Вообразите сборник темных, нуаровых историй, который следовало бы назвать "Откровение". Ибо – да, да! -это самое откровение неумолимым палачом ждет героев в конце каждой из новелл, чтобы перевернуть, как переворачивается под ногами льдина, опрокинуть и похоронить персонажей – под новым восприятием себя, людей и окружающего мира. В оформлении обложки использована фотография с ресурса unsplash.Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зал ожидания (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Зал ожидания
Акт 1 Помнишь мост на Тульской?
Почувствуйте холод под сердцем. Тревогу, неизвестность, ожидание. Получилось? Умножьте эти ощущения на два и поймете, что чувствую я, встречаясь с отцом Таси. Познакомьтесь с ним, не стесняйтесь: Никита Сергеевич. Немного лысины, немного кудряшек, глаза внимательные и печальные.
Раньше Н.С. занимал скользкую должность при Минобороны и после октябрьского путча угодил в тюрьму. Не столько за преступления, сколько за отказ их совершать, впрочем, уже через полтора года мужчину амнистировали. Теперь он преподает географию и пишет труд о Беллинсгаузене, теперь семья и дом, и никакой политики.
Мы встречаемся с Н.С. в кафе на станции"Университет". Снег густой, небо черное, души бродят в потемках между огнями витрин и фонарей. Мне холодно и не по себе, а Н.С. впереди, Н.С. кивает и улыбается. Это очень нервирует, поверьте.
— Денис, ты никак подрос?
Руки у Н.С. в белых пятнах. Кажется, это называется витилиго.
— Здрасьте! Нет. Нет, вроде бы. Ну и как? Вы? У вас?
Да, знаю, глупо звучит. Рукопожатие получается под стать — до ломоты в скулах неловкое. Мы немного разговариваем о том о сем. Из окна кафе виднеется цирк и ряды монументальных советских высоток — этакая полустертая дорога в никуда.
О себе: я пилотирую суда гражданской авиации. Раньше возил туристов в восточную Азию, а теперь — одну-единственную бизнеследи в Техас и обратно, в Техас и обратно, как будто догоняю солнца восход. У Марии в Техасе вышка, а у меня — бессрочная медстраховка и карточка в спа-салон.
Чаще всего я живу в небе или отелях с охраной начальницы, но иногда ей надоедает быть финансистом — тыкву ставят в гараж, золушка отправляется на море. Мы как сомнамбулы бродим по полупустым квартирам, к которым никак не можем привыкнуть, и ждем заветного звонка:"У меня встреча на Тенерифе".
— Денис, — Н.С. переходит к делу, и лицо мужчины едва заметно напрягается, — я хочу, чтобы ты поговорил с Тасей.
Ну вот, я нервничаю еще больше, хотя поводов, казалось бы, нет. С Тасей мы разошлись около года назад: она любила меня, а я — некий идеальный, несуществующий образ. Расставались мы тяжело, но каким-то чудом сохранили нейтральные отношения. Поздравляли друг друга с праздниками, не обзывались и старались избегать общих компаний. И вот пришел Н.С..
— Никита Сергеевич, зачем? Ей только труднее будет.
Н.С. достает телефон (рука чуть дрожит) и показывает фото. Там Тася с белыми, под снег, волосами. Смотреть на снимок приятно, но иногда прошлое лучше оставлять позади. Тот самый случай.
— Она покрасилась? — я улыбаюсь. — Передайте, что ей идет. Впрочем, нет, лучше не передавайте, это зря. Да, зря.
Я слишком много говорю. Ем и пью, чтобы замолчать; в зале мигает свет, и столешницу орошает тяжелым, в пол-накала сиянием.
— Сейчас все восстановится! — объявляет официант. — Приносим извинения за временные неудобства!
— Сначала я тоже думал, что покрасилась, но супруга сказала, что корни седые.
Мне становится нехорошо. Щеки в жар, сердце в холод.
— То есть, Тася поседела? — спрашиваю я недоверчиво. — В двадцать три года? Поседела? Вот так, ни с того ни с сего?
Н.С. сердито кивает.
— Еще громче не можешь? Как раз когда мы в Швецию летали на новогодние праздники. Вот и оставляй вас одних. Двадцать лет, а ума ни на грош. И спрашивали, что случилось, но она молчит."Покрасилась и точка". Ты же понимаешь, Денис, что человек так просто не поседеет? Что-то вот… Тася и поститься тогда вздумала. Никогда не была религиозной, а тут… Мы уже все извелись, особенно Маргарита Сергеевна. Я-то догадываюсь, что дела любовные, но ты попробуй матери объясни, почему это ее дочь в двадцать лет как смерть белая. Понимаешь?
Я понимаю. Выходит, Тасю очень сильно огорчили или напугали, и мне ее искренне жаль.
— Никита Сергеевич, не лучше ли без меня? — спрашиваю я с набитым ртом. — Она подумает…
— Прожуй.
Взгляд у Н.С. такой, что я едва не давлюсь. Спорю, за похожее его и ушатали по этапу.
— Он… сек… она подумает, что я изменил отношение, начнет надеяться. Те же грабли, что и раньше. Я что? Я к ней хорошо отношусь, и к вам, конечно, но я не лучшая кандидатура, чтобы разбираться в ее личной жизни. Сейчас. Да и… вообще.
