Спасибо тебе, мама! Мама – друг

Анна Яковлева

Эта книга универсальная. Она для мам и всех близких ребенка, кто хочет, чтобы он рос счастливым.Она позволит вам:– узнать самое важное о психике ребенка (почему он так себя ведет);– решить глобальные проблемы (непослушание, агрессия, обман, нежелание учиться);– ответить на текущие вопросы (как приучить ребенка чистить зубы, как поддержать его в трудный момент, как не срываться на него);– наладить с ребенком доверительные отношения;– помочь ребенку вырасти психологически зрелой личностью.

Оглавление

Наша цель. Точка Б

А сейчас поговорим о психологической зрелости — залоге счастья и успеха ребенка. Она складывается из эмоциональной зрелости — умения распознавать, принимать и правильно проживать эмоции и личностной зрелости — ответственности, терпения, стремления к саморазвитию, адаптивного мышления. Разберемся, что это значит на практике.

Сейчас мы узнаем, что нас ждет в конце этого путешествия. Для любой другой книги такой ход был бы спойлером и отбил желание продолжать. Но у нас все наоборот: когда мы не просто ставим некую абстрактную цель, но представляем ее конкретно, в деталях, мы задаем мозгу прочную мотивацию, чтобы ее достичь. То есть, чем яснее и понятнее цель — тем охотнее мы будем к ней стремиться.

Где же нам всем хотелось бы оказаться? Там, где наш ребенок — психологически зрелый, то есть готовый к жизни и ее вызовам человек, который чувствует себя счастливым — ценным, достойным, важным.

Из чего складывается психологическая зрелость? Современные психологи выделяют два равнозначных компонента — эмоциональную зрелость и личностную зрелость.

Зачем нужна эмоциональная зрелость

Об эмоциональной зрелости мы что-то слышали из передач по психологии или журнальных статей. Поэтому мы уже не спешим повторять вслед за своими родителями: «Не плачь, ты же будущий мужчина!», или «Девочки не ругаются, это некрасиво!», или «Вот трусишка, что такого страшного в темноте? Там никого нет». Мы усвоили, что испытывать негативные эмоции (обиду, гнев, страх) — это нормально. Но пока не вполне понимаем, как помочь ребенку справиться с его переживаниями, и часто оказываемся в тупике.

Например, когда наш трехлетка устраивает истерику в супермаркете — ложится на пол, сучит ногами и кричит. Мимо проходят покупатели, смотрят с осуждением: «Ну и мамаша!» А нам никак не удается успокоить малыша, или хотя бы оторвать его от пола. Нас самих окатывает горячим душем разных чувств: жалко ребенка, до злости досадно за свою беспомощность, стыдно перед другими. Но из магазина мы хотя бы можем уйти, а если то же самое произошло в самолете?

Или наш шестилетка чего-то очень боится. Многие наверняка слышали такой совет: «попросите ребенка нарисовать свой страх», некоторые даже последовали ему. Ребенок нарисовал, но страх никуда не делся. Что дальше?

А когда наш пятнадцатилетний подросток страдает от неразделенной любви. Для него это катастрофа, которая лишает его желания жить. Что нам делать? Как не допустить непоправимого?

Благодаря этой книге мы научимся проходить три этапа в работе с эмоциями ребенка: распознавать их, принимать и правильно проживать, чтобы ребенок не причинил вреда себе и окружающим, — теми способами, которые соответствуют его возрасту. А пока рассмотрим их кратко.

Как распознать, принять и прожить эмоции

Распознать эмоцию значит определить, что я чувствую здесь и сейчас, и назвать ее: мне обидно, стыдно, или я злюсь. Как показывают исследования, проговаривание эмоции само по себе снижает ее интенсивность, а также нацеливает наш мозг на поиск выхода из тяжелого состояния.

Принять эмоцию значит понять, что испытывать это чувство в данной ситуации нормально. Если мы замалчиваем, игнорируем или подавляем негативные эмоции, считаем тех, кто их допускает, слабыми, мы не решаем проблему, а наоборот — обостряем ее. Неподъемный груз наших «задвинутых» подальше чувств начинает давить на нас и угнетать здоровье. Многие знают случаи, когда крепкие мужчины умирали от инфаркта в расцвете лет, потому что привыкли «все держать в себе», не давали выхода своим болезненным эмоциям, и эмоции подточили их изнутри.

