Бесконтрольный диабет. Как решить внутренние проблемы и добиться компенсации

Анна Корн, 2019

Книга создана диабетиком для диабетиков. Автор книги – Анна Корн – больна диабетом с 12 лет. Эта книга для людей, которые стараются выполнять все рекомендации врачей, но иногда оказываются просто не в силах держать себя в рамках, которые от них требуют, периодически не придерживаются диеты, не считают хлебные единицы, – живут с декомпенсированным диабетом, и ничего не могут с этим сделать, – находятся в постоянном страхе за свое здоровье, – не могут строить отношения с людьми из-за болезни. Она поможет понять, как внутренние, психологические проблемы могут быть причиной декомпенсации. С помощью упражнений, собранных в этой книге, вы сможете решить эти проблемы и помочь компенсации диабета.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бесконтрольный диабет. Как решить внутренние проблемы и добиться компенсации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Психосоматика диабета. Зачем он нам нужен?

Сократ:” Нельзя лечить глаза без головы, голову без тела, а тело без души”.

Что такое сахарный диабет? Да-да, это эндокринное заболевание, связанное с нарушением усвоения глюкозы и развивающееся вследствие недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия. Но давайте взглянем на эту болезнь не с медицинской стороны. Чем больше я изучаю этот вопрос, тем больше понимаю его психологический аспект.

Много психологов считает, что, помимо физиологических причин, у всех болезней так же есть и психосоматические.

Психосоматика — это направление в медицине и психологии, изучающая влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

В своих работах “Защитные невропсихозы», 1894 г. и"Исследования истерии", 1895 г. Фрейд изложил теорию о конверсии, когда психический конфликт смещается и разрешается через различные симптомы в области тела — соматические, моторные или чувственные.

Было проведено множество исследований, направленных на выявление связи между психологическими показателями переживаний, поведением личности и соматическими процессами.

Проведено многолетнее исследование на базе 9 терапевтических отделений больниц в Гамбурге [U. Stuhr и A. Haag, 1989 . После того как из общего числа больных (521) были отсеяны пациенты в возрасте старше 80 лет, алкоголики, суицидальные больные и люди, отказавшиеся от исследования, у оставшихся 154 больных были проведены опросы. Их результаты были проанализированы независимыми экспертами. Исследование показало, что у 48,3 % интервьюированных больных был установлено психосоматическое происхождение заболевания, ставшего причиной госпитализации [U. Stuhr и A. Haag, 1989]. Эти данные однозначно совпадают с 10 другими наблюдениями психосоматических заболеваний в стационарах, у которых доля этих больных составила 41,8 %. (Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Б 88 Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г. А. Обухова, А. В. Бруенка; Предисл. В. Г. Остроглазова. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. — 376 с.)

Эти исследования подтверждают предположения о том, что психосоматические причины могут являться источниками болезни наряду с физиологическими причинами. Давайте задумаемся, какие психосоматические причины могут влиять на возникновение и компенсацию диабета?

У большинства людей с диабетом есть одна общая черта — мы не умеем любить себя. Или не умели, когда заболели, а потом научились. Все по разным причинам — кого-то не научили, как это делается, кому-то внушили отвращение к себе, кто-то ставит всех выше себя, и готов заботиться о ком угодно, но только не о себе. Причина не важна. Но подумайте только — вот мы имеем человека, который не любит себя. Забывает, отодвигает на второй план, не уделяет себе внимание, не заботится. И тут в его жизнь приходит диабет. И этому человеку уже так или иначе приходится уделять себе время и думать о себе. Забыл, не померял сахар? Один раз, два, три — и вот уже проблемы с глазами. Не считал углеводы, не заботился о пользе пищи, ел все подряд? И вот приходят проблемы с почками. Я уже не говорю про гипогликемии, которые заставляют постоянно прислушиваться к своему состоянию.

Эта болезнь заставляет нас уделять себе время, думать о том, как нам будет лучше, заботиться. Наш организм с помощью нее просит нас о том, чтобы мы перестали пренебрегать собой.

