Советско-американские отношения в 50-е годы XX века. К 60-летию визита Н. С. Хрущева в США

Андрей Тихомиров

15—27 сентября 1959 года состоялся визит Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева в США. Этот визит рассматривается в книге в контексте советско-американских отношений тех времен.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советско-американские отношения в 50-е годы XX века. К 60-летию визита Н. С. Хрущева в США предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Послевоенное развитие

В результате II мировой войны Германия и Япония были временно выведены из строя как конкуренты США. США явились единственной страной, вышедшей из войны с укрепившимися экономическими и военными позициями. Основным направлением американской внешней политики оставалась борьба за «руководство миром». Однако после окончания войны США столкнулись с большими трудностями. В связи с прекращением военных заказов произошло падение промышленного производства. В 1945 по сравнению с 1943 промышленная продукция США в целом сократилась примерно на 15%, продукция обрабатывающей промышленности — на 17%, строительство (по сравнению с 1942) — более чем на 66%. В связи с резким сокращением поставок по ленд-лизу экспорт упал в 1945 до 9,8 млрд. долл. по сравнению с 14,4 млрд. долл. в 1944. Возросла безработица. Росла спекуляция и усиливалась инфляция.

В 1945—1946 в США происходили крупные забастовки, в частности сталеплавильщиков и рабочих автомобильной промышленности. С целью сохранения огромных прибылей военного времени американские монополии старались обеспечить высокий уровень производства, что, в свою очередь, упиралось в проблему борьбы за новые внешние рынки, в проблему господства на мировых рынках сырья и усиления экспорта товаров и капиталов.

Для того чтобы сохранить высокие прибыли в условиях падения покупательной способности населения, монополии США стали всячески форсировать экспорт товаров, максимально используя для этого послевоенную обстановку в разорённых войной странах. С помощью ряда мероприятий американские капиталисты добились некоторого повышения уровня производства. Однако уже к концу 1948 экспорт снизился (с 15,4 млрд. долл. в 1947 до 12,7 млрд. долл. в 1948); началось падение промышленного производства. С конца 1948 в США начал развиваться экономический кризис, приостановленный затем усиленной гонкой вооружений в связи с войной в Корее. Империалистические круги США стали искать выхода из растущих трудностей путем дальнейшею расширения внешнеполитической экспансии, что влекло за собой обратный перевод производства на военные рельсы, гонку вооружений, возврат к системе военных заказов, огромные государственные ассигнования для военной промышленности. В период 1946—1953 общая сумма военных расходов США, включая расходы на вооружение стран — участниц Североатлантического блока, составила почти 250 млрд. долл. После II мировой войны ещё более увеличилась роль Национальной ассоциации промышленников в жизни страны. Монополии, всё более подчиняющие себе государственный аппарат, оказывали и оказывают поныне определяющее влияние, как на внутреннюю, так и на внешнюю политику США.

12 апреля 1945 умер президент США Ф. Рузвельт (скорее всего он был отравлен), и пост президента занял вице-президент Г. Трумэн. В правительстве США усилилось влияние реакционных кругов. После окончания второй мировой войны США отказались от согласованного курса политики, который проводился участниками антигитлеровской коалиции в годы войны, отказались от сотрудничества с СССР и развернули против него «холодную войну».

В послевоенный период США открыто выдвинули свои претензии на «мировое руководство». Курс, направленный на установление мирового господства американских монополий и подготовку войны против стран социализма, получил название политики «с позиции силы». В последние десятилетия после развала СССР, ликвидации стран социализма в Восточной Европе, чтобы идеологически подтвердить необходимость военных расходов и выбивания огромного финансирования из Конгресса, используется жупел исламского терроризма (сами террористы используются в качестве «пушечного мяса»), а также якобы агрессивность России, Китая, Ирана, Венесуэлы, КНДР и других стран.

США стали создавать в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века большое число военных баз на территории других государств — в Англии, Франции, Западной Германии и ряде других европейских стран, во многих странах Латинской Америки, в Азии, Океании, Африке (они во многом сохраняются и поныне). Сразу же после окончания войны США начали проводить политику ремилитаризации западной части Германии. В Китае клика Чан Кай-ши, опиравшаяся на американскую помощь, развязала гражданскую войну, с тем чтобы попытаться разгромить демократические силы страны. США создавали в Китае базы и сохраняли на китайской территории свои войска. Укрепление своих позиций в Китае американские империалистические круги прикрывали заключением с чанкайшистским правительством различного рода неравноправных договоров и соглашений, как, например, китайско-американский «договор о дружбе, торговле и навигации» (1946), китайско-американское соглашение об экономической помощи (1947). Общая сумма займов и стоимость других видов материальной помощи, предоставленных США правительству Чаи Кай-ши, в 1949 достигла 6 млрд. американских долларов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советско-американские отношения в 50-е годы XX века. К 60-летию визита Н. С. Хрущева в США предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я