В первом сборнике серии «Острова» представлено 16 работающих образовательных проектов нового формата из Москвы, Подмосковья, Калининграда, Твери, Нижнего Новгорода и Минска. Сборник составлен коллективом авторов – создателей образовательных проектов, каждый из которых презентует фактологическую информацию и текущую содержательную концепцию своего проекта. Книга адресована как экспертному сообществу, так и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Острова. 16 проектов свободного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Проекты
А1 ПЕРЕМЕНА ШКОЛА-ПАРК, ЛЕСНАЯ ШКОЛА
НАЗВАНИЕ А1 ПЕРЕМЕНА школа-парк (полный день), «Лесная школа» (приключения).
КОНТАКТЫ Московская область, Новорижское шоссе, 10 км от МКАД
+7 (903) 791-90-15 Иванова Ольга
e-mail: 7919015@gmail.com
facebook.com/peremenapark.ru/ vk.com/public152993416
Instagram: lesnaya_shkola
ИДЕЯ/МИССИЯ Мы верим в заложенное стремление и природное желание человека учиться. Для этого мы создаем обогащенную среду, в которой каждый сможет развиваться своим индивидуальным путем, находить свои интересы, видеть насколько разнообразен этот мир и знания в нем. Наша образовательная модель — это обучение без классов и уроков, когда дети разных возрастов помогают друг другу идти к знаниям индивидуальным путем, со своей скоростью. Мы даем возможности и свободу для принятия собственных решений и поступков. Для нас важно, чтобы каждый ребенок научился брать на себя ответственность за свое образование и свой выбор.
ЦЕЛЬ/ЗАДАЧА СОЗДАНИЯ Современный мир меняется настолько быстро, что заранее предугадать потребности наших детей по окончании школы невозможно. Поэтому главная наша задача — помочь детям научиться своими силами добывать, фильтровать и применять полученную информацию, научить учиться самостоятельно. Дать поддержку для смелости пробовать разное, переучиваться и начинать сначала. Возможность контролировать свою жизнь, быть ответственными за себя и за свои действия. Помогать развивать личные способности: к анализу и принятию активных действий. Создавать что-то свое и быть полезным для других. Уметь строить прочные связи, независимо от возраста и положения. Действие и коммуникация — это основы успеха сейчас и в будущем.
ИСТОРИЯ Начиная с 2010 года я организовывала детские занятия: вначале это был детский сад на дому, дальше мы арендовали помещение, где помимо «мягкой школы», занятий по гимнастике, английскому и творческих мастерских, дети могли свободно общаться и играть.
Через 3 года возникла необходимость думать о школе для старшего сына. Искала что-то идеальное, а в итоге поняла, что лучше сделать самой.
В 2015 году нашла информацию о лесных детских садах за рубежом. Меня покорила открытость, свобода и неограниченное время для игр и изучения мира на природе при любой погоде. Это вдохновило на организацию лесных прогулок, походов, семейных лагерей, сплавов. Этот проект мы назвали «Лесная школа», приглашали туда многих интересных ведущих из различных профессиональных областей, практикующих современные методики. Этот проект и сейчас продолжает активно развиваться. Мероприятия проходят, в основном, по выходным, узнают о них из группы «Лесной школы» в социальных сетях и присоединяются родители и дети от 3-х до 14-ти лет. Параллельно я изучала новые подходы в образовании. Когда я случайно познакомилась с концепцией школы-парка и открыла, насколько универсальна и многогранна она, то поняла, что это именно то, что так давно искала.
В сентябре 2016 года мы впервые открыли свои двери как школа-парк, приняв своих первых 10 учеников! Через полтора года для нас стало очевидным, что мы переросли свое название и превратились в полноценное образовательное учреждение, которое работает ежедневно, имеет обширный педагогический состав, полностью реализует концепцию прогрессивного демократического образования и готово принять все больше и больше учеников.