Мария. 40 лет. Стаж диабета 8 лет.

Я долгое время ненавидела свой диабет и боролась с ним. Каждый день. Это была тяжелая борьба и я частенько в ней проигрывала. А потом я поняла, что он не враг мне. Он мой союзник. Он пытается заставить меня заботится о себе. Нужно сказать, что я была не очень внимательна к своим нуждам — много работала, забывала поесть, почти не отдыхала. Сначала в школе — с кружка на кружок, потом институт, в котором параллельно начала работать, потом работа с постоянными командировками и ненормированным графиком, иногда без выходных. Я три года не была в отпуске. Устала, конечно, но мне все казалось, что я не имею права отдыхать. Или полноценно обедать во время рабочего дня. А потом случился Он. И с ним уже не пропустишь просто так еду, не перекусишь наспех в Макдоналдсе — это сразу скажется на показателях сахара. И отдыхать приходится, иначе я начинаю переставать чувствовать гипогликемию. Выходит, что благодаря диабету, я стала гораздо сильнее заботиться о себе.

Является ли психосоматика причиной заболевания или нет — это не столь важно. Наука пока не может предоставить никакой информации на этот счет. Но, в любом случае, диабет является отличным инструментом, который учит нас любить себя и помнить о своих потребностях.

И мы потихоньку учимся это делать — нам приходится. Да, этот процесс идет у нас под дулом пистолета, но нам просто необходимо научится этому, иначе все становится совсем плачевно — уровень глюкозы в крови прыгает, наступают осложнения, тяжелые гипогликемии. В этой главе мы постараемся обучиться этой любви к себе и убрать все то, что ей мешает.

3.1. Нехватка любви

Для начала давайте рассмотрим часто встречающийся сценарий, когда мы используем диабет для получения любви окружающих. Изучим этот механизм и рассмотрим способы, как перестать его использовать.

Будущие диабетики могут недополучать любовь из разных источников — от себя или от близких людей. Чаще всего с этим проявлением психосоматики сталкиваются дети, ведь они очень чувствительны к недостатку любви, и еще более часто эта любовь ожидается ими от родителей. Хотя, очень часто родительская любовь и присутствует, но детям может казаться, что ее недостаточно. Может, родители ругаются между собой, или у них появился еще один ребенок и старшему стало оказываться меньше внимания. Или один из родителей работает допоздна каждый день — все это может трактоваться ребенком как то, что его не любят. А болезнь — очень удобный механизм, с помощью которого эта любовь обычно увеличивается. Ребенок много раз на своем опыте убеждался, что, когда он болеет, то вокруг него появляется сразу очень много внимания — и мама, и папа заботятся, дают что-нибудь вкусненькое и разрешают смотреть много мультиков. Все заботливые, никто не кричит — благодать. Вот только заканчивается это все быстро. А вот диабет… Конечно, это все происходит неосознанно, дети не сидят и не строят коварные планы. На то она и психосоматика — все происходит на уровне подсознания, чаще всего незаметно для нас. Остается один факт — ребенку не хватает любви, и он эту любовь получает всеми возможными способами.

Просто представьте себе всю эту ситуацию со стороны (объясню по-простому, на пальцах): маленькому мальчику (назовем его Виталиком) вдруг стало не хватать любви мамы (или показалось, что его вообще не любят). Может быть, ему просто показалось, но ведь он маленький, и он воспринял все это очень серьезно. Давайте рассмотрим, какие чувства человек может испытать по такому поводу:

— гнев (а почему это меня стали меньше любить???);

— ярость (а ну давай люби меня по-прежнему!!);

— обиду (ну воооот, ты меня больше не любишь) и т. д.

