Книга умных

Андрей Эирихтович Роговский, 2020

Образование не гарантирует успех в жизни. Вы можете проверить это лично, зайдя в любой McDonald’s – там будет стоять за кассой как минимум один сотрудник с высшим образованием. Вы бы не хотели увидеть там своих детей после долгих лет их учебы? Эмоциональный интеллект определяет уровень жизни и стараться развивать его в своих детях нужно как можно раньше. Не ждите от моего эссе универсального рецепта от всех проблем или гарантий счастливой жизни для ваших детей. Я – всего лишь обычный человек, и не мне учить вас как жить и заниматься воспитанием. У вас всего лишь появляется шанс обеспечить своим детям достойную жизнь.

Оглавление

  • Как устроен наш мозг?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга умных предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

УДК 37

Р59

Роговский Андрей

Р59 Книга умных. Простым языком о сложных вещах: EQ и его развитие у детей.

Харьков: ООО"В деле", 2020. 32 с. Русск. яз.

ISBN 978-617-7305-53-7

УДК 37

ISBN 978-617-7305-53-7 © Роговский Андрей, 2020

Книга умных

Простым языком о сложных вещах: EQ и его развитие у детей

Photo by meo from Pexels

Как устроен наш мозг?

Прежде чем начать, надо определиться — а что же такое “умный человек”?

Давайте ознакомимся с базовыми понятиям, чтоб по ходу прочтения у нас не возникало расхождений в терминах.

Photo by Anna Shvets from Pexels

Как часто мы наблюдаем маленькие чудеса, когда школьник-раздолбай, закончивший восемь классов, умудряется получить красный диплом в университете.

Как девочка-тихоня, прочитавшая единожды «Евгения Онегина», способна рассказать полностью наизусть и как школьник, участвующий в олимпиадах физике, не способен запомнить таблицу умножения. И увы — как умный мальчик, которому с детства пророчили быть профессором, в свои 25 разбирается только в сортах пива. Как так получается? От чего зависит этот самый ум?

Кто–то может сказать, что только от старания и страдания, но ведь нет же — и в школе и в институте были ребята, которые сидели на задних партах, кидались жвачками и играли в карты, а потом спорили о гуманизме в стихах Лермонтова с учителем, а девочки с первых парт, зазубрив все наизусть, двух слов связать не могли в произвольной беседе. Значит, старание и железная задница с умом особо–то и не связаны.

Для разгадки человеческого разума, представим, что существует несколько параметров, по совокупности которых и определяется собственно ум:

Во–первых, феноменологически можно выделить четыре разных шкалы, по которым оценивают ум. Это важно, потому что человек может быть силен в одной, а в другой слаб, из–за чего его называют то умным, то дураком, и возникает путаница. А именно, человек может быть:

Дурак/умный (интеллект)

Невежда/эрудит (знание)

Глупец/мудрец (мудрость)

Тупица/гений (изобретательность)

Названия очень вольные, под ними могут понимать совсем не то, что я имею в виду, поэтому поясню.

Интеллект

Это способность решать задачи. Проверяется IQ тестами и стандартными задачами по математике. При этом подразумевается, что человек знаком с материалом: пятиклассник может решить задачу на логарифмы или дифференциальные уравнения, но для этого ему мало одного интеллекта, потому что материал незнакомый.

Интеллект определяет, насколько быстро и правильно человек использует свои знания и умения. Эта способность сильнее всего связана со структурой мозга: если соответствующие участки нейронной сети мозга крепко и правильно связаны, человек быстро и корректно находит ответ. Его мозг быстро преобразует сигнал А в сигнал Б, который есть правильное решение задачи. Важный момент: человек может быстро преобразовывать А в Б, однако Б только похож на правильный ответ, но таким не является из–за скрытого подвоха. Такой человек тоже умный, но ему не хватает других сторон ума.

Интеллект врожден настолько, насколько в процессе детского онтогенеза его мозг был заточен на соответствующие задачи. Например, с ребенком могли играть в числовые игры, которые он успешно выигрывал, в результате его мозг насобачился преобразовывать числовое А в числовое Б. Кроме того, врожденными являются способности нейронов устанавливать связи: как и любые другие живые ткани, нейроны разных людей по–разному подвержены изменчивости.

Взрослый человек больше подвержен социальному влиянию на интеллект: если окружение поощряет его деятельность по преобразованию А в Б, то он будет скорее склонен развиваться в данном направлении и добьется больших результатов. Мозги взрослых людей почти не способны устанавливать новые нейронные связи, поэтому они стимулируют процессы при решении новых задач высшей, ассоциативной работой мозга; другими словами, для взрослого человека развитие интеллекта — это скорее психологический, чем физический процесс.

Экстремальный пример дурака — это случайный алгоритм без обратной связи. Экстремальный пример высокого интеллекта — это суперкомпьютер.

