Социалистическая Корея. Восстанавливая истину

Андрей Тихомиров

Народ социалистической Кореи смог преодолеть яростное сопротивление западных стран в борьбе за независимое развитие и суверенитет. Постоянное противостояние с Западом с неизбежностью формирует вождистскую форму правления, когда вождь страны становится фактически и главой государства, и верховным главнокомандующим. Попадание в зависимость от Запада неизбежно формирует марионеточную форму правления, когда правитель лишь ширма для Закулисья, марионеткой движет «невидимая рука» олигархии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социалистическая Корея. Восстанавливая истину предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Борьба за социализм

В августе 1945 г. была освобождена Советской Армией от 36-летнего японского господства. По договоренности между СССР и США в Корее были установлены временные зоны ответственности советских и американских войск за прием капитуляции японской армии с разграничительной линией между ними по 38-й параллели.

Корейский рабочий класс составлял весьма значительную социальную силу и насчитывал более 2 млн. человек; из них около 600 тыс. было занято в промышленности. Основная масса промышленного пролетариата Кореи была сосредоточена в ее северных районах. В процессе предшествующей освободительной борьбы окрепли связи рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся, сложились идейные и организационные предпосылки воссоздания Коммунистической партии. В целом после краха японского господства расстановка классовых сил, объективные и субъективные условия благоприятствовали революционной ситуации и возможностям народно-демократической революции.

В соответствии с соглашением между союзниками территория Кореи была разделена на две зоны ответственности: советских войск — к северу от 38-й параллели и американских войск — к югу от 38-й параллели. Целью этого временного разделения было принятие капитуляции японских войск.

В Северной Корее Советские Вооруженные Силы создали все необходимые условия для деятельности органов народной власти. В короткие сроки была осуществлена ломка колониального аппарата, ликвидированы все органы японской администрации, уничтожены основы экономического господства Японии.

Крупная промышленность, транспорт, средства связи, банки, которыми владели японцы, были взяты под контроль и управление гражданской администрации при командующем советскими войсками, чтобы затем передать все это достояние его законному владельцу — народу. Главной задачей гражданской администрации было содействие корейским трудящимся в развитии Кореи как независимого демократического государства. Специалисты мирных гражданских профессий, находившиеся в рядах Советской Армии, непосредственно помогали корейским трудящимся в восстановлении подорванной колониализмом и войной экономики, в культурном строительстве, в подготовке кадров. Вместе с тем пребывание в Северной Корее советских войск парализовало силы империалистической и корейской реакции, лишало их возможности разжечь гражданскую войну или начать интервенцию. Условия, сложившиеся в северной части страны, облегчали развитие здесь революционного процесса. Его руководящей и организующей силой стали коммунисты во главе с Ким Ир Сеном. Коммунисты возглавили деятельность народных комитетов, созданных сразу после освобождения па базе широкой коалиции демократических сил. 8—10 октября 1945 г. в Пхеньяне состоялось совещание представителей народных комитетов, обсудившее вопросы их организации и деятельности. Народные комитеты начали проводить конфискацию земли, принадлежавшей японским помещикам и предателям-корейцам, и передачу ее безвозмездно беднякам н батракам. Согласно принятому народными комитетами положению, арендная плата не могла превышать 30% стоимости урожая. При активном содействии советских войск народные органы власти восстанавливали экономику, принимали меры к обеспечению населения продовольствием, оказывали помощь безработным и нуждающимся.

В Северной Корее возникли и укреплялись демократические политические партии и массовые организации. Важной вехой на пути революционного преобразования общества в Северной Корее было воссоздание Коммунистической партии. В первые же дни после освобождения бывшие партизаны, коммунисты, вышедшие из подполья и тюрем, приступили к формированию низовых, районных и провинциальных партийных организаций. 10 октября 1945 г. начало свою деятельность Северокорейское оргбюро Коммунистической партии.

В ноябре организационно оформилась Демократическая партия Северной Кореи, объединившая главным образом представителей мелкой и средней городской буржуазии и интеллигенции. Тогда же на базе прогрессивной части религиозного общества «Чхондогё» («Учение небесного пути») начала складываться партия Чхонудан Северной Кореи (Партия молодых друзей), оформленная в феврале 1946 г., весьма разнородная по своему социальному составу. В конце 1945 — начале 1946 г. была создана Новая народная партия Северной Кореи, многие программные положения которой смыкались с программой Компартии.

