Человек и его восприятие реальности

Андрей Сафонов

В монографии рассматриваются вопросы о том, как человек понимает мир, формирует такие категории, как бытие, небытие, предначало, реальность, действительность, случайность, свобода и, опираясь на индивидуальное и обыденное сознание, а также на науку, создаёт на базе мифологии и философии единую картину универсума.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек и его восприятие реальности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рецензенты

Я. В. Бондарева, профессор, доктор философских наук

М. М. Вагабов, профессор, доктор исторических наук

В. А. Песоцкий, профессор, доктор философских наук

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

© Андрей Сафонов, 2021

ISBN 978-5-0055-6652-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение.

Сознание человека и его понимание мира

Природа, создав человека, определила и его способы восприятия мира. Способность к восприятию и познанию является основополагающей сущностью представителей вида Homo sapiens, которая позволяет им взаимодействовать с окружающей средой. Человек существует индивидуально и в различных общностях. Эти аспекты жизни определили наличие у людей индивидуального и группового сознания, которое создаёт возможность построить систему взглядов на универсум. На этой основе возникают различные представления о мире и разнообразные способы взаимосвязей индивида и группы со средой.

Человек создаёт субъективные образы универсума. Но в то же время он является частью той среды, которую воспринимает. Представители вида Homo sapiens и их социальная организация изменяются в процессе её эволюции. Соответственно, трансформируются и способы восприятия мира. По этой причине ни индивидуальные, ни групповые виды сознания человека не являются неизменными, т. к. в условиях перманентного изменения мира сознание не успевает в полной мере охватить картину той изменчивой среды, в которой он живет. Невозможность создания исчерпывающего и однозначного описания универсума во всей его нередуцируемой сложности приводит к тому, что у людей возникают такие специфические и упрощённые формы его представления, как мифология, магия, обыденное и художественное отображение окружающей среды, наука, философия и т. д. Развиваясь, эти формы представления позволяют познавать и осваивать бесконечно сложный и изменчивый мир, в котором они существуют и создают возможность строить всё более полные модели универсума.

Представители вида Homo sapiens воспринимают и описывают мир с помощью характерного феномена, обозначаемого термином психика и его части, получившей название сознание. Процессы восприятия человеком окружающей среды изучают различные науки, основными из которых являются психология и философия. Психология изучает взгляды на мир и непосредственные действия людей в различных жизненных ситуациях. Философия изучает и обобщает восприятие природной, технической и социальной сфер, в которых живут представители вида Homo sapiens, и на этой основе создаёт общее видение универсума.

Психология создала большое количество прикладных методов, позволяющих анализировать процесс мышления и влиять на практическое поведение людей. В то же время она не разработала систему универсальных взглядов на психику и сознание человека, позволяющих достоверно и точно описывать и прогнозировать его поведение в определённых ситуациях и контекстах. Адаптация психологии к прикладным задачам привела к появлению таких несходных в своих основах направлений психологии, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и т. д. Эти ветви психологии различными способами описывают мотивы поведения человека и его методы взаимодействия с окружающей средой. В силу различия подходов к природе человека различные течения психологии дают противоречащие друг другу взгляды на человека, его сознание и взаимодействие индивида с социальной сферой бытия. В итоге психология не может создать обоснованную систему взглядов на внутренние характеристики человека, определяющие его поведение и восприятие внешнего мира. Приходится констатировать, что современная психология, являясь совокупностью весьма субъективных и во многом несовместимых научных направлений, не позволяет рационально объяснить индивидуальное и групповое поведение людей, действующих в несходных друг с другом и часто уникальных ситуациях.

В отличие от психологии, философия описывает окружающий мир на более высоком уровне абстракции, ставя цель создания предельно общей системы восприятия и описания универсума индивидом и различными субъектами социально-групповой природы. Для описания процессов познания мира философия ищет универсальные пути обобщения личного и коллективного опыта, обыденных, мифологических, научных и других взглядов людей на мир.

Поскольку психология в её современном состоянии не способна дать адекватных и универсальных представлений о психике и сознании людей, для создания целостных представлений о мире философия развила собственную систему взглядов на феномены массового и группового познания универсума.

Психика и психология

Человек обладает неотъемлемым свойством, известным как психика. Именно психика позволяет реагировать на окружающий мир и взаимодействовать с ним. Феномен психики по-разному описывается в различных системах и теориях психологии. В определённых направлениях психологии восприятие окружающей среды определяется как свойство человека, позволяющее создавать «субъективное отражение или субъективный образ ближайшего будущего объективной действительности»1. В них основой психики является чувствительность, которая адекватна ощущениям человека — «функция процессов, опосредствующих деятельность организма, направленную на поддержание его жизни, и есть не что иное, как функция чувствительности, т. е. способность ощущения»2.

