Доказать себе существование Бога

Андрей Соколов, 2021

Книга посвящена вечной теме, которая никогда не может быть полностью исчерпана. Впрочем, вы не найдете в ней строгих научных доказательств. Руководствуясь методом наиболее вероятного знания, автор подводит читателя к ответу. Разнообразный фактический материал, собранный в книге, отражает последние научные достижения и факты, объяснить которые современная наука не в состоянии. Книга написана достаточно простым языком, она для тех, кого по-настоящему волнует вопрос, затронутый в книге, для тех, кто способен к анализу и размышлениям. Автор – кандидат технических наук, специалист в области прикладной математики.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Доказать себе существование Бога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Факты, в достоверности которых можно убедиться лично

Нравственное доказательство

Никто не станет оспаривать факт наличия совести у большинства людей. Но происхождение этого свойства души трудно объяснить с материалистических позиций. Как могла возникнуть совесть в результате дарвиновского естественного отбора, ведь высший нравственный закон, звучащий где-то в глубине души, вовсе не способствует приспособляемости и адаптируемости? Напротив, призыв совести в некоторых случаях может скорее привести к гибели человека.

Человеку бессовестному легче выжить, приспособиться, пробиться наверх, расталкивая локтями себе подобных. Естественный отбор должен был бы культивировать людей циничных и безнравственных, им легче выжить и произвести потомство. Происхождение данного свойства человека настоящая загадка, от разрешения которой наука еще далека.

Прекрасно рассуждает на эту тему Френсис Коллинз в своей книге «Доказательство Бога» [15]:

«Нравственный закон, или “закон о правильном поведении”. Его авторитет, по-видимому, неоспорим, обсуждается лишь то, какая из альтернатив ближе к его требованиям. Люди, обвиненные в несоблюдении Нравственного закона (как муж, обидевший приятельницу жены), обычно стараются как-то оправдаться, защититься, но практически никогда не заявляют: “К черту эту твою концепцию правильного поведения!”

И вот что интересно: понятие о добре и зле свойственно всем представителям рода человеческого (хотя воплощается очень различно, иногда с чудовищными, на наш взгляд, последствиями). Таким образом, это явление похоже на закон природы, такой же, как закон всемирного тяготения или постулаты специальной теории относительности. Но если мы честны перед собой, то вынуждены будем признать, что данный закон, в отличие от законов физики, с поразительной регулярностью нарушается.

Насколько я могу судить, Нравственный закон действует только у людей. Хотя у других видов попадаются проблески нравственного сознания, они не имеют широкого распространения и во многих случаях поведение животных резко противоречит нашим понятиям о добре. Ученые обычно включают умение различать добро и зло в перечень отличительных признаков Homo sapiens наряду с такими особенностями, как членораздельная речь, осознание себя и наличие представления о будущем.

Милосердие, или бескорыстный альтруизм, — главная трудность для эволюционистов. Данный тип поведения абсолютно не укладывается в их упрощенную аргументацию, так как его нельзя объяснить стремлением эгоистичных генов индивида к самосохранению. Совсем наоборот: альтруизм может повлечь страдания, увечья, даже смерть, и нет никаких признаков того, что он чем-то выгоден. И все-таки если внимательно исследовать этот внутренний голос, который мы иногда называем совестью, то становится ясно, что стремление следовать ему присутствует во всех нас, хотя мы часто противимся таким порывам.

