Родитель, который на шаг впереди ребенка
Личностное развитие ребенка отличается от чисто биологического развития. По мере физического роста ребенок не будет развиваться как личность автоматически — ведь внутри него эти механизмы развития не заложены, они заложены только как потенции. И если произойдет правильное сочетание внутренних возможностей и внешних условий для развития, только тогда развитие личности и произойдет.
Но давайте сначала определимся, что такое личностное развитие.
В исследовании развития личности психологическая наука долго шла путем деления личности на части и исследования этих частей. Но целое несводимо к сумме частей, как мелодия несводима к набору нот. В итоге единицей целостного анализа личности было выбрано переживание.
Переживание — это такая «единица», в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны, условия жизни ребенка, то есть то, что переживается самим ребенком, с другой — субъект, то есть то, что вносит в это переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития.
Значит, чтобы понять, как влияют внешние условия жизни на внутреннее развитие ребенка и как это определяет ход его развития, надо понять характер переживаний ребенка.
В основе переживаний лежит мир потребностей ребенка — его стремлений, желаний, намерений. Поэтому, если мы хотим перестроить поведение ребенка, нужно изменить его мотивы.
Процитирую на эту тему знаменитого отечественного педагога, философа и психолога П. П. Блонского: «Если мы начнем перечитывать современные книги по педагогике, мы найдем чрезвычайно много об умственном воспитании, немного о воспитании воли и характера, кое-что о воспитании чувств и почти ничего о воспитании желаний… Однако именно регулирование детских потребностей должно быть одной из самых основных задач воспитания».
Давайте еще раз повторим пошагово:
• Единицей исследования личности является переживание.
• Переживания зависят от потребностей и мотивов ребенка.
• Переживание ребенка организует его поведение.
• Значит, в основе поведения лежат мотивы (желания, потребности, стремления и цели).
• У ребенка поведение, переживания и мотивы образуют нерасторжимое единство.
• Понять и изменять поведение ребенка в нужном направлении можно, только поняв и перестроив его мотивы.
• Если изменятся мотивы, изменятся переживания, а значит, и поведение.
• Более зрелое поведение продиктовано более зрелыми мотивами.
• Итог: развитие личности ребенка — это в первую очередь развитие его мотивов и потребностей.
Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не станут собственными потребностями ребенка, они не выступят факторами развития его личности.
В этом контексте сразу хочется указать на главную ошибку многих воспитателей (родителей и педагогов): если для вас главной целью становится «правильное» поведение ребенка, то эта цель может увести вас на ошибочный путь, где вы станете неразборчивыми в средствах воспитания. Вы сможете добиться от ребенка того, что вам необходимо, но вопрос — каким путем? Хорошее поведение под воздействием внутреннего мотива или внешних искусственных стимулов (поощрения и / или наказания) — это совершенно разные результаты для развития его личности!
Мне очень хочется показать вам стратегию родительства, которая сформулирована в заголовке этого раздела. Есть разные стратегии, постоянно находиться в ведущей позиции совершенно необязательно. Но если мы говорим о развитии личности, то хорошо, когда родитель может идти на шаг впереди ребенка.
Есть позиция, в настоящее время весьма популярная, когда родитель идет за ребенком. То есть ребенок как-то живет, чего-то хочет или не хочет, а родитель под него подстраивается, адаптируется. Как правило, такие родители мало что инициируют сами, они присматриваются, что дети хотят, а чего не хотят, и достаточно мягко, в откликающемся формате, идут за ребенком. Могу сказать, что это очень хорошая стратегия для ребенка от рождения до года, весьма неплохая стратегия для ребенка от года до трех. А вот начиная с трех лет эта стратегия уже непродуктивна, она может увести совсем не туда и вызвать затянувшиеся проблемы, которые будет сложно корректировать.
На консультации к психологу нередко приходят родители младших школьников, с жалобами на то, что у ребенка никак не формируется учебная мотивация. Родители обычно это формулируют как «не хочет учиться», «не можем заставить выполнять школьные требования», «все, что происходит в школе, для него пытка», «домашние задания делает только под пляски с бубнами»… в чем проблема? в мотивации! Интеллект дорос до школьного возраста, даже способности доросли (читает, считает, пишет нормально), а мотивационная сфера личности осталась на дошкольном уровне.
Или приводят родители на психологическую диагностику подростка, который живет в парадигме «не учите меня жить, ничего не требуйте, но помогайте материально». Наказаний такой взрослый ребенок уже не боится, детские методы родительского воспитания на него не действуют, да и нередко контакт с родителями уже нарушен, и как менять ситуацию к лучшему, не очень понятно. А проблема все та же — незрелость мотивационной сферы личности ребенка.
