Известный неизвестный Луганск

Анна Шульгина, 2022

Книга «Известный неизвестный Луганск» – это не сухая хроника и не простой пересказ фактов о городе. Это настоящая энциклопедия дореволюционной жизни уездного Луганска. В легкой и доступной форме рассказано о нравах горожан, акцент сделан на культурной и экономической жизни. Изучив историю одного уездного города – на примере Луганска – можно лучше понять историю и других городов Российской империи, например, г. Старобельска. К началу 20 века образ жизни в уездных городах был унифицирован, практически одновременно в них открывались: фотоателье, синематографы, электростанции… Книга написана с привлечением большого количества источников, в т. ч. газетного материала.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Известный неизвестный Луганск предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Гимназия, в которой учились наши прабабушки

Какие учебные заведения существовали в уездном городе Луганске в начале 20 века? Перечислим основные.

1. Екатерининско — Александринская мужская гимназия. Находилась в здании по ул Садовой (К. Либкнехта).

2. Еще одна мужская гимназия была открыта в 1914 году, на базе прогимназии О. Бондаря, в доме Васнева

3. Частное 3-разрядное начальное училище Цук

4. Луганская торговая школа

5. Луганское городское 4 — классное училище. Располагалось по ул. Садовой, рядом с мужской гимназией.

6. Донецкое техническое железнодорожное училище

7. семиклассное женское коммерческое училище Васнёвой

8. женская гимназия Чвалинской

9. казенная женская гимназия, которая располагалась в здании по ул. Почтовой (оно сохранилось до наших дней).

В начале 20 века положение женщины в обществе меняется. Для женщины с амбициями уже недостаточно только роли матери, жены и хранительницы очага. Феминизм шагает по планете. Женщины выкинули из своего гардероба корсет, обрезали волосы и сели за руль авто. Они демонстративно осваивают «типично мужские профессии», добиваются для себя права — голосовать на выборах, получают право на высшее образование… Не был исключением и наш уездный город Луганск (ну, с поправками на провинциальность, конечно).

В связи с этим в нашем городе в 1910-е годы отмечен заметный рост женских учебных учреждений. Об истории одного из них — гимназии Локтюшовой — пойдет речь далее.

Джейн Эйр по-русски

Сначала пару слов о том, что вообще представляла из себя гимназия в России в начале 20 века. Строгий устав 1871 г., который предписывал считать гимназией только лишь то учебное заведение, где преподают 2 классических мертвых языка: греческий и латынь, — уже ушел в прошлое. И многие вздохнули с облегчением. И программа женских гимназий не слишком — то отличалась от программы мужских, разве что алгебры было поменьше, да было добавлено рукоделие.

Что еще изучали? Среди предметов были, далее цитата из документа (аттестат 1917 года): Закон Божий, русский язык, «география всеобщая и русская», «история всеобщая и русская», физика, чистописание… закончим пока перечисление, потому что приметы варьировались от города к городу и от гимназии к гимназии.

Если верить словарю Брокгауза — Ефрона, то учебный год начинался 16 августа и оканчивался 1 июня, в среднем длился 240 дней в году. Обучение в гимназии было платным. Иногда при гимназии был пансион, для девиц. Высший бал был 5.

Девушка, которая успешно сдала экзамены (которые так же назывались испытаниями) получала аттестат. Он давал ей право работать учительницей начальной школы. А если она заканчивала дополнительный, 8 — й класс, то уже сама могла преподавать в гимназии; быть домашней учительницей в богатой семье. Или — как вариант — поступать на высшие женские курсы (по-нашему — в вуз).

О чем рассказали архивные документы?

Итак, Луганская частная женская гимназия. Учебные заведения Славяносербского уезда и города Луганска подчинялись в то время Одесскому учебному округу. Учредительницей «нашей» гимназии была Р.Н. Воскресенская, в дальнейшем начальницей гимназии стала Е.К. Локтюшова. Открытая в 1906 году, вначале она функционирует как 4-классная прогимназия. В 1908 году Раиса Никитична Воскресенская ходатайствует о разрешении преобразовать прогимназии в семиклассную гимназию. Власти разрешают, и в том же, 1908 году гимназия начала работать.

