Практические материалы для педагогов, реализующих инклюзивное образование

Анна Виневская

В книге собраны материалы, которые помогут педагогам и студентам – будущим педагогам по организации обучения и взаимодействия с детьми, имеющими ОВЗ. В книге собраны основные методики обследования детей, которые могут применяться и для обследования детей с ОВЗ. Также даются характеристики различных нарушений, рекомендации педагогам и родителям. Книга носит хрестоматийный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практические материалы для педагогов, реализующих инклюзивное образование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

в условиях обучения в образовательной организации

У школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут возникнуть множество психологических проблем, которые поможет разрешить педагог или психолог через психолого-педагогическое сопровождение.

Под психолого-педагогическим сопровождением специалисты Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена понимают — осознанный системный процесс взаимодействия субъектов в условиях образовательной среды.

К «детям с ограниченными возможностями здоровья» (дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети-инвалиды) специалисты относят детей, у которых есть нарушения в развитии, предоставляющие им возможность иметь бинефицитарный статус, т.е. позволяющий им пользоваться социальными льготами и пособиями.

При изучении понятия — «дети с особыми образовательными потребностями» мы остановились на классификации, предложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте для детей с ОВЗ, которые к основным категориям детей с ОВЗ относят:

детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

детей с нарушением речи (логопаты).

детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

дети с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.

детей с задержкой психического развития.

детей с расстройствами аутистического спектра.

Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах: сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.

Психологическая диагностика школьников с ОВЗ может включать:

— изучение личностной готовности к обучению;

— исследование ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся;

— исследование особенностей межличностного взаимодействия;

— осуществление психологической интерпретации отдельных состояний, особенностей, поведения обучающихся.

Психолого-педагогический мониторинг необходимо осуществлять с целью оценки динамики личностных и психологических показателей развития обучающихся и степени взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Результаты мониторинга могут способствовать:

— обеспечению индивидуально—дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях школьника;

— планированию коррекционных мероприятий, моделированию индивидуальных программ развития обучающихся;

— осуществлению снятия психологических трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе обучения;

— планированию мероприятий по предупреждению трудностей в интеллектуальном, личностном развитии, управлению психическим состоянием обучающихся;

— выбору и проведению мероприятий, направленных на формирование определенных личностных качеств, организацию адекватных межличностных отношений между обучающимися и педагогами.

При проведении тестирования необходимо помнить:

1. Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.

2. Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.

3. Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.

4. Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.

5. Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практические материалы для педагогов, реализующих инклюзивное образование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я