Учебный курс для 5-6 классов «Осмысленное чтение текстов на основе технологии РКМ»

Анна Евгеньевна Иванова, 2021

Данный учебный курс состоит из двух разделов, где представлена учебная программа и занятия практических курсов: тексты с творческими заданиями на основе технологии «Развитие критического мышления». Занятия нацелены на повышение уровня читательской грамотности в 5-6 классах. Материал представлен по разделам программы. Предназначено учителям и учащимся общеобразовательных школ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебный курс для 5-6 классов «Осмысленное чтение текстов на основе технологии РКМ» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие 1. Умеешь ли ты читать?

(Виды чтения)

Н.В. Гоголь писал: «Прочесть как следует произведенье лирическое — вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его…» Так умеем ли мы правильно читать?

Уметь читать — это значит ярко представить себе созданную словами картину жизни, пережить вместе с героем сюжетные перипетии, понять, что сказал лично вам автор о мире, о людях, о вас самих. Ведь все образы и мысли автора в произведении выражены посредством слов, соединенных в предложения. И задача читателя — научиться проникать через словесную ткань в глубину смысла.

Российскими педагогами выделяются следующие виды чтения:

1.Поисковое (чтение с выборочным извлечением информации: даты, цифры, имена, названия)

2. Просмотровое (просмотр различных текстов с целью выбрать более полезный для реализации намеченного)

3. Ознакомительное (чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации — чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного)

4. Изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации)

Западные педагоги выделяют ряд других видов чтения, среди которых — чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа, или критическое чтение. Под таким видом чтения подразумевается оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, с собственным жизненным опытом.

Стадия ВЫЗОВ:

Задание 1. Диагностика «Компетенции чтения»

Какой я читатель?

Умение оценивать себя как читателя — первый шаг к читательскому росту. Сегодня существует множество методов и приёмов оценки, и анкетирование — одно из них. Заполните анкету:

Анкета читателя

Меня зовут (ФИО) ________________________________________

Ребёнком я был (а)_______________________(каким?) читателем?

Я любил (а) ___________________________ (что делать с книгой?)

Сейчас я назвал(а) бы себя_________________________ читателем

(3 прилагательных)

У меня есть 3 дорогие мне книги. Это:

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

Сегодня я читаю___________________________________________

В ближайшее время я планирую прочесть______________________

Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ:

Задание 2. Мониторинг качества чтения: оцените себя, как вы понимаете прочитанный текст.

Текст

(1) Из-за таяния льдов в Арктике разрушается береговая линия островов и материковой части суши, причём разрушение береговых линий как в Евразии, так и в Северной Америке происходит намного быстрее, чем предполагали климатологи. (2) Арктические льды долго служили естественным фильтром, способным снизить уровень загрязнений океана и суши. (3) <…>, когда лёд отступает, обнажившиеся территории подвергаются сильному загрязнению, особенно чёрной сажей, часто присутствующей в атмосфере арктического региона.

Задание 3. Прочитайте научно-познавательный текст, заполните таблицу.

Текст

Многие из нас думают, что могут измерить температуру окружающих предметов. Но это не совсем так. Температура обычных вещей — это мера средней скорости движения атомов и молекул, из которых они состоят. Чем больше средняя скорость движения атомов и молекул, составляющих некоторый предмет, тем выше его температура. Нам кажется, что есть четкая взаимосвязь: если у чего-то высокая температура, то оно кажется нам горячим и наоборот. Таким образом, мы воспринимаем свои ощущения как весьма точные измерения. Однако, это не совсем так. Если вы дотронетесь до куска металла или книги, только что вытащенных из морозилки, то металл будет казаться намного холоднее, чем книга. При этом металл и книга будут иметь одинаковую температуру, но металл будет казаться намного холоднее.

Стадия РЕФЛЕКСИЯ:

Задание 4. Прочитайте текст и задания к нему, отметьте правильный ответ любым знаком.

Электрический ток.

Висят на столбах рядом два провода. Висят, молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай. Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине — оживет она, загрохочет. Подключи лампочку — она загорится. Течет в проводах электрический ток. Этот невидимка все может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

Выбери правильный ответ:

Передается ли электрический ток по проводам? Да. Нет. Не знаю.

Лист самооценки по занятию 1

Задание выполнил полностью, верно-2 балла

Задания выполнил, но с трудом-1 балл

Задания не смог выполнить — 0 баллов

Критерии оценивания:

Если вы набрали 7-8 баллов — отметка 5 «отлично»

Если вы набрали 5-6 баллов — отметка 4 «хорошо»

Если вы набрали 3-4 балла — отметка 3 «удовлетворительно»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебный курс для 5-6 классов «Осмысленное чтение текстов на основе технологии РКМ» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я