Социобиологи, в частности Э. О. Уилсон, пытались объяснить альтруистичное поведение индивида некоторой косвенной репродуктивной выгодой для него, но эти доводы малоубедительны. Например, предположение о том, что систематически проявляемый альтруизм мог выступать как положительный признак при выборе партнера, не подтверждается фактами поведения обезьян — ближайших родственников человека. У них нередко наблюдаются противоположные явления, такие как убийство детенышей новым самцом-доминантом, расчищающим путь для будущего собственного потомства. Другая гипотеза — что альтруисты в ходе эволюции получали от своего поведения некие встречные косвенные выгоды — не объясняет мотивов мелких добрых дел, о которых никто не знает. Кроме того, есть еще аргумент, что альтруистичное поведение членов группы выгодно для группы в целом. Социобиологи ссылаются здесь на муравейники, где стерильные рабочие особи непрестанно трудятся ради того, чтобы матка смогла произвести больше потомства. Но этот «муравьиный альтруизм» объясняется в рамках эволюционного учения тем, что рабочие муравьи обладают в точности такими же генами, как и те, которые матка передаст следующим своим потомкам. В данном случае мы имеем дело с нестандартной прямой связью на уровне ДНК, в то время как в более сложных популяциях отбор работает на уровне особей, а не групп, — таково общее мнение практически всех эволюционистов. Поведение рабочих муравьев определяется инстинктом, в корне отличным от внутреннего голоса, побуждающего меня прыгнуть в реку, где тонет неизвестный мне человек, даже если я плохо плаваю и в результате сам могу погибнуть. Далее, альтруистичное поведение, выгодное для группы, казалось бы, предполагает противоположное, то есть враждебное отношение к тем, кто в группу не входит. Примеры Оскара Шиндлера и матери Терезы доказывают обратное. Поразительным образом Нравственный закон предлагает мне спасать тонущего, даже если это враг.

Что же делать с Законом человеческой природы, если его примитивное объяснение как порождения культуры или побочного продукта эволюции не проходит? Здесь явно творится что-то необычное. Цитируя Льюиса,"если бы за пределами Вселенной существовала какая-то контролирующая сила, она не могла бы показать себя нам в виде одного из внутренних элементов, присущих Вселенной, как архитектор, по проекту которого сооружен дом, не мог бы быть стеной, лестницей или камином в этом доме. Единственное, на что мы могли бы надеяться, это то, что сила эта проявит себя внутри нас в форме определенного влияния или приказа, стараясь направить наше поведение в определенное русло. Но именно такое влияние мы и находим внутри себя. Не правда ли, такое открытие должно было бы пробудить наши подозрения?"»

Увы, приведенные выше доводы, вероятно, не убеждают твердого эволюциониста. Согласимся с ним, согласимся, что альтруисты все же получают от своего поведения некую косвенную выгоду, которая проявится позже. Но подивимся мудрости естественного отбора, который, как шахматный гроссмейстер, просчитывает свои шаги на много ходов вперед.

Высшие чувства и способности

Людям присущи высшие чувства, такие как любовь, вдохновение, чувство прекрасного, стремление к совершенству, к познанию. Многим людям свойственны творческие способности, способности к восприятию музыки и гармонии. Как появились высшие чувства? Каков механизм их проявления?

По утверждению материалистов, сознание есть высшая форма существования материи, а высшие чувства присущи сознанию. Как можно объяснить их происхождение исходя из естественнонаучных законов? Очевидно, что сложная форма материи не подчиняется обычным законам материального мира и никакой связи с этим миром не прослеживается.

Каждый человек в течение жизни много раз испытывал подобные чувства, одни из нас больше, другие меньше. Именно они и делают человека по-настоящему человеком, и люди с уважением относятся к проявлениям таких чувств. Интуитивно мы понимаем, насколько они отличаются от проявлений инстинктов, присущих животным, и что вывести их из инстинктов невозможно. Невозможно также приписать возникновение высших чувств естественному отбору.

Хотя каждый из нас имеет личный опыт проявления высших чувств и способностей, но мало кто задумывается о том, что говорит он в плане выбора между атеистической или теистической моделями мира. Между тем опыт этот со всей определенностью голосует за последнюю модель.

Сон и сновидения

Что это такое, прекрасно знает каждый, но мало кто может правильно объяснить данные явления. С научной точки зрения сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым. Сон — состояние сознания человека, отличное от бодрствования. Сон включает в себя в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи.

