Книга рассказывает о путешествии автостопом и наземным транспортом по дорогам Марокко, Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи-Бисау, Гвинеи, Мали, Буркина-Фасо, Того, Бенина, Нигера и Чада зимой 2019—20 гг. Даётся много уникальной информации о жизни в этих странах и быте местных жителей: торговля, строительство, ислам и другие религии, транспорт, цены и другие подробности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога в Чад. Путешествие по мусульманским странам Западной Африки от Марокко до Чада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Интересная встреча: человек меж двух цивилизаций

Ещё в России, по пути в Африку, нам посоветовали навестить в Нуакшоте интересного человека. Его имя Абдат. В далёком 1990 году он приехал в Астрахань (тогда ещё СССР) учиться (на механика), и остался в Астрахани на 25 лет, изредка выезжая на родину. В Астрахани Абдат, мавританский араб, стал учителем арабского языка и религиозных наук. Здесь же он нашёл жену, которая родила ему пятерых детей, все имеют оба гражданства, российское и мавританское. Иногда Абдат летал на родину, максимальный перерыв составлял 4 года. Стал он в Астрахани известен в религиозных кругах. Но постепенно, прошли годы, его мать, живущая в Нуакшоте, стала пожилой женщиной, ей исполнилось 80 лет.

По мавританской традиции, сын не может оставить мать-старушку, и вот всё семейство, Абдат, его жена и пятеро детей, возвращаются на свою вторую родину, в Мавританию, и поселяются в Нуакшоте. Здесь он, как человек с образованием и умом, находит хорошую работу и теперь живёт в Нуакшоте, вспоминая Астрахань, в которой прожил 25 лет, и которая чем-то похожа на Нуакшот: летом жарко и пыльно, растут арбузы, в окрестностях водятся верблюды, имеются мечети (правда, в меньшем количестве, чем в Мавритании), в общем, такая наша российская Мавритания.

Мы с Алексеем заранее позвонили, отправились навестить Абдата. Он живёт на окраине столицы, но легко приехал за нами на машине и забрал нас у Брахима, у которого мы остановились, привёз обратно. Мы узнали у него много всего интересного. Привожу не дословно, а по смыслу.

Правда ли, что в Мавритании многие люди знают Коран наизусть? — Да, и в этом нет ничего удивительного. Коран издревле передавался изустно. Вот из моих пятерых детей уже двое знают Коран наизусть. Для этого мы их обычно отдаём в сельскую школу, где их ничего не отвлекает. Пустыня, солнце, спокойная жизнь, помогают выучить Коран. Каждый, кто изучил Коран, получает удостоверение от учителя, который проверяет, что ученик выучил Коран, такой-то был его учителем, а такой-то был его учителем, и т. д. все ступени передачи, до Пророка Мухаммада (мир ему).

Понимают ли все мавританцы то, что в Коране написано? — не совсем. Изучить текст Корана и понять его смысл — это разные вещи. Как в России с церковнославянским языком: в общих чертах что-то понятно, но для того, чтобы глубоко понимать, нужно специально изучать религиозные науки.

Как мавританцы ездят в хадж? — Каждый год выделяется 3000 виз на хадж. Так как желающих поехать больше, устраивается лотерея среди желающих. Если уже ездил в последние пять лет, то не можешь участвовать в лотерее. Поездка в хадж — не дешёвое дело, стоит 3—4 тыс. долл.

Школы в Мавритании государственные или частные, платные или бесплатные? — Религиозные школы обычно бесплатные. Обычные школы есть государственные бесплатные, но они довольно простые, качество обучения там низкое. Многие стараются отдавать детей в платные школы, куда уже перетекли в основном все толковые учителя.

Какая самая большая проблема мавританцев? — Тут не ценят время. Время — самый большой дар, который дан человеку. А тут люди очень необязательные, сказал «приду в пять часов», и вообще не пришёл, мол, забыл, опоздал, не смог. Очень много приходится ждать.

Как распределяются важные должности и работы в государстве? — В основном, по клановой системе. Тут важно, из какого ты племени. Арабы, например, все как один народ, но подразделяются на много кланов, их сотни. Важно, из какого ты клана. Когда выбирают людей на должности министров, например, важны не столько их профессиональные качества, но и к какому клану кто принадлежит (чтобы дать должности представителям самых могущественных кланов).