В крупную силу превращались массовые демократические организации, возникшие вскоре после освобождения: Демократический союз молодежи (октябрь 1945 г.), Демократический союз женщин (ноябрь 1945 г.), профессиональные союзы (до ноября 1945 г. было организовано 15 отраслевых профсоюзов), крестьянские союзы (в начале 1946 г. они объединились в Крестьянский союз Северной Кореи), Ассоциация деятелей культуры и др. Складывался единый демократический национальный фронт Северной Кореи во главе с рабочим классом и Коммунистической партией.

В Южной Корее в течение трех недель после капитуляции Японии еще оставались японские войска, управление генерал-губернаторства, весь японский колониальный аппарат. Тем не менее и здесь происходило массовое народное движение, создавались демократические партии и организации, возникали органы демократической власти — народные комитеты, которые в ряде мест занимали фабрики и заводы, объявляя их народным достоянием. На некоторых предприятиях устанавливался рабочий контроль, изгонялись японские директора и надсмотрщики. В деревнях народные комитеты выдвигали требование о снижении арендной платы до 30% урожая и в ряде случаев добивались его осуществления. Они запретили помещикам сгонять арендаторов с обрабатываемых ими участков. Уже к концу августа 1945 г. в Южной Корее функционировало около 150 народных комитетов.

Японская военщина объявила чрезвычайное положение, но не решилась применить вооруженную силу. Многотысячные демонстрации и митинги проходили под лозунгами создания независимого демократического государства, отражали глубокую благодарность населения освободителю Кореи — Советскому Союзу. В городах и деревнях создавались боевые дружины корейских патриотов.

Этот мощный революционный процесс и в Южной Корее возглавили рабочий класс и коммунисты. Японская военщина была бессильна им помешать. Сложилось своеобразное двоевластие.

В конце августа японская администрация стала просить американское военное командование поскорее ввести свои войска в Южную Корею. 7 сентября командующий вооруженными силами США на Дальнем Востоке генерал Макартур издал приказ, предупреждавший население, что власть в Южной Корее переходит в руки американской военной администрации, которая будет рассматривать Южную Корею не как территорию, освобожденную от врага, а как оккупационную зону, и что здесь будет установлен военный режим вплоть до оккупационного суда.

8 сентября в порту Инчхон началась высадка американского десанта, а на следующий день войска США вошли в Сеул.

Вся существовавшая ранее колониальная администрация, установленные японскими властями законы и порядки были сохранены. Это вызвало протест народных масс. Под их давлением японский генерал-губернатор Абэ, а затем и начальники департаментов были смещены со своих постов. Но во всех звеньях управления длительное время оставались японские чиновники.

Американские оккупационные власти отказались признать народные комитеты, хотя и не предпринимали в первое время прямых шагов к их роспуску. Пытаясь «перехватить» революцию и направить активность народа в выгодное для себя русло, они декларировали политические свободы, заигрывали с демократическими организациями. Одновременно они сплачивали силы корейской реакции, чтобы затем, опираясь на них, приступить к разгрому революционного лагеря. Сразу же после вступления в Южную Корею американских войск и при их активном содействии стали создаваться правые партии и организации. Их руководство состояло из буржуазной верхушки корейского общества, в недавнем прошлом союзников японских колонизаторов, и из правых групп буржуазной корейской эмиграции, долгие годы находившейся в США и Китае и издавна ориентировавшейся на американский империализм. Ведущей среди реакционных организаций Южной Кореи стала Демократическая партия, созданная в сентябре 1945 г. Руководство ее состояло из крупных капиталистов и помещиков, ранее активно сотрудничавших с японскими монополистами.

Активную деятельность, направленную на раскол демократического фронта, развернуло вернувшееся из Китая так называемое временное правительство Кореи, самозванно провозгласившее себя таковым в Шанхае еще в период народного восстания 1919 г. Главой южнокорейского реакционного лагеря стал Ли Сын Ман, более трех десятилетий проживший в США.

Тем временем в Южной Корее продолжало развиваться массовое демократическое движение. Создавались народные комитеты провинций, городов, организации демократического направления. 5 ноября была основана Конфедерация труда. 12 ноября организационно оформилась Народная партия, близкая по своим программным положениям к Коммунистической партии. В начале декабря состоялся учредительный съезд Крестьянского союза.

Экономические мероприятия оккупационных властей в Южной Корее с самого начала были подчинены экспансионистским планам США. Собственность японцев в Южной Корее перешла в управление военной администрации. Мер к налаживанию хозяйственной жизни она не принимала, хотя большинство предприятий не работало, часть действовала с перебоями. Следствием этого была массовая безработица. Положение широких слоев населения оставалось крайне тяжелым.