Лицо Н.С. едва заметно черствеет. Не такой он ждал реакции, ну, да что уж поделать.
— Денис, тут, говорится, страна сказала"иди", и ты идешь, потому что больше некому.
— Страна ошиблась в выборе кандидатуры.
— Да Бог с ней! Тася тебе доверяет, ты пойми. Ты ее не обманывал, не предавал — тебе она скорее расскажет, чем кому бы то ни было. Мы с Маргаритой Сергеевной уже и подруг опробовали, и друзей — все без толку. Она говорит, что с ними была на новогодние и на Рождество, а они говорят, что нет. Что там?.. Поговори с ней, Денис, я тебя как человека прошу. Нам деталей-то никаких не надо. Главное, чтобы у нее проблем не было, понимаешь?
Я отвожу взгляд: уж больно тревожный у Н.С. вид. Вот и что делать?
Смотрю за окно, где мигает и гаснет уличный фонарь, а случайного прохожего пожирает зимняя мгла. Меня пробирает озноб.
— Денис, — зовет Н.С., — как говорится, страна тебя просит. Только узнай, что все хорошо у Таси, и проблемы кончились. Вот тебе последний аргумент: в моей комнате, если помнишь, стоит сейф с пистолетом. Богом клянусь, Царем-батюшкой, что его открывали после новогодних праздников. Ни жена, ни Тася не признаются, но кому ты будешь верить?
Меня одолевает любопытство.
— Давно вы сами им пользовались?
— Да на Новый год, я там, кроме"маузера", фейрверки положил. И вантус. И сырковую массу, и свечи, и ножницы, и двести пятьдесят грамм краковской колбасы. Вот что ты смотришь? — Н.С. кивает в мою сторону здоровенным чизкейком. Ест он его не ложкой, как все нормальные люди, а руками. — Выпивши был. И закрываю обычно только на кодовый замок, но тут на штурвал закручено оказалось. Получается или я сам сморозил, или кто-то другой открывал. Ну? Поможешь?
Мне становится вконец неловко, что пожилой и в общем-то приятный человек уговаривает насчет такой мелочи. Я достаю телефон и набираю коротенькое SMS:"Помнишь мост на Тульской?"
Ответ приходит буквально через минуту, только два слова:"4mak ☺ Vo skol"ko?"
Акт 2 Смерть тебе к лицу
На подбородке ямочка, а глаза всегда лукавые и будто прищуренные.
Метет крупный снег.
Волосы седые, сапоги длинные, пальтишко куцее. На правой ноге нет мизинца — отморозила во время лыжных соревнований.
В детстве у Таси была задержка речевого развития. Из-за этого девушка плохо училась, а потом взяла и выбрала самую неподходящую профессию, где только и надо, что говорить, — журналистику. С тех пор болезнь сошла на нет, и лишь иногда находит на Тасю некая окаменелость: ни звука, ни жеста, и в глазах мертвая тишина.
— Привет, аутичная душа.
— Привет, Токио, — голос у Таси веселый, но взгляд странный,"с душком". Лицо румяное с холода.
— Мимикрируешь под сугробы?
Вместо ответа она целует меня в щеку, и это горячо, это приятно, это немного дольше, чем следует.
Ощущение от прогулки по железнодорожным путям странные. Я чувствую себя на невидимом канате, где достаточно одного неосторожного слово, чтобы все началось вновь. Честное слово, как в какой-то дурацкой песне.
— А знаешь, Дениска, у меня теперь новый мальчик, — вдруг заявляет Тася.
Я смотрю на девушку и искренне улыбаюсь.
— Да? Кому не повезло?
Лицо ее чуть темнеет.
— Ух, зачем ты так говоришь? Я у него как-то интервью брала. Стартапер. Миленький такой. И серьезный!
Ужаснее сочетания не придумаешь:"Стартапер","миленький","серьезный". Быть может, в нем и проблема?
— У тебя с ним все хорошо? Скажи честно, — тихо спрашиваю я. Тася улыбается и резко стопорит. Мы на пешеходном переходе, светофор показывает зеленые цифры 11, 10, 9. Я стою в луже.
— Тебя папа попросил? А я-то, дуреха.
Это столь неожиданно, что мои мысли замирают от смущения. Как же ответить? 8, 7.
— Давай перейдем? — я тяну Тасю вперед, но она качает головой. Лицо красивое, немного обиженное. Цифры светофора доходят до пяти, и раздается мерзкий писк.
Девушка испуганно оглядывается на звук, затем поворачивается ко мне: настороженная, хмурая.
— Дениска, у меня все чудесно, поверь. Впервые в жизни. Я потому и встретилась с тобой, чтобы ты больше не боялся. Я больше не буду тебя преследовать, никогда. У меня все чудесно.
Тася говорит это, а глаза темные, бездонные, как воронка смерча. Не верю.
Желтый на светофоре. Где-то сбоку взбрыкивает двигатель.
— А волосы?
— Так мне же идет.
— Да, уж, смерть тебе к лицу.
Красный.
Акт 3 Да какого черта?