Название «ПЕРЕМЕНА» пришло интуитивно, ведь оно так многосторонне отражает все наши смыслы и главные ценности: свобода разнообразия выбора, привычность изменений, развитие и перерождение, смена интересов и видов деятельности, ведь только перемены характеризуют нечто как живое! Наша школа является полной альтернативой общеобразовательной школе. На момент этой публикации наш самый старший ребенок числится в пятом классе, но в ближайшее время к нам планируют присоединиться и более взрослые дети с целью обучения до 11 класса.
КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ
Иванова Ольга Николаевна — основатель и руководитель школы.
Леонтьева Ольга Милославовна — руководитель образовательной части, директор центра Школа-парк.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ Учебный год 2017—18: 23 ученика от 5 до 12 лет. СКОЛЬКО ПЕДАГОГОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ Административный штат — 4. Преподавательский состав — 12.
ПОМЕЩЕНИЕ Территориально наша школа находится на западе Москвы: 10 км по Новорижскому шоссе. Арендуем под школу 4-х этажный коттедж 450 м2. в охраняемом поселке рядом с лесом. В доме 4 предметные студии а также столярная и творческая мастерские, библиотека, компьютерный класс, свободная игровая мансарда для спортивных занятий и подвижных игр, большая общая кухня-столовая, любимое место ребят, где можно в любой момент подкрепиться или приготовить что-то самостоятельно. Свой участок 6 соток — территория где дети бегают босиком, занимаются творчеством, и отдыхают. Рядом детская площадка и небольшой стадион. По пятницам у нас выезды на природу, либо культ походы, а по Воскресеньям
«Лесная школа»: походы в пещеры, на биостанцию, в лес или сплав по Москве (и Волге!) на рафтах! На майские праздники и летом проводим лагеря: Сочи, Крым. В 2018 году: Черногория и Эльбрус.
ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Форма образования — семейная. Аттестацию дети проходят в одной из двух дистанционных школ, имеющих государственную лицензию и аккредитацию. Оформлены как юридическое лицо, при желании родителей заключаем договора на все услуги.
ПЛАНЫ Развитие школы качественно и количественно! Мечтаем о собственном здании и просторной территории, где можно расширяться, создавать новые студии и принимать гостей!
Академия Фонариков имени Мамы и Папы
КОНТАКТЫ Адрес: Москва, ул. Маршала Вершинина, 8, корпус 1
+7 (905) 504-41-64; +7 (926) 350-43-32
http://www.timey.ru
ИДЕЯ Образовательное пространство для детей и взрослых. Почему и взрослых? Потому что мы, взрослые, определяем судьбу детей. А они смотрят на нас распахнутыми сердцами и переносят наш образ во всю свою жизнь. И нам надо учиться осознанности, ведь родительство никогда не заканчивается, даже когда дети выросли… «Академия Фонариков» имеет родословную и счастливый опыт в альтернативном образовании. Она продолжает идеи и творческий вклад многих замечательных людей, которые более 25 лет назад начинали альтернативное образование в России.
СТРУКТУРА АКАДЕМИИ ФОНАРИКОВ
1. Детское Время — эвристическое пространство для детей от 1 до 6. Открыто с понедельника по пятницу, с 10 до 14, приходить можно на любое количество часов, в любые дни. Много творчества и свободы развития. Проекты, погружения, разнообразные навыки. Уклад жизни, темы погружений и процессы для дошкольников и школьников одинаковы, каждый ребенок включается куда хочет и в той мере, в какой готов. Самые мотивированные, жизнеспособные и гармоничные ученики — дети, выращенные в среде с очень раннего возраста.
2. «Школа Фонариков» для детей от 6—7. Дети на семейном обучении. Промежуточные аттестации сдаем в школе с государственной аккредитацией.
Процесс с понедельника по четверг, с 9 до 14. Среда это, как правило, день для выездов и освоения других пространств: библиотек, музеев, галерей, улиц и парков, спортивных объектов.
Обучение включает много форм, методов и их сочетаний: уроки, индивидуальные и коллективные проекты, погружения, сессии, репетиции, тренировки, защиты, свободные траектории, диспетчерские, много творчества, игры и всего, чего нам придумается. В пространстве всегда одновременно от 4 до 7 человек из команды.