Как не допустить этого в будущем ребенка? На начальном этапе наша задача — показать, что мы принимаем его эмоции. Видя это, он постепенно тоже начинает принимать их у себя. Например, если нашего сына-подростка бросит девушка, он позволит себе горевать и не будет считать себя слабаком от того, что чувствует боль. Впоследствии он не испугается начать новые отношения.

Без принятия негативных эмоций ребенок не сможет перейти на следующий этап — правильно их прожить, «отжать» досуха, как губку, и отпустить. Соответствующие техники появились в арсенале психологов совсем недавно, и мы с вами обязательно возьмем их на вооружение. Например, боль проживается через так называемую практику «я из будущего», которая основывается на нашей поддержке.

Каждый раз проходя с ребенком эти три этапа — распознание, принятие, проживание, мы сможем развить эмоционально зрелую личность, способную не только эффективно справляться с собственными кризисами, включая самые тяжелые — развод, потерю близких, но и сопереживать, поддерживать других.

Из чего складывается личностная зрелость

Все мы рождаемся уникальными личностями со своим предназначением. Нам повезло — прошло то время, когда все яркое, индивидуальное порицалось, и нельзя было выделяться. Мы не маршируем в ногу, не носим типовую одежду и потихоньку перебираемся из типовых домов на типовой улице Строителей. Но по-прежнему не каждому удается раскрыть свой потенциал. Почему так происходит?

Чтобы реализовать свои неповторимые способности, человеку нужно обладать личностной зрелостью — тем стержнем, который поможет ему следовать цели, невзирая на ошибки, соблазны, неудачи и внешнее подавление.

Личностная зрелость складывается из четырех критериев: ответственность, терпение, саморазвитие, адаптивное мышление.

1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственный человек — это вовсе не тот, кто взваливает на себя все обязанности и себя считает во всем виноватым — в делах и в отношениях. Давайте попробуем перевести это на язык детских проблем. Например, наш ребенок пришел из школы расстроенный, угрюмый: он не смог решить задачу у доски, за это учительница на него накричала. Теперь он чувствует себя глупым, тупым, неспособным и не хочет больше ходить в школу — а какой в этом смысл, если он дурак? Он не только винит себя в этой проблеме, приписывает себе пропасть недостатков, но еще и не видит выхода из ситуации. Можно ли назвать его ответственным? Вряд ли.

Никакого отношения к ответственности не имеет и другая крайность, когда с человека взятки гладки, он везде не причем, ничего его не касается. В том же примере с учительницей такой ребенок не расстроится, а скорее разозлится: «Мария Ивановна дура! Сдались мне ее тупые задачи! Я не буду ничего решать, надо больно!» При таком разном фокусе итог у этих ситуаций один — успехов в математике от ребенка ждать не стоит.

Личностно зрелый человек умеет четко разграничивать: «Здесь — моя зона ответственности, это я исправлю, а вот на это я повлиять не могу». Ребенок, который усвоил это, после эпизода у доски сделает такой вывод: «Мария Ивановна накричала на меня не только потому, что я был действительно не прав — плохо подготовился к уроку/ не до конца понял материал и не переспросил, но и потому что она устала/ у нее свои неприятности, иначе бы она постаралась помочь мне понять урок».

Таким образом, ответственность предполагает разделение зон влияния, или понимание, что зависит от нас, а чего мы изменить не можем, и поиск оптимального решения. В следующих уроках я познакомлю вас с инструментом, который способствует формированию этого качества. И ребенок научится понимать границы своей ответственности, принимать свои ошибки, анализировать их и использовать этот опыт в будущем.

