Антология мировой философии. Древний Восток

Коллектив авторов, 2001

В предлагаемой вниманию читателей «Антологии мировой философии» собраны жемчужины философской мысли народов Древнего Востока. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антология мировой философии. Древний Восток предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть III. Древнееврейская философская и религиозная мысль

Библия

Библия — собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства. Признаваемая обеими религиями часть Библии, первая по времени создания и бо́льшая по объему, получила у христиан название Ветхий (Старый) Завет, другая часть, прибавленная христианами, называется Новый Завет.

Ветхозаветная часть Библии состоит из ряда книг. Прежде всего это знаменитое Пятикнижие, книги закона, создателем которых считают пророка Моисея. Сюда входят: Бытие, которое рассказывает о сотворении мира и человека; Исход, повествующий о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея, и содержащий знаменитые десять заповедей Бога, а также Левит, Числа и Второзаконие. Вслед за Пятикнижием в Библии помещены книги судей и царей израилевых — «исторические», или «писания». Среди них Книга Иова, Книга Притчей Соломоновых, Книга Экклезиаста.

Книга Иова (V–IV вв. до н. э.) рассказывает о страдающем праведнике, чья вера в справедливый Божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о несчастьях невинных, порождающим сомнения в существовании Высшей справедливости. Бог через своих посланников сурово осуждает Иова за малодушие и неверие и дает понять, что страдание посылается не как кара, но как средство духовного пробуждения людей.

Соломон, третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965–928 до н. э.), изображен в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен, который изрек три тысячи притчей и тысячу пять песней и которому было позволено познать «…все сокровенное и явное».

Особое место занимает Книга Экклезиаста (сложена в III в. до н. э.), — книга, столь непохожая на другие части Библии, что ее многие считают ветхозаветной параллелью к произведениям стоиков и эпикурейцев. Миросозерцание ее автора удаляется от библейской традиции, его раздумья проникнуты пессимизмом: богатство, мудрость, труд — все «суета сует», но в конце концов он готов принять жизнь, какой она ему видится. Многие афоризмы Экклезиаста стали пословицами.

Третью группу библейских книг составляют книги пророков, принадлежащие народным проповедникам VIII–V вв. до н. э.: Исайе, Иеремии, Иезекиилю, Даниилу и 12 «малым пророкам», в том числе Иоилю.

В так называемом Плаче Иеремии раскрывается понятие любви, милости («хесед»), открытое пророком прежде всего в самом Боге, но и составляющее глубинное состояние человеческой души, стремление видеть в человеке исключительную ценность.

Книга Пророка Даниила предваряет позднеиудейскую и раннехристианскую апокалиптику, т. е. литературу видений о последних судьбах мира, в которой особенно акцентируется тема эсхатологии. Даниил — праведник и мудрец, который получает от Бога «разумение всякой книги и мудрости» и разумение «всяких видений и снов» как награду за набожность. Его апокалиптические видения в «пророческих» главах книги предсказывают приход мессии; здесь впервые в Библии выражена идея Страшного суда, дается эсхатологическое исчисление срока предстоящего спасения избранных. Мессианские идеи Книги Пророка Даниила оказали глубокое влияние на первоначальное христианство.

Эсхатология является главной темой Книги Пророка Иоиля, в которой развитие истории изображается как движение к мессианскому царству.

В текстах Библии — глубокие раздумья о мироздании и первоосновах бытия, о человеке, моральных и социальных ценностях.

Отрывки из Библии печатаются в каноническом переводе по синодальному изданию.

ИЗ ПЕРВОЙ КНИГИ МОИСЕЕВОЙ

БЫТИЕ

ГЛАВА 1

1 Сотворение неба и земли; 26 сотворение человека.

В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу;

30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что́ Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

ГЛАВА 2

1 Бог благословляет седьмый день; 4 человек в раю Едемском; четыре реки; дерево познания добра и зла. 18 Человек дает названия животным. 21 Создание женщины.

Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо.

