Путь воспитания, или Тайны маленького сердца

Анна Виневская

В представленной книге по-новому рассматриваются детско-родительские отношения, а также особенности и типологии характеров. Книга написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Книга будет интересна родителям, педагогам, всем, кто работает с детьми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь воспитания, или Тайны маленького сердца предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О чем молчит педагогика. Познакомимся. Наши дети

Современная педагогика говорит нам, что воспитание — это всегда взаимодействие с ребенком и определенное воздействие на него. Мы стремимся сформировать характер нашего ребенка, привить качества, необходимые для жизни в современном обществе. Мы воспитываем своих детей чаще всего по своему образу и подобию, исходя из собственного опыта, представлений, опыта собственных родителей. При этом каждый родитель хочет, чтобы дети росли здоровыми, счастливыми и успешными. Говоря о счастье и успехе, каждый из нас вкладывает в эти понятия свое представление. Для кого-то счастье — это «дом — полная чаша», дети, большая дружная семья, которая собирается на праздники за столом, накрытом белой скатертью, а для кого-то счастье — это крупный счет в банке, престижная машина, продвижение по карьерной лестнице.

В своей жизни мы постоянно сталкиваемся с разными людьми. И хотя мы и понимаем, что все люди разные, но очень часто мы об этом забываем, когда занимаемся воспитанием собственных детей, когда пытаемся сделать из ребенка подобие себя, вылепить из него свою мечту. А в результате, наш ребенок не способен стать тем, кем он мог бы быть, а потому страдает, упрекая своих родителей, в том, что плохо его воспитали, недосмотрели, недоглядели…

Итак, познакомимся. Это Анечка, Андрюша, Илюша, Вика. Они такие забавные и веселые. Они так не похожи друг на друга. Как их понять? Как их воспитывать? С чего начать? Как создать им условия для развития всех потенциальных возможностей?

Вслушайтесь, посмотрите на них. В своем возрасте они уже такие смышленые!

Познакомьтесь — это Аня. Ей 5 лет (Наблюдения сестры Лебедь А.).

Анечка сидела за столом и кушала, а потом горько вздохнула:

— Эх, папа, папа!

Ее бабушка спросила:

— Что случилось?

— Ну, я же соскучилась! (В этот момент ее папа был в командировке).

Поздно ночью мы возвращались домой. Сначала ехали по ровной дороге, а потом съехали с асфальта. И сонная Аня спросила:

— Папа, а почему не по дороге едешь?

Я гуляла с Аней на поляне. Мы собирали букет для бабушки. Когда мы собрали большой букет, девочка сказала:

— Вот, когда бабушка увидит этот букет, она будет горько плакать.

Я спросила:

— Почему же она будет горько плакать?

— Ну не знаю, — ответила девочка. — Вот это я сказанула!

Первый выезд на море в этом году и первая фраза молчащей Ани была:

— Ого! Какая большая речка!

Пришла из садика.

— Мама, ты представляешь, Паша меня поцеловал, а Дима теперь ревнует. Вот, и что мне с ними делать?

Когда Аня родилась, то не любила соски. Вместо соски была пустая бутылочка. С ней Аня спала и гуляла. Памперсы категорически не воспринимала, соглашалась одевать памперсы только когда собирались гулять и ей об этом говорили. Ползать начинала «гусеничкой», а потом сразу же пошла.

Познакомимся с Андрюшей, ему 4 года (Наблюдения Гуриной Е.)

Разговор с мамой.

— Чем вы занимаетесь с воспитательницей?

— Я грущу, — отвечает мальчик.

Разговор с мамой.

— Андрюша, убери за собой.

— Я не буду, я очень неливый, отвечает Андрюша.

За обедом: «Я не буду вашу пакусту!»

Ругается с братом: «Сам ты, караптуз!»

Бежит, радостный, к папе и кричит: «Чуйболл, чуйболл!»

Разговор с бабушкой:

— Вот, когда вырастешь, пойдешь работать, — говорит бабушка.

— Не хочется расти… — со вздохом — Но придется!

Смотрит в окно и считает вслух:

— Много кОтов и пЕсов.

Разговор с воспитателем.

— Один жеребенок, а много….?

— Жеребенков, — отвечает мальчик.

А это Илья, ему 6 лет. (Наблюдения Гуриной Т.).

Пришел из детского сада и хвастается папе:

— У меня в саду есть Друганоид!

Просит маму:

— Прочитай мне сказку про Дерьмовочку!

Разговаривает с бабушкой:

— Когда ты получишь зарплату, ты купишь мне пузатую колбасу?

