Практическая криминалистика. Криминалистическая техника

Андрей Шапошников

Криминалистика – интересная наука, в ней много таинственного и загадочного, ее история – раскрытие и расследование преступлений. Вас ждут разнообразные сложные задания: фотосъемка места происшествия и следов, измерение дорожки следов ног и изготовление гипсового слепка; дактилоскопия и исследование документов, составление протоколов, фототаблиц, планов и схем. Если вы устали от стандартных учебников, вас тянет в сон от нудных определений и непонятных классификаций, тогда этот учебник для вас.

Оглавление

Глава 7. Измерение, планы, схемы, зарисовки, или зачем юристу знать естественные науки

На следующий день после занятий ребята отправились в отдел. Николай Валерианович их ждал и сразу же загрузил работой. Нужно было составить описи по трем делам, съездить с запросами в архив суда и информационный центр ГУ МВД. Все это следователь велел сделать до половины пятого и быть к этому времени в кабинете. Ребята разделились, Серафима осталась составлять опись и сшивать дела на станке, а Сергей отправился с запросами, каждый из которых был снабжен пометкой срочно.

В назначенное время ребята собрались в кабинете. Сергей прибежал за несколько секунд до того, как стрелки часов, висевших на стене кабинета, показали 16 ч. 30 мин. Старый следователь уже проверил описи, составленные Серафимой, и ждал Сергея.

— Николай Валерианович, копии приговоров будут готовы только к четвергу, справки из информцентра сделали сразу, — отчитался парень, протягивая два запроса формы №126.

— Спасибо, — следователь внимательно изучил записи и ксерокопии карточек, отпечатанные на оборотной стороне запросов.

— Это данные оперативно-справочного учета лиц, осужденных к лишению свободы, — пояснил следователь, прочитав вопрос на лицах ребят. — Получается, что один осужденный отбывает наказание в нашей области, а второго отправили в Соликамск. Завтра поеду в колонию, нужно с ним побеседовать.

— Вы хотели сказать допросить? — уточнила Серафима.

— Хотел бы сказать — сказал, — следователь посмотрел на удивленные лица студентов и рассмеялся.

— Ребята, вы думаете, что вся работа следователя — это только производство следственных действий? — увидев, что они кивнули, следователь развеселился еще больше.

— Жесткое следование требованиям УПК необходимо только при производстве следственных действий или проведении доследственной проверки. В данный момент у меня нет в производстве уголовного дела, по которому я могу допросить этого человека, как нет и проверочного материала. Уголовно-процессуальный закон не запрещает мне побеседовать с любым человеком. Я не могу вызвать его для допроса, для этого у меня нет оснований, но вполне могу поехать к нему сам и попытаться разговорить. Мы с вами предполагаем, что этот человек осужден за то, чего не совершал, но прежде чем начинать процедуру пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, нужно узнать его позицию, возможно, связаться с его адвокатом. Также необходимо побеседовать с оперативниками в колонии, начальником отряда, понять, чем и как этот человек живет, что он из себя представляет.

Пока ребята переваривали выданную следователем информацию, он спокойно собрал со стола все уголовные дела и документы и убрал в сейф.

— Доставайте ваши отчеты, — Николай Валерианович весело посмотрел на пораженных ребят, — продолжим работу над ошибками, а то у вас всего три недели до пересдачи.

— А как вы об этом узнали? — пораженная Серафима, уже готова была признать старого следователя ясновидящим.

— От вашего преподавателя, — Николай Валерианович поспешил разочаровать девушку, — я ему звонил, когда собирал информацию о вас.

— Николай Валерианович, — Серафима вспомнила замечание преподавателя про практиков, — нас предупредили, что все должно быть сделано в соответствии с требованиями УПК и криминалистической науки, а не «как обычно».

— Я знаю, что хотел сказать ваш преподаватель, но к нам это не относится, — старый следователь серьезно посмотрел на ребят. — Лично я всегда стараюсь делать все строго по закону. Думаю, вы это уже заметили, так что все у вас будет правильно.

Ребята немного успокоились и разложили на столе свои отчеты.

— Сегодня мы с вами посмотрим ваши протоколы осмотра и схемы, — предложил Николай Валерианович, — там есть много ошибок.

— Это точно, — согласилась Серафима, рассматривая схемы в своем отчете, перечеркнутые красным маркером, украшенные знаками вопросов и грозной резолюцией «Переделать полностью».

— Зачем нам нужно уметь рисовать эти схемы? — вздохнул Сергей, — я вот читал в американском детективе, что у них схемы рисует специальный картограф.

— Жаль, что у нас нет должности полицейского картографа, — серьезно заметил Николай Валерианович, — но и в этом случае тебе пришлось бы все это изучать.

— Почему? — удивился Сергей.

— Потому что без знаний и навыков составления схем, ты не сможешь их читать и не сумеешь проверить, правильно ли все изобразил картограф, — сообразила Серафима.