Атрибутом восприятия окружающего мира у человека является «ощущение, отражающее внешнюю объективную действительность»3, что приводит к необходимости «рассматривать вопрос о возникновении психики в этой конкретной форме как вопрос о возникновении „способности ощущения“, или, что то же самое, собственно чувствительности»4. Подобные взгляды на понимание мира существуют в большинстве различных направлений психологии и приводят к выводам о том, что «практически все — даже во всём остальном не совместимые друг с другом — психологические школы предполагают, что психика… предназначена для отражения действительности и регуляции деятельности…»5.

Такой упрощённый взгляд не даёт возможность адекватно описать психику человека, которая наряду с индивидуальными впечатлениями и представлениями индивида о жизни, создаёт общий образ мира. Психика формирует картину универсума с помощью таких коллективных форм описания и восприятия реальности, как мифология, философия, наука и другие умозрительные направления системного описания мира.

Психология на современном этапе является ограниченной наукой, в рамках которой с достаточной логической строгостью не сформулированы даже базовые положения и теоретические категории. По причине концептуального несходства своих базовых подходов психология не создаёт возможности для научного познания индивида и общества и ограничивается только общими рассуждениями.

В ряде направлений психологии развиваются биологизаторские взгляды на психику, основанные на том, что в своих элементарных проявлениях подобие психики существует у простейших животных, у которых отсутствует не только мозг, но и нервная система. Для изучения психики, как сущностного атрибута человека, предлагается «расстаться… с привычным пониманием дела, что психика — это не что иное, как функция только нервной системы, мозга»6. Данная «система обеспечивает, но не предопределяет психическую активность… Мы знаем, что существует и донервная ступень развития психики у простейших животных»7.

В данном случае надо отметить, что подобное упрощённое до уровня рефлекторной чувствительности определение психики не даёт возможности определить и описать её функции не только у человека и высших животных, но и у простейших, взаимодействующих с окружающей средой. Этот подход только констатируют факт, что у человека и других биологических видов существ есть функции реагирования на внешние стимулы, позволяющие им успешно и целенаправленно взаимодействовать с окружающим миром. Если пользоваться такими упрощёнными взглядами на психику, то мы не сможем определить механизмы человеческой психики, создающие возможность описания структуры мира, в котором живёт и с которым взаимодействует человек.

Такая система упрощённых, адаптированных к биологии представлений о человеческой психике приводит к тому, что теоретические основания психологии не соответствуют уровню современного научного знания.

В тех направлениях психологии, предполагающих, что жизнь человека определяют нематериальные сущности небиологической природы, считается, что «самый сложный объект — человеческая душа — вполне заслуживает особого отношения, собственной научной парадигмы, отвечающей специфике её объекта. Ибо психология — знание о наиболее возвышенном и удивительном»8. В рамках этих же подходов к природе человека существует мнение о том, что: «стремление человека познать душу ясно указывает на то, что душа не может быть определена и описана в рамках каких-то общеизвестных, общепринятых понятий»9.

Психологию также рассматривают, исходя из других оснований и определяя её задачу таким образом, что она «должна отыскать в природе, т. е. в структуре человеческого тела, основания для ирреальных остатков человеческого опыта»10.

Часто психология «сводится к разработкам в области физики внешних ощущений, она предстаёт и как наука о самосознании или о внутреннем чувстве»11.

Существуют и другие многочисленные определения психологии, которые указывают на то, что предмет и объект изучения данной науки не имеют явных и общепринятых определений и формулировок.

Такая система разрозненных подходов ведёт к тому, что сама психология не может получить чёткого определения. Исследователи, работающие в психологии, говорят о том, что она «как наука не может похвастаться строгостью определения своего собственного предмета…»12. Сама эта дисциплина «всегда испытывала немалые трудности в определении своего предмета, они существуют и по сей день.… Однако все трудности начинаются тогда, когда поднимается вопрос о том, что же такое психика»13.

Таким образом, отсутствие чёткого определения глубинных оснований психики как атрибутивного свойства человека не даёт возможности определить функции и задачи теоретической психологии. Это ведёт к тому, что именно в психологии парадоксальным образом отсутствует общая система взглядов на поведение человека и его восприятие окружающего мира. Вследствие этого практическая психология изучает и обобщает результаты наблюдений на базе различных, не связанных между собой теоретических оснований. Всё это не позволяет в рамках психологии создать общие принципы, объясняющие восприятие человеком окружающего мира и его взаимодействие с универсумом.