5 И всякий полевый кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли;

6 Но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;

17 А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

ИЗ ВТОРОЙ КНИГИ МОИСЕЕВОЙ

ИСХОД

ГЛАВА 20

1 Десять заповедей; 18 Моисей успокаивает народ; 22 закон относительно жертвенников для жертвоприношений без идолопоклонства.

И изрек Бог все слова сии, говоря:

2 Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

5 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

8 Помни день субботний, чтобы святить его.

9 Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;

10 А день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.

11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

13 Не убивай.

14 Не прелюбодействуй.

15 Не кради.

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

21 И стоял народ вдали; а Моисей вступил во мрак, где Бог.

22 И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам.

23 Не делайте предо Мною богов серебряных или богов золотых, не делайте себе.

24 Сделай Мне жертвенник из земли, и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я прийду к тебе, и благословлю тебя.

25 Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных. Ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их.

26 И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя.

КНИГА ИОВА

ГЛАВА 1

1 Иов, муж справедливый и с большим имением. 6 Сатана: «Разве даром богобоязнен Иов»?

13 Имение Иова потеряно, сыновья умерли. 20 «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно».

Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла.

2 И родились у него семь сыновей и три дочери.

3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока.

4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их, и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее.

8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9 И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10 Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле.

11 Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.

13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

14 И вот, приходит вестник к Иову, и говорит:

15 Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16 Еще он говорил, как приходит другой, и сказывает: огонь Божий упал с неба, и опалил овец и отроков, и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17 Еще он говорил, как приходит другой, и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами, и бросились на верблюдов, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

18 Еще этот говорил, приходит другой, и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

19 И вот, большой ветер пришел от пустыни, и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

20 Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился,

21 И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

22 Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге.

ГЛАВА 2

1 Второе испытание Иова, проказа: «только душу его сбереги»; 7 «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать»? 11 трое друзей Иова.

Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее.

3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

4 И отвечал сатана Господу, и сказал: кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;

5 Но простри руку Твою, и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?

6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

7 И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.

9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога, и умри.

10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастиях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтоб идти вместе сетовать с ним и утешать его.

12 И, подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой, и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.

ГЛАВА 3

1 Иов проклял день своего рождения; 13 он жаждет смерти, ибо «там отдыхают истощившиеся в силах».

После того открыл Иов уста свои, и проклял день свой.

2 И начал Иов, и сказал:

3 Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: «зачался человек!»

4 День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!

5 Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!

6 Ночь та, — да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев!

7 О! Ночь та — да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселие!

8 Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить Левиафана!

9 Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы,

10 За то, что не затворила дверей чрева матери моей и не сокрыла горести от очей моих!

11 Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?

12 Зачем приняли меня колена? зачем было мне сосать сосцы?

13 Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно,

14 С царями и советниками земли, которые застроивали для себя пустыни,

15 Или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли дома свои серебром;

16 Или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света.

17 Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах.

18 Там узники вместе наслаждаются покоем, и не слышат криков приставника.

19 Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.

20 На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,

21 Которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,

22 Обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?

23 На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?

24 Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода.

25 Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне.

26 Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастие.

ГЛАВА 4

1 Первая речь Елифаза: «погибал ли кто невинный»? 12 видение Елифаза: «человек праведнее ли Бога»? И отвечал Елифаз Феманитянин, и сказал:

2 Если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? впрочем кто может возбранить слову!

3 Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал,

4 Падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колена ты укреплял.

5 А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом.

6 Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим?

7 Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?

8 Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его;

9 От дуновения Божия погибают, и от духа гнева Его исчезают.

10 Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются;

11 Могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеваются.

12 И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него.

13 Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей,

14 Объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои.

15 И дух прошел надо мною; дыбом стали волоса на мне.

16 Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос:

17 Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?

18 Вот, Он и слугам Своим не доверяет; и в ангелах Своих усматривает недостатки,

19 Тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.

20 Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут.

21 Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигши мудрости.

ГЛАВА 5

1 «Человек рождается на страдание»; 8 Елифаз советует Иову предать свое дело Богу. 17 «Наказания Вседержителева не отвергай».

Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.

3 Видел я, как глупец укореняется; и тотчас проклял дом его.

4 Дети его далеки от счастия, их будут бить у ворот, и не будет заступника.

5 Жатву его съест голодный, и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его.

6 Так, не из праха выходит горе, и не из земли выростает беда;

7 Но человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх.

8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу,

9 Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа;

10 Дает дождь на лице земли, и посылает воды на лице полей;

11 Униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.

12 Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия.

13 Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:

14 Днем они встречают тьму, и в полдень ходят ощупью, как ночью.

15 Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.

16 И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.

17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай.

18 Ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют.

19 В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.

20 Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча.

21 От бича языка укроешь себя, и не убоишься опустошения, когда оно придет.

22 Опустошению и голоду посмеешься, и зверей земли не убоишься;

23 Ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою.

24 И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь.

25 И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.

26 Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время.

27 Вот что мы дознали; так оно и есть; выслушай это, и заметь для себя.

ГЛАВА 6

1 Иов приписывает свою скорбь своим тяжелым испытаниям; 8 он взывает об облегчении чрез смерть; «медь ли плоть моя»? 14 Выговор друзьям за недостаток сожаления к нему в его страданиях; 24 он просит их указать ему, в чем он согрешил.

И отвечал Иов, и сказал:

2 О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!

3 Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы.

4 Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня.

5 Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего?

6 Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?

7 До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою.

8 О, когда бы сбылось желание мое, и чаяние мое исполнил Бог!

9 О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою, и сразил меня!

10 Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святого.

11 Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?

12 Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?

13 Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора?

14 К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю.

15 Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи.

16 Которые черны от льда, и в которых скрывается снег.

17 Когда становится тепло, они умаляются, а во время жаров исчезают с мест своих.

18 Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню, и теряются:

19 Смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские,

20 Но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда, и от стыда краснеют.

21 Так и вы теперь ничто; увидели страшное, и испугались.

22 Говорил ли я: «дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня;

23 И избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня»?

24 Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил.

25 Как сильны слова правды? Но что доказывают обличения ваши?

26 Вы придумываете речи для обличения? — На ветер пускаете слова ваши.

27 Вы нападаете на сироту, а роете яму другу вашему.

28 Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим?

29 Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотрите, — правда моя.

30 Есть ли на языке моем неправда? Неужели гортань моя не может различить горечи?

ГЛАВА 7

1 Дни страданий Иова — без надежды в будущем. 11 Вопль к Богу: «Зачем Ты поставил меня противником Себе»?

Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?

2 Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей,

3 Так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне.

4 Когда ложусь, то говорю: «когда-то встану?» а вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета.

5 Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопает и гноится.

6 Дни мои бегут скорее челнока, и кончаются без надежды.

7 Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе.

8 Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, — и нет меня.

9 Редеет облако, и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет,

10 Не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его.

11 Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей.

12 Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?

13 Когда подумаю: «утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое»,

14 Ты страшишь меня снами, и видениями пугаешь меня.

15 И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих.

16 Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.

17 Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое,

18 Посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?

19 Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?

20 Если я согрешил, то что́ я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?

21 И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет.

ГЛАВА 8

1 Первая речь Вилдада: «Неужели Бог извращает суд»? 11 «Таковы пути всех забывающих Бога». 20 «Бог не отвергает непорочного».

И отвечал Вилдад Савхеянин, и сказал:

2 Долго ли ты будешь говорить так? — слова уст твоих бурный ветер!

3 Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?

4 Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их.

5 Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю,

6 И если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.

7 И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много.

8 Ибо спроси у прежних родов, и вникни в наблюдения отцов их;

9 А мы вчерашние, и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень.

10 Вот, они научат тебя, скажут тебе, и от сердца своего произнесут слова.

11 Поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды?

12 Еще он в свежести своей, и не срезан, а прежде всякой травы засыхает.

13 Таковы пути всех забывающих Бога; и надежда лицемера погибнет;

14 Упование его подсечено, и уверенность его — дом паука.

