Розы сердца. Собрание тёплых наставлений

Анна Зинкевич

В этой маленькой книжечке собраны наставления о семейной жизни и браке, о поиске призвания, слова для юных девушек и замужних дам. Эти душеполезные высказывания затронули струны моего сердца, и я очень хочу поделиться с вами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Розы сердца. Собрание тёплых наставлений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Составитель Анна Зинкевич

ISBN 978-5-0055-5466-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Анна Зинкевич

Собрание теплых наставлений «Розы Сердца»

Текст и оформление

Анна Зинкевич

Почаев 2021

Содержание

Предисловие…4

Роза под названием «Любовь»…5

Призвание и предназначение…25

Милым девушкам…35

Хранительнице очага…43

О браке и семейной жизни.…53

Дети, как цветы, ибо пахнут и приносят радость…72

Розы духовности…98

Предисловие

Драгоценные девушки и женщины, представляю вашему вниманию Собрание теплых слов «Розы сердца».

В этой небольшой, но уютной книжечке собраны наставления о поиске призвания, о браке и семейной жизни, беседы о любви и наставления для юных девушек и наполняющие любовью, слова для жен.

Эта чудесная книга, наполненная добрыми словами, словно роза лепестками. Так и получилось название «Розы сердца.»

Небольшое, но уютное собрание душеполезных и умиротворяющих наставлений для души и сердца, которые вдохновляют превращать тернии в Розы.

Очень хочется делиться с вами тем, что наполняет меня и помогает помнить о своем предназначении, вернуться к истокам: душевной красоте, женственности и нежности.

Красота розы и лесной фиалки разная, но неповторимая и удивительная. Не сравнивайте себя с другими. Будьте той, кем вы уже есть.

Вы — источник нежной Любви, которая созидает и направляет, направляет непременно к добру и свету.

Посмотрите в себя и вы удивитесь, сколько сокровищ таит в себе ваша сокровищница.

Желаю Вам вдохновенного и благословенного чтения.

С теплыми пожеланиями,

Ваша Аннушка.

@rosie.annee

РОЗА ПОД НАЗВАНИЕМ «ЛЮБОВЬ»

Мы видим в других то, что есть в нас самих.

Святая Императрица Александра Феодоровна писала в своём духовном дневнике: «Нужно в человеке видеть лучшее, что в нем есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших их качеств».

Старец Паисий приводит сравнение: пчела, залетая в какой-нибудь двор, минует мусор и хлам и непременно найдет прекрасный цветок, на который и сядет, муха же, влетая в прекрасный сад с благоухающими цветами, все равно отыщет грязь и нечистоту.

Зачем бороться с осуждением, если можно воспитывать в себе Любовь. Тело человека — книга жизни. И эта история записывается в манерах, в поведении, выражении лица etc. Взращивая в своей душе любовь, мы будем приближаться к Господу.

У ангелов два крыла, а у человека столько крыльев, сколько у него любви.

В наших силах молиться Господу о величайшем даре Любви ко всем людям. Это сложно и просто одновременно, но Господь видит Ваши старания и прилежность.

Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных прекрасных цветов и растений. Поэтому будем стараться понуждать себя хотя бы капельку, чтобы превращать тернии своего сердца в розы. (От автора)

В совершенной любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершенен в любви. 1 Ин. 4:18

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.

1 Коринфянам 13:4—7

Одно слово охватывает всё-это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

***

Если сердце любит, не сравнивая, если полагается на Господа, то оно будет наполнено умиротворением, радостью и счастьем.

***

Любовь — единственное, чего мы не теряем на земле. Она подобна прохладной реке, становящейся все шире и глубже, приближаясь к морю, которая заставляет зеленеть луга и цвести цветы. Она протекает через Рай, и её называют рекой жизни. Да, воистину, любовь — высшее земное благо, и жаль того, кто её не знает!

Императрица Александра Феодоровна

Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова. Прекрасны те глаза, которые стараются видеть в людях одно только хорошее. Стройной будет фигура у того, кто разделит свою еду с голодным. И волосы станут как шелк, если их каждый день будет гладить ребенок.