Но вместо этого, в силу того, что он опять-таки маленький ребенок, а к родителям такие чувства испытывать сложно, его подсознание, не справляясь с такой нагрузкой, придумывает очень хитроумный способ. Зная, что уровень любви и заботы к нему повышается во время болезни, оно решает заболеть посильнее, и, желательно, навсегда, чтобы эта любовь и забота, которая проявляется к нему во время болезни, проявлялась к нему теперь постоянно. Все очень логично. Так работает психосоматика. В обход разума. И сработало. Любви, заботы — хоть отбавляй. Побочных эффектов тоже, правда, немало, но кто же знал.

Проходит время и теперь, каждый раз, когда Виталику — теперь уже Виталию Олеговичу — нужна любовь и забота в любом ее проявлении — со стороны родителей, супруги, себя самого, начальника или коллег, подсознание опять пытается пользоваться этим инструментом. Оно делает так, что у Виталия Олеговича повышается сахар. Виталий Олегович неосознанно съест лишние углеводы, “случайно” забудет сделать инсулин на ночь, или неправильно подсчитает хлебные единицы.

Понятно, что все это срабатывает вкупе с другими факторами, которые вызывают болезнь — экология, сильный стресс, генетика, питание, недостаточная активность. Для проявления психосоматических причин возникновения болезней (любых) необходимо наличие определенной почвы. Но психосоматика вполне может сработать спусковым крючком. Родителям ни в коем случае не нужно винить себя — они сделали максимум того, что могли сделать. Просто детская психика незрелая и может много чего придумать, о чем родители, возможно, даже и не будут догадываться.

Алина 29 лет. Стаж диабета 18 лет.

Я заболела диабетом, когда меня отправили на полгода жить к бабушке. Родителям нужно было много ездить в командировки и им пришлось отдать меня. Они приезжали так часто, как только могли, но мне казалось, что меня разлюбили. Я думала, что они не хотят больше, чтобы я была их ребенком. Я очень хотела вернуться домой и видеться с ними каждый день. Что ж, будьте осторожны со со своими желаниями — когда я заболела, маме пришлось уйти с работы и я стала видеть ее постоянно.

Вследствии определенных действий родителей ребенок может понять, что он недостоин любви. Зачастую это приводит к тому, что во взрослом состоянии такой человек не может любить себя. Родители могут разными способами давать понять, что ребенок недостоин любви. Причем это можно делать осознанно, или совсем не догадываться об этом, принося вред другому человеку. Ваши родители могли ругаться при вас, а вы были молчаливым зрителем и впитывали все это. Или же вас могли привлекать в свою ссору, орудуя вами, как инструментом для упреков или вызывания чувства вины у оппонента. Или у вас могли отобрать игрушку и отдать ее вашему маленькому братику. Или ваша мама могла второй раз выйти замуж и в конфликтных ситуациях вставать на сторону нового мужа, предавая вас. Таких примеров может быть очень много. Как видите, это могут быть и действительно серьезные проявления нелюбви к вам, так и совсем незначительные. Но и те и другие ребенок может воспринять очень глубоко, это зависит от психики ребенка и среды, в которой он находится. Конечно, от одного раза ничего не произойдет, но, если это будет повторяться с некоторой периодичностью, то оставит очень глубокий след. “Меня нельзя любить”, — написано большими буквами в душе у таких детей. Эту установку они берут с собой и во взрослую жизнь. Возможно, их задирали в школе, — это тоже очень сильно может повлиять на психику ребенка. Но чаще всего, конечно, надпись эту провоцируют родители. И дети верят им. Это ведь родители. Но если “меня нельзя любить”, значит запрет действует и на меня самого? Ответа на вопрос “Почему меня нельзя любить?”, как правило, нет, или же он не объективен. Но и сам этот вывод у ребенка чаще всего не осознан, так как очень часто родители могут в тоже время говорить:”Мы любим тебя!”. А ведь это родители, как можно им не верить? Только вот через час эти же родители ругаются на глазах у этого ребенка, который в слезах молит их о том, чтобы они помирились. А увиденное им откладывается гораздо глубже, чем их слова о любви. И получается, что сверху, в сознании, этот ребенок знает, что его любят, ему ведь это так часто говорят, но если копнуть глубже, в подсознание, то оно очень уверенно в том, что его любить нельзя.

