Социалистический Непал. Восстанавливая истину

Андрей Тихомиров

Народ социалистического Непала смог преодолеть сопротивление Запада в борьбе за независимое развитие. Современная Конституция Непала в статье 4 определяет страну как «независимое, неделимое, суверенное, светское, инклюзивное, демократическое, ориентированное на социализм, федеративное демократическое республиканское государство».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социалистический Непал. Восстанавливая истину предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Индийцы-индоевропейцы

Индийцы-индоевропейцы или индоарии — общность народов, разговаривающих на индоарийских языках, наряду с иранцами одна из двух основных арийских ветвей, входят в состав индоевропейцев. Проживают преимущественно в Бангладеш, Индии, Маврикии, на Мальдивских островах, Непале, Пакистане, Шри-Ланке, также распространены в Афганистане, Сейшельских островах, Фиджи, носители цыганских наречий распространились по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Европы.

В Индии получила распространение одна ветвь индоевропейских языков, индоарийская, что исключает этот субконтинент из списка вероятных регионов происхождения данного языкового семейства и указывает на появление индоевропейцев в Южной Азии в результате миграции из района более раннего расселения. Регион Южного Урала — Причерноморья является родным для индоевропейских языков,

4 основных сословия существовали в Древней Индии, господствующее положение в обществе занимали брахманы, кшатрии и вайшьи, шудры были кастой неполноправных, зависимых людей. Многие обряды, ритуалы и герои принадлежали еще эпохе «индоиранского единства», в которую жили протоиндоиранцы — предки иранских и индийских племен. Все указанные божества и мифологические герои органично вошли в новую религию — зороастризм. Зороастр учил, что высшим божеством является Ахура-Мазда (позже он назывался Ормузд или Хормузд). Все другие божества занимают по отношению к нему подчиненное положение. По мнению ученых, образ Ахура-Мазды восходит к верховному богу иранских племен (Ариев), именовавшемуся ахура (владыка). К ахура относились Митра, Варуна и др. Высший ахура имел эпитет Мазда (Мудрый). Помимо божеств ахура, воплощавших в себе высшие моральные свойства, древние арии почитали дэвов — божества низшего ранга.

«Харе» — ср. с древнерусским словом «харя» и древнегреческим «харитес» — «красота, грация», современное русское слово «харе» в значение «хватит». А. Членов писал: «В 1970 году Н. Р. Гусева в статье „К вопросу о значении имен некоторых персонажей славянского язычества“ сопоставила Хорса с рядом индийских параллелей. Санскритские слова „хари“, „харас“ означают „огонь“, „пламя“, „наполненность энергией“. Нетрудно убедиться, что „Огненный бог“ или „Животворящий бог“ очень подходило для Бога-Солнца. Индийская параллель вскрывает утерянную первоначальную семантику имени Хорса-Солнца. На хинди же, указывала Гусева, слова „хари“, „хару“ имеют значение „бог“. Подходит и этот вариант семантики. И еще на хинди есть наречие „хара“ со значением „радостно“, „хорошо“. Все это слова одного корня. Они показывают, что русский Хорс — близкий родич индийских богов. Но ведь и само русское слово „хорошо“ (отмечает Гусева) восходит к имени Хорса! Значит, в 980 году в державе стало „хорошо“ не просто в смысле, что в ней стало солнечно, но и в том, что в ней воцарилась воля Хорса Новгородского, что над страной после долгих испытаний взошло и засияло Красно Солнышко русской свободы» А. Членов, «По следам Добрыни», М., «Физкультура и спорт», 1986, с. 232. В древности и по 9 в. у славян почитался иранский бог солнца Хорс (от иран. «хур» — солнце), «зм» — земля — получится Хорезм. Древнеегипетский бог света и Солнца Гор (Хор), сын Осириса. На фронтонах и наличниках крестьянских изб часто встречается стилизованное изображение солнца, ныне оно воспринимается как элементарное украшение жилища, однако это изображение восходит к культу солнца, солнечного божества (у древних славян — Ярило, Яр, отсюда — яровые, то есть сельскохозяйственные культуры, засеянные весной к лету — яру). Также можно привести такие слова как «хор» от греч. «хорос», «хоровод», а также греч. хорея — пляска, хоровод, отсюда хореография — искусство сочинения танцев. Существует и древнеегипетский бог Хор — первоначальный мифический правитель Египта. Крайне схожи иероглифические изображения солнца в виде кружочка с точкой посередине у древних египтян и у древних китайцев.