Одри Хепбёрн

Живя на земле, каждому приходится выбирать ради чего жить, ради того чтобы стать удобрением или ради того, чтобы стать светом добра и этим светом светить людям.

Людям невозможно дать чужие крылья, они должны вырастить свои. У ангелов два крыла, у серафимов шесть.

У человека столько крыльев, сколько у него любви.

Уберите красоту, что останется.

Уберите чистоту, все развалится.

Ну а жить без любви разве хочется.

Уберите любовь, все закончится.

Прот. Александр Старостенко

Мы думаем, что любовь — это просто любовь, а это дар неба. Кто постиг, тот обрел блаженство. Блажен тот, кто не променял блаженство, которое от неба, на удовольствие, которое от земли. Удовольствие — временная тень блаженства. А в блаженстве — тихая радость вечности.

Прот. Константин Камышанов

Говорю любовь; слово это употребляю и не в том смысле, в каком ранее, в письме четвертом, и — в том же, потому что эта любовь есть не то, что та, и, вместе, — предвосхищение той; ожидаемой. Любовь дает встряску целому составу человека, и после этой встряски, этого «землетрясения души», он может искать. Любовь приоткрывает ему двери горних миров, и тогда веет оттуда прохладою рая. Любовь показывает ему «как бы в тонком сне» лучезарный отблеск «обителей», — на мгновение сдергивает пыльный покров с твари, хотя бы в одной точке, и обнаруживает бого-зданную красоту ее; дает забыть о власти греха, выводит из себя, говорит властное «стой!» потоку мятущихся помыслов самости и толкает вперед: «Иди и найди во всей жизни то, что видел в полуочертаниях и на мгновение». Да, лишь на мгновение. И, возвратившись в себя, душа тоскует об утраченном блаженстве, томится сладким воспоминанием, как сказано:

Я помню чудное мгновенье

Передо иной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Теперь душе предстоит выбор: или погружаться во грех, разъедающий личность, или же… украшать себя горнею красотою

Павел Флоренский

Дело жизни, назначение ее — радость. Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй.

Лев Толстой

Любовь — это не кипение страстей, не эмоции, не чувственные переживания, а готовность делить с близким человеком радость и горе, готовность терпеть его недостатки, подставлять плечо, когда трудно и быть ему благодарным.

Прот. Александр Ильяшенко.

«Благоверная княгиня» — верная жена, а супружеская любовь жизненно-проста и психологически цельна, она не раздвоена, не растроена… не притязает на красоту колдовских любовных чар, она верна, тиха, милосердна, часто кротко-терпелива, обычно всепрощающа. Такая любовь запечатлена в некоторых былинах, сказаниях, в житийной литературе, в «плачах». Можно скептически относиться к этому материалу, как к отражению исторической действительности с ее установленностью исторических фактов, он все же правда поэтического реализма, правда идеальная, правда о том, что наших предков восхищало, умиляло, вдохновляло, назидало, что нравилось. Это памятники не бесспорных фактов и биографий, а религиозно-нравственных воззрений, идеалов и оценок эстетики.

Святая благовернаякнягиня Анна Кашинская «О женской святости в Древней Руси»

Такова сила любви: она не задерживается дальностию расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая все это, становится выше всего и востекает на высоту недосягаемую.

Святитель Иоанн Златоуст

В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — внимательное сердце.

Прп. Амвросий Оптинский

Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть.

Прп. Иоанн Лествичник

Спасение душ ваших только в приобретении любви. Без любви ничто не имеет силы. А любовь только от Бога, ибо Господь Иисус Христос открыл нам величайшую тайну: что Бог есть любовь. Как солнце есть источник всей жизни на земле, и всё живущее зависит от него своим существованием, так и Бог есть Солнце Правды, Солнце Любви, Солнце Добра; и только те, чьи сердца принимают эти Божественные лучи правды, только те могут спастись.

