Свобода и дальше…

Анна Вэл

«Свобода и дальше…» – travel-роман на грани реальности и мистики, история о молодом парне, который однажды, бросив всё, уезжает в неизвестном направлении. Он просто плывёт по течению, не задумываясь о том, что ждёт его впереди. Его путь, как путь птиц в небе, труден для понимания. Подчиняясь интуиции, снам и невероятным совпадениям, главный герой путешествует под музыку «DEPECHE MODE», на пути к свободе, приключениям и познанию самого себя. Но путь – лишь иллюзия, а истина – бесконечность…

Оглавление

ГЛАВА 3. ПРИЯТЕЛЬ

«Друг — это тот, кто предоставляет тебе полную свободу быть самим собой».

Джим Моррисон

Мой друг Дэн, с которым я обучался в одной из школ восточных единоборств, теперь жил в небольшом городке на морском побережье и преподавал боевые искусства (в отличие от меня, приятель сделал увлечение своей профессией и сумел-таки открыть собственную школу). Дэн был единственным, кто мог меня понять — ему не нужно было объяснять поступки или мотивы, побудившие меня на те или иные действия. Что бы я ни делал, приятель относился ко всему как к должному. Вот и сейчас он не удивился моему столь позднему звонку и тому, что я скоро приеду в гости. На мой вопрос, женат ли он, Дэн сообщил: «Да, но собираюсь разводиться. Поэтому извини, у меня дома не получится. Приезжай ко мне на работу». И он дал мне адрес.

До города, в котором жил приятель, я добрался без приключений, и уже в 8 часов утра стоял на пороге его додзё. Пожав друг другу руки и хлопнув по плечу, как в старые добрые времена, мы с ним обнялись, и будто бы не было тех пяти лет.

— Я здесь живу теперь, вместе с собакой, — сказал Дэн. — В общем, располагайся! Для тебя место всегда найдется! Да и Чак будет рад гостям.

— Кто такой Чак? — спросил я.

— Это мой стаффорд, — с гордостью ответил приятель. — Он чемпион породы!

— Ну, ты тоже чемпионом был в свое время, — пошутил я.

Я понял, что на личном фронте у приятеля все не так хорошо, как на «боевом», но вдаваться в подробности не стал. Если Дэн посчитает нужным, сам расскажет. Кстати, внешне он практически не изменился. Все такое же широкое, по-детски добродушное лицо, короткий «ежик» чуть рыжеватых волос и длинные «девчоночьи» ресницы. Ресницы Дэна, к слову сказать, не раз служили поводом для насмешек, но насмешек дружеских. Так как шутники знали — за неудачную колкость в адрес моего приятеля можно получить точный, натренированный удар в челюсть. Было время, когда Дэн все свои (равно как и чужие) споры предпочитал решать при помощи кулаков. Но годы свершили свое дело: приятель повзрослел и остепенился, и прежде чем пускать в ход свою силу, взвешивает все «за» и «против», тем не менее считая, что добро должно быть «с кулаками».

Много лет назад мы встречались с ним на соревнованиях, и тогда Дэн жаловался, что ему приходится проводить по несколько тренировок в день в убогих школьных спортзалах, чтобы заработать себе на кусок хлеба. Потом он решил исполнить свою мечту — открыть собственную школу восточных единоборств. Дэн придумал, где и как набирать новых учеников, и даже договорился с владельцем большого книжного магазина, торгующего эзотерической литературой, о том, что будет вкладывать листовки с рекламой своей школы в некоторые книги. Также мой приятель получил от властей помещение в аренду на очень выгодных условиях, и силами учеников привел его в такой вид, что даже фильмы о шаолиньских монахах снимать можно. Своим сегодняшним положением Дэн вполне доволен: иметь такой зал может не каждый, и в его школе тренируются многие чемпионы.

Интерьер додзё, как и следовало ожидать, был выдержан в японском стиле. Ступив на татами, я по старой привычке совершил поклон (рэй) и отправился осматривать владения Дэна дальше. В додзё имелись раздевалка, душевая, тренерская (она же спальня Дэна), большой зал для занятий, комната для чайных церемоний и кухня. Кухня, кстати, выходила во внутренний дворик, где приятель оборудовал вольер для своей собаки.