15 Опрется о дом свой, и не устоит; ухватится за него, и не удержится.

16 Зеленеет он пред солнцем, за сад простираются ветви его;

17 В кучу камней вплетаются корни его, между камнями врезываются.

18 Но когда вырвут его с места его, оно откажется от него: «я не видало тебя!»

19 Вот радость пути его! а из земли вырастают другие.

20 Видишь, Бог не отвергает непорочного, и не поддерживает руки злодеев.

21 Он еще наполнит смехом уста твои, и губы твои радостным восклицанием.

22 Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет.

ГЛАВА 9

1 Ответ Иова: «Как оправдается человек пред Богом»?

12 «Кто скажет Ему: что Ты делаешь»?

25 «Он не человек, как я» — «нет между нами посредника».

И отвечал Иов, и сказал:

2 Правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?

3 Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.

4 Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?

5 Он передвигает горы, и не узнают их; Он превращает их в гневе Своем;

6 Сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат;

7 Скажет солнцу, — и не взойдет, и на звезды налагает печать.

8 Он один распростирает небеса, и ходит по высотам моря;

9 Сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга;

10 Делает великое, неисследимое и чудное без числа!

11 Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется, и не замечу Его.

12 Возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: «что Ты делаешь»?

13 Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни.

14 Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним?

15 Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего.

16 Если бы я воззвал, и Он ответил мне, — я не поверил бы, что голос мой услышал Тот,

17 Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны,

18 Не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями.

19 Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним?

20 Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным.

21 Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою.

22 Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного.

23 Если этого поражает Он бичем вдруг, то пытке невинных посмеивается.

24 Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?

25 Дни мои быстрее гонца, — бегут, не видят добра;

26 Несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу.

27 Если сказать мне: «забуду я жалобы мои, отложу мрачный вид свой, и ободрюсь»;

28 То трепещу всех страданий моих, зная, что Ты не объявишь меня невинным.

29 Если же я виновен, то для чего напрасно томлюсь?

30 Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои,

31 То и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои.

32 Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!

33 Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас.

34 Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня;

35 И тогда я буду говорить, и не убоюсь Его; ибо я не таков сам в себе.

ГЛАВА 10

1 «Буду говорить в горести души моей… Ты знаешь, что я не беззаконник». 8 «Твои руки трудились надо мною… и Ты губишь меня». 18 «Отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду… в страну… смерти».

Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей.

2 Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?

3 Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?

4 Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек?

5 Разве дни твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа,

6 Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне,

7 Хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?

8 Твои руки трудились надо Мною, и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?

9 Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?

10 Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня,

11 Кожею и плотию одел меня, костями и жилами скрепил меня,

12 Жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?

13 Но и то скрывал Ты в сердце Своем, — знаю, что это было у Тебя, —

14 Что, если я согрешу. Ты заметишь, и не оставишь греха моего без наказания.

15 Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое;

16 Оно увеличивается. Ты гонишься за мною, как лев, и снова нападаешь на меня, и чудным являешься во мне.

17 Выводишь новых свидетелей Твоих против меня; усиливаешь гнев Твой на меня; и беды, одни за другими, ополчаются против меня.

18 И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня.

19 Пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб!

20 Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился,

21 Прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной,

22 В страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма.

ГЛАВА 11

1 Первая речь Софара: «Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению»;

7 Бог неисследим;

13 Софар призывает Иова отвергнуть свой грех; тогда он не будет бояться.

И отвечал Софар Наамитянин, и сказал:

2 Разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав?

3 Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?

4 Ты сказал: «суждение мое верно, и чист я в очах Твоих».

5 Но, если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе,

6 И открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению.

7 Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?

8 Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?

9 Длиннее земли мера Его и шире моря.

10 Если Он пройдет и заключит кого в оковы, и представит на суд, то кто отклонит Его?

11 Ибо Он знает людей лживых, и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?

12 Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку.

13 Если ты управишь сердце твое, и прострешь к Нему руки твои,

14 И если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его, и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих,

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антология мировой философии. Древний Восток предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я