Свт. Лука Крымский

Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее, не может быть сравнена ни с какою любовью, движущейся в падшем естестве, как бы ни была эта естественная любовь правильною и священною. Одобряется закон естественный, действующий во времени; но закон вечный, закон духовный настолько выше его, насколько Святой Дух Божий выше духа человеческого.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Без любви к Богу всякая другая любовь нереальна и недолга. Свт. Николай Сербский

Вера наша должна соединять, как два крыла, любовь к Богу и любовь к ближнему.…Оба сии крылья посеребренные, то есть, любовь к Богу и любовь к ближнему, Дух Святый соединяет вместе, чтобы ни одна любовь не была без другой, ибо Он есть сама любовь Бога Отца и Бога Сына… Любовь бывает прекраснейшей, совершеннейшей и похвальнейшей, которая имеется и к Богу, и к ближнему, и обоих сливает воедино». Свт. Димитрий Ростовский

Царство Божие уже пришло, когда двое уже не двое, а одно. И, однако, это единство, которое составляет Царство Божие, дается зачаточно, а должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь есть тоже подвиг: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

Митрополит Антоний Сурожский

И друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовию.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

У каждого будут свои задачи; у каждого свои свойства, положительные и отрицательные; у каждого свои соблазны. Но в основе путь один: верь, что ты — чадо света, и ты будешь в свете Божием. Верь, что Бог в тебя верит и что верят в тебя другие люди; верь, что ты любим и полюби себя достойно этой любви; вырасти в меру именно этой любви.

Митрополит Антоний Сурожский

Антон Павлович Чехов сказал, что в семье главное не любовь, а терпение. Любовь — это высшая добродетель, которая дается от Бога за терпение. Проще говоря, кто не научился терпеть, никогда не сможет полюбить по-настоящему. Любовь — это не обладание, это жертва ради своего ближнего. Если говорить о повседневной жизни, то счастливая, крепкая семья возможна лишь тогда, когда супруги прислушиваются друг ко другу. Не там, где каждый в споре доказывает свою правоту и побеждает самый крикливый, а там, где муж с женой способны поговорить и понять друг друга.

Священник Константин Пантюхов

Когда ты говоришь человеку «Я тебя люблю!», это означает «Я хочу, чтобы ты жил вечно!»

***

Каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.

***

И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь…

***

Где нет любви — нет и Церкви, есть только видимость, обман, который отталкивает людей.

***

Человек созревает тогда, когда негатив от поступков других уже не может погасить в нём любви к людям…

Митрополит Антоний Сурожский

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним.

Игнатий Брянчанинов

Блажен, кто приобрел любовь и с нею переселился к Богу, потому что Бог знает Своих и примет его на лоно Свое.

Ефрем Сирин

Любовь — глава добродетелей; от нее всякая вера и всякая надежда; от нее терпение и непоколебимость во всем благом; от нее преумножение всякого духовного дарования.

Григорий Нисский

…Где есть любовь, там расстояние места нисколько не вредит, а где нет ее, там нет никакой пользы от близости мест.

Иоанн Златоуст

Истинно христианская супружеская любовь может быть действительно только между одним мужем и одной женой. Коль скоро муж и жена составили одну плоть, то нет уже нужды им разделять свою любовь между кем-либо еще третьим, четвертым. Муж и жена составляют один живой организм. Организм, рассеченный умирает, так и супружеский союз, разъединенный при многоженстве или многомужии, теряет свою жизнь и значение.

Преподобный Серафим Саровский

Христианская семья есть вместилище любви. Любовь же требует беспрерывных и самых нежных, самых кротких, бесстрастных, восторженных отношений. Но они недостижимы, как небо, для тех, кто не поднялся на ступень послушания в лествице духовного восхождения.

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Все, что нужно познать мужчине в женщине, ест в одной женщине. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в одном мужчине. И познается это через целожизненную любов. Путь от увлечения и влюбленности к познанию человека действительно до самой его глубины может бать осуществлен только в течении догой совместной жизни. Сам по себе этот путь — ценность, постоянное погружение через глубину. Через эту любов человек начинает видеть Бога, мир, окружающих людей, самого себя глазами любимого. И потому его знание обо всем на свете становиться болем многогранным и глибоким.

Протоиерей Феодор Бородин

Отними у <любви> терпение, и она, как разоренная, перестанет существовать.