Стены додзё украшали репродукции гравюр Хокусая, а также дипломы, полученные Дэном и его учениками на многочисленных соревнованиях, в том числе и международных. В тренерской на отдельной стене красовались дипломы Чака с собачьих выставок, а также большой портрет Дэна в кимоно и с собакой, нарисованный одной из его учениц. Завершив экскурсию, приятель поинтересовался: «Ну, как тебе?» Я сказал, что в полном восторге.

Не знаю, откуда только силы взялись, я ведь совсем не спал, но мне вдруг захотелось потренироваться. Когда я вышел из душа, Дэн уже стоял на татами и отрабатывал удары. И пока я надевал выданное мне кимоно, он рассказал, что хочет заняться разведением собак.

— Ты хочешь открыть питомник? — удивился я.

— Ага, — подтвердил Дэн, став в стойку киба-дачи. — Хочу заняться разведением стаффордширских терьеров. Это еще одна моя мечта, а жена не разделяет, — и он грустно улыбнулся.

Дэн объяснил, что у него в планах открыть при додзё школу подготовки телохранителей, а также собак-телохранителей. Для этого, конечно же, он привлечет специалистов-кинологов. Но у него есть и своя собственная система обучения «четвероногих охранников», проверенная на Чаке. Лично мне задумка показалась очень интересной, и я сразу же сказал об этом приятелю.

Завязав пояс, я вышел на татами и вновь поклонился — теперь уже Дэну. Мы с ним по обоюдному согласию решили устроить спарринг. Оказывается, мое тело помнило абсолютно все, как в старые добрые времена. После легкой разминки мы начали «бой». И я был очень удивлен, когда уложил своего приятеля при помощи обычной передней подсечки. Дэн был удивлен не меньше меня. «Сколько лет ты не занимался?» — спросил он. Я признался, что года три точно не занимался профессионально и лишь изредка посещал тренажерный зал.

Дэн предложил остаться у него в додзё столько, сколько я захочу (ему не нужно было ничего объяснять). Так я стал принимать активное участие во всех тренировках, и день ото дня мое тело начало приобретать былые гибкость и жесткость в умении ведения поединка. «Собственным телом не владеешь — как же ты можешь обрести Путь и им владеть» — это высказывание принадлежит Ле-Цзы. Приятель заключил его в рамку и повесил на одной из стен. Рядом висело следующее изречение:

«Время не трать даром —

Молод ты или стар,

Учись ударом

Отвечать на удар.

Пусть крепче булатной стали будет твоя рука,

Чтоб зря враги уповали

На мощь стального клинка!»

Дэн стал моим новым Учителем. Древнее конфуцианское правило гласит, что авторитет учителя непререкаем, а долг ученика перед учителем выше гор и глубже морей. Поэтому я должен был в точности соблюдать все наставления приятеля. Я был бесконечно благодарен Дэну за то, что он вернул меня обратно в так любимый мною прежде мир боевых искусств. Я бегал, прыгал, отжимался от пола на пальцах и кулаках, садился на шпагат и разбивал доски наравне с другими учениками. Короче говоря, был как все, позабыв о своих прежних заслугах. Но иногда, поверьте мне, это необходимо! Ты как бы забываешь тот уровень, которым владеешь, и начинаешь все с самого начала. Так же, как истинный художник считает, что лучшая его картина еще не написана, истинный воин должен считать, что подлинные секреты мастерства ему еще недоступны, как и горные высоты духа. Овладение техникой боевых искусств — это бесконечный Путь духовного и нравственного самосовершенствования. «Тренировке человека нет конца. Бывает, что вы вдруг начинаете чувствовать себя достигшим полного совершенства и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор. Между тем, кто хочет быть совершенным, тот всегда должен помнить, что он еще очень далек от этого. Только не довольствующиеся уже достигнутым и постоянно стремящиеся к высшим достижениям будут почитаться потомством за лучших людей», — сказано в «Хагакурэ Бусидо».