— Никита Сергеевич, — дозваниваюсь я с третьей попытки. Иду быстро, сквозь наносы снега, и дыхание сбивается. — Он.. она меня раскусила. Ну, что от вас.
В ответ слышится тяжелый вздох. Мол, понадеялись на дурака. Слева от меня вырастает колокольня Свято-Даниловского монастыря: стены розовые, наличники белые, как у упаковке разноцветной пастилы.
— Сказала что-нибудь? — спрашивает Н.С.. Чуть резче, чем следует, но я решаю не заострять внимание.
— Вообще-то да. Что у нее все"чудесно". И знаете что? Это ведь и странно. Она же так никогда не говорила."Неплохо","нормально", но"чудесно"? Либо она изменилась, либо она и в самом деле счастлива, либо…
— Либо творится что-то жутковатое. Ладно, Денис, и на том спасибо. Родина в долгу не останется, — Н.С. звучит примирительно и устало. — Я посмотрю, подумаю. Я…
Голос его становится совсем уж тихим. Сбоку гремит желтобокий трамвай, и я инстинктивно ускоряю шаг, будто иду не по тротуару, а по проезжей части.
— Послушайте, может, в полицию обратитесь? — предлагаю я. — Или к частному сыщику.
— Денис, я уже сам как частный сыщик. Выпотрошил консьержку на записи видеокамеры в подъезде, сижу, как дурак, смотрю.
Я с улыбкой представляю эту картину, и тут меня ослепляет светом фар с боковой улицы. Приходится отойти в сторону.
— Хочешь, присоединяйся, — добавляет Н.С.
"Присоединяйся"! Грузовик с визгом проносится мимо и окатывает вонью выхлопных.
Да какого черта?
Акт 4 На запах круглое, на вкус квадратное
Итак, нужно проглядеть диски с третьего по девятое число. То есть, около 160 часов зануднейшего действа, а-ля день рождения Иа: входит — выходит, входит — выходит.
Мы с Н.С. решаем поделить задачу надвое. Смотрим ночью, созваниваемся днем, чтобы Тася ничего не заподозрила. На записях ее черноволосая копия ходит от лифта и обратно — то с пакетами, то с сумками, то с невзрачной подругой.
Сбор данных я провожу у себя. В полупустой квартире, которая всегда кажется чужой, где только холодильник, кровать и плазма во всю стену. Шелестят батареи, гудит дисковод проигрывателя, а я то и дело включаю перемотку. Иногда складываю бумажные самолетики. У меня такое хобби — уже полторы тысячи семьсот две штуки белых, никому не нужных порхунов. Они валяются на полу, подоконнике, кровати — везде; словно печальное кладбище бумажного авиапрома.
Третье января — мимо. Девятое — мимо. Наших с Тасей общих друзей я уже аккуратно обзвонил и уточнил, что с ними она в новогодние праздники не была. Откуда же та подруга?
Четвертое, восьмое — мимо. Нет, вот странность: Тася, уже седая, приближается к лифту и вдруг делает шаг назад, словно увидела что-то настораживающее или пугающее. Я просматриваю несколько минут до и после: по видео в кабинке никого. Что ж, попробуем с другой стороны. Н.С. по моей просьбе проверяет лифт, но странностей не находит, только полустертую надпись:"Я и огонь. Агония". Это лишь строчки из песни"Сожженная заживо", и так обычно пишут воинствующие подростки. Тупик.
Я проверяю соцсети. С подругой ничего не получается, зато новый"мальчик"Таси там. Странная вещь: общих фотографий не видно, и знакомцев у него почти нет. Я случайно нахожу наши с Таси снимки и на пару часов улетаю в прошлое. Вот Берлин, вот Копенгаген, вот Глазго. Нет лишь Токио, а встретились мы осенью 2008 там, в зале ожидания аэропорта Нарита. Тася возвращалась со стажировки, а я был вторым пилотом на московском рейсе. Потом авиакомпания разорилась, и я стал водить частный самолет у Марии. Полеты легче, зарплата больше, а удовольствия нет. И нас с Тасей нет. На старых фото мы выглядим красиво, и от этого как-то особенно грустно. Странное дело, счастливые моменты были, а любви не нашлось.
Я создаю поддельный аккаунт и пишу стартаперу в духе"а помнишь, в пятом классе". Ответ приходит через день, латиницей:
"Zdravstvuyte, Petr
Boyus"ya vas ne pomnyu. Vi ni4ego ne pereputali?"
Стилистика транслита как у Таси. Они так похожи, или?..
— Никита Сергеевич, — звоню я, и голос заметно дрожит, — а вы ее стартапера лично видели?
В ответ тишина. Видимо, Н.С. подумал о том же.
— Нет. Это что, это она и с ним макарон навешала?
— Да похоже, — я сумбурно рассказываю про аккаунт. — Вы на каком дне видео?
— Рождество. Еще темная. Ничего такого. Разве что надпись на пакете была странная:"На запах круглое, на вкус квадратное". Я у нас такого не видел, запомнил бы. А ты?
— На пятом. Опять споткнулась.
— Она, когда первый раз пошла ребенком, разбежалась — и в батарею. У меня чуть инфаркт не случился, а она сидит с шишкой на макушке и"гугу".