Священномученик Киприан Карфагенский

Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога, потому что Бог есть любовь.

Преподобный Нил Синайский

Любовь даже до смерти научены мы оказывать без всякого различия, и к праведным, и к грешным.

Святитель Василий Великий

Велика сила любви; она побеждает и осиливает меня; против всего могу я устоять, кроме любви.

Святитель Иоанн Златоуст

Как огонь, <любовь> согревает душу мою и воспламеняет сердце, возбуждая в них желание и любовь к Творцу.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Если бы можно было спастись без <любви>, о Христе мой, то каким образом? — Нет, нет, это никоим образом невозможно.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Ничто так не делает нас любвеобильными, как жизнь по духу, и ничто так не убеждает духа обитать в нас, как сила любви.

Святитель Иоанн Златоуст

<Любовь> — столп всех добродетелей, в ней нет печали смертной; она учит правде и мужеству, терпению и миру, она — дом Божий.

Преподобный Ефрем Сирин

Подлинно <любовь> есть всякая радость и того, кто приобрел ее, исполняет радости и веселия, изводя его чувством вне мира…

Преподобный Симеон Новый Богослов

Что разрушает… союз <любви>? Сребролюбие, властолюбие, честолюбие и многое другое ослабляет и разделяет членов этого союза.

Святитель Иоанн Златоуст

У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его.

Святитель Василий Великий

<Любовь> крепче стены, она тверже адаманта, и, если бы ты указал на другое еще более крепкое вещество, твердость любви превзойдет все.

Святитель Иоанн Златоуст

Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельных лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви.

Любовь, отдающая должную цену людям по степени их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всех Христа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Тот, кто, будучи любим тобою, любит взаимно, воздает уже тебе награду; тот же, кто, будучи любим, не любит тебя, делает вместо себя твоим должником Бога.

Святитель Иоанн Златоуст

<Любовь>, как корень, произращает бесчисленные ветви добродетелей; как источник, производит множество потоков; как мать, объемлет в лоне своем прибегающих к ней.

Святитель Иоанн Златоуст

От любви <в семье> происходит постоянное целомудрие, от любви уничтожается всякий раздор; если муж будет язычник, то он скоро уверует, если христианин, то будет лучше.

Святитель Феофан Затворник

<Любовь> не побеждает ни богатство, ни бедность;…не было бы ни бедности, ни излишнего богатства, если бы была любовь, а было бы только добро, проистекающее из того и другого.

Святитель Иоанн Златоуст

…<Любовь> — глава добродетелей, от нее всякая вера и всякая надеяща, от нее терпение в ожидании, и во всем благом непоколебимость, и приумножение всякого духовного дарования.

Святитель Григорий Нисский

Частыми молитвами, неизглаголанными воздыханиями и потоками слез <люди> очищают душу и, видя ее очищение, воспринимают огонь любви и огонь желания — увидеть ее совершенно очищенной.

Преподобный Симеон Новый Богослов

…<Любовь> есть… всесовершающий и просвещающий Свет… Однако же этот Свет не от мира, ни вообще что-либо из мира и не тварь, так как Он несозданный и пребывает вне всех тварей, как нетварный среди тварных вещей.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Как при золотой одежде и обуви нам нужно бывает и некоторое другое одеяние, чтобы узнать царя, а когда мы видим порфиру и диадему, то не требуем никакого другого знака царского достоинства, — так точно и здесь. Когда есть диадема любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных.

Святитель Иоанн Златоуст

Любящий желает не подчинять только, но и подчиняться и более радуется, подчиняясь, нежели начальствуя. Любящий желает лучше благодетельствовать, нежели получать благодеяния, потому что лучше желает иметь друга должником своим, нежели самому быть должным ему. Любящий желает благодетельствовать возлюбленному, но не хочет, чтобы видны были его благодеяния, желает быть первым в благодеяниях, но не хочет, чтобы он казался первым в благодеяниях.

Святитель Иоанн Златоуст

Любовь — это слишком большое и слишком глубокое понятие, чтобы быть полностью понятым, измеренным и описанным словами, а это, в свою очередь, вызывает массу неправильных представлений.