Есть программа «Школы Фонариков» для детей до 14 лет. Мы хотим, чтобы к этому возрасту (получение паспорта), дети были готовы сделать взрослый выбор: учиться дальше в школе или самостоятельно, открывать свое дело, продолжать учебу за границей, работать — все, что они предпочтут.
3. «Академия Фонариков» для взрослых — родителей, педагогов и всех желающих учиться тому, что актуально. Программа «Культура Намерения» позволяет осознавать и реализовывать свои истинные Намерения, открывать свою уникальность и предназначение. Участниками программы уже стали около 500 человек, число их прибавляется каждую неделю.
4. «Академия Фонариков» для создателей школ. Мы с удовольствием обучаем всех, кто хочет вырастить СВОЮ школу. Осознать ее уникальность, грамотно написать концепцию, проект, набрать команду единомышленников, создать командное Намерение.
Консультируем по любым организационным, юридическим и финансовым вопросам.
ИСТОРИЯ 1990. Мы с друзьями открываем школу для своих детей и детей отважных родителей. Лицей «Ключ» — одна из первых альтернативных школ в России. Команда 12 человек, 100 детей.
Через год школа и команда разделились на три потока. Наш Лицей «Троице-Лыково» оказался очень жизнеспособным (существует и поныне как НОУ Школа «Знак»). Это уникальный, вдохновляющий опыт выращивания детей в живой эвристической образовательной среде.
В лицее выращено много детей, не знавших обычной школы. Они уже закончили ВУЗы, кто хотел — защитился, основали свой бизнес, нашли дело по душе. Многие стали родителями, и дети некоторых из них учатся теперь в Академии Фонариков.
2000. Часть команды лицея (Ольга Цой, Марина Филатова, Татьяна Красилова) совместно с Михаилом Какушкиным, руководителем художественной студии «Детская Академия Тимей» учреждают некоммерческую организацию Центр детской культуры «Академия Тимей».
Концепция — создание эвристической учебной среды. Исследование, разработка и апробирование инновационных технологий целостного развития Человека. К 2012 году — более 30 творческих студий и проектов, массовые акции, поездки, большая команда, много наград. Более 7000 детей.
2013. Новый этап. Мы закрываем отдельные студии и открываем единую эвристическую среду Детское Время для детей от 1 до 7. Теперь в нее можно включаться в любой день и час, делать только то, чего хочется, выбирая или предлагая свое. Среда становится пространством живой жизни. Мы учимся быть свободными, вся команда живет в интенсивном трансформационном процессе, много творит и все делает вместе. Происходит качественное объединение команды, обновление содержания и форматов. Новые принципы взаимодействия на основе командного Намерения.
2015. Инсайт и рождение замысла Академии Фонариков для взрослых и детей.
2016. Открытие «Академии Фонариков» для взрослых (январь) и 1 класса Школы Фонариков для детей (сентябрь).
КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ Команда 13 человек (управленцы, мастера среды, педагоги-универсалы и специалисты). Более 20 семей, около 30 детей от 3 до 10 лет и их родители.
ПОМЕЩЕНИЕ Арендуем 170 м2 в особняке.
ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ автономная некоммерческая организация.
ПЛАНЫ Не строим. Все по жизни. Задачи на 2016—2021:
1. Создание «Школы Фонариков» для детей до 14 лет. До 70 человек.
2. «Академия Фонариков» для взрослых. Введение новых образовательных модулей, онлайн обучение по программе «Культура Намерения», 10 000 человек.
3. Создание «Академии Фонариков» для новых школ. Обучение, консультирование и сопровождение.