Грустно, что эти родители на самом деле любят его. Но, к сожалению, они разрешают себе еще и ругаться, и это никак не враждует с любовью к ребенку в их головах. Такими их сделала среда, воспитание, тяжелая жизнь. Но ребенку очень больно, его мир рушится, хоть для него это нормально — что родители при нем ругаются. Ненормально и больно — это сам факт ругани, а то, что он это видит — для него это норма. Он привыкает к тому, что его не оберегают от потрясений, не заботятся о нем. Ведь если родители так поступают, значит это так должно и быть. И так вырастает человек, который пренебрегает своими нуждами и потребностями, который не ценит себя и в котором есть огромная дыра внутри, постоянно ищущая любовь. В идеале — любовь родителей, которую он недополучил в детстве, но в крайнем случае, сойдет любая другая любовь. Ему очень страшно, что его не будут любить, и он делает все, чтобы нравится другим людям и вызывать у них теплые чувства.

Дети очень резко чувствуют любые перемены в семье и могут по-разному на них реагировать. Если вы были таким ребенком, вам необходимо вернуться в прошлое и подумать, что могло спровоцировать возникновение диабета и проработать эти причины. Для чего нам это нужно? Для того, чтобы старые травмы не влияли на наше поведение сейчас, чтобы они не мешали нам держать сахар крови под контролем. И для того, чтобы этот инструмент — повышение сахара для реализации своих целей — навсегда исчез из нашей жизни И конечно же, чтобы избавится от этого груза и не тащить его за собой.

Все детские травмы, которые мы не проработали, рано или поздно негативно влияют на нашу жизнь, и чаще всего мы не догадываемся, что это следствие того, или иного переживания в детстве. Как писал Зигмунд Фрейд:”Психическая травма или воспоминание о ней действует подобно чужеродному телу, которое после проникновения вовнутрь еще долго остается действующим фактором».(Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии // Зигмунд Фрейд. Собрание сочинений в 26 т. СПб: Восточно — Европейский Институт Психоанализа, 2005. Т.1. 466 с.) Поэтому, если у вас есть та или иная незакрытая детская травма, лучше ее проработать и трансформировать.

Если ваша болезнь появилась в детстве, вполне возможно, что психосоматические причины приняли участие в ее возникновении, и что они работают до сих пор, мешая вашей компенсации. Чтобы с ними разобраться, давайте выполним упражнение.

Упражнение № 3. Напиши письмо родителям

Проанализируйте, что могло вызвать вашу болезнь. Для чего она была вам нужна? Что хорошего вы получили, когда заболели? Чего добились с ее помощью? Очень часто бывает, что травмы сидят в нас настолько глубоко, что самостоятельно их не достать. Возможно, сработал защитный механизм вашей памяти и вы ничего не помните (это волшебное свойство нашего мозга — диссоциативная (психогенная) амнезия — мы имеем свойство забывать тяжелые моменты нашей жизни, чтобы иметь возможность жить дальше.

Спросите тогда у ваших родителей, или у других близких людей — что происходило в вашей семье за полгода-год перед тем, как вы заболели? Хотя может быть и так, что родители не смогут вам ответить (у них так же могла произойти амнезия).

Это не обязательно могло быть какое-то сильное потрясение, такое как чья-то смерть или болезнь, или развод, нет, это могли быть куда менее трагичная и небольшая причина, в результате которой маленький человечек подумал, что его больше не любят. Постарайтесь вспомнить не только само событие, но и свои чувства — одиночество, тоску, отчаяние страх… Закройте глаза и побудьте в этом состоянии. А потом напишите письмо своим родителям из прошлого от имени себя маленького. Это могут быть и другие виновники тех событий из прошлого, но так как, чаще всего, в этой роли выступают родители, то я буду рассматривать именно их. Расскажите им, что вы чувствуете и попросите уделять себе больше времени. Помните, что это пишет ребенок, поэтому пишите простым языком. Это письмо вы никогда не отправите, поэтому не нужно жалеть чувства адресата и думать о том, как бы его не обидеть. Например, ваше письмо может быть таким:

“Дорогая мамочка! Я знаю, что ты меня любишь, но раньше ты любила меня сильнее. Помнишь, как мы раньше играли в конструктор каждый день? А теперь ты все время проводишь с моим братиком, а я должен играть в конструктор с котом. Мне очень этого не хватает. А вчера, когда я попросил собрать со мной пазл, ты сказала, что я уже большой, и что могу собирать пазл один. Но, хоть я уже и большой, мне не нравится собирать пазл одному и я очень хочу, чтобы ты делала это со мной. Давай ты хотя бы иногда будешь собирать со мной пазлы? И мы совсем перестали весело смеяться с тобой.”

Вспомните все ваши обиды и всю боль. Сейчас они вам могут показаться неправильными, несправедливыми по отношению к родителям, но тогда ведь вы это чувствовали, и потому мы пишем это письмо от лица ребенка.

Мы должны позаботиться о том маленьком человечке, который живет внутри нас проявить к нему эмпатию и вылечить его обиды.

Показывать родителям письмо не стоит, и вообще обсуждать эту тему с ними. Вряд ли вы добьетесь чего-либо кроме обвинений. Вы можете вызвать ненужное чувство вины, или они начнут оправдываться, или говорить, что все было не так.

Когда письмо будет готово, прочитайте его вслух. Можете представить себе своих родителей, которым вы говорите все это. Или достать их фотографию, желательно тех времен, когда происходили эти действия. Что вы почувствовали, когда читали это письмо? Если вдруг захотелось плакать — это очень хороший знак, значит выздоровление началось.

Представьте себе идеальный вариант этих людей, которые получают ваше письмо и реагируют на него самым лучшим способом. Напишите себе письмо от их имени. Например, оно может выглядеть так: “Володенька, прости меня пожалуйста! Я слишком много времени стала уделять Олежке, и была не права, что перестала играть с тобой. Я обязательно буду уделять тебе больше времени. Каждый день, с 18 до 20 часов я буду проводить только с тобой, а с Олежкой будет заниматься папа. А с 20 до 22 часов папа будет только с тобой. Мы будем вместе собирать пазлы, играть в конструктор, а с папой вы будете играть в футбол в хорошую погоду, или делать кукольный театр в плохую. Договорились? Число (тот самый год). Подпись”. Отправьте это письмо себе по почте, или просто положите в свой почтовый ящик, пусть полежит там день-другой. Когда получите его, прочитайте его и представьте, что ваши родители (или другой обидчик) вам это сказали тогда, что действительно стали уделять вам больше времени и больше любить. Представьте в деталях, как это было. Чем вы занимались? Что вы чувствовали при этом? Что вы чувствуете сейчас? Очень важно глубоко прочувствовать все это. Постарайтесь их простить. Скажите:”Я прощаю тебя, мама”. Даже если вы сейчас мозгом не понимаете еще, что они не виноваты.

Но даже если они на самом деле не виноваты и делали то, что могли делать, исходя из той ситуации, своего характера и окружения, то тому ребенку, который до сих пор живет где-то глубоко в вас, все равно кажется, что его недостаточно любят. И с этим нужно что-то делать, чтобы освободиться, и чтобы эта обида не мешала вам жить сейчас. Даже если обида обоснована, и ваши родители ее на самом деле заслужили, простите их ради себя и ради того, чтобы она не мешала вам жить.