Photo by Brett Sayles from Pexels

Знание

С этим все просто: чем больше и прочнее знаешь, тем легче и быстрее интеллекту работать. Знание — это нейронные связи в чистом виде, человек с физическими нарушениями мозга в первую очередь теряет память.

Лучше всего знания накапливаются в юности, пока ткани мозга пластичны. Кроме того, на запоминание сильно влияют эмоции: эмоционально значимая информация всегда прочно запоминается. Поскольку пластичность и эмоциональность — это вариативные параметры, то разные люди по–разному расположены к тому, чтобы накапливать знания. И опять–таки, общество существенно влияет на эмоциональность той или иной информации, поэтому способность накапливать знания может быть приобретенной.

Экстремальный пример низких знаний — новорожденный или чистая флешка. Высоких знаний — база данных.

Photo by Daria Shevtsova from Pexels

Мудрость

Эта способность ума развивается на опыте. Накопив большое количество опытных знаний и познакомившись с большим количеством правильных и неправильных решений, человек вырабатывает интуицию, которая по едва уловимым и для неопытных людей незаметным признакам подсказывает, в каком направлении нужно двигаться, а в каком не стоит. Однако интуиция никогда не бывает достоверна, она работает только среднестатистически: в любой конкретной ситуации интуиция может обмануть, подсказав неверное решение и забраковав верное. Но в среднем опытный человек чаще и быстрее находит правильное решение и реже совершает ошибки.

Поскольку в мудрости есть элемент случайности, то иногда неопытные люди могут проявлять удивительную мудрость. Это иллюзия, врожденной интуиции не существует. Тем ни менее, если первые шаги, совершенные наугад, дают результат, то человек может ассоциативно приспособиться к такой манере мышления («насобачиться») и рано накопить позитивный опыт, став на самом деле мудрым. В большинстве случаев опыт накапливается постепенно, однако он приходит только в том случае, если человек производил много результатов и в достаточной степени осознал как положительные, так и отрицательные результаты.

У мудрости есть неприятная сторона: она ограничивает восприятие нового. Опытность трудно, почти невозможно отключить по заказу, чтобы рассмотреть задачу без предрассудков. Поскольку во многих случаях возникают уникальные ситуации, то опытность может тормозить работу интеллекта, пытаясь натянуть условия на освоенные шаблоны, которые не подходят.

Экстремальный пример глупости — попытки механически применить методы одной области в совершенно незнакомой другой области (например, рассуждения программистов о физике или физиков о биологии). Экстремальный пример мудрости — работа специалиста с полувековым опытом.

Photo by Andrea Piacquadio from Pexels

Изобретательность

Это самая загадочная часть ума, которая определяет, насколько быстро и успешно человек может находить новые решения задач. В быту изобретательных людей называют гениальными. Традиция идет из древности, когда люди прочно верили, что жалкие людишки ничего не могут придумать сами, а все новое даруется свыше, поэтому изобретательные люди — любимцы богов.

Действительно, часто совершенно непонятно, почему именно этот человек именно в этом месте и в это время изобрел ту или иную вещь, метод или мысль. Однако существуют некоторые закономерности. Во–первых, изобретательность тесно связана со свободой человека: очень редко изобретения делают несвободные люди, и никогда они не делаются под принуждением. Изобретательность, так же как и исследование неизвестного, требует одновременно наблюдательности, осмысления и экспериментирования, которые хорошо работают в мозгу только если человек сосредоточен. А для сосредоточения нужна некоторая изолированность как от внешних отвлечений, так и от внутренних. Несвободный человек лишен этого.

Во–вторых, для совершения изобретения требуется концентрация на принципиальных аспектах, а не на деталях. В то же время, чтобы изобретение работало, детали должны быть достаточно проработаны. Поэтому изобретательность тесно связана с техническим мастерством (то есть с совокупностью интеллекта, знаний и мудрости), когда технические аспекты прорабатываются без уделения им сознательного внимания. Изобретения требуют достаточного уровня мастерства. Кроме того, важна склонность человека с размышлениям о принципиальных аспектах, мечтательность, которая может сопровождаться асоциальностью и частичным аутизмом.

Также отмечено, что наиболее богаты на изобретения те времена, когда общество переживает бурные события. Рассел высказывал довольно остроумное предположение. Он пишет, что расцвет человеческого гения связан со сломом некоторой культурной традиции. Традиция — это палка о двух концах. С одной стороны, она обеспечивает наличие людей с определенным, достаточно высоким уровнем образования и желанием служить обществу. С другой стороны, она ограничивает творчество, так ставит некоторые рамки для мышления. При сломе традиции, рамки перестают стеснять интеллект, но при этом ее положительные стороны, то есть, наличие образованных и не слишком эгоистичных людей, продолжают существовать еще некоторое время. Вот эти–то периоды и богаты творчеством более всего.