— Верно, — поддержал девушку следователь, — на самом деле, это совсем не сложно, в нашей стране этому учат в средней школе. Наверно поэтому и нет необходимости содержать картографа в каждом отделе, с другой стороны хотя бы один специалист на область все же должен быть.

— Для грамотного, всестороннего и объективного производства осмотра места происшествия следователю, да и любому грамотному юристу, необходимы знания нескольких предметов из общей школьной программы. Как вы думаете, каких?

— Юристы относятся к гуманитариям, — начал Сергей, — значит, нам необходимы гуманитарные предметы: русский язык и литература, обществознание, история, а все остальное не нужно.

Следователь посмотрел на Серафиму, девушка кивнула, полностью поддерживая друга.

— Вот поэтому у вас ничего и не получается, — Николай Валерианович сердито стукнул ладонью по столу. — Юрист в своей работе вынужден соединять знания гуманитарных предметов и естественных. Ведь преступления и другие юридически значимые события происходят в материальном мире. Если вы не знаете основ физики, то вы не поймете, как и почему возникают механические следы или как работает оптика фотоаппарата. Если не знаете биологии и химии, вы не разберетесь с этими группами следов. Если вы не знаете геометрии, то не сможете правильно провести измерения и «привязать» предметы и следы. Если вы не знаете географии, то не сможете рисовать и читать карты, и не сориентируете место происшествия в пространстве. Если вы не знакомы с основами черчения, то вам будет тяжело составлять схемы, планы и зарисовки. Если вы незнакомы с алгеброй и математическим анализом, то у вас будут проблемы с построением версий, логических схем расследования, поиском причинно-следственных связей.

Ребята озадачено посмотрели друг на друга. Мечта стать следователем к каждому из них пришла еще в школе. Они запоем читали и смотрели детективы, играли в «казаки-разбойники» и «Ночной дозор». Решив еще в 8 классе поступать на юридический факультет, оба сосредоточились на изучении гуманитарных предметов, необходимых для поступления. В их школьных аттестатах по алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, географии стояли четверки и пятерки, но содержание школьной программы они забыли начисто.

— Как же нам теперь быть? — ребята сильно расстроились.

— Вспоминать то, что знали, — лукаво посмотрел на них следователь, — психологи считают, что человеческая память тотальна и помнит все.

— Нам теперь что же все школьные учебники перечитать? — сердито спросил Сергей.

— Ну зачем же все, только те, что необходимы, — рассмеялся следователь.

— Ладно, — сжалился он, отсмеявшись, — давайте я вам немного подскажу. Начнем с понятия «привязки» предмета к местности. Вы уже знаете, что «привязать» предмет — это значит точно зафиксировать его расположение на месте. Как это сделать?

— Преподаватель объяснил нам, что привязка осуществляется до двух неподвижных точек, — начала Серафима, — это означает, что мы выбираем две неизменные точки и измеряем расстояние от предмета до этих точек, а еще расстояние между самим точкам, вот только зачем, я не знаю.

— Про это объясню чуть позже, — улыбнулся следователь, — а что может быть такой неподвижной точкой?

— Например, угол здания, — начал перечислять Сергей, — одиноко стоящее дерево, опора линии электропередачи или световая опора, да мало ли что.

— Хорошо, а в помещении?

— Углы помещения, стены, окна, двери, — продолжил парень.

— Подожди, — вставая, перебил его следователь, — вот смотри, это мой карандаш, я кладу его на пол. Вот дверь в кабинет, как ты будешь проводить привязку?

— Измерю расстояние от карандаша до двери.

— Вот тебе рулетка, измеряй.

Взяв протянутую ему рулетку, Сергей опустился на корточки около карандаша. Вся его уверенность уже испарилась. Приложив начало рулетки к острию карандаша, Сергей развернул ее до дверного полотна.

— Ну, вот как-то так, — парень посмотрел на рулетку, — получилось 1 метр 10 сантиметров.

— А если открыть дверь, тогда как? — лукаво поинтересовался Николай Валерианович.

— Точно, — вспомнила Серафима, — дверь и окно не являются неподвижными точками, нас же преподаватель предупреждал. Неподвижной точкой будет угол дверного или оконного проема.

— А стена будет неподвижной точкой? — последовал новый вопрос.

— Будет, — буркнул Сергей, — она же в отличие от двери никуда не двигается.

— Тогда покажи мне это самую точку? Привяжи карандаш к стене.

— Да запросто, — Сергей развернул рулетку к стене.

— Подожди, — остановил его следователь, — а почему ты измеряешь именно до этой точки, чем вон та или другая хуже?

— Ну, так же ближе, — попробовал объяснить Сергей.

— А мне кажется, что вот так ближе, — упорствовал следователь, — это тоже точка, чем она хуже?

— Николай Валерианович, — Серафима поспешила затупиться за друга, — вы точно как наш преподаватель криминалистики. Он тоже над нами издевается.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я