Бюллербю
КОНТАКТЫ Адрес: Москва, район Чертаново
e-mail: surdina@mail.ru; divade@yandex.ru
facebook.com/groups/622194624587562/
ИДЕЯ «Бюллербю» — это сообщество детей и взрослых; родителей, преподавателей и учеников. Мы занимаемся обучением детей, а также стараемся учиться и развиваться сами. Мы обмениваемся опытом, оказываем друг другу поддержку и помогаем в этом непростом деле. Наши родители включены в образование своих детей, и мы ожидаем того же от всех участников сообщества. Мы — соучастники, а не потребители. Подобная позиция нам очень важна, поскольку она означает, что мы берем ответственность за свой выбор и свои действия.
НАШИ ЦЕННОСТИ
1. Осознанность (понимание, как и, главное, зачем ты действуешь).
2. Гармоничное развитие интеллекта, эмоциональной сферы и тела.
3. Экологичность (бережное и здравое отношение к людям и к природе).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ
1. Объединение нескольких семей с близкими жизненными ценностями в сообщество для создания общей образовательной среды, возможности которой сильно превышают возможности каждой отдельной семьи.
2. Поддержка семейных ценностей и линии воспитания родителей.
3. Организация занятий, мероприятий и проектов, общей целью которых является освоение базовых компетенций (сотрудничество, общение, содержание, критическое мышление, творческие инновации, уверенность).
4. Создание образовательного пространства с комфортной психологической обстановкой, где у детей и взрослых есть возможность быть собой, пробовать новое, ошибаться и рассчитывать на поддержку и помощь.
ИСТОРИЯ Организаторы «Бюллербю» и некоторые ныне присутствующие родители познакомились в рамках схожего образовательного проекта в 2013 году. С сентября 2014г. семейная школа «Бюллербю» появилась уже как самостоятельная единица. С тех пор мы несколько раз переезжали, расширяли свои образовательные возможности и увеличивали численность участников, активно учились и искали свой путь в сфере образования.
КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ
1. Дина Зарецкая: сооснователь и директор школы, преподаватель английского, немецкого, истории.
2. Мария Коробейникова: сооснователь, идейный вдохновитель, преподаватель, методист и родитель 2-х наших учеников.
3. Дениза Юсифова: сооснователь, заместитель директора, преподаватель математики, химии, походовод и родитель одного из наших учеников.
4. Мария Тихонова: психолог, идейный вдохновитель.
5. Родители наших учеников, которые активно участвуют в разнообразной деятельности нашего сообщества.
6. Дети: в нашем сообществе они принимают большое число решений, касающихся внутренней жизни школы.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ В школе на данный момент учатся 28 детей от 7 до 14 лет, 13 мальчиков и 15 девочек.
СКОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ В постоянном расписании школы работают 12 преподавателей (у шести из них дети учатся в «Бюллербю»).
ПОМЕЩЕНИЕ На данный момент мы арендуем нежилое помещение 130 м2, с отдельным входом, с 5-ю учебными комнатами, 2-мя туалетами, кухней и кладовкой. (Но нам этого уже мало, и на новый учебный год мы подбираем помещение побольше). Помещение было приведено в порядок и украшено замечательной настенной живописью силами родителей и детей.
ПЛАНЫ Мы стараемся быть гибкими в том, что касается организации, географического положения (в пределах Чертаново), состава участников и их количества, размеров помещения и многого другого, поэтому наши планы изменчивы. В ближайшем будущем мы собираемся переехать, набрать дошкольную группу 4—6 лет, а также первый класс, найти несколько новых преподавателей, осмыслить опыт этого учебного года и решить, каких изменений мы хотим в следующем.
ГИМН «БЮЛЛЕРБЮ»
Авторство — полностью дети
Лучшая в мире страна Бюллербю —
Это прекрасно, красиво и чудно!
Дань не приносят у нас королю,
А меньше и больше живут очень дружно!
Лучшая в мире страна Бюллербю!
Мальчики нас защищают прекрасно.
Нас обижать — это очень опасно!
Лучшая в мире страна Бюллербю
Просто прекрасно и просто отлично!
И я конечно же очень люблю,
Знания все забирать себе лично.
Лучшая в мире страна Бюллербю!
Лучшая в мире страна Бюллербю!
