Древний мир: государство и политика

Андрей Тихомиров, 2023

Изучая закономерности развития политической организации общества, нельзя не учитывать ее специфических проявлений. Разные государства одной и той же общественно-экономической формации в основном однотипны. Защита рабства, эксплуатация обедневших свободных граждан являлись главной заботой фараонов Древнего Египта, правителей Древней Индии, Вавилона и Китая, имущей знати Древних Афин и Рима. Однако государственно-правовые институты этих стран имели свои особенности.

Оглавление

  • Введение
  • Общественный строй древневосточных государств

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древний мир: государство и политика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Общественный строй древневосточных государств

Древний Восток — один из первых очагов цивилизации. Люди рано научились здесь одомашнивать животных, познали мотыжное земледелие, некоторые ремесла. Субтропический климат, плодородные почвы, относительно высокая по тому времени плотность населения ускорили процесс перехода от охоты и рыболовства к скотоводству и земледелию. Древние индоевропейцы, например, формируются на территории Южного Урала, Особенно благоприятными для занятия сельским хозяйством были долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Янцзы и Хуанхе, Инда и Ганга.

В 5 тысячелетии до новой эры человек впервые начал использовать металл для изготовления орудий труда, что резко повысило производительность труда. Были созданы предпосылки для получения прибавочного продукта, возникли экономические условия для эксплуатации человека. Появление частной собственности, имущественное неравенство ускорили распад племенной организации, и на ее развалинах возникло классовое общество.

Рабовладельческое государство — первый исторический тип государства. При его посредстве осуществлялось принуждение рабов, эксплуатация мелких земледельцев, общинников, охранялись экономические, политические и сословные интересы класса рабовладельцев. Возникновение рабовладельческой формации — закономерный процесс. По сравнению с патриархально-родовым строем рабство означало прогресс в истории человечества.

Формирование классового общества в странах Древнего Востока — длительный процесс, так как многие пережитки родового строя столетиями сохранялись. Рабовладельческий способ производства на Востоке имел своеобразные черты. Существование соседской или территориальной общины тормозило его развитие. Конкретные исторические условия каждой страны, своеобразие форм классовой борьбы накладывали свой отпечаток на способы управления, на характер законодательства. Но при всем своем разнообразии древневосточные деспотии являлись диктатурой класса рабовладельцев.

Кроме классовой однотипности социально-экономический строй древневосточных народов имел много общих признаков. Низкий уровень техники, ее застойный характер, крайне медленный прогресс в усовершенствовании орудий труда, специфика природных, климатических условий задержали на несколько тысячелетий распад соседской (сельской) общины. По этим же причинам слабо развивался сам институт частной собственности на землю, на воду.

В странах Древнего Востока земля и вода вначале находились в пользовании общины, а затем перешли в собственность государства. Забота об орошении, строительстве и ремонте каналов, дамб с древнейших времен являлась главной обязанностью общины. Практиковался совместный, коллективный труд. Глубоко натуральный характер производства, сочетание ремесла и земледелия в рамках каждой общины, мизерный обмен, крайняя неразвитость товарно-денежных отношений, экономическая замкнутость являются характерными чертами древневосточной общины.

Из-за устойчивости общины господствующий класс извлекал основную массу прибавочного продукта, эксплуатируя в первую очередь крестьян-общинников, а потом уже рабов.

В условиях примитивной техники и земледелия, связанного с орошением, частновладельческое право на земельные участки прививалось мучительно долго. Только большой коллектив людей всей общины, а иногда и всей провинции, мог поддержать в порядке систему ирригации, не допустить ее разрушения во время стихийных бедствий, произвести вырубку джунглей, обеспечить охрану посевов, домашнего скота от диких животных, осушить болото, вырыть глубокий колодец и т. п. Вот почему еще с древнейших времен община, а потом государство взяли на себя осуществление важной экономической функции по организации общественных работ, связанных с поддержанием в порядке системы ирригации.

Древневавилонские законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) свидетельствуют о сохранении соседской общины и пережитков первобытного общинного строя. По этим законам, если не был найден убийца или грабитель, совершивший преступление на территории общины, то ее жители обязывались возместить убытки пострадавшему или казне. В то же время община могла требовать возмещения вреда с человека, по чьей вине было нанесено повреждение плотине, каналу.

Община уже не была такой монолитной, как прежде. В законах Хаммурапи есть упоминание о существовании общинной и частной собственности на землю. Частновладельческие земли можно было продать, подарить, общинные — только сдавать в аренду.

В Древнем Китае долгое время существовала так называемая система колодезных полей. Участок пахотной земли разбивался на 9 равных полей. С лучшего участка поля урожай забирался в пользу царя (вана) или местного правителя. Кроме того, общинники платили в казну налоги шелком, холстом, выполняли военную, строительную и гужевую повинности. Примерно в середине первого тысячелетия до н. э. колодезная система заменилась поземельным налогом, начала развиваться купля — продажа земли, что окончательно разрушило общину.

