Эта книга для тех, кто уже зашёл далеко в этих мыслях, потерял смысл или цинично смотрит на всё это, но радости в жизни не ощущает. Эта книга для тех, кто переживает кризис середины жизни, кто ищет себя в этой жизни во второй, в пятый, в сотый раз.Вы, сожжённые угольки мои, должны дать шанс себе и этой работе — прочитать эти 10 000 слов и попробовать найти ответы для себя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как пережить свою смерть. Все варианты преодоления экзистенциального кризиса от психолога и КПТ-терапевта в 10 000 словах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. «Смерть — что это такое?»
Смерть — это ботинок на дороге. Это недописанная тетрадка. Это неоконченное дело. Смерть — это «больше не». Смерть как итог старения. Смерть как внезапность. Смерть это старенький мерседес, который даже ещё не сошёл с конвейера и будет выпущен только через 2 года (но он через 20 лет будет стареньким и убьёт человека). Смерть — это рандомным человек. Рандомно выросший в рандомной семье, который заколет тебя рандомным ножом за позапрошлогодний айфон. Смерть — это когда заканчиваются твои 1000 месяцев. 1000 месяцев звучит всего лишь как договор по ипотеке, но нет. Это вся жизнь. 83 года.
А другого такого месяца и не будет. Иной раз живёшь ради этого-то месяца, и сам этого не знаешь. И вот закончится 1000 месяцев, и умирать. Продлять будете? В очереди слишком много людей. Сегодня без продления. Смерть — это выключение света в глазах, в ушах, в тактильности, во внимании, в пространстве, во времени, в сознании.
По ощущению, момент смерти — это как начало наркоза. Раз — и всё. И тут даже не обидно. Вы даже психоэмоционально это не отыграете. Просто вот он я — а вот меня нет.
И это не тьма, не сидение на облачке — это просто натуральное, абсолютное небытие. Парменид, конечно, говорит, что небытия нет. Наверное, объективно, да. Но для человека оно абсолютно наступает. Хоть никак и не ощущается. Наступает как бы Великое сжатие Вселенной, но только для одного человека. Великое сжатие, когда пространства как такового нет, и время тоже не идёт. А время вообще — это /свойство/ пространства.
Так почему же тогда страшно умирать? Как будто бы бояться нечего. И хотя не у всех есть страх смерти, всё же важно что всё упирается в такой момент:
Всё же у всех есть насчёт этого вопросы, если не страх. Лакан-Смулянский: смерть не вызывает ужаса, максимум — вопрос.
Если по-честному, то не смерть страшна, когда она прямо сейчас не угрожает, и даже не конечность. Страшна бездарная жизнь в корявом мире, который я не создал подобающим желанию раствориться в нём. А страшно то, что «больше не». «Больше не посмотреть на этот мир» и так далее.
В заметках «Смерть есть половина» (ссылка в конце этой книги) я писал, что смерть есть вопрос, неизвестное. Неизвестно, что будет с другими, после моей конечности. Но, возможно, я допустил, что неизвестно людям то, что будет после смерти. Наверное, люди слишком хорошо знают, что будет после смерти.
Наверное, люди слишком хорошо знают, и им это невыносимо. Почему? Почему это так невыносимо, что нужно придумывать Вальгаллу или реинкарнацию. Вальгаллу придумали, чтобы не бояться конечности. Чтобы не бояться пожертвовать своей жизнью. Чтобы просто кинуться с топором на сотню солдат противника, если ты, умерев, попадёшь в Вальгаллу, за большой стол, и так далее.
А разве ради Ничто хочется накинуться на врагов? Нет. «Сейчас вот кинусь на них, порублю всех, значит, буду вечером бухать и трахаться. Если меня порубят, то всё равно буду бухать и трахаться, но уже с почестями и в Вальгалле». В этом контексте ценность самопожертвования выше жизни. А вот Страшный суд не такой прикольный. Много негатива в этом. «Души грешников томятся в ожидании Страшного Суда, тысячи лет томятся» (цитата изниоткуда). Типа жил 40 лет. А потом тысячелетие сидишь в темноте и томишься. Какой-то треш, а он всё не наступает, этот Страшный Суд. Идея. Возмножно, нужно продолжить записывать мифы о загробных мирах и вообще отношении к смерти у разных народов и так далее. Это может привести к чему-то очень интересному.