После занятий мы обычно пили чай в специальной комнате, отведенной для чайных церемоний, и вели разговоры на философские темы. «Как в старые добрые времена», — думал я. Эта фраза о старых добрых временах укоренилась в моем лексиконе с появлением Дэна, что нетрудно понять — мы оба окунались в прошлое. То прошлое, когда не существовало ничего, кроме нашей любви к тренировкам и восточной философии, и когда все остальное не имело для нас абсолютно никакого значения. Много лет назад нашей Библией был бессмертный кодекс самураев «Хагакурэ Бусидо», сейчас же Дэн — усталый и разочарованный муж, а я — не менее усталый и разочарованный бизнесмен, и оба мы несчастливы по-своему…

К сожалению, Дэн не умел готовить что-либо существенное, кроме обычного риса. Приятель был вегетарианцем и питался в основном рисом и какими-нибудь корейскими салатами, купленными на рынке. Я же ненавидел эти корейские псевдо-салаты, обильно политые уксусом, поэтому мне пришлось готовить самому. И так получилось, что именно находясь на кухне, мы вели самые интересные беседы. Однажды Дэн купил две хорошие книги: «Идеалы самураев» и «Дао медитации. Путь к Просветлению». Нужно отметить, что обе книги были написаны литературным и доходчивым языком, так что мы находились под впечатлением от прочитанного, а Дэн настолько проникся идеей, что стал практиковать медитацию в движении. Я поинтересовался, что он при этом чувствует. Заваривая чай, приятель сказал: «Обалденная вещь! В момент движения ощущаешь такую расслабленность, такую Пустоту (особенно под китайскую или японскую музыку), просто душа отдыхает! Правда, сперва не легко было приучить тело к начальным упражнениям, зато потом, как ты выражаешься, без комментариев!!!»

Я спросил, можно ли заниматься медитацией под «Depeche Mode». «А я откуда знаю? Попробуй!» — ответил Дэн. И вот на следующее утро мы с приятелем, завернутые в кимоно, садимся в позу «сейдза» на татами и читаем давно забытый (забытый мной, по крайней мере) Кодекс члена школы боевых искусств, последний пункт которого гласит: «Я обязуюсь никогда не прекращать занятий без веских на то оснований». И при этих словах мое сердце почему-то начинает щемить…

Я не считал, сколько времени пробыл у приятеля — как я уже говорил, время перестало иметь для меня смысл. Я подружился с его стаффордом — Чаком (должно быть, собаку назвали в честь Чака Норриса). Говорят, что собаки похожи на своих хозяев, и лично я убедился в этом — характер у Чака был таким же боевым, как и у его хозяина, да и внешне Дэн и его пёс чем-то походили друг на друга: оба рыжие и грозные, но очень добрые. Иногда во время утренней пробежки я брал с собой Чака, и мне даже показалось, что приятель ревнует.

Однажды, когда мы пили чай, я сказал:

— Знаешь, мне у тебя было очень хорошо! Это действительно здорово, что ты вернул мне любовь к боевым искусствам и напомнил мне о том, что я, в погоне не пойми за чем, мог окончательно растерять себя, предать свои увлечения и свой внутренний мир… Но мне пора уезжать. Я чувствую, что самое главное, самое важное у меня впереди. Я должен стремиться вперед, понимаешь?

— Понимаю, — задумчиво произнес Дэн. — Ты уже знаешь, куда направишься дальше? Если нет, то могу порекомендовать своих друзей, они живут в соседнем городе, ты можешь пожить у них некоторое время. Они шиваиты, кстати, и у них дома собирается много всяких интересных людей.

Для себя я решил, что если судьба посылает мне знакомство с теми или иными людьми, то я не должен упускать этот шанс. Вдруг череда подобных знакомств — не что иное как ступеньки, следуя по которым вверх, я все-таки достигну конечной точки своего Пути. Как писал Ричард Бах, «все люди, все события в твоей жизни возникают потому, что призвал их туда ты. Что ты будешь делать с ними — решать тебе».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я