Все эти ситуации сложны не только для родителей, но и для психологов, так как вмешиваться в эти истории надо было еще позавчера, а теперь уже нужно комплексно менять всю сложившуюся вокруг ребенка ситуацию, и это весьма энергозатратно.
Поэтому мне очень нравится подход Л. С. Выготского, который звучит так: «Обучение ведет за собой развитие». Выготский обращается не столько к родителям, сколько к педагогам и психологам, но можно смело эту же самую формулу применять к родительской деятельности. Поясню, что она означает: обучение не накладывается на физическое развитие (например, начали у ребенка вырабатываться определенные гормоны — и понеслось развитие, или мозг дозрел — и пошел прогресс), напротив — обучение вытягивает за собой развитие. То есть если в жизни ребенка нет какого-то обучающего контекста, то развитие может плестись в хвосте, оно может быть отстающим и может быть искаженным (здесь я имею в виду всякие неприятности, когда, например, ребенок пошел по девиантному пути развития).
Чтобы создать обучающий контекст, родителю совершенно необязательно быть профессором психологии и педагогики. У родителя есть очень простая задача — быть на шаг впереди своего ребенка. Не надо быть на 10 шагов впереди, ребенку в этом случае будет слишком холодно, он будет чувствовать, что родитель его не понимает, как десятиклассник не понимает первоклассника. Поэтому хорошо, когда родитель чуть-чуть впереди, когда он понимает, каким должен быть следующий шаг в развитии ребенка, создает для него эту зону ближайшего развития и знает, куда надо ребенка в данный момент направить. Вот для этого мы с вами изучим периоды развития детей, узнаем, какая деятельность является ведущей для детей разного возраста, к каким результатам желательно привести малыша по окончании того или иного периода и каких ошибок важно избегать.
Из чего же состоит такое ведущее родительство? Какой он, родитель, который на шаг впереди своего ребенка?
Понимает ведущую деятельность развития ребенка
Психологическое понятие «ведущая деятельность» (ВД) — довольно сложное. Если объяснять его просто, возникает риск, что оно будет неверно понято, а значит, может неграмотно использоваться. А если объяснять его сложно, то можно еще больше запутать не искушенную в психологической науке публику. Но без него нам совсем не обойтись, поэтому предпримем свою попытку объяснения.
Л. С. Выготский выделяет отношения между ребенком и социальной средой как один из ведущих факторов детского развития. То есть в каждый период развития ребенка существует своеобразное отношение между ним и обществом, и это определяет развитие его личности.
А последователь и коллега Выготского психолог Д. Б. Эльконин, говоря о ведущей деятельности, настаивает, что она есть форма отношений ребенка и общества.
В своей книге «Введение в детскую психологию» в главе «Проблема периодизации детского развития» Эльконин пишет:
«Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:
• определенной социальной ситуацией развития (ССР) или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
• основным, или ведущим, типом деятельности;
• основными психическими новообразованиями».
Про понятия «ССР» и «новообразования» мы поговорим позже. А сейчас давайте сосредоточимся на понятии «ведущая деятельность».
Ведущая деятельность — это такая деятельность, внутри которой формируются новые виды деятельности. Как, например, играя в сюжетно-ролевые игры со сверстниками в дошкольный период, ребенок нарабатывает способности к общению (коммуникативная деятельность), развивает изобретательские и креативные навыки (творческая деятельность), учится новому (учебная деятельность) и др.
Казалось бы, поиграли дети, например, в магазин — простая, всем знакомая свободная детская игра. Но для этой игры ребенку пришлось договориться с друзьями, распределить роли, придерживаться ролей в ходе игры, прояснять конфликтные ситуации, если кто-то не соблюдает правила игры, придумать и соорудить «товар» для «продажи» (например, научиться делать красивые пирожные из песка), придумать заменители денег (листочки, бумажки или палочки), меняться ролями, чтобы игра не наскучила, добавить в «ассортимент магазина» новый «товар», чтобы продлить игру. Представляете, какой шикарный обучающий контекст, и, главное, никто не заставляет.
Ведущая деятельность — это такая деятельность, которая является главной в системе разных деятельностей, которыми занят ребенок, то есть под ее влиянием происходит развитие разноплановых психических процессов. Так, например, в ходе учебной деятельности ребенок учится не только логическому мышлению и овладению научными понятиями и алгоритмами, он учится управлять собой, управлять отношениями, управлять временем, тренировать свое восприятие, внимание и память, находиться в разнообразных отношениях со сверстниками (приятели, одноклассники, друзья, игровые и учебные партнеры), развивать свои способности.
