Как научиться острословию

Андрей Соколов

Если вы хотите узнать, как при помощи острословия защититься от агрессивных высказываний, не позволять собой манипулировать и правильно мыслить, откройте эту книгу.Методы ответов на упреки и насмешки появились в результате обобщения опыта высказываний известных и выдающихся людей, философов. В книге вы найдете много примеров, взятых из различных источников. Ее можно использовать и как учебник, и как справочник.Значительные фрагменты книги были опубликованы ранее в газете «Первое Сентября».

Оглавление

ГЛАВА 2. РЕМЕСЛО

БЕЗОТКАЗНЫЙ АВТОМАТ

Внутри человека живет автомат. Чтобы убедиться в этом, дотроньтесь рукой до кипящего чайника — рука автоматически отдернется. В этом факте нет ничего унижающего человеческое достоинство, поскольку сущность человека заключается совсем в ином.

Благодаря автоматическим реакциям люди экономят массу умственной энергии и времени, когда находятся в стандартных ситуациях. Особенно ценится упомянутое качество у спортсменов. Нет более высокой похвалы для них, чем когда говорят, что их движения доведены до автоматизма.

А как обстоят дела в области острословия? Можно ли подобно автомату отвечать на колкие реплики собеседника? Можно и даже нужно, если ситуация стандартная, знакомая и вы не ставите перед собой сверхзадач.

Я думаю, каждый из нас встречал юмориста, в голове которого помещается «всемирная энциклопедия анекдотов».

Если вы сядете с ним обедать, то обязательно услышите застольный анекдот, от которого едва не стошнит. Если встретитесь за праздничным столом, то он обязательно произнесет пышный тост с двусмысленными намеками, который, правда, вы уже где-то слышали. Если же случится пройтись с ним по улице, то он непременно увидит что-нибудь такое, что позволит ему сказать: «А по этому поводу есть такой анекдот…» Вот вам прекрасный пример острослова-ремесленника.

По миру бродят сотни тысяч его собратьев, в чьих речах нет ничего своего. Они лишь автоматически воспроизводят то, что слышали либо читали когда-то. Тем не менее эти люди прекрасно чувствуют себя в обществе и слывут в кругу друзей остряками и хохмачами (прежде всего они сами себя таковыми считают). Почему бы не перенять их опыт, тем более, что для того, чтобы овладеть острословием на этом уровне не требуется ничего кроме памяти и некоторой уверенности в себе.

Итак, первая ступень в овладении искусством ответа на упрек, именуемая «Ремесло» заключается:

1) в подборе образцов удачных ответов в интересующих вас ситуациях;

2) запоминании их;

3) воспроизведении в нужный момент с некоторой перестановкой слов (если это необходимо).

Можно с уверенность утверждать, что острословом-ремесленником может стать каждый. Более того, для большинства людей в наше занятое и беспокойное время овладение первой ступенью вполне достаточно для решения своих жизненных проблем.

Использование готовых образцов поведения характерно для людей при решении самых различных задач. Особенно ярко это проявляется в шахматах. Чемпионаты мира по этому виду спорта начинают уже напоминать не борьбу интеллектов за шахматной доской, а борьбу домашних заготовок, которые являются ничем иным, как образцами действия в стандартной ситуации. Основным козырем в шахматах становится память. Любой уважающий себя гроссмейстер, глядя на расставленные фигуры, с легкостью экстрасенса вспомнит, что данная позиция уже встречалась, допустим, у Алехина в четвертой партии, когда он играл с Капабланкой в 1927 году.

Человеку в прошлом советскому особенно легко дается овладение этим уровнем острословия. Ведь он с детства был приучен к использованию речевых образцов, газетных и книжных штампов. Разбуди его ночью в былые времена и спроси, что такое социализм, и тут же получишь ответ: советская власть + электрификация всей страны. А что такое электрификация? Это социализм минус советская власть.

ЗАРЯДИТЕ СВОЕ ОРУЖИЕ

Основной проблемой для начинающего острослова-ремесленника является поиск необходимых образцов острословия. Иными словами у вас в руках прекрасное и безотказное оружие — автомат, стреляющий по собеседнику лучшими образцами человеческой речи. Но вот где взять патроны? Где взять те самые пресловутые образцы?