Если вы не могли тогда сказать родителям, скажите им сейчас. Если тогда вы не могли злиться на них, то прозлитесь сейчас. Вы должны пройти эту стадию, чтобы стать свободным. Только тогда вы сможете отпустить эту ситуацию и оставить эти обиды в прошлом. Только тогда диабет перестанет быть для вас тем инструментом, с помощью которого вы пытались вызвать их любовь и внимание. Вы уже не ребенок и болезнь вам не нужна для того, чтобы вас любили. Для этой цели есть множество других прекрасных и эффективных инструментов — эмпатия, душевное общение, расположенность, поддержка, сила духа и множество других. И если вы все еще ребенок, то также можно поискать другие инструменты. К сожалению, от диабета избавиться пока нет способов, но хотя бы перестанем использовать его как инструмент вызывания любви. В противном случае мы так и не сможем полностью компенсировать его и держать под контролем.

Невысказанные обиды давят на нас и заставляют порой поступать во вред себе. Мы в очередной раз, по привычке, делаем так, что сахар наш становится высоким, в тот момент, когда нам кажется, что нас недостаточно любят и мы хотим получить внимание. После вызывания таким образом любви к себе у родителей, мы берем эту же модель поведения во взрослую жизнь, используя его в отношениях с семьей, коллегами, друзьями. И не важно, что во взрослой жизни он уже не так хорошо работает, мы продолжаем его использовать неосознанно, по привычке.

Но пора отпустить этот инструмент, слишком дорогая плата за его использование — наше здоровье.

Разрешите себе выплеснуть свою злость и обиду — бумага все стерпит. Но зато вы сможете завершить этот этап, закончить свои детские обиды. Может быть, одного письма будет недостаточно, быть может, вас обижали много раз и очень глубоко. Возвращайтесь к этому упражнению снова и снова. Становитесь ребенком, который испытывает страх, злость, обиду и разрешайте себе проживать эти чувства и выплескивать их на бумагу. Если вы считаете, что вы не должны испытывать эти чувства, что вы несправедливы по отношению к своим родителям — это значит только то, что вы на правильном пути. Вы наконец-то разрешаете себе высказывать то, что многие годы не могли, выпускаете на волю те чувства, которые многие годы сидели, затаившись, и не могли поднять голову.

Не слушайте свое сопротивление. Факт остается фактом — глубоко внутри в вас до сих пор живет маленький ребенок, которого когда-то недолюбили. Он очень хотел иметь идеальных родителей, друзей, учителей, а они таковыми не были (как, впрочем, и все люди). Но тогда он не мог им об этом сказать и просто всеми силами пытался заработать их любовь, даже при помощи диабета. Он не разрешал себе чувствовать гнев, обиду и злость (это ведь родители, как я могу чувствовать такое по отношению к ним?). У детей есть огромный внутренний запрет на проявление негативных чувств по отношению к родителям. Теперь вы можете перестать подавлять эти чувства. Пришло время, чтобы выразить их. Да, это может быть больно. Да, сейчас полезет очень много разных сопротивлений и голосов. Не слушайте их. Просто напишите письмо. Да, побудьте неблагодарным эгоистом, и кем еще вы там себя там называете, но позвольте себе это. Просто напишите это письмо. Разрешите себе это. Поймите, что пока вы будете сдерживать в себе эти эмоции, вы не сможете по-настоящему простить ваших обидчиков. А не простив их, не сможете отпустить свои обиды. Пока будут живы эти обиды, вы по-прежнему будете пользоваться своим привычным инструментом-костылем — диабетом.

Итак, что должен сделать наш Виталий Олегович, о котором мы писали ранее? Он, во-первых, должен осознать механизм работы своего диабета — зачем он был ему нужен и какую функцию он выполняет, а во-вторых, он должен позволить себе проявить себе те чувства, которые он когда-то подавил. После этого он сможет, наконец, простить родителей.

Марина, 34 года. Стаж диабета — 28 лет.