В толковом словаре С. И. Ожегова мы видим следующее толкование смысла слова любовь: «Любовь — чувство самоотверженной, сердечной привязанности». Это определение сразу же отсылает нас к теме жертвенной безусловной любви. Как первый пример такой любви Ожегов приводит материнскую. И это удивительно точно. История понятия безусловной любви напрямую связана с чудом материнства Пресвятой Богородицы. Ведь именно благодаря Ее чистоте и кротости жертвенная и безусловная Любовь смогла воплотиться на земле. И именно Пресвятая Богородица является ее первым примером и источником (вспомним икону «Живоносный Источник»).

Свое начало понятие безусловной любви берет в христианском мировоззрении. Наиболее полно оно раскрывается в притче о блудном сыне, так как именно в ней особенно ярко звучит тема всепрощающей любви Бога к человеку, существующей независимо от послушания и любви человека к Богу! И любовь эта жертвенная, крестная. Ее абсолютное воплощение мы видим в любви Христа, отдающего Свою жизнь за каждого из нас, независимо от того, как мы ответим на нее. Откликнемся, начнем меняться и захотим войти в пространство Вечной Любви или пойдем путем развития и удовлетворения своих страстей. Именно Евангелие является основным путеводителем в мир безусловной любви.

Православный психолог Ольга Лысова-Бродина

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.

***

От ласки у людей бывают совсем иные глазки.

***

Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея (Лк. 10, 27). И паки: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиной, чтобы не грешить против любви к Богу любовью к другим неуместной, особенно же нечистой, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии.

***

Остальными же словами — «плод благостыни» и «благовествование мира» — означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: Старайтесь иметь мир со всеми и святость (Евр. 12, 14); Ищи мира и стремись к нему (Пс. 33, 15).

***

Ты должна иметь любовь, а любовь с крылами, с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.

***

Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая невнимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству (1Ин. 3, 15).…Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Преподобный Амвросий Оптинский

Любовь — это не чувство. Любовь — это свойство. Брак — это школа любви, и расцвет ее бывает через 20—25 лет. Да, это маленький кустик, а потом станет деревом, когда принесет плоды — очень вкусные, сладкие, интересные.

Прот. Димитрий Смирнов

Сохраняй любовь, которая выше всего. Сколько бы ни трудился человек, но если он не имеет любви к ближнему, то напрасно будет трудиться. Итак, оказывай любовь к ближнему не на словах только, но и на делах.

Свтт. Афанасий Великий

Боящийся стоит еще на степени раба, а усовершившийся любовью достиг уже в достоинство сына. Раб именуется и нищим, потому что не имеет ничего собственного, а сын богат уже потому, что он наследник отеческих благ.

***

Очистившись от всякой ко всем ненависти, должно любить и врагов, а за друзей, когда потребует того нужда, полагать душу, имея такую же любовь, какую возымел к нам Бог и Христос Его.

***

У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его. Потому блажен, кто плачет о согрешающем, который через это подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который, как написано, приобретает этим несравненную выгоду.

***

Какая мера любви к Богу? — Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию с целью и вожделением славы Божией.

***

Какие признаки любви к Богу? — Сам Господь научил нас этому, сказав: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14: 15).

Святитель Григорий Богослов

Никакое служение так не угодно Богу, как милосердие <…>, ни за что так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие.

***

Итак, сообразно заповеди, которая повелевает радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12: 15), мы должны отверзать утробу милосердия всем бедным и, по какой бы то ни было причине, страждущим; должны как люди приносить людям дань благотворительности, какая бы ни заставляла их нужда искать помощи, — вдовство ли, или сиротство, или изгнание из отечества, или жестокость властителей, или наглость начальствующих, или бесчеловечие собирателей подати, или убийственная рука разбойников, или алчность воров, или опись имения, или кораблекрушение. Ибо все они одинаковое имеют право на сожаление, и так же смотрят на руки наши, как мы на руки Божии, когда чего просим.

***

Он называется миром (Еф. 2: 14), любовью (1 Ин. 4: 16) и подобными именами, внушая нам самими наименованиями стремиться к стяжанию этих совершенств.