Сознание и его сущность

Поскольку теоретическая психология не сформировала базовых представлений о психике человека, то не получила чёткого определения и та важнейшая часть психики, которая известна как сознание. Сознание часто обозначается как «„нечто“ такое, что находится перед каждым из нас…, но чего мы не ищем или не замечаем, как такового, до тех пор, пока не задаёмся этим вопросом. Тогда, подобно воде, в которой плавает рыба, оно находится везде и нигде»14.

Такой редуцированный до элементарной чувствительности взгляд на сознание с неизбежностью приводит к появлению в психологии мнений о том, что этим свойством обладают все живые объекты. Более того, такой взгляд характерен для многих исследователей в области физиологии и биохимии мозга и нервной деятельности. Так А. Бине, стоящий у истоков создания когнитивной и экспериментальной психологии, говорил, что «на основании своих микроскопических исследований поведения простейших (существ) сделал вывод, что их совершенно обоснованно можно считать чувствующими, и что сами нервные клетки лучше всего рассматривать как простейших, специализированных для чувствительности…»15. В этом случае «эволюция «нейронных сетей» не создаёт сознание, а позволяет чувствительности их составных частей соединяться во всё более сложное поле сознательной осведомлённости»16. Из этого делается вывод, что мозг «не столько «создаёт» или «вызывает» сознание, сколько «собирает» и фокусирует его»17.

На сознание человека как необходимое условие познания окружающего мира существуют и более радикальные взгляды. Так, размышляя о растениях, Г. Фехнер, как «отец экспериментальной психологии, красноречиво доказывал, что они обладают сознанием»18. Более того, он считал, что «не только растения, но и сама материя обладает сознанием»19.

Таким образом, уже в момент возникновения психологии категория сознания получила определение — универсальное свойство живой материи, присущее не только людям. Постулировалось, что сознание есть у простейших животных, растений и даже у предельно абстрактной субстанции, которая создаёт весь мир, воспринимаемый человеком.

Психология развивалась как наука, в которой выделились различные направления: фрейдизм и неофрейдизм, гештальт-психология, бихевиоризм и т. д. Соответственно, категория сознание определяется в них различным образом. Тем не менее психология так и не смогла дать определения сознания как категории, лежащей в основе всей системы взглядов на человеческое восприятие мира. В психологии широко распространено мнение, что на самом деле никому неизвестно о чём, собственно, идёт речь, когда мы говорим о сознании20. «Природа сознания неведома. Никто не знает, как и почему оно возникает…»21. Значительная часть психологов считает, что сознание, как «центр наших субъективных переживаний — это тайна, которую науке ещё только предстоит разгадать»22.

Нечёткость, а в отдельных случаях полное отсутствие сколько-нибудь адекватного определения психики и сознания лишает психологию возможности анализа человеческого мышления и познания. Система знаний, сложившаяся в теоретической психологии, исключает возможность создания общих взглядов на то, как вид Homo sapiens создаёт картину универсума. Представления психологии о мире в значительной степени определяются индивидуальными взглядами конкретного человека и влиянием среды, в которой он живет. Ещё Л. С. Выготский писал: «У нас отождествляют субъективное с психическим, а после доказывают, что психическое не может быть объективным; путают гносеологическое сознание как член антиномии — субъект — объект с эмпирическим сознанием…»23. Всё это даёт основания согласиться с мнения Ж. Кангилема, который говорил о том, что «статус психологии не установлен таким образом, чтобы её можно было принимать за что-то большее и лучшее, чем разнородный эмпиризм, литературно синтезированный в педагогических целях»24.

Тем не менее людям свойственно создавать групповые представления о мире, описывать их в определённых формах, транслировать эти представления в рамках социальных институтов и на их основании выстраивать взаимодействие с окружающем миром. Претендуя на объективное и универсальное знание человеческой психики, современная теоретическая психология не может даже в общих чертах объяснить механизмы и закономерности индивидуального и группового восприятия мира.

Эта неразрешимая для психологии, но вечно актуальная для человека и человечества задача достаточно успешно решается философией, которая создаёт общие представления не только о всех сущностях и явлениях, но и принципах их восприятия и обобщения индивидуальным и групповым сознанием.