Каждый ли знает, из какого он клана? — Конечно. Каждый араб вообще знает своих предков, как правило, до самого Аднана19. Если лично араб не помнит всех предков, то у главы семьи хранится генеалогия, он может посмотреть. Генеалогия только по мужской линии. О непутёвом человеке говорят: он непутёвый, он даже до седьмого колена своих дедов не знает.

А женщины? — Женщины ведут генеалогию через своего отца, его отца и т.д..

А негритянские народности? — Они не имеют таких генеалогий, так как у них раньше не было письменности.

Знают ли арабы какие-то черты биографии, связанные с предками, ведь это может быть сто поколений? — Сейчас уже редко. Но вот мой дед [дед мавританского Абдата] знал о многих предках, где они жили, чем занимались. Обо всех вряд ли.

Кланы есть и у чернокожих? — Есть свои кланы и национальные группы.

Мечеть в Нуакшоте

Есть ли в Мавритании смертная казнь? — Её не применяют. Даже если обнаружен убийца, суд приговаривает его к смертной казни, но не казнят, а помещают в тюрьму.

Как относятся власти страны к тому, что человек 25 лет отсутствовал в стране? — Только рады, лишь бы побольше народу уехало!

Ездят ли мавританцы нелегалом работать в Европу? — На лодках обычно нет, у нас люди очень осторожные. Но есть такие, которые стараются получить туристическую визу в Европу или Америку и потом там остаться. Такие есть, а на лодках — мы слишком осторожные.

А какие иностранцы приезжают сюда? — Некоторые приезжают учиться арабскому языку и религиозным наукам. В некоторых деревнях есть религиозные школы, там можно учиться, но еду и жилище нужно обеспечивать себе самостоятельно. Где-то и жильё дадут. Также приезжают на работу с Сенегала, с Мали.

На каком языке ты думаешь? — Сейчас на арабском. Но когда жил в России, уже последние десять лет и думал на русском.

Коррупция в России или в Мавритании сильнее? — Отличается. В России тоже часто нужно иметь знакомого, чтобы решить вопрос. Тут по-другому. Чтобы решить вопрос, или например устроиться на хорошую работу, нужен не просто знакомый, нужен родственник. Без родственника пробиться очень тяжело.

Четыре жены или хотя бы две — часто ли бывает? — Среди арабов почти не бывает. Хотя это и разрешено по религии, но так почти никогда не бывает. Среди других, чёрных народностей Мавритании, вдоль границы с Сенегалом или Мали, это более распространено.

Кого в стране больше, арабов или чернокожих? — Арабов больше. Но арабы тоже есть разные, есть более тёмные, есть более светлые. А те чернокожие, которых мы часто видим на улицах Нуадибу или Нуакшота, они большей частью приезжие из Сенегала или Мали. Сюда приезжают на работу из соседних стран. Например, строители, домашняя прислуга — чаще из этих стран.

Уличные продавцы, они платят взятку полиции или начальству? — Никому не платят. Но если стоят на рынке, там платят. Просто на улице — нет. [Это же подтвердили другие опрошенные мавританцы. Так и в других африканских странах.]

Скорая помощь приедет, если человеку стало плохо? — Нет, это забота родственников, доставить человека в больницу. Если случилось что на улице, помогут прохожие, отвезут в больницу.

Больницы здесь платные или бесплатные? — Есть частные клиники, где полечат и выставят счёт. Есть государственные, где тоже придётся платить почти за всё, даже за перчатки доктора. Но самые простые вещи и консультации в гос. клинике бесплатные.

Есть ли в стране малярия? — Есть, но больше на юге, вдоль границы с Сенегалом. Так что осторожней с комариками.

Какие виды еды запомнились в России, каких нет в Мавритании? — Гречка, чёрный хлеб. И чёрный чай. В Мавритании пьют другой чай [усложнённый, когда по десять минут его переливают туда-сюда и получают 25 грамм густого сладкого чая с пенкой].

А арбузы какие лучше, астраханские или мавританские? — Астраханские, конечно!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога в Чад. Путешествие по мусульманским странам Западной Африки от Марокко до Чада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

19

Согласно Википедии, Аднан, предок многих современных арабов, родился в 122 г до н. э. Его биография неизвестна. Считается, что Аднан ведёт свой род от пророка Исмаила и, в свою очередь, является предком пророка Мухаммеда (мир ему) в 21-м колене.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я