Мы смеемся и продолжаем осмотр. Созваниваемся, сверяем данные — и опять. Итог такой: седьмого числа в 19:11 Тася заходит в лифт нормальная, а восьмого в 14:42 выходит седая. Получается, что бы ни произошло, оно имело место в их квартире.
Акт 5 Сердце в рамочке
Осмотр мы с Н.С. ведем по комнатам. За окнами завывает метель, а холодильник то стонет, то квакает. Меня то и дело продирает озноб — кажется, что открою ящик, а там мертвец или половина мертвеца. Или одна восьмая.
Задача:"Сколько дробных частей дерзко убиенного трупа влезают в среднестатистический комод?"
В холле ничего, в гостиной и кухне — ничего.
Тут, словно у Таси камера наблюдения, приходит сообщение на мой мобильный:
"(транслитерация) Ты меня часто вспоминаешь? Только не ври".
Я Тасю не вспоминал два года. Кроме праздников, конечно, когда отсылал ей поздравления среди вереницы других одинаковых"смс". Врать не хочется, отвечать — не знаю что. Я убираю мобильный в карман.
— Кофейку? — предлагает взмыленный Н.С..
— Не-а.
— Чайку?
— Не-а.
— Денис, ты меня извести хочешь?
С балкона вид на Тасин велосипед, реку и набережную Киевского вокзала. Машины и троллейбусы вязнут в липкой мгле, верещат и никак не могут разъехаться. Справа метромост, над городом серая пелена. В руке чашка, и она горячая, и пар клубится, смешиваясь с дымом сигареты Н.С.. Сквозняк охаживает ноги льдом, и я шевелю пальцами.
— Лукумчика?
— Премного благодарен.
Новое сообщение от Таси:
"(транслитерация) Извини, что спросила, лучше не отвечай".
Мне немного ее жалко, и я даю слабину:
"Нет, не вспоминаю. Хотя вчера ты мне снилась".
Да, снилась, и это странно. Сон был теплый и нежный, такой не хочется отпускать, а он уже почти забылся — нечто призрачное, светлое, грустное, ускользнувшее вслед за луной.
— Знаешь, Денис, — голос Н.С. сипловат, — вот подумаю, что буду в вещах дочери копаться, и противно на душе, что хоть… Да-а.
Комната Таси похожа на воронку от взрыва конфетти. Все какое-то яркое, кругленькое. С бюро тошнит семечками тыквенную голову, на спинке стула — желтые носки с паровозиками, на стене — пакет из Токийского duty free в рамочке:"Narita Nakamise". Первый терминал, северное крыло, зал ожидания. У меня сдавливает горло.
Чтобы скрыть эмоции, быстро открываю ноутбук: клавиши маленькие, гладенькие, не для мужской руки. Н.С. забирается в шкаф.
— Ядрить твою налево. Зачем ей столько босоножек?
— Зачем ей паролить дома почту и соцсети?
— А штанов?! Я в одних десять лет хожу, еще в Польше купил.
Он говорит о Польше, как о чем-то древнем, вроде Шумерского царства, пока я копирую на флешку папку 'Библиотеки'. Запускаю поиск за 07.01 — 08.01: аудио, видео, картинки — Тасе явно было нечем заняться, и она целыми днями сидела в интернете. В Новый год. Зачем? Файлов столько, что глаза идут кругом. Ладно, попробуем папку 'Работа'. Последний репортаж, над которым работала Тася, датируется февралем, предпоследний — декабрем-январем. Тема — новогодние и рождественские традиции: колядование и пост, гадания и блюда. В файле есть дата интервью — 20:00 07.01.12. Но с кем и где? И как можно проскользнуть мимо камер? У меня по спине начинают бегать мурашки.
Мы просматриваем видео по новой. Ошибки нет: седьмого числа в 19:11 Тася заходит в лифт, а восьмого числа в 14:42 выходит. Седая.
— Погоди! — Н.С. победно вздымает руку с очередной босоножкой. — Видео тут пишут на диски, а диски могут закончиться. Тогда между концом записи седьмого числа и началом восьмого будет промежуток.
Я проверяю время: 00.16 и 6:12. То есть, Тася ездила брать интервью в ночь после Рождества? Странное и другое: на диске еще оставалось свободное место, но запись остановилась раньше.
— Это я знаю, почему, — говорит Н.С., — у соседей часы на музцентре в это же время встали часы. Электричество в доме пропало, видимо, на несколько минут.
В тумбочке мы находим желто-лилово-полосатый пакет с той надписью про круглое. Внутри — треснувшее, оплавленное зеркало и товарный чек на 1250 рублей. Магазин"Мистер Х", наименование:"Бледно-синий перелом". Пахнет китайским пластиком.
Н.С. сопит над ухом, кладет на стол ладонь в пятнах витилиго. Вроде маленький, а до чего же с ним тесно.
— Ну? — спрашивает Н.С. — Страна уже знает, что это?
Я качаю головой и набираю сайт магазина. Ответ — трехмерная гирлянда. Нудное описание в духе"это изменит ваш праздник"и всякие предупреждения — мол, не суйте в микроволновку, не надевайте на кошку, больных эпилепсией или себе на голову.
"Для активации сломайте посередине".
