Социалистический Непал. Восстанавливая истину

Андрей Тихомиров

Народ социалистического Непала смог преодолеть сопротивление Запада в борьбе за независимое развитие. Современная Конституция Непала в статье 4 определяет страну как «независимое, неделимое, суверенное, светское, инклюзивное, демократическое, ориентированное на социализм, федеративное демократическое республиканское государство».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социалистический Непал. Восстанавливая истину предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Из истории Непала

Первые достоверные сведения о существовании государства в Непальской долине относятся к V в. н. э. и связаны с правлением династии Личчхавов, исповедовавших индуизм (IV — VII вв.). Это было государство раннефеодального типа, сформировавшееся в ходе длительного процесса классообразования у неваров, народа, населявшего в древние времена Непальскую долину. Хроники сообщают, что с личчхавами в Непальскую долину пришли люди из различных каст, преобладавших тогда в Северной Индии, — брахманы (священнослужители), баниа (торговцы, земледельцы, ремесленники), дусадха и до мы (слуги) и другие. К VII в. неварское общество уже было в своей основе индуизированным, хотя буддизм еще имел довольно широкое распространение и находился под покровительством властей.

Из книги Тихомирова А. Е., Чудеса без чудес. Наука о религии и не только. «Ridero», Екатеринбург, 2020: https://ridero.ru/books/chudesa_bez_chudes/:

«Религиозная буддийская литература («Трипитака», «Сутты», «Джатаки», «Лалита-вистара» и другие) приводит рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (с санскрита — древнеиндийского языка — Буддха), что означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной».

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию — указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда его родовое имя — Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 — 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.…

По другой версии родина Будды — Лумбини в Непале, это место является местом паломничества еще со времен императора Ашоки в III в. до н.э.».

В долине заметное развитие получили торговля, земледелие, строительное дело. Китайские путешественники, посетившие Непальскую долину в середине VII в., сообщали об особом положении торговцев.

В хрониках VII в. впервые упоминаются ирригационные сооружения, принадлежавшие государству, и перечисляются правила пользования ими. Правила, в частности, предусматривали меры по их ремонту, очистке и поддержанию в исправности. Можно, следовательно, констатировать, что значение земледелия в долине стало возрастать. Подсечное земледелие уже носило ограниченный характер. В конце VI в. и на протяжении VII в. вдоль берегов реки Багмати были основаны поселения, многие из которых сохранились по сей день. VII в. был заложен город Патан. Разросшиеся поселения на берегу реке Вишнумати побудили поздних Личчвов основать там город Кастамандап (Катманду), ныне столица Немала.

Олицетворяя государство, правитель по традиции являлся собственником всех подвластных ему, как суверену, земель. Это находило свое выражение прежде всего в весьма свободном распоряжении земельным фондом. Именно государство в лице его правителя жаловало земли на тех или иных условиях представителям знати и духовенству.

Надписи V — VI вв. содержат сведения о дарениях земли храмам, общинам брахманов и буддистской сангхе. Дарения нередко включали целые деревни и снабжались судебно-административным иммунитетом. В источниках отсутствуют упоминания о рабах. Крестьяне-общинники платили государству налог и выполняли различные, главным образом трудовые, повинности. Значительную часть крестьян составляли арендаторы, зависимые от феодалов.

После длительного периода смут государство в долине Катманду было восстановлено индусской династией Тхакуров. Ее основателя Амсуварму также считали старшим среди знатных феодальных родов, поэтому он имел титул махасаманта (главный вельможа).

В период правления династии Малла, которая в 1200 г. сменила Тхакуров и удержалась на троне вплоть до завоевания долины горкхами, индуизм становится основной государственно-правовой нормой. Однако буддизм продолжал играть важную роль.

В годы правления Джаястхити Маллы (1382—1395 гг.) были обнародованы законы, систематизировавшие кастовую структуру неварского общества и регулировавшие функции различных каст и взаимоотношения между ними. Многие законодательные акты XIV в., касавшиеся каст, не сохранились. Но, судя по комментариям и ссылкам на них, встречающимся в более поздних законодательных актах, можно сделать два важных вывода: под влиянием индуизма среди неваров-буддистов также сложилась кастовая система; касты неваров-индусов и неваров-буддистов располагались на одном и том же уровне, т. е. имели, видимо, равный общественный статус.

Веротерпимость, нашедшая свое проявление во многих формах общественной деятельности, оставила свой глубокий след и на особенностях и структуре неварской кастовой системы. «Народ и правитель, — сообщает одна надпись на камне, — отмечают праздники шивамарги и буддамарги». При дворе Маллов в качестве религиозных советников фигурировали как раджгуру, высший индусский священнослужитель, так и раджгубхаджу — буддистский наставник.