В декабре 1945 г. Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Англии приняло советский проект о Корее, открывавшее путь к превращению ее в суверенное демократическое государство. Решение предусматривало создание Временного корейского демократического правительства. Для содействия организации этого правительства было решено образовать совместную комиссию из представителей командования американских войск в Южной Корее и советских войск в Северной Корее. Комиссии поручалось также с участием Временного корейского демократического правительства и с привлечением корейских демократических организаций разработать меры помощи и содействия политическому, экономическому и социальному прогрессу корейского народа, развитию демократического самоуправления и становлению государственной независимости Кореи.

Прогрессивная Корея с большим удовлетворением встретила решение Московского совещания. Все демократические партии и организации выступили с заявлениями о том, что они безоговорочно его поддерживают и будут всемерно способствовать его осуществлению.

В Северной Корее мирный процесс все более углублялся. В феврале 1946 г. в Пхеньяне на расширенном совещании представителей народных комитетов, политических партий и демократических организаций был образован Временный народный комитет Северной Кореи в качестве временного высшего органа власти на этой территории. Он приступил к осуществлению широкого плана демократических преобразований.

Народная власть опиралась на разработанную Компартией в феврале 1946 г. программу из 20 принципов, определившую первоочередные — антиимпериалистические и антифеодальные задачи корейской народно-демократической революции. Эта программа предусматривала: ликвидацию остатков и последствий японского колониального господства во всех сферах политической и экономической жизни страны; обеспечение политических свобод; всемерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и торговли с целью подъема материального благосостояния масс; национализацию крупных промышленных предприятий, основных средств транспорта, банков, шахт, рудников и лесов; конфискацию всей земли, принадлежавшей ранее японскому государству и помещикам японского подданства, и передачу ее безвозмездно в пользование крестьянам; конфискацию всех оросительных сооружений и передачу их в государственное управление; установление 8-часового рабочего дня для рабочих и служащих, социального страхования и минимума заработной платы, а также единой системы прибылей и налогов; проведение демократической реформы народного образования, всемерное содействие развитию национальной культуры; подготовку кадров для народного хозяйства; расширение сети государственных лечебных учреждений, введение бесплатного лечения для наименее обеспеченных слоев населения.

Первым шагом на пути преобразований была аграрная реформа. В условиях Кореи, где помещичье землевладение и кабальная арендная система сковывали развитие производительных сил деревни, аграрная реформа являлась острой политической и экономической необходимостью. Накануне ее проведения помещикам, составлявшим около 4% сельского населения Северной Кореи, принадлежало почти 60% всей посевной площади этой части страны. Основную массу крестьянского населения составляли арендаторы и полуарендаторы (более 70%).

Закон о земельной реформе, принятый 5 марта 1946 г. Временным народным комитетом, объявил о конфискации и передаче без выкупа в собственность крестьянам всех земель, которыми владели японцы (правительство и частные лица), корейские помещики, имевшие более 5 чонбо (1 чонбо = 0,99 га) на хозяйство, землевладельцы, систематически сдававшие землю в аренду, а также монастыри, церкви, имевшие более 5 чонбо. Всего было конфисковано более 1 млн. чонбо пахотных земель. Народная власть безвозмездно передала их трудовому крестьянству. Часть земли перешла в государственный фонд. Были конфискованы и переданы народным органам власти леса, сады, ирригационные сооружения, сельскохозяйственный инвентарь и тягловая сила, принадлежавшие японским государственным учреждениям и частным лицам, а также корейским помещикам.

Аграрная реформа проводилась при активном участии трудового крестьянства. В помощь народным органам власти было создано 11 500 крестьянских комитетов, в которых участвовало около 90 тыс. активистов-крестьян. Это были главным образом организации бедноты.

Огромное содействие в проведении реформы и многообразную помощь трудовому крестьянству оказал рабочий класс. Тысячи рабочих были посланы Коммунистической партией в деревню. Они разъясняли крестьянам закон о реформе, непосредственно участвовали в ее осуществлении.

Корейские реакционеры при их попустительстве и поддержке стали распространять версию о том, будто решение совещания означает не помощь и содействие прогрессу Кореи, а установление протектората. При этом реакция вопреки фактам утверждала, что этого будто бы добивался Советский Союз, а США придерживались якобы противоположной позиции. Во время работы Совместной советско-американской комиссии (20 марта — 8 мая 1946 г.), которой предстояло содействовать созданию Временного корейского демократического правительства, делегация США стала добиваться отстранения от консультаций представителей демократической корейской общественности. Когда советская сторона решительно отвергла эти попытки, делегация США прервала работу комиссии. Одновременно американские власти развернули открытое наступление на демократические силы Южной Кореи. Были изданы приказы и постановления, ограничивавшие возможность легальной деятельности демократических организаций; усилились их преследования, аресты руководителей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социалистическая Корея. Восстанавливая истину предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я