— Сразу видно, американцы писали, — замечает Н.С., и тут приходит новое сообщение от Таси:
"(транслитерация)Да, я тоже стараюсь не вспоминать, хотя иногда ловлю твой запах в метро и начинаю озираться, а тебя, конечно, нет. Как будто вижу призрака. Брр!"
Не знаю, как ответить. Н.С. смотрит через плечо, чем изрядно выводит из себя, и советует:
–"В метро". Денис, ты к нам не приходи больше немытым, хорошо?
— Хорошо, — смеюсь я в ответ и тут соображаю: — Если интервью в восемь, а в семь Тася вернулась домой, то либо встреча была по"скайпу", либо здесь, в доме.
Н.С. хмурится, как порченое яблоко.
— С кем? Тут одна молодежь почти, а в традициях вы, гм, не лучше, чем свиньи в апельсинах.
Кажется, у Н.С. было иное сравнение на языке. Я проверяю"скайп" — звонков на Рождество нет. Значит, тут, в подъезде? Н.С. пытается вспомнить, дружила ли с кем-то из местных Тася. По всему видать, не дружила.
— А что если устроить очную ставку? — предлагаю я.
— С Царем-Батюшкой?
— Сначала со мной, это просто. Потом с лифтом, это посложнее.
Акт 6 То, чего больше нет
Наоборот. Это Тася не хочет встретиться. Странно, унизительно, и раньше такое случалось только в обратную сторону.
— Денис, зачем? — голос в телефоне усталый. — Я счастлива, не мучай меня, я тебя прошу. Живи своей жизнью, а папа… папа всегда волнуется не по делу.
Телефон пищит — смс от Марии:"Хватай самолет и забери меня с Родоса. Мише скажи, чтобы заехал за одеждой для Насти. Настю заберете в Москву. Напиши время прибытия".
Как обычно все не вовремя.
— Денис? Ты здесь? — голос Таси чуть ломается. — Леди-вышка?
Я шумно выдыхаю.
— Да. Зовет в полет. Как ты узнала?
Тася судорожно вздыхает и, кажется, перекладывает телефон в другую руку.
— Вспоминаешь Токио? — спрашивает девушка через некоторое время.
У меня непроизвольная улыбка на лице. Я подхожу к окну и упираюсь лбом в холодное стекло. За ним вихрится снежная крошка, за ним низкое зимнее солнце, за ним дамба и водоканал, и баржа, заснувшая во льдах.
— Иногда. Так я там больше и не был. Хотя, если бы в"Аэрофлот"взяли…
— Если бы хотел, взяли бы, — вспоминает Тася старую ссору, а я почему-то едва не смеюсь, будто накипает, будто сейчас разорвет от какого-то давнего, забытого чувства. — Я тоже собиралась, но все никак.
— Да? То крыло закрывают, кажется, на ремонт.
Тася молчит, шуршит чем-то. У меня начинает жужжать холодильник, и хочется вышвырнуть его в окно.
— Кажется, — Тася зевает, — у всех есть такое место и время, в которое очень хочется вернуться, но уже никак. У нас с тобой, видимо, Токио.
— А что, неплохое место.
— Уга. Далекое и непонятное.
— Слушай, пока будут готовить самолет и остальное, — я не соображу, как подобрать правильные слова. — В общем, есть пара часов. Может, по кофе? Заглажу вину. Мне все равно от Киевского.
— Денис! — из голоса Таси исчезают смешинки. — Да зачем?
— Потому что я знаю кафе, где вторая чашка бесплатно?
Акт 7 Какой этаж?
Пока еду в центр, возобновляю переписку с Тасей-стартапером. Мало ли. Она и впрямь постаралась — выдумала ему биографию (Вася: сирота, тугодум, пьяница), накопала снимков. Вот что значит журналист. И только когда спрашиваешься о бизнесе, в сообщениях явно сквозит википидишность. Я не то чтобы разбираюсь в этом, но, полетав с Марией, поневоле набрался знаний. Да и проект для стартапа банальный до неприличия — социальная сеть. Зачем? Шеф говорила, что на конкурсах под инвестирование (видите, какие слова знаю?) половина — пресловутые клоны"Facebook".
Я добираюсь до кафе и жду Тасю. За окном наваливается седая ночь; в помещении тепло, и меня утягивает в дрему. Кресло слишком удобное, официант слишком вежливый. Из динамиков накрапывает тихая музыка, под которую, наверное, неплохо помирать, но совсем ничего не хочется делать. Чтобы не уснуть, я развлекаюсь ловлей альтер-эго Таси на экономических глупостях, затем она появляется на самом деле. Мы немного сидим, и я чуть нервничаю, сам не знаю, почему. Нервничаю и несу чушь.
Вспышка: улица, подъезд.
— Ух, ты меня до квартиры, как маленькую? — грустно улыбается Тася. Щеки от мороза красные, на веках иней. Белые волосы, белый снег. Я что-то шепчу в ответ. Мне уже пора в аэропорт, и план кажется донельзя глупым.
Лифт. Я пропускаю Тасю вперед и начинаю водить подрагивающим пальцем вдоль кнопок. Ее этаж семнадцатый, но он-то и не нужен.