* * *
Ещё пару экскурсов.
Египтяне мумифицировали тела в горячем песке либо более сложным способом — побогаче. Цель была сохранить тело и органы. Загробный мир с делением по добрым делам и злым. Злые души, весящие больше страусиного пера, съедала Амат — с головой крокодила и телом льва.
Япония. Мир людей и мир духов. Умерев, ты семь дней идёшь по пустыне и горе к реке — границе. Те, кто безгрешен, проходит по мосту. Те, кто средне грешен проходит вброд. Грешники вплавь. А в реке драконы внизу. Затем Эмма, бог загробного мира, на основании действий и мыслей, отправляет либо в перерождение, либо в один из адов.
Рай Нового Завета — небесный Иерусалим, город без печали и смерти. У извращенца Данте грешником мучают на миллионе слоёв. А рай Данте — девять сфер и роза праведных (что это вообще) вокруг точки, которая есть Бог. Бог — точка, интересно. Ещё есть лимб, без радости, но и без печали, там живут некрещённые праведники. Но об аде Данте фантазирует сильнее и обильнее. Чисто бог создал кипящий тар-тар, чтобы помучать души людей под предлогом грехов, — примерно так писал Эразм Роттердамский в письмах Мартину Лютеру оспаривая рабство воли Лютера.
Греки хоронили в земле, клали оружие и украшения. Иногда сжигали. Загробный мир: река Стикс, до неё усопших сопровождает Гермес. Всё под землёй. Монетка во рту — расплатиться с Хароном, который переправляет через приток Стикса. Остров блаженных — Эллизиум, или же — Тартар.
Китай — идея воздаяния в буддизме приобрела формат бюрократического инструмента. Есть сансара, рая и ада нет. Ад — Диюй (подземная тюрьма).
Ацтеки — смерть это почёт. В битве или от родов умереть лучше, чем от естественных причин. От старости умереть позорно — подземный мир. Убивая других людей в жертвоприношении и войне, ацтеки верили, что «поддерживают мировой баланс, обеспечивают богов слугами и воинами, подпитывают солнце» (цит.?).
Из верований складывается впечатление, что для полноты жизни должно немножко хотеться умереть. Как именно лучше умереть — определяет социальный заказ: «на войне, от родов», а в протестантской вере социальный заказ обратный — «умереть в глубокой старости окруженным внуками» — и ведь действительно если уж ты окружен внуками, и они пришли проститься, то ты во всяком случае был хорошим человеком или богатым, что тоже важно для общества.
Хотеться умереть — логично. Так как смерть это крайняя предельная возможность. Верования реализуют стратегически и бюрократически направленную силу.
Реально же, столкновение с полным осознанием смерти-как-она-есть, без сказок, для человека настолько невыносима, что это полная безнадёжность. Похоже, что выход оттуда только в самообман (околорелигиощная интерпретация смертности) или суицидальные тенденции. Стремление умереть на войне это тоже в каком-то смысле суицидальное направление.
А есть ли ещё выходы? И так ли плох самообман?
Человек — существо с воображением, поэтому ему этот самообман необходим. Если так ответить на вопрос, то выходит, что пережить свою смерть можно лишь воображением и лёгким отрицанием.
Хайдеггер говорит «смерть наверное придёт, но пока нет» (здесь «наверное» — в устаревшем значении «точно, неизбежно»). «Этим „но“ и „пока ещё-не“ люди отказывают смерти в достоверности. Создают границу» (Бытие и время, пер. Бибихина, с. 259).
~Мысли у людей о смерти равны упадническому настроению, трусливым страхам~ (там же, с.254). Но разве можно назвать трусостью дерзость глядеть на самые факты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как пережить свою смерть. Все варианты преодоления экзистенциального кризиса от психолога и КПТ-терапевта в 10 000 словах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других