Конечно можно было бы дать следующий совет: кропотливо создавайте свою коллекцию образцов, черпайте материал для нее из художественной литературы, из радио — и телепередач, делайте выписки из газет и журналов, приобщайте к своей коллекции удачные реплики, слышанные в компании друзей и просто на улице. Словом, используйте все возможности. Однако автор воздерживается от подобных рекомендаций. Хотя они имеют определенный смысл, но за исключением единиц энтузиастов, имеющих желание, время и энергию, для большинства читателей будут лишь благими пожеланиями, не дающими ни какой реальной пользы. Можно предложить иное, а именно, подборку образцов ответов на упреки, помещенную в приложении 2.

Пусть она еще невелика, но примеры в ней отсортированы по наиболее характерным ситуациям, встречающимся в жизни.

Эта подборка может стать для вас своего рода справочником, а с другой стороны она может положить начало вашей собственной, более обширной коллекции.

В том случае, если вы не нашли в приложении желаемого, попробуйте обратиться к материалам следующей главы и создать собственный вариант (образец), наилучшим образом отвечающий конкретной ситуации, вашим целям, вкусам.

«Но что же такое все-таки этот образец, приведите пример», — требует нетерпеливый читатель. Спешу удовлетворить его справедливое любопытство. В следующих разделах вы найдете образцы ответов на упреки, применяемые в той или иной ситуации. Это классические образцы. Они принципиально отличаются друг от друга (т.е. из одного нельзя вывести другой) и каждый имеет свое имя и номер (так же как и методы из следующей главы). Как уже отмечалось выше, буква, стоящая перед номером обозначает характер ответа: атакующий (А), или оборонительный, пассивный (П).

КЛАССИЧЕСКИЕ ОБРАЗЦЫ

1) Для людей робких и застенчивых, для неоперившихся юнцов, делающих первые шаги в любовных делах, очень болезненны упреки в том, что они не могут поддержать разговор, хранят молчание в веселой компании.

К счастью эта тема не осталась без внимания наших далеких предков. У нас есть из чего выбирать. Вы поставите своему противнику блистательный мат в два хода, вспомнив

Молчание сфинкса (П1)

«Какой-то человек порицал софиста Гекатея за то, что, приглашенный на сиситию, он пришел, но не проронил ни слова.

— Мне кажется, — сказал Аpхидамид, — ты не понимаешь, что человек сведущий в искусстве речи, сведущ и в том, когда и где речи надо произносить.»

Можно обезоружить собеседника простым доводом здравого смысла, проявив при этом

Спокойствие мудреца (П2)

«На каком-то совещании Демарата спросили, объясняется ли его молчание глупостью или ему не хватает нужных слов. Он ответил: «Только дурак не умеет попридержать свой язык».

Этот ответ полезно также вспомнить, если упрекнут в том, что вы редко смеетесь (или еще чего-то такого не делаете).

Если же вы желаете сразить собеседника наповал, проявите

Умение Зенона (П3)

«Однажды на попойке Зенон лежал и молчал; его стали спрашивать, в чем дело, а он ответил: «Передайте царю, что среди вас был один человек, умеющий молчать».

Итак, никогда не стесняйтесь достоинства, которое отметил у вас сам же оппонент: ведь умение хранить молчание в отличие от многословия всегда считалось достоинством.

2) К сожалению, еще находятся люди, чьи упреки схожи с ударами ниже пояса. Они упрекают других в чем-то от них не зависящем, например, в физическом недостатке, низком происхождении, национальности, расе и т. д. Слова такого человека сами его отрицательно характеризуют, и вы можете поставить их ему в упрек. В этом случае смело применяйте

Оружие плебея (А4)

«Афинянин попрекал Анахарсиса, что он скиф. Он ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родины».

3) По чьему-то мнению вы общаетесь с плохими людьми. Данная мысль, высказанная вслух, уже упрек. Отразить его вы можете, встав на гуманистическую позицию человека, который способен принять другого со всеми недостатками и пороками. Вспомните

Человечность Аристотеля (П5)

«Аристотеля попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку».

В результате вы не только оправдались, но и стали на голову выше собеседника — вы способны на сочувствие и любовь даже к плохому человеку.

Возможно вам понравится другой вариант ответа, который назван

Иммунитет врача (П6)

«Антисфена попрекали, что он водится с дурными людьми; он сказал: «И врачи водятся с больными, но не заболевают».