— Осуществляю поиск. Ошибка. Поиск, — голосом я пытаюсь изобразить робота, а звучит кисло, ненатурально. 10, 9… 2, 3. Двери лифта с шорохом закрываются, пол проседает. Нет, надо медленнее и следить за взглядом девушки. Медленнее! Успокоиться!
Тася наблюдает за мной с полускрытым весельем. 8-ой. Пауза. 7-ой. Пауза. 6-ой. Пауза. Лицо Таси чуть вытягивается. Шестой? Я нажимаю на кнопку и пальцем чувствую рельефную цифру. Лифт, жужжа, едет вверх.
— Ты забыл, где я живу? — немного обидчиво спрашивает девушка.
— Нет, мы едем туда, где это случилось, — я беру прядь ее волос и показываю. Эффект жутковатый: фигура Таси каменеет, губы сжимаются.
— Де… Что? И я снова повелась?
Девушка поднимает руку, чтобы меня хлопнуть, затем щипается.
— За что? — я тщетно пытаюсь увернуться.
Снова щипается.
— Чтобы не врал!
— Так я не врал. Я сначала загладил вину, а теперь ее совершаю.
Тася качает головой. Лицо серьезное и даже немного раздраженное.
— И что ты будешь делать, вумник?
— Буду звонить в каждую дверь и спрашивать, знают ли они тебя. А дальше…
Дальше, если честно, я и не думал. Лифт неторопливо и важно доезжает до шестого, крякает и останавливается.
— Дениска, — Тася говорит тихо, как больному, — я не выйду.
Об этом я тоже не подумал. Неувязочка. Не тащить же силой, в самом деле?
— Тогда расскажи, что случилось? Пожалуйста.
— Вам вверх или вниз? — спрашивают сзади. Я оборачиваюсь: семейная пара. Наорать на них, что лезут не вовремя? Пошли к черту!!!
— Вверх, — отвечает Тася. Голос какой-то странный, и на гостей она смотрит как приговоренная — с печалью и безнадегой.
— Вот и ладно, вместе веселей, — хмыкает мужчина. — Подвиньтесь, если можно? Извините, мы, кажется, переели, еще немного.
Семейная пара заталкивается внутрь, и мне приходится встать впритык к Тасе — лицом к лицу. Вроде бы, знакомо и приятно, но очень не по себе. Лифт гудит, скрипят тросы. Девушка опускает голову и утыкается носом мне в плечо, как будто мы вернулись на два года назад.
Я чувствую, как дрожь пробегает по телу Таси.
— Ты вкусно пахнешь, — говорит она.
Не знаю, что ответить. Не знаю. От тесноты и близости у меня срабатывают низменные инстинкты, и хочется под ледяной душ.
Я маразматично смотрю в одну точку на макушке Таси и тщетно стараюсь ни о чем не думать. Корни и впрямь седые. Седые. Седые. Зачем оставлять седые волосы, если скрываешь причину и знаешь, что это привлечет внимание? Меня бросает в жар, я наклоняюсь к уху Таси и шепчу:
— Ты оставила волосы седыми, чтобы заметили? Ты не можешь рассказать, потому что кто-то угрожает? Тебе? Кому-то еще?
— Дениска, щекотно.
Тася, не поднимая головы, чешет ухо. Глаза закрыты, нос упирается мне в плечо.
— Просто сожми мою руку один раз. Хорошо?
Я подхватываю ладошку Таси — горячую, вспотевшую.
— Хорошо?
Никакой реакции.
— Просто со…
Лифт дзенькает, и Тася поднимает страшное белое лицо. Наигранно смеется:
— Ой, придержите, нам здесь.
Девушка выталкивает меня, испуганного и ошалелого, на площадку, судорожно ищет ключи. Лифт закрывается и уезжает.
— Тася, да что с тобой?
Тася смотрит на меня туманными глазами. Будто решается? Голос придушенный, тусклый:
— Тебе пора в аэропорт. Как ты любишь говорить?"Небо, женщины, Техас"?
— А это тут причем?
— Надеюсь, ты с ней счастлив.
От последней фразы я краснею, словно школьник на первом балу.
— Я больше не с ней. То есть, только работаю. То есть…
Тася морщится, как от горькой таблетки.
— Опаздаешь, Дениска. Лети.
Акт 8 Оленина
Две недели в небе и чужих городах. Много времени, чтобы подумать. Слишком много. Я тогда спустился на шестой этаж и проверил — ничего особенного, квартиры как квартиры. Звонить с дурацкими вопросами я постеснялся. А вдруг не шестой? Мой палец — не самый точный измеритель. Может, Тася среагировала на пятый или седьмой? Куда я шел — вверх или вниз? Или Тася смотрела на соседний ряд? Тогда получается тринадцатый этаж.
Н.С. заново пересматривает видео, но уже с меньшим рвением. После его звонков мне кажется, будто сейчас вспомню какую-то важную деталь, но она ускользает. И еще: Тася всем говорила, что была с друзьями в праздники? Положим, интервью, но зачем в остальные дни торчать дома одной? Или не дома?
Временами Тася мне снится, и тогда лицо ее близко-близко, и губы почти касаются моих. Временами меня душат седые волосы. Временами я пытаюсь разговорить Тасю в образе стартапера Василия и не понимаю, зачем эта игра. Пожалуй, самое забавное, как часто теперь Тася пишет мне от его имени. Подружились, значит.