Философия и сознание

В противовес категориальной неопределённости понятия сознания в психологии теоретические подходы к познанию окружающего мира с достаточной полнотой созданы в рамках философии, где сложилось представление о дифференциации сознания от других сущностей и явлений воспринимаемого человеком мира, т. е. от бытия. Сознание «рассматривается либо как отражение бытия (материалистическое мировоззрение), либо как первичная творческая сила (идеалистическое мировоззрение), но в любом случае как нечто отделённое от бытия, хотя взаимодействующее с бытием через познание и деятельность человека»25.

Философия определила и такой атрибут психики, как самосознание, которое определяется как часть сознания, позволяющая ему осознать себя и своё взаимодействие с окружающей средой. Самосознание возникает из необходимости индивидуума противопоставить себя другим акциденциям, т. е. проявлениям мира, частью которой он является. Если бы человек не отделял себя от других объектов, которые он познаёт, то он не мог бы познавать природу и Вселенную, в которых он пребывает.

Важно, что именно самосознание обеспечивает индивидууму роль субъекта в процессе познания, когда он наблюдает за различными объектами и явлениями мира. Оно позволяет формировать не только индивидуальные представления человека. Также самосознание даёт возможность создавать групповые взгляды людей, которые появляются у них в процессе совместного взаимодействия с окружающей средой и её изучения.

Сознание человека фиксирует и то, что взгляды людей на структуру и закономерности развития мира не всегда соответствуют реальному проявлению объектов и явлений природы. Часть ожиданий и прогнозов людей до определённой степени сбывается, часть — нет. На этом основании сознание создало категорию вероятности, представляющую собой относительную меру истинности представлений человека о сложных и ограниченно познаваемых процессах в различных сферах бытия.

Категория случайности также создаётся сознанием человека. Она возникает в результате того, что в процессе его взаимодействия с окружающей средой реальность может проявляться в том виде, в котором они не предполагали. Это происходит из-за несоответствия представлений людей о мире его реальному содержанию.

Такая категория как свобода возникает из того факта, что знания людей об окружающей среде не соответствуют глубинному, до конца не познаваемому содержанию мира. Это обуславливает определённую вариантность в действиях человека, выбор его способа взаимодействия с реальностью. Вероятность, свобода и случайность порождают необходимость у людей совершенствовать формы познания мира.

Сознание определяет вид Homo sapiens как общность биологических существ, обладающей рядом внутренних свойств, которые выполняются безусловно. Другие рефлексы человека появляются в результате аккумулирования новых навыков и создаются в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Люди живут в различных природных и социальных средах. Вследствие этого они по-разному взаимодействуют с ними, что приводит к появлению у них различных системных взглядов на мир. В процессе своей жизни люди объединяются в отличные друг от друга группы и общности. Внутри этих объединений представителей вида Homo sapiens появляется общее восприятие мира, и формируются нетождественные, часто уникальные, способы взаимодействия с природной и социальной средой. Это приводит к появлению такого явления как культура. Она выражается в виде общих высказываниях о жизни, легендах, сказаниях, письменных и бытовых взглядах, других формах трансляции культурной информации. Культура проявляется и в форме характерных для нее практических способов взаимодействия с миром, образа жизни.

Человек является частью того мира, в котором существует. Он не может смотреть на мир только как сторонний наблюдатель. В процессе познания на человека воздействуют различные объекты и явления универсума, которые постоянно меняют его восприятие мира и не дают ему возможности создать стабильную умозрительную картину.

Пока идёт процесс изучения окружающей среды, меняется и сам человек, на которого «текут всё новые воды». В результате ни индивидуальное, ни групповое сознание не могут отобразить меняющийся универсум с произвольной достоверностью. Вследствие изменчивости и сложности мира, познания людей о нём ограничены и постоянно изменяются в процессе восприятия и изучения. Более того, совершенствование форм сознания постоянно ставит перед людьми вопрос о том, что они представляют, как таковые.

Представления человека о мире, в котором он живёт, никогда не соответствуют реальным свойствам этого мира. Они всегда неполны и субъективны вследствие того, что человек воспринимают мир на базе своей психики — индивидуальной и групповой, со всеми их ограничениями и особенностями. Вследствие этого у вида Homo sapiens появились такие несходные, но по-своему эффективные способы описания и изучения мира, как мифология, магия, наука, обыденное и художественное сознание и т. д. Они создают множество различных моделей и способов восприятия универсума, на основе которых у человека возникает свобода выбора способов взаимодействий с окружающей природной и социальной средой.