4) Ситуация почти, как в предыдущем примере, но не совсем: вас упрекают в посещении «нехороших» заведений или же в том, что вы связаны с чем-то дурным. Будет вполне разумно в данном случае вспомнить

Святость Диогена (П7)

«Тому, кто стыдил Диогена, что он бывает в нечистых местах, он сказал: «Солнце тоже заглядывает в навозные ямы, но от этого не оскверняется».

5) упрек, что вас не уважают люди, — серьезный упрек, который может нешуточно поранить тщеславие.

Обычно его преподносят в виде сплетни: кто-то, мол, за глаза отзывается о вас дурно.

Для того, чтобы достойно ответить собеседнику, имеется целый арсенал возможностей: образцом может послужить

Рассудительность Демарата (П8)

«Так как Оронт высокомерно обращался с Демаратом, кто-то заметил: «Сурово обращается с тобой Оронт, Демарат!» На это тот ответил: «В этом нет ничего худого: вредят те, кто с тобой ласков, а не те, кто говорит с тобой неприязненно.»

В жизни в подобной ситуации часто применяется простой как дважды два ответ. Если на ум не приходит ничего более значительного, в качестве образца ответа можно использовать

Ответный поцелуй (АП9)

«Когда Леонтиху, сыну Аристона, сказали, что сыновья Демарата говорят о нем дурно, он воскликнул: «Клянусь богами, ничего удивительного: ни один из них ничего хорошего не способен сказать».

Но можно взглянуть на ситуацию совсем с другой точки зрения и ошеломить собеседника неожиданным ответом достойным царя Македонии:

Польза яда (П10)

«Филипп говорил, что обязан благодарностью афинским демагогам за то, что они своими поношениями делают его лучше умом и нравом: «Потому что я словами и делами стараюсь показать, что они обманщики.»

Может быть вам понравится иная линия поведения в случае подобного упрека: можно уклониться от словесного удара, отступить в сторону с тем, чтобы отрицательный заряд, содержащийся в нем, ушел в никуда. Подобная стратегия близка к идеологии борьбы айкидо, которая исповедует лишь оборонительный стиль и искусное уклонение от ударов:

Словесное айкидо (П11)

«Однажды Сократу сказали: «Разве тебя не оскорбляют ругательства этого человека?» На что он ответил: «Нет, ибо все это не приложимо ко мне».

Не исключено, что отражая упрек данного сорта, вы встанете на позицию невозмутимого и уверенного в себе человека и дадите

Ответ делового человека (П12)

«Диогену сказали: «Многие смеются над тобой». Он ответил: «А над ними смеются ослы, но так как им нет дела до ослов, так и мне нет дела до них».

В данной ситуации автор может также порекомендовать элегантный, словно наряд аристократа ответ. Он позволит вам блеснуть острословием перед слушателями и собеседником в полной мере:

Заочная пощечина (П13)

«Когда Диогену сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал: «Заочно пусть он хоть бьет меня».

Этой лаконичной фразой не только отражается скрытый упрек, но и ставится под сомнение смелость вашего обидчика.

6) Как это ни горько, но в жизни довольно часто приходится играть роль просителя. Упрек в этом раздражает, больно бьет по самолюбию и способен даже вывести из себя спокойного человека. Сохранить невозмутимость и продемонстрировать активную позицию и уверенность в себе поможет вам

Сила знания (П14)

«На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи к дверям философов, Аристипп ответил: «Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают».

Возможно, некоторым из вас понравится больше другой вариант ответа. Вот он:

Авторитет врача (П15)

«Кто-то сказал, что всегда видит философов перед дверьми богачей. «Но ведь и врачи, — сказал Аристипп, ходят к дверям больных, и, тем не менее, всякий предпочел бы быть не больным, а врачом».

УШЕЙТЕ СВОЙ КОСТЮМ

Образец острословия подобен готовой одежде, которую вы приобретаете в магазине. Порой оказывается, что она не совсем подходит — где-то жмет, где-то чересчур длинна.

В этом случае ее надо немного ушить, чтобы подогнать по фигуре, учесть особенности комплекции. Для этого требуются некоторые, пусть и несложные, навыки.

Точно также происходит и с чужими «шедеврами речи».

Иногда они требуют определенной коррекции, доработки, шлифовки, чтобы с блеском в нужный момент могли прозвучать из ваших уст. Вам может понадобиться переставить слова, сместить акценты, использовать более подходящие синонимы некоторых слов.

Ниже приводятся образцы ответа на словесную агрессию, которые в большинстве случаев требуют такой «доработки».