Учебное заведение находилось в арендованном здании по ул. Банковской. Это было самое «сердце» Луганска, центральная площадь города, где находились: Свято — Никольский собор, женское училище Васневой, банки, жилые дома чиновников, конторы юристов.

С 1914 г. улица эта называлась Романовской, в настоящее время — улица Шевченко. Пока неясно, сохранилось ли здание гимназии Локтюшовой.

Финансирование гимназии велось за счет оплаты за обучение. В гимназии учились девочки разных сословий. Это были дочери местных дворян, мещан, офицеров и казаков Донских; зажиточных крестьян. Что касается вероисповедания, то учились: православные, иудейки, римо-католички, лютеранки, армяно-григорианки.

Неизвестно по какой причине в 1916 году Р. Н. Воскресенская передает свое детище в руки новой заведующей — Екатерины Константиновны Локтюшовой. Что о ней известно? Локтюшова — дочь Славяносербского мещанина (девичья фамилия — Каверина), имела среднее педагогическое образование: после 7-ми классов Бердянской женской гимназии с золотой медалью окончила 8-й педагогический класс.

Прежде, чем стать руководительницей гимназии, она 9 лет работала: два года в народных земских школах, один год в частной Луганской женской прогимназии Р.Н. Воскресенской и шесть лет в полноправном женском коммерческом училище госпожи Васневой.

В письме Екатерины Константиновны на имя Господина Управляющего Отделом Народного Просвещения звучит просьба — разрешить ей совмещать обязанности учредительницы, заведующей и педагога арифметики. Такая возможность ей была предоставлена.

Несколько слов о других преподавателях гимназии: Сергей Диденко был преподавателем латинского языка в 8-м дополнительном классе. Лундышев преподавал физику в 8-м классе, естественную историю в 4-м классе. Арцыбашева Елена — французский язык в 3-4-х классах. В 8-м, дополнительном классе, который позволял в дальнейшем выпускницам право преподавания и звание домашней учительницы, давалась дидактика, педагогика и методика русского языка — преподаватель Петрова Е. Л. Она была слушательницей курса наук славяно-русского отделения историко-филологического факультета Варшавских Высших Женских Курсов и прошла испытание при императорском Московском Университете.

Небезынтересен документ, который находится в Госархиве Луганской области — это копия диплома преподавательницы физики Алексеевой Н.А. Вот некоторые выдержки из него: «Предъявительница сего Наталья Алексеевна Алексеева, дочь капитана, вероисповедания православного, родившаяся 13 апреля 1887 г., представившая свидетельство Петроградских Высших женских курсов, подверглась испытанию физико-математической испытательной комиссии при Императорском Петроградском Университете в 1914-1915-том году. Посему удостоена диплома второй степени со всеми правами и преимуществами его».

Муж Екатерины Константиновны — Сергей Локтюшов, преподавал в гимназии графическое искусство и чистописание. Он был родом из русских дворян, выпускник Строгановского училища технического рисования. Кроме преподавания он был буквально одержим археологией. В 32 года он неожиданно становится вольнослушателем Московского археологического института имени императора Николая II. В 1907 году защищает диссертацию, которая была посвящена культуре каменного века (О том, как закончилась жизнь археолога Локтюшова можно узнать из рассказа «Музеи Луганска» в этой книге»).

Так что можно сделать вывод: преподаватели гимназии получили хорошее образование.

Как оплачивался труд преподавателя гимназии? Из Протоколов Педагогического Совещания известно, что: заведующая получала 5 572 р. 50 коп., преподаватель математики — 3 042 р., преподаватель истории и географии+библиотекарь — 2 287 р., священник — 695 р., врач — 400 р. Нужно подчеркнуть это данные за 1917 г., поэтому кажущиеся большими зарплаты были сведены на минимум высокой инфляцией. Хотя лет пять до этого можно было купить корову за 25 рублей.