Когда я возвращаюсь в Москву, на улицах тридцатисантиметровый снег, и солнце донельзя яркое. Н.С. забросил наше расследование, а я нет. Не могу забыть белое лицо Таси, то, как она смотрела.
Я прихожу в свою высокоэтажную могилу и заново пускаю видео. Это уже какая-то одержимость. Двери открываются и закрываются, мельтешат люди. Пятое, шестое, седьмое января. Я делаю самолетики, сплю и смотрю бредовое кино. По новой? По новой.
Вдруг в кадре появляется смутно знакомая девушка, одна. Как говорится:"Ой!"Я вспоминаю, что замечал ее с Тасей — та подруга, о которой никто не знал. Если она без Таси забредает в подъезд, значит, там и живет? Так?
Я скидываю снимок на принтер и вспоминаю о копии файлов Таси. Пару раз я их просматривал, но так ничего толкового и не нашел — ни фото стартапера (что лишь подтвердило его фальшивость), ни информации о контакте для интервью. Пока принтер гудит и чихает, я включаю поиск по папкам Таси. Фильтр — за 07.01 — 08.01. Индикаторная полоса медленно ползет к концу, окно результатов затапливается файлами. Также было и в предыдущие попытки. Я упрямо чищу то, что явно не относится к делу, — и фильмы, и музыку, и картинки, но все равно черт ногу сломит.
Принтер плюется бумажкой, я тянусь выключить компьютер, когда в столбце 'Дата изменения' вижу 08.01.12 00:16. Напротив — иконка видео. Странно, Н.С. же говорил, что электричество падало. Или он только думал, что падало?
На записи поначалу какая-то каша. Снимали, видимо, на камеру ноутбука или телефона, и качество картинки ужасное — деталей не разобрать. Кажется, некто (Тася?) впопыхах несет камеру, затем ставит. Видны на пару секунд цветы, затем темный коридор, даже черный, словно после пожара, и слева сильный засвет, от которого кажется, что смотришь через окно. Я включаю звук, но слышен лишь белый шум. Картинка дергается, и в кадре появляются светлые пятна, они приближаются асинхронными рывками, превращаясь в каталки скорой помощи. Мне становится нехорошо. Под белыми простынями явно лежат останки, и вот свесилась рука, белая, как мел, правая рука, и я тщетно вглядываюсь в пиксельный вихрь, чтобы разглядеть не то тату, не то шрам. Изображение лопается и гаснет.
Я оглядываюсь по сторонам, точно не верю, настоящая моя квартира или нет. Желудок сводит, в комнате холодно. Непослушными руками я звоню Н.С..
Нет, он не слышал ни о каком пожаре. Нет записей об отключении электричества в энергоснабжающей компании не было, он узнавал.
Ладно, успокаиваемся и возвращаемся к старой версии. Фото — консъерж — удивленные глаза.
— О, эту помню, — женщина надевает треугольные очки и покачивает головой, чтобы получше рассмотреть, — конечно, помню. Это припадошная. Оля. Или Оксана? С тринадцатого.
У меня такое чувство, будто по спине пустили электрический разряд.
— Припадошная?
— Ну да. Падает она ни с того ни с сего. Эпилептик. Давно уже ее не видела. Кажется, с праздников.
Я вспоминаю гирлянду с предупреждением. Тася сделал подарок, а тот обернулся трагедией? Пожаром?
— Она, кажется, историк, — добавляет консьерж.
Голова идет кругом. Лифт. Тринадцатый этаж. Квартира 517. Пахнет гнилью и чем-то еще. Гарью. Запах становится невыносимым, меня мутит, коридор шатается перед глазами.
Телефон гудит, и я смотрю на сообщение. От стартапера Василия:"(транслитерация) Эх, скорей бы суббота!". К письму приаттачено фото — Василий в зимней одежде и с чемоданом. На лице карикатурное нетерпение, ноги сведены, будто у ребенка, просящегося в туалет, в руках картонка:"Ждем-с". За спиной стартапера окно с видом на Киевскую набережную, как из дома Таси.
У меня екает сердце. Ничего не понимаю.
Я поворачиваю ребристую ручку — закрыто. Звоню в дверь, и через пару минут она открывается. На пороге стоит та самая невзрачная девушка: улыбается и машет перед носом рукой, улыбается и машет. Живая.
— Если ты грабитель, приходи завтра. У меня неудачный эксперимент с олениной.
Знакомьтесь, Оля. Девушка веселая, но с явными мистралями в голове. Изучает культуру народностей России, курит и между делом готовит тухлятинку по средневековому рецепту. Интервью седьмого числа действительно было, и с Тасей Оля неплохо подружилась.
Некоторое время я тупо смотрю на Олю. Мыслей ноль. Из соседней квартиры выталкивается мальчик с лыжами, орет нам"здрасте!"и, чудом не насадив никого на палки, удаляется.
— Она ушла от тебя черноволосая? — без особой надежды спрашиваю я. — Во сколько?