***

Не люби богатства, если оно не помогает бедным. Прощай — получивший прощение, милуй — помилованный. Человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть к тому время. Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности.

***

Сойдемся между собой духовно, будем лучше братолюбивыми, нежели самолюбивыми.

Святитель Григорий Богослов

Где любовь, там великая безопасность, великое благоволение Божие. Она — мать всех благ, она — корень и источник их, она — прекращение войн, истребление распрей. Действительно, как несогласие и раздор причиняют смерть и смерть преждевременную, так любовь и согласие производят мир и единодушие, а где мир и единодушие, там все в жизни безопасно и вполне надежно. Но для чего говорить о настоящем? Любовь доставляет нам небо и неизреченные блага; она — царица добродетелей.

***

Любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4: 8); а вражда, напротив, подозревает и то, чего нет. Недостаточно только не быть врагом, нужно еще питать и любовь. Вспомни, что так повелел Христос, и этого довольно.

***

Бог не имеет в нас никакой нужды и, однако, не перестает любить нас, а мы крайне нуждаемся в Нем, однако любви Его не принимаем, предпочитая Ему деньги, человеческую дружбу, телесный покой, власть и славу, тогда как Он ничего нам не предпочитает.

***

Поистине, любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для диавола. Кто окружен множеством любящих его, тот не может впасть в опасность; нет у него поводов к гневу, но всегда он чувствует сердечное спокойствие, радость и веселие; нет поводов к зависти; нет случаев к памятозлобию. Посмотри, как легко исполняет он и духовные, и житейские дела свои. Что может сравниться с ним? Он — как бы город, отвсюду огражденный стенами; а тот [не имеющий любви] — как бы город, ничем не огражденный.

***

Быть виновником любви, это — великая мудрость. Уничтожь любовь — и разрушишь всё, ниспровергнешь всё. Если же подобие любви имеет такую силу, то какова должна быть сама истинная [любовь]?

Святитель Иоанн Златоуст

Вечная любовь Божия непрестанно окружает нас, назидает, хранит, направляет, помогает, укрепляет, делает победителями врагов видимых и невидимых и исцеляет болезни, очищает грехи, умиротворяет души, просвещает, утешает. Слава безконечной любви!

* * *

Если Бог не оставляет Своим благопромышлением травку, цветок или листочек на дереве, то оставит ли нас? О, убедись всем сердцем каждый человек в том, что верен Господь Сам Себе в Своем промысле о всякой даже малейшей Своей твари. Уразумей, что каждой твари невидимо присущ Творец. По словам Спасителя, Бог одевает цветы полевые, питает птиц небесных (см. Мф. 6:26, 30). Чем Бог не веселит нас, Своих тварей? Даже цветочками. Как нежная мать, по присносущной Своей силе и премудрости Он каждое лето из ничего творит нам эти великолепные растения. Будем ими забавляться, да и благость Творца, Отца нашего Небесного, не забудем прославлять; будем и сами на Его любовь к нам отвечать своими любящими сердцами.

* * *

Если бы не был Господь человеколюбив и долготерпелив, то стал ли бы Он терпеть от нас такие величайшие оскорбления, воплотился ли бы, пострадал ли бы, умер ли бы за тебя, дал ли бы тебе Свое пречистое Тело и Кровь, на которое со страхом и трепетом взирают Ангелы? Стал ли бы избавлять тебя от грехов и от смерти духовной так безконечно много раз? Он сказал бы тогда: мучься, если ты так злонравен, Я не избавлю тебя более, избавлявши доселе так много. Но теперь Он всю жизнь терпит от нас бесчисленное множество оскорблений и все ждет от нас обращения. Прославь же Его любовь и долготерпение. Вообрази, что было бы без Него, без Его спасения! Ужас и трепет обнимает душу.