В индийских Ведах Асман трансформировался в обозначение высшего духовного начала, Атман, и в религиозных сочинениях употребляется иногда в смысле «я, себя». И, конечно же, древние арии повсеместно почитали огонь — но, до откровений Заратустры, не как творение Ахура Мазды, а как самостоятельное божество. Его нельзя было осквернить, «обидеть»: погасить или, к примеру, сжечь в нем мусор. Индоарии использовали огонь для сожжения тел умерших, понимая это как очищение. У соплеменников же Заратустры подобное называлось «труповарением» и считалось высшей степенью кощунства, страшным преступлением. То есть к жизни его времени не должны относиться трупосожжения. На Руси до введения христианства покойников сжигали. Огонь нельзя было загрязнять даже… дыханием. Жрецы, стоявшие возле алтарей, для защиты пламени от скверны надевали специальные головные уборы, закрывавшие и нос, и рот.

В то же время гипотеза об исходе индоевропейцев из Индии выводит происхождение индоевропейцев из Южной Азии. Основанием этому служит ряд генетических исследований, исследований и сравнений материальных культур. Проблематика трактования литературного источника Ригведа так же имеет спорные мнения и возраст данного произведения разными исследователями сильно различается. В плане географии стоит принимать во внимание, что Теория исхода из Индии, это по сути теория исхода из Южной Азии, а это современные территории таких стран как — Пакистан, Индия, Бутан, Непал, Бангладеш. Так же, относящаяся к истории Древней Индии — Индская — Хараппская цивилизация, преемственность которой с Индийской культурой доказана археологами при раскопках в долине рек Инд и Ганг — находилась на территориях нынешних — Индии, Пакистана и части Афганистана.

В процессе распространения индоевропейских языков среди них возникали те или иные особенности, унаследованные большими или меньшими их группами. Например, в некоторых падежах множественного числа германские и балтославянские языки используют окончания со звуком м — (сыны — сынами). Часть индоевропейских языков числительное сто начинает звуком с (группа сатем), другая часть — звуком к (группа кентум). Наибольшее разнообразие подобных признаков наблюдается в предполагаемом районе происхождения языкового семейства — в Центральной и Восточной Европе. В Индии такого разнообразия нет, что делает происхождение всех языков этого семейства в Южной Азии маловероятным.

До появления в Индии ариев здесь были распространены языки других семейств, что также служит доказательством пришлого характера носителей индоевропейских языков. В классический индоевропейский язык Индии — санскрит — попало около 500 слов постороннего происхождения, заимствованных, по-видимому, из дравидского, мунда и других языков. Многие из них употреблялись даже в ритуальных целях. Кроме того, у санскрита и неиндоевропейских языков Индии много общего в морфологии и синтаксисе, в то время как в других индоевропейских языках, включая родственный санскриту древнеиранский язык, такие черты отсутствуют.

Существующие археологические данные не подтверждают гипотезу о единовременном массированном вторжении индоариев и вообще индоевропейцев в Индию в доисторическую эпоху. Напротив, они указывают на серию постепенных изменений местных культур в сторону «европеизации».

Хотя в целом социальная и экономическая жизнь заметно изменились, между доисторической и исторической эпохой в Индии наблюдается преемственность как в технологиях и образе жизни, так и в региональной символике, что означает сохранение местного населения и исключает его полную замену пришельцами. Ранее упадок доисторических цивилизаций Индии и внезапную урбанизацию долины Ганга объясняли вторжением орд индоариев. Теория об «арийском вторжении» на территорию Южной Индии была оформлена в 1953 году. Археолог Мортимер Уилер предположил, что спад Хараппской-Индской культуры мог быть вызван вторжением одного из индоевропейских племен из Центральной Азии — ариев. В доказательство он привел группу из 37 скелетов, найденную в разных частях Мохенджо Даро и упоминания в Ведах о битвах и крепостях. Однако вскоре другие ученые отвергли теорию Уилера, поскольку скелеты принадлежали периоду, когда город уже был заброшен. Дальнейшие исследования скелетов, проведенные Кеннетом Кеннеди в 1994 году, показали что «травмы» на черепах, это не травмы, а следы от эрозии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социалистический Непал. Восстанавливая истину предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я