7) Кто из нас не удостоился за свою жизнь попреков в чрезмерной любви к удовольствиям, легкой, беззаботной и приятной жизни. Особенно здесь достается молодежи от старшего поколения, замученного бытом и житейскими дрязгами. Здесь мы можем призвать на помощь Аристиппа, великого сластолюбца древности. В подобных ситуациях он себя чувствовал как рыба в воде. Так же будет себя чувствовать каждый, если возьмет на вооружение

Мудрость жизнелюба (П16)

«Аристипп был любовником гетеры Лаиды, как утверждает Сотион во второй книге «Переемств». Тем, кто осуждал его, он говорил: «Ведь я владею Лаидой, а не она мною; а лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняться им».

Конечно, в конкретном случае может потребоваться доработка, уточнение, осовременивание мысли философа.

Для опытного острослова-ремесленника это не составит труда:

«Один из сослуживцев встретил Заржевского у стойки бара. «Сколько ни захожу сюда, обязательно наталкиваюсь на тебя», — заметил он.

«Не стыдно находиться здесь, стыдно не иметь сил уйти отсюда», — ответил Заржевский.»

8) Упреки в бесполезной трате больших денег, роскошной жизни созвучны с только что разобранным случаем.

Если мы обратимся за помощью к тому же самому специалисту, то не ошибемся в выборе. Его ответ противнику достоин смекалки Эзопа, Казановы и Ходжи Насреддина вместе взятых:

Ловушка Аристиппа (АП17)

«Человека, который порицал роскошь стола Аристиппа, он спросил: «А разве ты отказался купить все это за 3 обола?» «Конечно, нет, — ответил тот. «Значит тебе дороже деньги, чем наслаждения».

Запомнив эту мысль, вы станете неуязвимы для упреков данного сорта. Допустим, кто-то упрекает, что вы купили дорогую вещь, потратили большие деньги на удовольствия. Вы можете поймать собеседника в ту же ловушку, что расставлял своим нетерпимым согражданам Аристипп. Спросите собеседника, купил бы он данную вещь, допустим за рубль. Получив утвердительный ответ, можно сделать следующие выводы и утверждения:

— Значит для тебя дороже деньги, а для меня удовольствия.

— Значит для меня 500 рублей не дороже рубля.

Тот, кто отвечает подобно Аристиппу, похож на хитрого охотника, расставляющего капканы на глупую дичь. Однако следует помнить, что трудно поймать рыбку два раза на один и тот же крючок.

В качестве образца для отражения того же самого типа упреков может быть использована

Защита софиста (П18)

«Дионисий дал ему [Аристиппу] денег, а Платону книгу, в ответ на упреки Аристипп сказал: «Значит мне нужнее деньги, а Платону книга».

В данном случае при отражении упрека применяется следующая логическая схема: свершившиеся факты представляются, как веление рока (по крайней мере, многозначительно намекайте на это). То, что полезнее и нужнее решила якобы сама судьба, а вы лишь подчиняетесь ее воле.

Ничего не значащая по сути дела фраза отвлекает внимание собеседника, заставляет задуматься над скрытым в ней смыслом, запутывает его. В результате неопытный в словесной перепалке противник оказывается в вязких сетях софистической мысли. Он уже не опасен вам. Опытный же и искушенный противник может порвать расставленную сеть, вырваться из нее и дать вам бой.

Надеюсь, теперь каждый читатель понял, что такое «ушить свой костюм». В дальнейшем на «разжевывании» примеров автор останавливаться не будет.

9) Допустим, вас упрекают в трусости или, как минимум, излишней осторожности. Что может быть неприятнее подобного обвинения! Сохранить хладнокровие и не «потерять лица» вам поможет

Оправдание труса (А19)

«Однажды Аристипп плыл на корабле в Коринф, был застигнут бурей и страшно перепугался. Кто-то сказал: „Нам, простым людям, не страшно, а вы, философы, трусите?“ Аристипп ему ответил: Мы оба беспокоимся о своих душах, но души-то у нас неодинаковой ценности».

Приведенное рассуждение если и не лишит дара речи вашего собеседника, то, во всяком случае, будет для него подобно холодному душу.

10) Упрек в безродности редко встречается в наше время, тем не менее, к его отражению надо быть готовым.