Самое загадочное — врожденная изобретательность. Действительно, существуют династии изобретателей, художников и ученых. Но хотя наследственность повышает вероятность склонности к изобретательности, нередки случаи бездарности детей и внуков изобретателей. По–видимому, изобретательность сильнее всего связана с детским онтогенезом, и неверное развитие ребенка может убить творческие способности. Но при этом неясно, что такое «верное развитие»: вызовы и трудности, так же как и комфорт и легкость, могут как стимулировать, так и подавлять тягу к творчеству.

Социальное окружение стимулирует изобретательность, если способствует развитию мастерства. Чем легче человек решает технические задачи, тем легче ему изобретать.

Экстремальный пример тупости — обскурантизм, враждебное отношение к изобретательству. Например, преподавательская деятельность, направленная на механическую передачу знаний. Экстремальный пример гениальности — Леонард Эйлер.

Вот теперь-то вы можете понять, каким образом комбинация этих четырех параметров влияет на человека. Изобретательный лентяй всегда придумает способ как списать домашнюю работу, а глупый эрудит будет ходить в жилетке с множеством карманов.

Парадокс умных людей

Однако, теперь встает очевидный вопрос — почему в нашем обществе уровень жизни глупых и крикливых политиков намного выше, чем умных и скромных ученых?

К моему глубокому сожалению, мировым стандартом нормального человека в современном мире является глупость и очевидность, которая формируется голосами недалеких масс на выборных компаниях. Если вы еще не смотрели фильм “Идиократия”, то вам очень повезло — вы можете посмотреть его в первый раз!

Конечно, социум тупиц будет всеми силами ставить палки в колеса умным людям. Оно и понятно — такие “умники”, как они нас называют, могут переломить устоявшийся ход вещей и установить новый порядок общества. Когда вместо жуликоватых и лживых политиков, государством управляет автоматизированная распределенная система, для которой нет понятий «взятка», «нужный человек», «позвонили сверху».

При таком строе все равны перед законом, а наказание за нарушение неумолимо. К сожалению, это очень не нравится нашим сильным мира сего, и остается несбыточной мечтой.

Возьмем пример на фотографии страницы из клинической психиатрии — это пример того, как люди в белых халатах, которые отсидели много лет в институтах и получили за крепкость своего зада звание «психиатр» (не путайте с психологами), вершат судьбы тех, чье мышление чуть выходит за пределы нормы. Посмотрите, чем руководствуются каратели от медицины. Ботинок и карандаш оставляют след. По-моему это — гениально. Конечно, между шизофренией и гениальность — очень тонкая грань. Но все равно несколько обидно, что нужно думать, как кирпич, чтобы сойти за здорового гуманоида.

Так и со всем остальным. Если ребенок обладает высоким интеллектом, его начинают травить сверстники, чувствуя эмоциональным интеллектом, своего будущего конкурента за высокие жизненные блага,

Кстати, об эмоциональном интеллекте и детях..Наверное многие слышали о том, что есть коэффициент эмоционального интеллекта — EQ. Ну и уж точно, вам хорошо известна такая вещь как — IQ. Однако мало кто знает, что на самом деле EQ активно используется лидерами, в то время как высокий уровень IQ — это признак предсказуемости и хорошего подчиненного. Чем выше IQ, тем меньше шансов, что подчиненный выдаст что-то эдакое, хотя конечно, не все так просто.

Теперь-то вы понимаете истину поговорки о том, что троечники — это будущие начальники.

Photo by Andrea Piacquadio from Pexels

Известный автор книг по вопросам развития творческого мышления Сэр Кен Робинсон для примера предлагает каждому придумать как можно больше способов применения обычной канцелярской скрепки. Большинство людей могут предложить около 15 способов, тогда как люди с высоким интеллектом могут предложить от 150 вариантов. При этом они начинают изменять условия задания, например, меняют размер.

Данный эксперимент был описан в книге Джорджа Лэнда и Бета Джармана «Контрольная точка и дальше: освоение будущего сегодня1». Он заключался в том, что они опрашивали 1600 детей в возрасте 3-5 лет. Если дети предлагали определённое количество вариантов, то они считались гениями дивергентного мышления. Результаты поражают, 98% детей смогли пройти этот рубеж. Через 5 лет они опять провели этот же эксперимент с этими же детьми. Результат уже был 32%. Ещё через 5 лет результатов гениальности достигли только 10% подростков. Тогда они провели данный тест среди 200000 взрослых, гениев оказалось только 2%. Объясняют они всё это тем, что за это время дети получили образование, а значит и научились тому, что есть только один правильный ответ. И к этому ответу ребёнок не приходит сам, а просто запоминает его из какого-нибудь источника.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Как устроен наш мозг?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга умных предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

https://www.youtube.com/watch?v=3TpnvuPdwXE&feature=youtu.be

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я