2. ТЕРПЕНИЕ

Вторым критерием личностной зрелости выступает терпение — когда человек может пережить что-то, что его не устраивает. Например, нашему трехлетке приглянулась какая-то игрушка, а мы отказываемся ее купить, или игрушка чужая, ею не хотят делиться, и ребенок тут же закатывает истерику. Для малыша с повышенной возбудимостью такая реакция пока неизбежна: он еще не умеет справляться с ситуациями, в которых его потребности не удовлетворяются сразу. Но если мы будем правильно реагировать на его поведение, с возрастом он будет проявлять больше выдержки и научится выносить то, что ему не нравится. В пять лет он, возможно, немного покапризничает, будет некоторое время обижаться, но примет ситуацию.

3. САМОРАЗВИТИЕ

В третий критерий — саморазвитие — входит несколько связанных понятий: стремление познавать, учиться; склонность к самопознанию; мотивация; самоконтроль; умение ставить и достигать цели; дистальное видение (умение конструировать образ будущего); умение взаимодействовать с другими людьми.

Овладев этими качествами, к двенадцати годам наш ребенок будет стремиться к осуществлению выбранных целей, с удовольствием учиться и узнавать новое в интересующих его сферах, понимать последствия своих поступков и действовать в соответствии с этим, выстраивать эффективное общение. Если он увлечется, например, музыкой, он будет с удовольствием играть на инструменте, глубже изучать теорию, читать про известных композиторов, с радостью ходить на концерты.

Художники шутят: «Научите вашего ребенка рисовать, и у него не останется денег на наркотики». И в этом есть доля истины: в компании зависимых или поглощенных гаджетами детей и подростков ребенок, занятый настоящим, «живым» делом, не задержится, в их среде ему будет скучно. Он будет испытывать драйв от другого — ему захочется идти вперед к своей цели.

4. АДАПТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Четвертый критерий по классификации А. А. Реана, специалиста в области психологии личности, называется «позитивное мышление», но правильнее было бы говорить об «адаптивном мышлении». Это представление о себе, включающее комплекс убеждений или идей: «со мной все в порядке», «я значим», «я нужен», «я справлюсь», «я переживу», «другие люди надежны», «мир меня принимает».

Человек с адаптивным мышлением легче приспосабливается к новому, быстрее ориентируется, находит свой путь в стремительно меняющемся мире. Какие бы кризисы ни происходили вокруг него — пандемия коронавируса, спады в экономике, и какие бы проблемы ни приносили в его жизнь, он сможет справиться с ними менее болезненно.

Хотя мы приводим критерий адаптивного мышления в последнюю очередь, его можно считать самым главным — без него не созревают предыдущие три качества. Человеку не стать по-настоящему ответственным, если он не допускает, что может быть где-то не прав и в этом нет ничего страшного, или если он считает других ненадежными, кругом виноватыми. Достаточным терпением обладает тот, кто знает, что может решить проблему, и не чувствует себя никчемным, даже если на него кричат или жестко критикуют. Желание развиваться возникает, когда человек уверен в своей значимости, способностях и силах достичь результата.

Способствуя формированию у ребенка адаптивного мышления, мы поощряем его ответственность, терпение и развитие, а в совокупности — воспитываем зрелую личность. И что бы ни было у него сейчас: учитель поставил двойку, его команда проиграла соревнования, или что бы ни случилось в будущем: его уволили, он переживает развод, он не утратит ощущения собственной ценности, не побоится преодолеть испытания, не перестанет общаться с людьми, не замкнется на себе и своих проблемах.

Теперь, когда мы все это прочли, нам самим хочется стать такими, каким будет наш ребенок, исправить собственное детство. И это возможно. Для взрослых есть свои техники, которые я даю в курсе «Рестарт». А вот понадобится ли подобный курс терапии нашим детям — зависит от нас.

Задание

Перед тем, как продолжить, давайте попробуем определить, исходя из поступков и реакций нашего ребенка, какие негативные идеи или убеждения у него уже сформировались, и приблизительно на сколько процентов:

«Со мной что-то не так»____________________

«Я не значим»_____________________________

«Я не нужен»______________________________

«Я не справлюсь»__________________________

«Я не переживу»___________________________

«Другие люди ненадежны»___________________

«Мир меня не принимает»___________________

Не терпится все это исправить? — Тогда идем дальше!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я