Для этой цели лучше всего подойдет

Оружие против сноба (А20)

«Гармодий, потомок древнего Гармодия, попрекал Ификрата безродностью, Ификрат ответил: «Мой род на мне начинается, твой на тебе кончается».

Возможны разные варианты в зависимости от конкретных обстоятельств. Вы утверждаете, что прославляете свой род, а он позорит, или, что дело не в древности рода, а в его пользе для общества и т. д.

11) Упрек в том, что вы неудачник, поистине убийственен. Он может заставить всякого замкнуться в себе и, понурив голову, предаться мрачным размышлениям.

Всякого, но только не того, кто слышал, что такое

Сила судьбы (П21)

«Перс Сирамн, когда окружающие удивлялись, что его слова разумны, а дела неудачны, сказал им, что в словах своих он сам властен, а в делах его властны судьба и великий царь».

Этот замечательный образец способен помочь в самой безвыходной ситуации тогда, когда, казалось бы, все против вас. Как вы поняли, смысл в том, что любые неудачные действия, не соблюденные обязательства и невыполненные обещания можно списать на противоборствующую и неподвластную вам судьбу. При этом подчеркните, что намерения ваши были самые прекрасные. Подобрав сообразно обстоятельствам нужные слова, выражающие данную мысль, вы заставите собеседника подумать, что перед ним не неудачник, а, возможно, будущий победитель.

12) «Ты не беспокоишься о своем здоровье, ты ведешь себя слишком рискованно, легкомысленно относишься к всевозможным опасностям!» — как часто приходится слышать эти и подобные им упреки. Парировать их поможет

Спокойствие смерти (АП22)

«Харбий был обвинен в измене вместе с Ификратом, и Ификрат попрекал его, что в такой опасности он ходит в гимнасий и не пропускает обеда. «Так что ж! — сказал Харбий. — Если афиняне нас приговорят, то ты пойдешь на смерть голодный и иссохший, а я умащенный и сытый».

«Спокойствие смерти» — излюбленный образец веселых прожигателей жизни. Вспомните уже набившее оскомину: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет».

13) Порицания в том, что вы не желаете думать о возможных превратностях судьбы и не желаете ничего делать, чтобы их предотвратить, сродни разобранным выше.

Пресечь назойливые причитания ваших доброжелателей поможет ответ в духе образца

Искушение судьбы (П23)

«На вопрос, почему Солон не установил закон против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился».

Логика ответа близка стилю мышления людей суеверных: я не предпринимаю заранее ничего против этого несчастия, потому что боюсь искусить судьбу и накликать беду. Чтобы убедить собеседника в этой мысли, достойной средневековых схоластов, держите себя как можно увереннее.

14) Вы не такой как все! Это один из самых излюбленных упреков вечно недовольных мамаш и ворчливых жен.

Само по себе утвержденье, что отличаться от других плохо, по меньшей мере, спорно. Но вам от этого не легче, если брюзжание повторяется изо дня в день. На помощь приходит

Довод индивидуалиста (П24)

«Кто-то попрекнул Хрисиппа, что он не ходит слушать Аристона, как все. „Если бы я все делал, как все, то не был бы философом“, — ответил он».

Ответ в этом духе позволит обрести чувства спокойствия и уверенности в себе. В самом деле, если бы вы все делали, как все, то не были бы самим собой, не были обладателем того звания, отличий, которые имеете, или не станете в будущем тем, кем хотите стать.

15) Упрек в том, что у вас плохая память, пожалуй, относится к самым безобидным (но только не для политика). Для того, чтобы быть готовым достойно встретить его вспомните

Старание Сципиона (П25)

«На упреки, что Сципион не знает по имени почти никого из римлян, он сказал: «Ты прав, я старался не о том, чтобы всех знать, а о том, чтобы меня все знали».

Резюме главы 2:

1) Стандартный ответ в стандартной ситуации — это спасательный круг для начинающего острослова. Первая ступень в овладении острословием заключается в подборе и запоминании удачных ответов.

2) Для того, чтобы вооружиться образцами ответов используйте материалы приложения 2. Желающие могут сами создать собственную коллекцию выдающихся реплик, черпая их из всех доступных источников.

3) Великолепные образцы острословия древних послужат вам добрую службу в трудную минуту.

4) Чужие «шедевры» речи требуют порой определенной доработки, шлифовки. Она заключается в перестановке некоторых слов, смещении акцентов, использовании более подходящих синонимов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как научиться острословию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я