Дети играют в группе, воспитательница говорит:

— Илюша, ты прям заводила!

А мальчик ей отвечает (оглядываясь вокруг):

— Я никого не заводил!

Воспитательница прочитала сказку и задает вопросы:

— Кто укусил Ивана?

— Щука, — отвечает мальчик.

— Нет, подумай лучше.

— Значит щук.

Разговор с бабушкой по пути домой:

— Мы купим мороженое в кошельке?

Играет магнитофон с детскими песнями. Илья требует:

— Поставьте шапку! Шапку!

После длительных разъяснений оказывается, что это песня о красной шапочке.

Познакомьтесь, это Вика, ей 6 лет. (Записано со слов Берлизовой Д.).

— Вика, представь, что мы плывем по Черному морю!

Ой, я не хочу по Черному морю, я буду грязная!

— Вика, почему ты так согнулась?

— Я старушка.

— А куда ты идешь, старушка?

— На пенсию.

— Вика, что такое булыжник?

— Тот, кто будет лыжником!

— Вика, что это такое (показываю на свитер)?

— Подшубник.

Викуля, как называется это дикое животное (показываю на картинку, на которой изображена гиена)?

— Гигиена.

Утром мы гостей встречаем, а вечером….

— Ухожаем.

Мы с Викой называли картинки, в которых присутствует звук [р]: репа, скворец, дворец. Я решила поинтересоваться у Вики, что же означает слово «дворец»:

— Вика, а ты знаешь, что такое дворец?

— Это дом, в котором живут непростые люди.

— А какие это люди?

— Бомжи.

Мы с Викой рассматривали картинки на тему «Ягоды». Но вдруг она замолчала при виде картинки с изображением смородины. Нахмурив брови, она с недоумением сказала: «Смалина?»

Я решила расширить глагольный словарь Вики, показывала ей картинки и задавала вопрос: «Что делает персонаж, который нарисован на картинке?»

Занятие происходило так:

— Как подает голос собака?

— Гав, гав.

— Значит что она делает?

— Лает.

— Как подает голос овца?

— Бе-бе.

— Значит что она делает?

— Брешет!

Диалог с Викой:

— Вот, те, что водят машину называются водители. А те, кто их останавливает?

— ГАИтели.

Ребенок спрашивает:

— Это какой цветок?

— Незабудка, — отвечаю.

— А где же тогда забывалка?

— Кем ты мечтаешь стать?

— Принцессой.

А кто же будет твоим принцем?

— Не знаю, об это надо серьезно подумать.

А вот Олег, Настя и Ксюша. Им уже по 6 лет (Записано Кононовой Е.)

Олег бегал по двору детского сада и долго не мог успокоиться. Воспитатель говорит мальчику:

— Олег, какой ты неугомонный!

— Я — гомонный, — отвечает мальчик.

Насте сказали надеть лосины. Она легла на пол, стала петь песни и кричать, что этого делать не будет. Зашел в комнату Настин папа и от удивления спросил:

— Девочка, ты кто? Я таких не знаю!

— Я — неизвестный науке зверь, — ответила девочка.

Ксюша, а ты мне кто? — спрашивает родственница девочку. — Вот, я тебе — тетя.

— А я тебе тоже тетя? — отвечает Ксюша.

— Нет. Ты мне племянница.

— Фу! Не хочу быть твоим пельменем!

Ксюша обула мамины туфли на каблуках:

— Так ходить могут только настоящие женщины! Отлично выглядеть надо всегда!

Настя, придя в гости к бабушке, стала рассказывать, как она упала, и показывать на рану, говоря:

— Это — шкряболка.

— Почему шкряболка? — спрашивает бабушка.

— Я же пошкоряболась, значит и шкряболка!

Дети говорят, бегают, играют, общаются, едят, спят, улыбаются, шалят, грустят, разговаривают, громко разговаривают, кричат, даже думают, поют, плачут, хохочут, ходят в садик, не ходят в садик, хотят дружить, ссорятся, мирятся, дружат, режут ножницами бумагу, играют во что-нибудь… Они живут в нашем мире. Они живут вместе с нами. Они живут среди нас. Наконец они вырастают. А мы? Можем ли мы сказать, что им комфортно и безопасно в нашем мире? Сможем ли мы дать им именно то, что им нужно, а не то, что нужно нам? Каких знаний не хватает нам, современным родителям, и о чем молчит педагогика? Давайте попробуем разобраться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь воспитания, или Тайны маленького сердца предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я