— Да, конечно, — Оля удивляется и достает из-за уха сигарету. — Перед полуночью, у меня тогда еще куранты встали. Собственно, — Оля пожимает плечами, — часы у многих в доме, говорят, встали. А чего? Знаешь, ты странный. Хаха, сказала девушка с подпорченным оленем в кастрюле.
Я тру лоб шершавой перчаткой. Не помогает. В голове каша, запах из квартиры Оли — что хоть убегай (и от ее сигареты — не лучше).
— Ты не знаешь, почему Тася была одна все праздники? Кроме посиделок с тобой.
— Так это, — Оля разводит руками и едва не прожигает сигаретой обивку двери, — пост. Так-то вернее с гаданием.
— Каким гаданием? — удивляюсь я. Я еще в силах удивляться, ур-ра!
— Святочное гадание. Ты, часом, не из параллельной вселенной?
Оля сумбурно рассказывает, что Тася во время интервью заинтересовалась гаданиями и, вроде бы, решила попробовать. Для ритуала требовались церковные свечи и зеркало. Свечи и зеркало.
Треснутое зеркало в пакете и свечи из сейфа Н.С.?
У меня начинает крутить под сердцем.
Акт 9 Занавес
Я поднимаюсь к Тасе и неловко жму на звонок. Слышится мультяшный смех. Квартирная площадка, несмотря на зиму, вся в цветах: жирный лавр, алое, бархатцы, рододендрон. Тут и там детские игрушки.
Я звоню снова, и Тася наконец открывает: по локоть в мыле, в левой руке — губка, на правой — бинт. Пахнет лимонным моющим средством. Улыбка девушки натягивается, как стальная пружинка, щеки вспыхивают.
— Ух. Дениска.
— Ты что-то увидела в зеркале? — говорю я как-то странно. Эй, там! Звукорежиссер!
— Как… Что? — Тася удивленно качает головой. — Откуда?.. Что?!
Я унимаю дрожь в голосе и тихо повторяю:
— Просто скажи, что ты видела? Ты же не веришь в это?
Зрачки девушки расширяются. Она отодвигается и машинально вытирает лоб рукой. На белой коже, под белыми волосами, остаются мыльные разводы.
— Дениска…
— Что у тебя с рукой? Что ты видела в зеркале?
— Нас! Я видела нас. Сначала все чудесно, а потом… видимо, пожар. Наши тела выносят под белыми простынями. Доволен?
Я вспоминаю видео. Шрам на белой безвольной руке мертвеца. Правой, как и у Таси. Меня бросает в пот.
— Таська? — доносится изнутри мужской голос. — Все нормально? Одеть штаны?
Лицо у Таси такое, будто она хочет провалиться сквозь землю. От невидимого Василия начинает подташнивать.
— О Боже, — девушка затравленно оглядывается и кричит: — Нет! Это… это ЖЭК! Насчет счетчиков!
— Так я в них разбираюсь! — орет из квартиры стартапер. — Я сейчас! Только носки найду. Жди!
Тася закрывает глаза и шумно выдыхает нечто вроде"идиот".
— Ты же не веришь в эти предсказания? — осторожно спрашиваю я. Кого я убеждаю? Ее или себя?
— Какая разница?
— Это же бред! — я нервно улыбаюсь. — Ты чего? Это бред, просто бред. Бред!
— Этот бред уже сбывается! Все мелочи, все образы, все звуки! Тот светофор, пара в лифте, надпись из песни, сообщение твоей… — да все! — Тася не замечает, что стиснула губку, и на пол, на желтые с паровозиками носки струится мыльная вода. — О Господи, Дениска, просто уходи и не возвращайся. Ты ведь этого хотел? Ведь этого? — в глазах девушки что-то мелькает. — Потому что я видела нас, и мы казались счастливыми, перед тем пожаром. Де…
— Вот и я! — на сцене появляется полуголый Василий. Улыбка до ушей, волосы потные, всклокоченные. — Теперь забудьте, что говорили с ней, она в технике курица. Говорите мне.
Такое ощущение, будто мы с Тасей все еще в лифте, и трос оборвался, и кабина проваливается в заснеженный ад, а в ушах пульс грохочет, в ушах воздух ревет; и ноги отрываются от пола.
Тася одеревенело смотрит на меня, затем шевелит красивой головой.
— Уже все. Денис Владимирович уходит. Сейчас мы не сможем поставить эту модель, у нее плохие показатели. Может быть, потом? Как-нибудь, когда…
Может быть. На подбородке ямочка, а глаза всегда лукавые и будто прищуренные.
Я возвращаюсь домой. От батарей жарко, холодильник хрюкает; в желудке у меня ворочаются ледяные глыбы. Что-то призрачное реет на краю сознания, что-то давнее, что-то ускользающее за стены, ночь, города. Остановись! Я открываю окна, словно могу догнать это далекое мгновение, и в стены ударяет гул машин. Свежий ветер волочит по полу тысячи самолетиков, затем поднимает один за другим и начинает кружить по комнате. Слышится шелест и какой-то звук, похожий на"тррр".
Может быть. На подбородке ямочка, а глаза всегда лукавые и будто прищуренные. — Может быть, — говорю я несущимся мимо самолетикам. — Может быть, один из вас доберется до Токио. Первый терминал, северное крыло. Зал ожидания. 2008 год.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зал ожидания (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других