Взлетная полоса
КОНТАКТЫ Адрес: Москва, Сретенский бульвар, 6/1
+7 (903) 960-92-95 e-mail: runway-school@yandex.ru
http://www.runway-school.ru
ИДЕЯ Небольшая школа на каждый день. Обычные дети, настоящие взрослые. Насыщенная жизнь. Мы интересны друг другу. А знаете, это ведь важно — каждый день радоваться жизни! Нам всем очень повезло оказаться в одном месте, где самое важное — жить! Не казаться, а быть. В нашем пространстве мы не любим имитацию и притворство, страх и агрессию. Хотя все это возможно и бывает. Мы — за настоящее. Каким бы оно ни было. А программа… Ну что программа… Она легко усваивается, когда ребенок избавляется от страха, имитации, притворства и защиты; когда вокруг умные взрослые, которым до всего есть дело и которые радостно познают что-то новое вместе с детьми и отдельно от них. Мы не выбираем детей, мы выбираем родителей)), таких же как мы))
ИСТОРИЯ Началось все с проведения в 2013 году увлекательных занятий биологией, математикой, историей древних цивилизаций для детей по выходным в уютной домашней атмосфере на Арбате. Потом возникла идея выездной школы, и мы отправились с ребятами под Звенигород изучать историю, работать в крафтовой мастерской, биться на тямбарах, сидеть у камина, общаться и узнавать новое.
А в 2015 году мы запустили в жизнь дневную историю, когда ребята приходят к нам в 9.30 и проводят с нами полдня.
Так школа выходного дня, выездная и летняя школа трансформировалась в школу-дом, в место где мы вместе с ребятами учимся жить и учиться, с радостью и удовольствием.
КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ Дарья Бундина и Дмитрий Белоручев.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ 37 детей в возрасте от 7-ми до 14 лет.
СКОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ 12 взрослых.
ПОМЕЩЕНИЕ Просторная квартира.
ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИП с функцией развиваю — щего центра; ежемесячная родительская плата.
ПЛАНЫ Запустить загородную резиденцию, в которой можно проводить пару месяцев в году, обучаясь с погружением и проживая жизнь, полную бытовых забот и самоорганизации.
Вместе
КОНТАКТЫ Адрес: г. Москва, ЮАО +7 (915) 138-12-78; +7 (910) 405-80-47
e-mail: mak@navitatis.com
ИДЕЯ Создание обучающего и мотивирующего пространства, включающего все хорошее, что еще осталось в нынешней массовой школе и все лучшее, что там невозможно, в том числе, сотрудничество с педагогами-новаторами, использующими нестандартные авторские методики для освоения стандартных федеральных программ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ Разностороннее развитие подростков. Возможность углубленного изучения интересующих дисциплин. Психологическая поддержка. Помощь в профориентации. Подготовка к поступлению в желаемые вузы.
ИСТОРИЯ Идея проекта родилась в 2012 году, после перехода детей организаторов на заочное обучение. В течение пяти лет проект осмысливался, нарабатывался необходимый опыт, укомплектовывался инструментарий, и в 2017 году Студия «ВМЕСТЕ» распахнула свои двери для ребят. Дети готовятся к аттестациям с увлеченными педагогами, занимаются робототехникой, шахматами, программированием, творчеством. Есть физические, химические, биологические лаборатории, литературный клуб. Особое внимание уделяем:
1. Математике (базовый и углубленный уровни).
2. Русскому языку (школа Ольги Соболевой и игровой русский).
3. Английскому языку (разноуровневые группы и регулярные встречи с носителями).
4. Робототехнике и естественным наукам.
5. Подготовке к аттестациям и экзаменам.
6. Профориентации.
КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ
1. Светлана Марзеева — сооснователь студии, автор портала «Альтернативное образование в России», вице-президент Ассоциации Развития Семейного Образования (АРСО), организатор Клуба семейных нешкол. Ведет занятия по русскому языку и литературный клуб.
2. Юрий Комаров — сооснователь и руководитель студии, эксперт в сфере альтернативного образования, преподаватель математики, физики, информатики.