Гимназия, в которой учились прабабушки луганчан 100 лет назад

Продолжая экономическую тему в отношении этой гимназии, нужно сказать, что смета всех расходов составлялась содержательницей, затем обсуждалась на Педагогическом Совещании и утверждалась на голосовании большинством голосов. Кроме жалованья преподавателям, в нее входили следующие графы: оплата прислуги (швейцар и горничные); хозяйственная часть — аренда здания, отопление, освещение, закупка музыкальных инструментов, книг для библиотеки, канцелярских принадлежностей, новой ученической мебели; страхование имущества, ремонт здания и тому подобное.

Что касается конкретно учебной части в гимназии, то здесь возникает масса вопросов, например, такого характера: каковы были условия поступления, какие права получали по окончании, каких правил придерживались в альма-матер? Каким образом проводили свободное время?

При поступлении девочки должны были предоставить такие документы: 1. метрическое свидетельство о рождении и крещении (обязательно указывалось из какой церкви, имена и фамилии восприемников; священников, совершавших обряд крещения, и дату). 2. свидетельство врача, прививавшего поступающую девочку от оспы. Без этих документов ученица не допускалась к испытанию.

Относительно гимназических правил, которых придерживались ученицы, можно привести много интересных примеров. Прежде всего нужно отметить — они были обязательными и безоговорочными для всех.

В конце учебного года проводились испытания, по итогам которых девочки переводились в следующий класс. Им выдавались срочные ведомости с оценками для подписи родителями или опекунами. После каникул их нужно было обязательно возвратиться в день молебна по случаю начала нового учебного года.

Ученица, потерявшая свою срочную ведомость, новой не получала. За небрежное отношение к этому документу выставлялся неполный балл по поведению и вниманию. На время отпуска Министерством Народного Просвещения были разработаны особые правила для воспитанниц учебных заведений, которые и приводятся ниже: «1. Ученицы, находящиеся в отпусках, обязаны вести себя прилично, чтобы не ронять ни себя, ни того заведения, в котором воспитываются. 2. Ученицы должны помнить, что, находясь в отпуску, они подлежат надзору каждого служащего по Министерству Народного Просвещения лица, так как каждому из этих лиц дается право и вменяется в обязанность при случае наблюдать вне стен учебных заведений за ученицами вообще всех средних учебных заведений ведомства названного Министерства, в случае нарушения ученицами правил относительно поведения вразумлять их или сообщать о них начальству. 3. Гимназический билет должен быть прописан на месте жительства ученицы или в местном полицейском управлении, или же начальником местного учебного заведения, где таковое находится. 4. По возвращении ученицы и гимназию билет должен быть возвращен классной надзирательнице. 5. Если болезнь ученицы или какая-нибудь другая причина не дозволяют ей явиться в гимназию, родители обязаны уведомить о том начальницу и прислать законное удостоверение о причине неявки ученицы, а отправляя последнюю в гимназию, — означить на билете время ее выезда из дому».

Кроме того, воспитанницам строго воспрещалось носить какие-либо значки, указывающие на принадлежность их к тем или другим политическим партиям и союзам, а также посещать подобные собрания.

Сохранилось и воззвание директора народных училищ от 15 апреля 1914 года ко всем содержательницам учебных учреждений, и, в частности, к Локтюшовой: «Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение, танца под названием «Танго» и вследствие полученных Министерством народного Просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащейся молодежи замминистра просит принять строгие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях, а равно, и чтобы учащиеся не посещали танцклассов, в коих он преподается».

Однако были случаи, когда предписанные гимназисткам правила нарушались ими. Об этом свидетельствует такой факт. На одном из собраний Педагогического Совета секретарем было доложено о том, что ученицы принимали неоднократное участие в спектаклях, устраиваемых то в здании Аудитории, то в помещении профессионального клуба, причем позволяли себе, оставаясь после спектаклей, принимать участие в ужинах артистов и пить вино. Хотя ученицам было воспрещено выступать на сцене везде, кроме своего учебного заведения (хотя это все далеко от «подвигов» литературных гимназисток, воспетых И. Буниным в рассказе «Легкое дыхание» или Э. Багрицким в поэме «Февраль», но было весьма рискованным для Луганска).

