Микроэкономика. Шпаргалка

Анна Тюрина

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

6 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

Рынок — это важный элемент национальной экономики, обеспечивающий свободу в экономических отношениях по поводу производства, распределения и обмена товаров и услуг.

Существует два определения рынка:

1) место, где встречаются покупатель и продавец, где они оговаривают цены товаров и услуг и заключают договор купли-продажи;

2) система экономических отношений между продавцом и покупателем, связанная с производством товаров и услуг и их обменом с учетом нецентрализованного ценообразования. Рыночная система — это самый демократичный способ ведения торговых дел. В России ей предшествовал командно-административный уклад, построенный на полном отсутствии конкуренции и механическом регулировании спроса и предложения. Вследствие этого существует несколько условий возникновения рынка.

1. Разделение труда и узкая специализация. В любом обществе население не в состоянии полностью обеспечить себя продуктами собственной деятельности. Потребности человека многогранны и требуют удовлетворения. Это означает, что нужда, необходимость в том или ином товаре заставляет людей прибегать к обмену, который грамотно может быть осуществлен только в рамках отрегулированной, жестко регламентируемой системы, коей и является рынок. Специализацию определяет принцип сравнительного преимущества. Каждый производитель обладает определенными навыками и умениями, имеет в наличии разное количество ограниченных ресурсов. Поэтому важно учитывать выгоды, которые он может получить от альтернативных видов деятельности. Специализироваться следует на той сфере деятельности, которая несет максимальную прибыль и минимизирует издержки упущенных возможностей.

2. Экономическая автономия субъектов хозяйствования. Производитель товаров и услуг — это самостоятельное в принятии решений лицо, он несет неограниченную ответственность по всем обязательствам своей деятельности. Он принимает решения по поводу производства благ: что именно производить, каким образом, на основе каких технологий и кому продавать созданный продукт. Конечно, вся деятельность должна строиться на основе рыночных законов, а само производство — отвечать потребностям общества. Производителю важно учесть величину трансакционных издержек, которые содержат в себе все расходы по организации производства. Не имеет смысла заниматься деятельностью, доход от которой не покрывает издержек.

3. Свободный обмен ресурсами. Благодаря ему на рынке товаров и услуг формируются свободные цены, установленные с учетом механического взаимодействия на рынке величины спроса и предложения. Именно свободные цены определяют специализацию и направление деятельности производителя.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я