3. Марина Комарова — сооснователь студии, эксперт по корпоративной культуре, культуролог, преподаватель истории искусств и литературы.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ 11—17 лет, 15 детей.
СКОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ 8.
ПОМЕЩЕНИЕ Нежилое помещение 70 м2, три учебных кабинета. ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИП, заключаем договора с родителями. Промежуточные и итоговые аттестации проводятся в школах-партнерах с лицензией и аккредитацией.
ПЛАНЫ Издание авторских учебных пособий по подготовке к итоговым аттестациям. Сопровождение обучения в дистанционных школах США и подготовка к поступлению в вузы ЕС, США и Канады.
Дубравушка
КОНТАКТЫ Адрес: Москва, СЗАО, Куркино, Химки
https://www.facebook.com/groups/dubravushka
ИДЕЯ Объединить семьи, которым близка идея свободного образования, создать пространство для выбора, развития, общения и деятельности, самообразования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ
1. Вырастить счастливых, здоровых детей.
2. Научить их бережно общаться между собой и с другими людьми.
3. Развить интересы детей.
4. Научить самостоятельно учиться, расширить кругозор.
5. Передать детям ответственность за их образование.
ИСТОРИЯ Сначала нас было всего пять семей. Наши дети ходили в небольшой частный садик. Дети подросли и встал вопрос школы. У нас уже были определенные взгляды на образование, а школы в нашем районе не соответствовали этим взглядам. Так родилась идея создать свое школьное пространство. Мы многое умеем, а главное любим делать! Среди нас есть те, кому интересна арт-терапия. Есть мастер по оригами, вязанию. Есть те, кто любит математику. Есть те, кто любит русские традиции и ремесла, русский язык, каллиграфию, историю. Потихоньку к нам присоединились и другие нужные нам люди.
КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ Татьяна Северьяновна, Алина Шарова, Екатерина Волкова, Елена Сильвестрова, Светлана Шаповальянц.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ 11 детей от 7 до 10 лет.
СКОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ Каждая семья участвует в созидании школы. Кто — то ведет студии, кто-то сортирует и сдает на переработку мусор, кто-то гу — ляет с детьми, моет посуду, кто-то организует поездки в музеи, на выстав — ки, кто-то занимается административной работой и т. д. Кроме этого у нас есть приглашенные педагоги.
ПОМЕЩЕНИЕ Для проекта мы арендуем первый этаж в детском центре. Площадь примерно 120 м2 с прекрасно оборудованным спортивным за — лом, хорошо оснащенной кухней, светлой аудиторией, раздевалкой. Сразу у школы начинается заповедник с лесом, речкой и эко-тропами. Здание на — ходится в историческом месте — в деревне Куркино. После школьных заня — тий можно оставаться на занятия при детском центре (шахматы, русский рукопашный бой, робототехника и др.)
Искатели Семейная (не) школа
КОНТАКТЫ Адрес: Калининград, Московский проспект, 183
+7 (962) 252-34-38
vk.com/club127512260
МИССИЯ ПРОЕКТА Развитие свободного образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ Предоставить семьям, выбравшим свободное образование, необходимую правовую, информационную, методическую, моральную и организационную помощь, позволяющую преодолевать затруднения, возникающие в связи с этим выбором.
ИСТОРИЯ Проект начат в 2011 году, когда, в Калининграде силами нескольких активных родителей был создан Семейный клуб «Искатели». Деятельность клуба включала в себя совместные походы в музеи, поездки, игротеки и образовательные путешествия. В конце мая 2013 года мы провели детский городской научный лагерь «Академия тайн и загадок. Летние программы», а в октябре 2013 года — первый большой семейный выезд в Приморье. В дальнейшем программы Академии и практика семейных выездов и семейных лагерей стали постоянными.
Второй этап был связан с тем, что к 2014 году мы от периодических событий и встреч перешли к постоянным программам. Сначала это была программа «Пилигримы», затем «Академия тайн и загадок» стала круглогодичной. Мы занимались робототехникой, театром, творчеством, научными мастерилками и фокусами. Так постепенно вокруг нас сложилась целая группа семей, которым было интересно нешкольное образование.