Ученые считают, что появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга. Сон подразделяется на медленный и быстрый. Предполагают, что медленный сон связан с восстановлением энергозатрат, а быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, ее обмен между сознанием и подсознанием. Первая стадия медленного сна, дремота или предсонное состояние — физическое состояние, когда сознание человека находится между сном и бодрствованием, — связано с полусонными мечтаниями, абсурдными или галлюциногенными мыслями и иногда с сноподобными галлюцинациями. Это абсолютно неглубокая фаза, которая длится до пяти минут с момента засыпания. Электроэнцефалограмма этой фазы напоминает ту, которая регистрируется в момент отдыха и расслабления человека. В этом состоянии человек еще не заснул и может наблюдать начинающиеся сны с точки зрения своего бодрствующего Я, при этом сознание как бы расщепляется и творит новую реальность сна, неподконтрольную Я бодрствующего человека. Если в начавшемся сне действуют несколько персонажей, то сознание расщепляется и начинает играть независимо за каждый персонаж. Человек, вышедший из предсонного состояния, может хорошо запомнить нарождающееся сновидение, поэтому данное состояние хорошо с точки зрения анализа сновидений.

Ниже приводится пример предсонного состояния, почерпнутый из личного опыта автора:

В период засыпания мне видятся “полусны”, в которых сознание раздваивается и играет сразу несколько ролей. Все это похоже на театральную постановку, в которой мое я растворяется сразу во всех действующих лицах. Их реплики и поступки вполне разумны. Я наблюдаю ситуацию изнутри, заранее не знаю, что скажет тот или иной герой. Мое основное я еще не уснуло и смотрит на все со стороны. То, что мое Я является только зрителем и никак не контролирует ситуацию, производит наибольшее впечатление. Практически мое сознание творит некую новую реальность, которую можно назвать реальностью сна. После описанного состояния я перехожу к полному бодрствованию и поэтому запоминаю произошедший полусон.

Описанное явление достаточно редкое, его не следует причислять к так называемым снам-мыслям, возникающим во время дремы. Автор испытывал его достаточно редко, примерно один раз в несколько месяцев. Ссылок не него в литературе не нашел.

Проснувшись, мы имеем довольно туманное воспоминание о ночных сновидениях. Иногда мы не помним вообще ничего. В предсонном состоянии видны все особенности, все механизмы создания сновидения. Можно выделить следующие основные их черты:

1. Сценарий сновидения, его действующие лица появляются мгновенно, без задержки, словно из ничего. Впечатление такое, будто вы случайно попали на какое-то театральное представление.

2. Актеры абсолютно автономны, их действия и реплики определяются как будто только игровой ситуацией.

3. Создается впечатление, что вы никак не влияете на представление, хотя иногда и участвуете в нем.

4. Общая тема любого сновидения чаще всего связана с жизнью и вашими делами в состоянии бодрствования, но связь здесь лишь самая общая. Допустим, драматургу дали указание написать пьесу, действия которой развиваются во времена Екатерины II. Кроме указания на историческую эпоху, во всем остальном автору дается полная свобода.

5. Налицо возникновение новой информации, пусть полезность ее и кажется минимальной.

6. В большинстве случаев мы не сталкиваемся в сновидениях ни с выдающимися людьми, ни с выдающимися мыслями. Общий интеллектуальный и эмоциональный фон сновидений достаточно средний, хотя бывают исключения.

7. Сновидения не составлены из механически перемешивающихся воспоминаний, хотя это было бы довольно правдоподобно.

8. Сновидения — продукт интеллектуальной деятельности, хотя и бессознательной.

9. Наличие сновидений показывает, что сознание человека, его возможности шире тех, что проявляются в состоянии бодрствования. Есть способность к «расщеплению» сознания и его «игре за разные персонажи», есть способность к бессознательной творческой деятельности.

Какие же выводы? Зачем нужны сновидения естественному автомату, каким является человек по представлениям материалистов? Как они возникли в процессе эволюции и закрепились в результате естественного отбора? На реализацию функций сознания, способного к формированию сновидений, потребуется дополнительная и довольно значительная память, дополнительные средства переработки информации. Но сновидения практически никак не влияют на реальную жизнь. Зачем затрачивать огромные ресурсы на реализацию бесполезной функции? На эти вопросы вряд ли кто-нибудь ответит. Трудно представить, что частицы материи, действующие по физическим законам, способны вызвать к жизни столь сложное явление.