Равным общественным статусом пользовались део-Рахманы (священнослужители-индусы) и губхаджу (бажрачария; священнислужители-буддисты). К последним были также отнесены банра (баре). Вслед за священнослужителями в кастовой иерархии шли чхатхария-шрестха, панчтхария-шрестха (индусы) и уда (буддисты). Лишь между этими двумя группами каст — священнослужителей и высших каст — проходило четкое разделение на неваров-индусов и неваров-буддистов.

К высшей категории низших каст относились джапу (основная земледельческая каста) и хале (гуала). Низшие касты составляли гатху (моли), най, кхуса, читра-кар, чхипа (ранджиткар), манандхар (салми), кау. Пятую группу — нечистые касты — составляли багами, санга (сангат), бха, касаи, кусле (джогги). На самой низшей ступени кастовой иерархии находились неприкасаемые — поре, кулу, чаяме, хала-хулу. Каждая каста должна была следовать определенным установлениям, известным под общим названием «гатти».

Касаясь характера неварских каст, отметим, что в принципе они были эндогамны. Но эта эндогамия не являлась столь жесткой, как в Индии; существовала практика и даже обычай межкастовых союзов, как правило, гипергамных, т. е. женитьбы на женщине более низкой касты. Однако нередки были случаи, когда девушка, выходившая замуж за человека из более низкой (на одну ступеньку) касты, сохраняла свой статус, который передавался детям. Терпимость к межкастовому браку в определенной мере объясняется тем, что невары (в отличие от индусов высших каст) не рассматривали брак как священный и нерасторжимый союз. Задолго до замужества неварская девушка проходила обряд венчания с деревом бел и обретала, таким образом, статус замужней женщины. Последующие супружеские союзы могли расторгаться но желанию сторон. Не существовало также препятствий к замужеству вдов и разведенных женщин.

Форма межкастового брака зависела от кастового статуса вступавших в брак. Между представителями соседних по статусу каст заключались так называемые узаконенные брачные союзы, например между губхаджу и баре. В случае если «дистанция» между брачащимися была больше, чем одна ступень кастовой иерархии, брак назывался «постоянным сожительством». Однако эта форма мало чем отличалась от узаконенного брака.

На всем протяжении правления Малла теоретически сохранялось верховное право государства в лице его правителя на землю. Источники содержат немало сведений, подтверждающих право раджи свободно распоряжаться необрабатываемой землей: некоторые надписи сообщают о запрещении в ряде мест рубить деревья, продаже пустошей частным лицам, наделении землей брахманов и храмов; в хрониках говорится о разрешении населению пользоваться пастбищами. Пожалования земельных участков привели в конечном счете к резкому сокращению фонда государственных земель и росту феодальных владений.

В средние века на территории Непала были расположены многочисленные государства, развивавшиеся под сильным влиянием соседней Индии. В XVII в. выдвинулось государство Горкха, во 2-й половине XVIII в. объединившее страну.

Здесь были расположены десятки (до шестидесяти) мелких и мельчайших княжеств, население которых состояло из многочисленных этнических групп, говоривших на разных языках и стоявших на разных ступенях социально-экономического, общественно-политического развития и духовной культуры.

Наибольшей пестротой отличалась политическая карта Гималаев к западу от Непальской долины (долины Катманду). Княжества этого района образовали две аморфные конфедерации. Одна из них, насчитывавшая 22 княжества (Баиси), находилась в бассейне реки Карнали, другая, включавшая 24 княжества (Чаубиси), занимала бассейн реки Гандак.

Самым крупным и влиятельным княжеством из группы Чаубиси было Палпа. В него входили торговый центр Бутвал и часть западных тераев. В XVI в. раджа Мукупда Сен (около 1540—1575 гг.) устремился на восток и расширил свои владения вплоть до Илама (ныне на востоке Непала). Однако после его смерти государство распалось: от Палпы отделились Гулми и Кханчи, оформившиеся в самостоятельные княжества. Ответвления правящего дома основали княжества Таыахун и Макванпур, а впоследствии — Виджая-пур и Чауданди на востоке. Из других влиятельных княжеств группы Чаубиси следует назвать Ламджунг во главе с династией Шахов. В XVI в. отдельные ветви этой династии правили также в княжествах Нувакот, Каски, Горкхя.

Крупнейшими княжествами из группы Баиси были Джумла, Джаджаркот, Сальяна. Княжество Джумла включало бассейн реки Тила и среднее течение реки Карнали, а во время высшего подъема (XII в.) также часть Кумаона и Западный Тибет; позже Джумла сохраняла номинальный сюзеренитет над княжествами Баиси и Чаубиси.

К середине XVIII в. политическая раздробленность достигла значительной степени и ни одно княжество не было достаточно сильным, чтобы расширить свои владения за счет других. Большинство княжеств находилось на территории горных районов, в стороне от основных торговых путей из Индии в Тибет; они располагали весьма скудными материальными и людскими ресурсами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социалистический Непал. Восстанавливая истину предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я