По этому поводу велось активное обсуждение, основным вопросом которого было: как поступить с провинившимися? И на первый раз было постановлено Педсоветом «по поведению поставить четыре балла, вызвать родителей и предупредить, что в следующий раз при повторении проступка виновные будут уволены из гимназии».

Позволительным, и даже более того — поощряемым, было участие девочек в благотворительных мероприятиях. Например, в литературно-музыкальном вечере, на котором в исполнении учениц звучали стихотворения, романсы; ставились музыкальные сценки. Один из таких вечеров прошел 11 февраля 1917 г. Средства, собранные тогда, были употреблены в пользу детей беженцев-сербов и на нужды Луганского Педагогического Лазарета.

Еще одна директива, достойная нашего внимания. Ее отправляли для всеобщего исполнения гимназиями, в том число и гимназии Локтюшовой. Директор народных училищ уведомлял: «8 августа сего года (имеется в виду 1914г.) произойдет полное солнечное затмение,…наблюдение этого величественного явления должно быть произведено, возможно, большим числом лиц. Поэтому весьма важно, чтобы удачное расположение предстоящего затмения было использовано и преподавателями, и учащимися учебных заведений».

Особое внимание уделялось воспитанию духовности в рамках православной веры. Примером тому служат несколько фактов. Во-первых, среди основных предметов преподавался Закон Божий с последующим испытанием (экзаменом). Учебные занятия начинались с молебнов, которые в обязательном порядке должны были посещать все. Кроме того, соблюдались церковные праздники, ввиду которых переносились уроки. Ученицы говели и причащались у своего духовника. Есть и архивный источник — это удостоверение, данное священником Николаевской церкви с.Голубовки Иоанном Куриловым, от 18 апреля 1913 г.: «Выдано мною ученице Луганской Женской Гимназии (учредительницы Локтюшовой) Александре Камашеной в том, что она на страстной неделе истекшего Великого Поста в моем приходе была в исповеди и причастии Св.Тайн, что и удостоверяет своей подписью и приложением церковной печати». Имеется и другой документ из Протоколов заседаний Педсовета: «…Обсуждался вопрос о говений учениц, причем было постановлено разрешить всем ученицам, желающим говеть с родителями, а остальным же исповедаться в помещении училища и приобщаться Св.Тайн а успенской церкви согласно с указаниями законоучителя о. Андрея Орлова».

Нужно отметить, что и Воскресенская и Локтюшова каждая в свое время, были примером для своих учениц, занимались благотворительностью: пытались посредством платных вечеров изыскать средства для взноса платы за обучения беднейших и достойнейших учениц. Во время наводнения 1917 г. они предоставляли свое помещение для других учебных заведений, подвергшихся стихийному бедствию.

Еще один положительный момент образования в гимназии — девочек приучали к ведению домашнего хозяйства. Одним из предметов было рукоделие, на котором под руководством наставницы гимназистки учились вышиванию, вязанию и шитью. Кроме того, в весенне-летний триместр на практических занятиях производили экскурсии в окрестности для наблюдения и изучения природы в огороде, саду, реке и поле, а также на заводы — для ознакомления с производством. Затем информацию прорабатывали в виде бесед, чтения, письменных работ, рисования, аппликаций.

Такой гимназия была вплоть до 1920 г. Вскоре на ее базе создали шестую Советскую трудовую школу им К.Маркса. Екатерина Локтюшова упоминается еще несколько лет подряд в документах как преподаватель. Заведующим же школы был назначен некий Матвеев К.И.

Из Акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Луганской шестой трудовой школы семилетки (апрель 1929 г.) известно, что она: работает в две смены на 16 групп, охвачено обучением 637 человек (для сравнения: в гимназии Локтюшовой обучалось около 200 девочек). Финансируется местным бюджетом и средствами Горсовета. Также имеет прибыль от самообложения родителей (начали проводить с 1926 г.). Школа находится в административном распоряжении Окрнародообраза. Среди преподавательского состава значатся фамилии прежних учительниц, известных в дореволюционном Луганске: Стефанович Н.И., Холодилиной Н.Х., Васневой Е.Н.

Гимназия, в которой учились прабабушки некоторых луганчан 100 лет назад, канула в Лету.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Известный неизвестный Луганск предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я