Когда я выполняла упражнение “Напиши письмо родителям”, не верила, что из этого что-нибудь получится. Но, так как я очень ответственная, то решила его написать на всякий случай. Я начала вспоминать все свои обиды, причиненные мне в детстве и как-то само собой мне вспомнилось, как мои родители были на грани развода и много ругались. Я очень боялась, что они разведутся или умрут. Мне было очень страшно, и в этом страхе я прожила не один год. Я вспомнила свои ночи в слезах и свое бессилие. Это чувство было особо мучительным. Я ничего не могла сделать и сказать им тогда. Когда я вспомнила свое бессилие, то взяла блокнот и написала:” Мама и папа! Я всего лишь маленькая девочка! Вы должны меня защищать и оберегать, а вместо этого вы постоянно ссоритесь. Я очень боюсь за вас, боюсь, что вы разведетесь, или что вы умрете. Это длится уже не один год. Когда вы начинаете друг на друга орать, или говорить фразы, типа “ты в могилу меня сведешь”, когда вы используете меня в своих ссорах для вызывания чувства вины у друг друга, я проваливаюсь очень глубоко. Я не чувствую вашу любовь, и даже не думаю об этом и не мечтаю. Я желаю только одного, чтобы вы не ссорились. Я думаю, что это несправедливо по отношению ко мне. Маленьких девочек нужно любить и баловать, они должны играть в куклы в маленьких нарядных платьицах и весело бегать по лужайкам, а вместо этого я рыдаю по ночам и боюсь показать вам, как я переживаю, так как из-за этого вы начнете обвинять друг друга и поссоритесь еще сильнее. Я спрятала свои чувства, для меня они были совсем не важны. Вместо этого я думаю — а что сейчас чувствует мама? О чем сейчас переживает папа? А вдруг он уйдет от нас? Родители, почему никто из вас не думает о том, что чувствую я?”

Пока я писала это письмо, слезы лились ручьем. Мне было тяжело. Но, написав это, я почувствовала облегчение. Я выпустила то, что давно пора было выпустить, и, что странно, я перестала винить своих родителей, мне просто стало их жалко.

Пишите эти письма до того момента, когда вам станет хорошо и спокойно относительно этой темы. Вы должны почувствовать, что закончили какой-то важный этап своей жизни, почувствовать облегчение. Вы должны начать уважать свои обиды и осознать, что имеете на них право — вы были просто маленьким ребенком и вам причинили боль (осознанно или нет — не важно). Позвольте себе наконец-то прожить эту боль. Это станет огромным шагом на пути компенсирования вашего диабета.

В тот момент, когда вы простите родителей, вы отпустите своих призраков прошлого. А то, что вы прочувствуете подавленные прежде эмоции, поможет вам добиваться любви к себе более гуманными для вас способами. Например, давать большую долю любви к самому себе. Или выражать свои чувства открыто, не подавлять их, тем самым, налаживая простые отношения и коммуницировать с другими людьми.

Если вы заболели во взрослом возрасте, такая причина, как нехватка любви и попытка ее получить с помощью болезни, также может сыграть свою роль. Хотя, конечно, это происходит гораздо реже, чем в детском возрасте. Но такой паттерн поведения уже мог быть сформирован у вас в детстве (я болею — меня любят сильнее), просто вы его не очень активно использовали — незачем было. Такой инструмент часто неосознанно используется в виде обычные ОРВИ, которые дают возможность временно отдохнуть и почувствовать заботу близких. И, если во взрослом состоянии вы неожиданно попали в стрессовую ситуацию, где вам нужно было быстро вызвать любовь (измена супруга, увольнение и т. д.), вы могли воспользоваться этим инструментом в виде более серьезного заболевания — диабета. Конечно, при наличии подготовленности почвы вашего организма — других факторов предрасположенности к этой болезни.

Чтобы не пользоваться этим инструментом далее (у меня высокий сахар или у меня осложнения — обо мне все переживают и меня все любят) и дать себе возможность компенсировать свой диабет, вам также необходимо пройти все шаги, о которых мы писали выше в этой главе. Но, конечно, в случае с подобной психосоматикой, вызвавшей болезнь у взрослого человека, бороться гораздо проще, чем у ребенка, так как подобный паттерн не так глубоко закрепился.

