Братство религий

Анни Безант

«Братство религий» – поразительная книга, исполненная истинной глубины эзотерического опыта, обладающая великой силой убеждения и открывающая для читателя мир подлинной духовности, на которой, согласно пророчествам, и будет строиться братство грядущей Эры Водолея.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Братство религий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. Единство бога

Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности. «Единый без второго»,[3] — говорит индус. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть»,[4] — провозглашает еврей. «Нет иного Бога, кроме Единого»,[5] — утверждает христианин. «Нет Бога, кроме Бога»,[6] — говорит мусульманин. И все остальные религии утверждают то же самое. Даже дикари, поклоняющиеся различным формам, видят позади этих форм «Великого Духа», которому они часто дают имя, указывающее на Его вездесущность.

Он Самосущий, Бесконечный и Вечный, Единая Жизнь, от которой зависят все жизни, Единое Существование, из которого черпают свое бытие все существования. Все, что существует, пребывает в Нем: «Мы им живем, и движемся, и существуем».[7] Он был сравниваем с океаном, волны которого — миры, а брызги — мириады форм; с огнем, из которого исходят миллионы искр, и каждая из этих искр — дух; с древом, увешанным бесчисленными листьями, причем каждый лист — отдельная жизнь. Он обширнее пространства, и в Нем движутся бесчисленные мириады звезд, из которых каждая есть центр отдельной системы. Он тоньше атома, ибо он пребывает в каждом атоме как присущая ему жизнь. Нет ничего столь великого, что могло бы перейти Его пределы, ничего столь малого, что могло бы не войти в Его пределы. «Он не имеет ни формы, ни цвета, ни очертания»,[8] но все формы черпают в Нем свою красоту, все цвета суть части Его белого света, все очертания — выражения Его мысли. С незапамятных времен возникшие горы говорят нам о Его деятельности, таинственная сень полуденных лесов тиха Его тишиной; поток, ручей, песня птицы, шелест листвы, — все это ноты Его голоса; пасущиеся среди пахучих трав стада, цветами украшенные луга, снежные равнины, огонь солнца, прохладная тень лесов, — все это различные проявления Его красоты; Он говорит в высоких полетах тончайшей поэзии, в величии благородной прозы, в стройной мелодии чудных симфоний и в мощной гармонии гремящих струн, Он есть источник и цель стремления мистика, Он — героизм мученика; Он присутствует в шепоте матери, склонившейся над своим младенцем, дрожит в страстных порывах юноши, улыбается в застенчивом взоре девушки, Он же — утоляющая сила в руке, возложенной на жгучую рану; Он открывает Себя через пророка, святого и ученого; Он есть сила слабого, защита беспомощного, раскаяние грешника и сострадание праведника. Он наполняет Собою миры и в то же время пребывает в сердце человека. Небеса воспевают Его славу,[9] и Он же утешает скорбящего, «как мать утешает сына».[10] Он — Отец, Мать, Супруг и Друг для человеческого Духа, исходящего из Него. Он есть «Совершенный Дух», которым все проникнуто.[11] И вместе с тем, Он более всех миров: «Построив эту вселенную из частицы Себя, Я остаюсь».[12]

Тогда как сознание божественного Единства есть основа религии и нравственности, осуществление его придает силу и радость жизни. Человек участвует в вечности Бога; разделяя Его природу, он не может быть конечным. Единая Жизнь выражается в бесчисленном разнообразии форм, но все жизни сливаются в Боге. Отсюда вытекает, что все мы дети в доме Отца и что все мы — братья. По мере того как мы учимся видеть божественное во всем и во всех, мы постигаем, что все движется к блаженной Цели. Будучи частицами божества, мы все несовершенны, и наши отдельные несовершенства вызывают все наши дисгармонии; но мы — частицы, которые вырастают в совершенство по завету Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный».[13] Когда это будет достигнуто, мы несомненно достигнем единства.

Все эти многочисленные Я, сверхчеловеческие, человеческие и низшие, суть все частицы Единого Я, и потому все они предназначены к совершенству.

«Они лишь раздробленный свет Твой».[14] Благо заключено в неотвратимой судьбе нашей:

«То — единое, отдаленное божественное событие, к которому двигается все творение».[15]

Ибо на этой ли земле или на иной, среди блаженства на высочайшем небе, среди скорбей в глубинах ада мы не можем выйти из всеобъемлющего круга божественного Единства, и потому мы навеки в безопасности. В прекрасной передаче библейского певца:

«Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —

И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя».[16]

Более того, будучи частицами божества, мы можем найти Бога, погружаясь в самые сокровенные глубины нашего существа, за пределы изменчивых чувств, мыслей и желаний наших, в самую суть нашего Духа, изошедшего от Него и имеющего свое бытие в Нем. То, что вечно в нас, наше сокровенное Я, — божественно. Индусские Священные Писания учат, что, познав один кусок глины, мы познаем всю глину; познав один кусок золота, мы познаем все золото; познав один кусок железа, мы познаем все железо, какими бы именами люди ни называли предметы, сделанные из них; так же, познав в полноте одно Я, мы познаем Единое Я, мы познаем Бога.[17] Поэтому Христос объявил, что познание Бога есть жизнь вечная,[18] и сказал: «Ибо вот, царствие Божие внутри вас есть».[19]

Но божественное Я раскрывается только для тех, жизнь которых чиста, кто исполнен самоотречения, преданности и кто сосредоточен на вечном.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».[20]

«Тот, кто не отказался от злых путей, кто не сосредоточен, не кроток душой и не обрел самообладания, тот даже через знание не может прийти к Нему».[21]

«Воистину Единое Я может быть достигнуто постоянным упражнением в правде, в преданности, в совершенном знании долга ищущего богопознания. Тот, кого созерцают безгрешно поклоняющиеся, воистину пребывает в них самих, воистину Его природа — свет и чистота».[22]

Таков древний узкий Путь, который бросает свет на кажущееся противоречие в изречении святого Ансельма: «Стань тем, что ты есть».

Священные писания mиpа

Из индусских Священных Писаний

Единый, без второго.

Чхандогьяупанишада, VI, II, 1

Тогда не было не-бытия и не было бытия… Лишь То дышало вследствие своей собственной природы; кроме Того не было ничего.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Братство религий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Чхандогья упанишада, VI, ii, 1.

4

Второзаконие 6:4.

5

1 Коринфянам 8:4.

6

Коран, с. 8.

7

Деяния 17:28.

8

Ади-грантх Сахаб Соратх, 1.

9

Псалтирь 19:1.

10

Исаия 66:13.

11

Шветашватара упанишада, III, 9.

12

Бхагавадгита, X, 42.

13

От Матфея 5:48.

14

In Memoriam.

15

Там же.

16

Псалтирь 138:7-10.

17

Чхандогья упанишада, VI, 1, 4, 5.

18

От Иоанна, 17:3.

19

От Луки, 17:21.

20

От Матфея, 5:8.

21

Катха упанишада, I, ii, 24.

22

Мундака упанишада, III, i, 5.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я