* * *

Вообразите, что вы видите неприступный Свет, от которого произошли свет солнца, месяца и звезд, что вы видите ту безконечную Любовь, которая послала в мир Сына Своего единородного, да спасется Им мир (см. Ин. 3:16, 17) от мучений вечных, что вы видите ту начальную Красоту, от которой всякое разнообразие и красота в мире, разнообразие и красота растений, камней, раковин, рыб, птиц, животных, всякой человеческой красоты! Вообразите, что вы видите любящего, сияющего неприступным светом совершенств Своих Творца неба и земли. Что вы тогда почувствуете? А ведь вера христианская всех нас подготовляет к этому видению.

* * *

Говоря: Отче наш, мы должны верить и помнить, что Отец Небесный никогда не забывает и не забудет нас, ибо какой даже земной добрый отец забывает и не печется о своих детях? «Я не забуду тебя» (Ис. 49:15), — глаголет Господь. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6:32). Усвой эти слова сердцу своему. Помни, что Отец Небесный постоянно окружает тебя любовью и попечением и не напрасно называется твоим Отцом. Отец — это не имя без значения и силы, а имя в полном значении и силе.

Святой праведный Иоанн Кронтштадский

Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба.

Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь — там счастье и блаженство, а где самолюбие — там зло и страдания.

Священномученик Александр Миропольский

Над этим каждому надо задумываться, потому что жить врозь мучительно, тяжело, но вместе с тем — легко и привычно. Умственные и материальные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто живет для борьбы за какой-то идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого. А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В итоге, не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно может быть восстановлено человеческими силами.

Но для этого надо понять, что такое любовь и как мы друг с другом можем связываться любовью, потому что любовь бывает разная. Мы это слово употребляем в очень различных обстоятельствах. Мы говорим, что любим Бога, что любим родителей, что любим жену, мужа, детей, но мы также говорим, что любим самые незначительные вещи. Мы это святое, изумительное слово принижаем, говоря: я люблю мороженое, я люблю прогулки, я люблю футбол, люблю театр… И этим мы снижаем качество самого слова и сами оказываемся пленниками этой запутанности.

Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю «вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но — «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой! До чего прекрасно!»

Митрополит Антоний Сурожский

Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо, но любовь — нечто гораздо большее, более требовательное и порой трагичное.

В любви есть три стороны. Во-первых, человек любящий дает, хочет давать. Но для того, чтобы давать, для того, чтобы давать совершенно, давать, не делая получающему больно, нужно уметь давать. Как часто бывает, что мы даем не по любви, настоящей, самоотверженной, щедрой любви, а потому, что, когда мы даем, в нас нарастает чувство своей значительности, своего величия. Нам кажется, что давать — это один из способов утвердить себя, показать себе самому и другим свою значительность. Но получать от человека на этих условиях — очень больно. Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе.

С другой стороны, в любви надо уметь получать, но получать порой гораздо труднее, чем давать. Мы все знаем, как мучительно бывает получить что-нибудь, испытать благодеяние от человека, которого мы или не любим, или не уважаем, это унизительно, оскорбительно. <…>

Но даже там, где и давать, и получать — праздник, радость, есть еще одна сторона любви, которую мы забываем. Это — жертвенность. Не в том смысле, в котором мы обычно о ней думаем: например, что человек, который любит другого, готов на него работать, лишать себя чего-нибудь, чтобы тот получил нужное. Нет, та жертвенность, о которой я говорю, более строга, она относится к чему-то более внутреннему. Она заключается в том, что человек готов по любви к другому отойти в сторону. И это очень важно. Ведь порой бывает так между мужем и женой: они друг друга любят сильно, крепко, ласково, радостно, и один из них ревнует мужа или жену — не по отношению к кому-нибудь, который вот тут, теперь может поставить под вопрос их любовь, а по отношению к прошлому.

***

И, более того, нам надо помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте — это его любить, любить не за его добродетели или совершенства, не вопреки тому, что он несовершенен, а любить просто потому, что он человек, и потому, что человек так велик и так прекрасен сам по себе. Только глазами любви мы можем видеть человека таким, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно к нему относиться. Так относится к нам Бог. Бог нас любит не потому, что мы хороши, Бог к нам милостив не потому, что мы заслуживаем милость или любовь: Он нас просто любит.

Митрополит Антоний Сурожский

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Розы сердца. Собрание тёплых наставлений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я