В Древнем Египте арендаторы государственной, царской, храмовой земли не могли покидать свой участок. В состав господствующего класса рабовладельцев входили: деспот, его родственники и приближенные, жрецы, чиновники, военная знать, ростовщики, сборщики налогов, управители местностей. Большим влиянием в Древнем Египте пользовались жрецы, в Древнем Китае — евнухи, ученые монахи, в Древней Индии — жрецы и воины (брахманы и кшатрии).

Доходы знати складывались из жалования, которое им платил царь, и поступлений от собственного хозяйства. Классовая солидарность жрецов и чиновников являлась предпосылкой сохранения ими своего господства.

Кроме господствующего класса рабовладельцев существовала самая многочисленная часть населения — жители сельских общин, земледельцы, общинники. Именно они являлись основным производителем материальных благ. Свободные земледельцы и ремесленники несли разнообразные повинности, платили подати в царскую казну и местной знати, обычно натурой (зерном, рисом, скотом, маслом и др.). Из них обычно формировалось ополчение.

Труд свободного человека еще не был вытеснен трудом рабов. В Древнем Вавилоне кроме свободных, авилум и мушкенум, имелась категория служилых людей, воинов и чиновников (реду и баиру), которым за службу давались участки земли с домом и садом. Это имущество называлось илку. Владелец илку не мог его продать, подарить. Имущество его в принципе было неотчуждаемым. С прекращением службы оно изымалось в казну. Но если сын прежнего владельца продолжал выполнять обязанности своего отца, имущество не отбиралось. За неявку на службу владелец илку карался смертной казнью.

Положение рабов в странах Древнего Востока было менее тяжелым по сравнению с положением рабов в Древней Греции и Риме. Царские и храмовые рабы могли иметь небольшое имущество, семью, иногда закон давал им некоторую правовую защиту. По своему общественному положению рабы стояли между лицами и вещами. Тем не менее основная масса рабов была абсолютно бесправна. Право собственности рабовладельца усиленно охранялось законом.

Рабы чаще всего эксплуатировались на царских землях; у крупной знати, чиновничества и жрецов они исполняли обязанности слуг и т. д. Существовало и домашнее рабство. Основным источником пополнения числа рабов был военный плен, почти повсеместно существовала долговая кабала. Невольников покупали и продавали на рынке. Подневольные люди передавались по завещанию наряду с другим имуществом. Захват пленных для продажи их в рабство был одним из главных стимулов военных походов. Рабов часто убивали при жертвоприношениях. После смерти царя его слуг-рабов убивали и клали рядом с его усыпальницей. Дети невольников считались рабами. За убийство чужого раба обычно платили штраф его хозяину. Рабы, занятые земледелием, ремеслом, иногда могли иметь свою семью. Со временем в некоторых государствах рабам стали давать участки земли во временное пользование.

В Древнем Египте рабы считались собственностью государства. Убийство невольника расценивалось как нанесение ущерба государственному имуществу. Фараон дарил рабов храмам, важным чиновникам.

Древневосточные государства по своей классовой сущности относятся к рабовладельческому типу. Основными функциями этих государств были подавление угнетенных масс, оборона страны, захват соседних земель и организация общественных работ. С помощью жрецов осуществлялось идеологическое порабощение угнетенных масс.

Самой распространенной формой правления была деспотия, бюрократическая монархия, строго централизованная, с большим аппаратом управления. Экономической основой власти деспота являлась государственная собственность на землю, налоги, захваченная добыча во время войн. Неограниченная царская власть опиралась на войско, иногда наемное, на разветвленный, централизованный аппарат чиновников. При бюрократическом централизме управление строилось на полном и безусловном подчинении вверх по вертикали; всякое непослушание, неповиновение царю и вельможам каралось смертной казнью. В странах Древнего Востока царская власть, как правило, обожествлялась. Приказы деспота приравнивались к божественным установлениям.

Однако сравнительно небольшая территория этих стран сказалась на строении государственного аппарата. Суд не был отделен от администрации.

Имея неограниченную власть, деспот считался с интересами верхушки знати, выполнял волю господствующего класса рабовладельцев. Деспот не мог удержаться у власти, если он не пользовался поддержкой господствующего класса, не опирался на армию, чиновничество, жречество. Глава государства в странах Древнего Востока именовался по-разному: в Древнем Египте — фараоном, в Вавилоне — Древней Месопотамии — лугалем или патеси, в Китае — ваном, в Индии — раджой.

Наиболее типичная древневосточная деспотия существовала в Древнем Египте. Историю древнеегипетского государства принято делить на 4 крупных периода: древнее царство — с конца четвертого до середины второго тысячелетия до н. э., среднее — до середины XVII в. до н. э., новое — до середины XV в. до н. э., позднее — до I в. до н. э.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Общественный строй древневосточных государств

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древний мир: государство и политика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я