Простая логика здесь требует рассмотрения другой гипотезы, объясняющей мироздание, — теистической гипотезы. Согласно ей Творец создал весь наблюдаемый нами мир и души людей, которые воплотились в физические тела. Душа подобна музыканту, играющему на некотором «музыкальном инструменте» — человеческом теле. Одним этим предположением мы не раскрыли все тайны сна и сновидений, но все же картина этих явлений становится более ясной и осмысленной. Душа, как музыкант, играет главенствующую роль по отношению к инструменту — телу. Она руководит им, играет на нем. Но эта игра может быть разной. Например, скрипач играет обычно на скрипке посредством смычка. Если он отложит его в сторону, то скрипка становится уже несколько иным инструментом, больше похожим на гитару. Из него можно извлекать звуки, ущипнув струны пальцами, что иногда и делают скрипачи. Так и тело в состоянии сна представляет для души другой инструмент, на котором она играет по-другому, совершенно непонятным бодрствующему человеку способом. Возможны, конечно, и другие объяснения, связанные, например, с временным или частичным выходом души из тела.

Итак, исходя из теистической гипотезы, гораздо легче интерпретировать явления сна и сновидений.

Историческое доказательство бытия Бога

Оно основывается на всеобщем в историческом плане признании Высшего Существа. Все народы имели религию. В эпосе всех народов, во всех религиозных системах во все времена признавалось существование души.

Хорошо написано по этому поводу в Википедии [24]:

«Всеобщность веры в Бога была известна еще со времен Аристотеля, величайшего греческого ученого. И теперь, когда ученым известны все без исключения народы, населявшие и населяющие нашу Землю, подтвердилось, что все народы имеют свои религиозные верования, молитвы, храмы и жертвоприношения. “Этнография не знает безрелигиозных народов”, — говорит немецкий географ и путешественник Ратцель. Древнеримский писатель Цицерон говорит: “Всем людям всех народов, в общем, известно, что есть боги, ибо это знание у всех врожденное и как бы запечатленное в душе”. Плутарх говорил о том же: “Обойди все страны, и ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монет, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором бы не воссылались молитвы, не клялись именем божества”. То, что человек тянется к Богу, испытывает нужду в религиозном поклонении, указывает на то, что Божество действительно есть; то, что не существует, не притягивает. Ф. Верфель говорил: “Жажда — лучшее доказательство существования воды”».

Исключение из общего правила составили лишь немногие атеистические государства, возникшие в ХХ веке, где культивировался материализм как общественная идеология и где жестко преследовались все зачатки инакомыслия. Но даже используя всю мощь государственного аппарата, изощренные приемы спецслужб, нигде не удалось полностью искоренить религиозное сознание общества.

Подводя первый итог

Над приведенными выше феноменами люди задумывались во все времена. В их существовании каждый способен убедиться на личном опыте. Можно в той или иной мере обнаружить у себя:

Наличие внутреннего нравственного закона — совести. Каждый человек в большей или меньшей степени ощущает ее, слышит ее властный голос.

Наличие высших состояний сознания. К ним можно отнести вдохновение, экстаз, просветление… Отмечу, что не всем людям удается испытать эти чудесные состояния.

Способность к высоким и сложным чувствам, присущим только человеку: любви, жалости, состраданию, юмору, тонким эстетическим чувствам.

Способность к творчеству. Человек способен творить новую реальность, создавать здания, машины, произведения искусства и многое другое.

Состояния сна и предсонные состояния, в которых мозг (если только мозг) генерирует некоторую новую реальность. Иногда в таких состояниях наше Я расщепляется и распределяется между действующими лицами некой воображаемой сцены.

Способность воспринимать прекрасное. Данное свойство присуще не только человеку, но и животным. Вспомним насекомых, которых привлекают красочные цветы, самцов экзотических птиц, которые своим пышным, ярким оперением и совершенными формами привлекают самок.

Очень трудно представить себе, как при помощи естественного отбора возникли данные феномены.

Тем, кто доверяет только себе и тому, что видел сам, на этом можно и остановиться. Но думаю, что большинству читателей было бы интересно обратиться к тем знаниям, которые накопила современная наука.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Доказать себе существование Бога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я