Также нередко встречается и другая причина нелюбви к себе — вас могли просто не научить это делать. Все основные умения и навыки мы получаем в раннем детстве от родителей и нашего окружения — чему-то нас обучают специально, что-то мы копируем со взрослых. Но что делать, если родители ребенка сами не умеют любить себя? Как они могут научить этому?

К сожалению, в нашем обществе понятие “любовь к себе” приравнивается к эгоизму.

Исторически пропагандируются поступки под эгидой “все для ближнего своего”. Те люди, которые жертвуют собой — хорошие, а те, кто думает о себе — очень плохие, жадные, и никудышные. И наверное для выживания социума это очень полезная вещь — когда забота о ближнем превалирует над заботой о себе. Но для полноценной жизни индивидума это не очень подходит.

Ведь на самом деле любовь к себе — это очень здоровое чувство. Как мы можем любить кого-то, не полюбив себя? Как мы можем чего-то отдавать, если этого у нас нет? Но, к сожалению, мало кто из старших поколений умел любить себя. Не до этого было — войны, потом страну восстанавливать нужно было, пятилетки — тут уж не до любви к себе. И наши мамы, растя нас, не обучили нас этому, не показали на своем примере, как это делается, потому что сами не умели.

Давайте поразмышляем — какой он — человек, который любит себя?

Он:

— заботится о своем здоровье,

— питает себя здоровой и вкусной едой в нужном для себя количестве,

— отдыхает, не перетруждается,

— выстраивает здоровые, гармоничные отношения с людьми,

— избегает стрессов и ссор и умеет улаживать конфликты,

— тщательно следит за своим здоровьем, выполняет все предписания врачей,

— не разрушает свое тело алкоголем, курением, наркотиками,

— не захламляет свою голову информационным мусором,

— заботится о жилище, в котором он живет,

— носит комфортную и красивую одежду,

— имеет ровно столько друзей, со сколькими ему комфортно поддерживать отношения, Общается с ними, когда у него в этом есть потребность,

— живет в комфортном для него месте,

— ценит свою личность, и это чувствуется в его взгляде, походке, голосе,

— работает на идеальной для него работе,

— умеет развлекаться и получать удовольствие,

— радует себя постоянно,

— много бывает на свежем воздухе,

— получает удовольствие от жизни,

— развивает себя духовно, культурно, интеллектуально и физически (если ему это нравится).

Конечно, это идеальный портрет. В реальной жизни, у людей, который любят себя, не все эти пункты в наличии. Но чаще всего они идут на пути выполнения большей части из этого списка. Свои интересы они не откладывают назад, а всегда считаются с ними, и делают это не за счет уничижения интересов других людей, а по обоюдному согласию. Конечно, таких идеально любящих себя людей встретить сложно, но даже половина этого списка — это уже очень хорошо.

Заметьте, тут нет ни слова про эгоизм. Любящий себя человек не пренебрегает интересами других людей. Если углубляться в философию, то тут имеет место быть термин “разумный эгоизм”, при котором индивид умеет жить собственными интересами, не противореча интересам других.

Упражнение № 4 “Вспомни себя”

Перед выполнением сначала прочтите это упражнение внимательно, желательно два-три раза, и только потом, без книги, выполняйте.

Вспомните себя до диабета. Это может быть маленький, наивный, беззаботный ребенок, или уже взрослый человек. Не важно. Главное одно — у него нет диабета. Он весел и безмятежен. Он может есть все, что он захочет, в его сумке нет постоянно запасов инсулина и сахара. Его голова не забита таблицей хлебных единиц, он понятия не имеет, сколько углеводов содержится в 100 гр яблок и он не проводит в больницах большое количество времени. Вспомните это состояние, вспомните этого человека. Представьте его себе. Если это было так давно, что вы уже не можете вспомнить, то достаньте старые фотографии, на которых вы еще здоровы, или попросите людей, которые знали вас в те времена, рассказать вам, каким ребенком вы тогда были.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бесконтрольный диабет. Как решить внутренние проблемы и добиться компенсации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я