Третий этап начался в феврале 2016. Тогда мы фактически свернули программы, ориентированные на дополнительное образование детей-школьников и приняли решение о создании семейной (не) школы — сообщества семей, в которых дети не посещают общеобразовательную школу. В 2017 большая часть семей, включенных в наше сообщество, перешло на заочное обучение в одну из школ г. Новосибирска и мы соорганизовались в вопросах совместной подготовки к аттестациям. Важным моментом в жизни сообщества стало то, что в этот период мы познакомились с методикой дошкольного образования по системе Монтессори, у нас появился частный детский сад, а свободное образование стало той философией и идеологией, которая определила нашу работу.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ, СКОЛЬКО ДЕТЕЙ Сейчас в нашем сообществе около 30 семей. Работает две разновозрастных группы «школьного» возраста: 1—4 класс и 5—7 класс, также на базе детского сада реализуется программа для дошкольников.
ПОМЕЩЕНИЕ Территориально большая часть тех активностей, которые мы организуем (а это — совместная подготовка к аттестациям, образовательные путешествия, дискуссии, проектные и творческие, мастерские, тренинги, тематические погружения…) происходят в доме, где живет одна из семей-организаторов. Отдельный этаж этого дома (около 120 м2) выделен под то, чтобы дети могли насыщенно, содержательно и заинтересованно проводить вместе время. Часть программ размещается на территории детского сада по субботам.
ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ На данный момент (за исключением садика, который является юридическим лицом и имеет лицензию на образовательную деятельность) мы не имеем формального организационно-правового статуса. Мы — сообщество. В настоящий момент организационо-правовая модель находится в стадии трансформации, но как это произойдет, пока говорить рано.
ПЛАНЫ В нашей стране сложно планировать. К сожалению, сейчас не совсем удачное время для проектов свободного образования, но дети растут, и хочется, чтобы у них была перспектива. Конечно, всегда есть вариант официально регистрироваться, лицензироваться и становиться школой. Вот только нет уверенности в том, что это позволит сохранить свою уникальность. Пока мы рассчитываем продолжать развивать свое сообщество и свою практику так, чтобы у детей была возможность учиться в таком формате как минимум до конца 9 класса, а там посмотрим…
Кругозор семейная школа
КОНТАКТЫ Адрес: г. Раменское, Московская обл. +7 (985) 138-55-45
https://www.facebook.com/KrugozorSchool/
ИДЕЯ Основа основ нашей школы — уважение личности. Преподаватели, ученики и родители одинаково значимы и являются полноправными участниками процессов, образующих школу.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ Наша главная цель — помочь детям вырасти самостоятельными, цельными, умеющими действовать в современном мире и эффективно коммуницировать с окружающими.
Мы создаем возможности для поиска своих интересов и целей, раскрытия способностей и талантов.
Учим навыкам, которые в будущем помогут детям двигаться в выбранном направлении, получить профессиональное образование в выбранной области и реализовать себя.
И вместе учимся — видеть в мире возможности, быть открытыми новому, наблюдать, ставить вопросы и находить на них ответы. Жить в согласии с окружающими нас людьми, ценить дружбу и отношения. В общем, быть счастливым и радоваться жизни!
ИСТОРИЯ Идея открыть семейную школу возникла среди родителей, дети которых ходили в садик Центра «БольшиеМаленькие», в 2014 году. В сентябре 2015 года Маша Холодова организовала занятия для ребят 5—6 лет по математике, словесности, английскому языку. В сентябре 2016 года мы открыли первый класс, во многом повторивший структуру подготовишек. В течение 2017 года школа прошла активный процесс становления — мы развили школу из суммы нескольких предметов в пространство роста и детей, и взрослых, сформировали коллективную систему управления школой.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ На март 2018 года 11 детей от 8 до 9 лет.
СКОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ 5 преподавателей, воспитатель, координатор — и все родители, которые принимают решения и по образовательным, и по административным вопросам.
ПОМЕЩЕНИЕ Класс 40 м2, арендуем в Семейном центре «БольшиеМаленькие», рядом детские площадки, в пешей доступности городской парк и лес. ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Услуги по присмотру оказывает ИП — семейный центр, услуги по ведению занятий — преподаватели — ИП. Форма получения образования — семейная. Ежегодные аттестации в школах, к которым дети прикреплены по выбору родителей.
ПЛАНЫ В планах переезд в помещение, арендуемое только для школы, открытие первого и подготовительного класса, развитие проектной работы, средового и событийного подхода.
Натуральная школа
КОНТАКТЫ Адрес: Россия. Образование распределено по территории, а не сконцентрировано по адресу.
facebook.com/naturschool/
ИДЕЯ Дать детям возможность учиться и развиваться в среде, насыщенной уважением, движением, общением.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Мы скорее отталкиваемся от принципов, чем тянемся к целям.
ИСТОРИЯ Запустились в 2015 году с лагеря без расписания, на территории начавшегося строиться креативного поселка «Деревня» на окраине Московской области. Там планировали открыть пансион. Сначала собирались делать это группой родителей из 3-х семей, однако в итоге решилась только одна семья — Алексей Ширшов, философ, и Руфина Кашапова, психотерапевт. Все лето с детьми прогуляла Ольга Рыжова, кайтер и архитектор.
Не построив зимнее жилище, мы переместились в Одинцовский район. Познакомились с мало кому известной тогда Ольгой Леонтьевой, решив осваивать подход школа-парк. Получив и одобрив предложение о партнерстве от арендаторов сельского дворца культуры на Ильинском шоссе, запустили на их территории т. н. «Лесную школу», на открытии которой 18 ноября 2015 года была анонсирована школа-парк. Весной наши пути разошлись, и мы вернулись со своими прогулками в Подушкинский лес, а по Подмосковью прошли несколько семинаров Ольги, в т. ч. в «Лесной школе», после которых в сентябре 2014 г. открылись 4 школы-парка.
За два года «шастания» по лесам опробовали на свежем воздухе разные методики на материале всех школьных предметов, но поняли, что это никому не надо. Начали вновь проводить мероприятия в помещениях и к 2018 году вышли на модульную форму организации содержания и модель «Город как образование», т.е. образование, распределенное по территории, а не в помещении с прилегающей огороженной территорией.
КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ За три года с и в «Натуральной» школе участвовали около 20 ведущих.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ Обычно у нас небольшая группа детей, 5—10 человек возраста 8—12 лет, на отдельных мероприятиях количество участников возраста от 0 до 60 может превышать сотню.
СКОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ Мероприятие, как правило, ведут один-двое взрослых. Изначально задумывалось, что любое мероприятие ведут пара взрослых, вопрошающих друг друга, усомневающих, что задавало бы разнообразие версий, видений, точек зрения, т. е. среду для развития критического мышления.
ПОМЕЩЕНИЕ Его как такого нет. Иногда снимали под те или иные определенные задачи. Сейчас разворачиваем образование на базе библиотек Москвы, используя их как точки для образования, распределенного по территории.
ПЛАНЫ Описать то, что мы делаем, и перейти к оценке результатов.
НОС — новая образовательная среда
КОНТАКТЫ Адрес: Город Истра, Московская область
+7 (985) 175-29-67 Елена Паршина;
+7 (903) 755-21-88 Лика Крючкова
http://nooos.ru
ИДЕЯ Мы ценим право ребенка на полноценную насыщенную эмоциями жизнь. Мы уважаем личность ребенка и его желания, как самое ценное и главное в формировании гармоничного и всесторонне развитого человека. Мы создаем условия, в которых у ребенка есть возможности развить свои способности и интересы. Мы нацелены на то, чтобы со временем к ребенку полностью перешла ответственность за его решения и жизнь в целом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Острова. 16 проектов свободного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других