Ведущая деятельность изменяет личность ребенка как целое, и в результате изменения этого целого меняется и каждая отдельная часть личности. Например, около 7 лет в результате накопленного в игровой деятельности со сверстниками опыта у ребенка возникает внутренняя жизнь и способность к осознанию себя и своих поступков. Это делает ребенка готовым к построению новых, более ответственных, чем это было в детском саду, отношений со средой — он становится способен справиться с ролью ученика.
Основным механизмом психического развития является переход от одной ведущей деятельности к другой. И происходит это благодаря возникающим ходе развития противоречиям:
1) между потребностями и возможностями ребенка: знаю, чего хочу, но сам не умею;
2) между достигнутым уровнем развития ребенка и неадекватной ему социальной позицией: много чего умею, но не знаю, чего хочу.
Обострение противоречий порождает кризисы — переломные моменты развития. В целом, за процессом перехода от одной ведущей деятельности к другой скрыт глубинный процесс обретения ребенком на каждом этапе своего развития нового пространства возможностей и новых связей между заложенными в ребенке потенциями и их активацией и реализацией.
Мы будем подробно обсуждать понятие ведущей деятельности далее, когда будем говорить о каждом из периодов развития ребенка.
Создает необходимую для ведущей деятельности социальную ситуацию развития
Продолжаем разбираться в понятиях. Следующее нужное нам психологическое понятие — ССР, социальная ситуация развития. Л. С. Выготский определяет ССР как «своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».
То есть это особенные, складывающиеся только в этот возрастной период отношения между ребенком и средой, в которых ведущая возрастная деятельность разворачивается наиболее полно и гармонично.
Как психолог с научной базой хочу вас предостеречь, чтобы вы не путали понятия «социальная ситуация развития» и «среда». В психологии есть подходы, опирающиеся на так называемое «средовое воспитание», согласно которому надо поместить ребенка в какую-то правильную среду, и тогда его развитие пойдет наилучшим образом.
Под средой в этих подходах подразумевается весь комплекс внешних воздействий на ребенка: предметы, методы, люди — весь окружающий ребенка мир. Чтобы лучше понять разницу между ССР и средой приведу вам три примера.
1. Возьмем одного и того же ребенка, который читает одну и ту же книгу. Ребенок один и тот же. Книга одна и та же. Допустим, уровень техники чтения у него тоже примерно одинаковый. Но возраст разный. Пусть это будет пятиклассник и десятиклассник. Очевидно, что смысл произведения, глубина его понимания, способность к сопереживанию, которые ребенок «достанет» из этой книги, будут заметно отличаться. Так вот: среда (книга) в этих двух случаях будет одинаковая, а ССР (отношение между книгой и ребенком) — в каждом случае разная.
2. Другой пример: класс слушает учителя. Учитель один. Дети в классе одного возраста. Среда одинаковая для всех. Но интерес, внимание, понимание, вдохновение, смысл сказанного будут у всех детей разными. Так как отношения между каждым ребенком и учителем, между каждым ребенком и материалом будут разными, мы видим, что ССР у всех не одинаковая.
3. Наверняка многие из вас окончили музыкальную школу — это весьма популярный способ организации родителями детского свободного времени. Я тоже ее окончила. Если у вас был этот опыт, то вы, без сомнения, глубоко окунулись в музыкальную среду, что-то стали понимать в композиторах, в музыкальных стилях, научились играть на музыкальных инструментах, у вас утончился музыкальный слух, вы наверняка посещали концерты симфонической музыки и, возможно, сами участвовали в концертах. Но при этом совершенно неочевидно, что в результате музыкального образования у вас сформировалась любовь к классической музыке, любовь к игре на музыкальных инструментах и даже хороший музыкальный вкус. Надежда есть, и она больше, чем у тех, кто в музыкальную школу не ходил, но это совершенно не обязательно. Этот пример показывает нам, что нет никакой обязательной связи между погружением ребенка в музыкальную среду и развитием у него любви к музыке, между погружением ребенка в спортивную секцию и развитием любви к этому виду спорта, между погружением в занятия с репетитором по математике и любовью к математике.
Поэтому среда — это не обязательное для развития ребенка условие. А вот социальная ситуация развития подразумевает симбиоз потребностей ребенка и возможностей среды. Социальная ситуация развития — это то, что ребенка манит, то, что заигрывает с ним, что по собственной воле он вытягивает из среды. Это не вся среда, в которой пребывает ребенок, например детский сад, школа или кружки дополнительного образования, а только та, которая вызвала у него притяжение, симбиотическую потребность влезть в нее, погрузиться, сделать это частью себя. Именно это называется социальной ситуацией развития.
Конец ознакомительного фрагмента.