Исходя из этого, сознание надо определить как часть психики человека, отражающую мир в рациональных формах, облечённых в систему мыслительных образов, которые могут быть выражены с помощью речи или письма и переданы другим людям. Именно этим сознание отличается от бессознательного восприятия окружающей среды, которое представляет собой интуитивное взаимодействие с универсумом.

Сознание как одна из форм психики даёт возможность эмоционально и наглядно, в интуитивной форме передать картину мира либо её фрагмент от одного человека другому. Однако бессознательные представления не транслируются в формах, которые могут быть переданы с помощью речи или в письменном виде. Информация, которая передаётся этими способами, постепенно и последовательно формируется на основе рационального сознания с помощью образов, выработанных в определённой мифологической, культурной, научной и обыденной среде. Рациональные представления вырабатываются постепенно и последовательно. В ходе деятельности сознания формируется язык и другие знаковые системы, в форме которых формулируются и транслируются взгляды на мир и на объекты, которые в нём присутствуют.

Сознание — атрибут человека, позволяющий ему индивидуально или в составе различных общностей взаимодействовать с миром. Общности как объединения особей вида Homo sapiens представляют собой объекты, которые возникают в процессе связей между собой разных индивидуумов, но не сводится к их механической сумме. Внутри различных групп появляются свои собственные представления об окружающей среде, отличные от взглядов людей, существующих в других общностях. Большое количество различных взглядов на универсум указывает на то, что ни один из них не отображает его устройство полностью. В данном случае можно говорить только о том, что одна групповая система восприятия мира описывает мир либо его значимые аспекты более адекватно, чем другие преставления о мире.

Сознание порождает такое характерное свойство человека как индивидуальное и групповое познание и восприятие универсума. Познание даёт людям возможность отображать мир и на этом основании определить такие предельные категории, как бытие и небытие, которые сформулированы в мифологии и философии. Также сознание позволяет создать общую картину мира, определяющую оптимальный для носителя сознания способ взаимодействия с окружающим миром.

Вид Homo sapiens одновременно является частью окружающей среды и объектом, который взаимодействует с ней в процессе своего существования. Он может бессознательно контактировать с миром на основе ощущений и представлений, создающихся с помощью своего неотъемлемого атрибута, который получил название «психика». Это свойство позволяет людям ощущать мир, в котором они живут, и на этом основании планировать свои действия.

Человек в процессе своей жизни опирается на сознательные и бессознательные формы восприятия мира. Та часть его психики, которая получила название сознание, позволяет человеку осознавать себя субъектом, отличным от объектов окружающей среды. Сознание даёт индивидууму возможность выделять и описывать различные феномены и явления, существующие в мире, а также определять механизмы их взаимодействия на основе образного и рационального мышления. Сознание проявляется в виде индивидуальных и групповых взглядов людей на универсум. Этим сознание отличается от бессознательного, с помощью которого человек, опираясь на свою чувствительность и, следовательно, ощущения, воспринимает мир и взаимодействует со средой.

По мере развития и усложнения сознание создаёт теоретический уровень восприятия мира. Оно является тем атрибутом человека, который даёт возможность описать мир с помощью представлений обыденного и художественного сознания, мифологии, философии и науки. Таким образом, сознание даёт возможность сформировать различные способы описания мира, проявляющиеся в индивидуальных и групповых представлениях о мире.

Опираясь на категорию сознание, философия с рациональной точки зрения постулирует отделение человека как субъекта познания от других сущностей окружающего его мира. Благодаря сознанию он воспринимает явления и процессы той среды, в которой он существует. Философия формулирует и такие свойства человека, как самосознание, а также такие категории, как вероятность, случайность, свобода и культура, опираясь на которые он познаёт мир. Философия показывает, что именно сознание даёт индивиду и социальной группе возможности создания не только индивидуальных, но и групповых картин мира.

Таким образом, философия формирует содержание и функции психики человека и сознания как её неотъемлемой части, которые создают для человека как общую картину универсума, так и частные проявления окружающего мира. На данном основании философия раскрывает функции мифологии как дисциплины, описывающей мир в образно-эмоциональной форме. Философия создала такие категории как бытие и небытие, определила реальность и нереальность мира, а также дала возможность рассматривать абстрактные представления об окружающем человека мире. Исходя из этого, можно сделать вывод, что философия была и остаётся основополагающей научной дисциплиной, рационально формулирующей наиболее общие взгляды на универсум, в котором существует вид Homo sapiens.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек и его восприятие реальности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Корниенко А. Ф. Проблемы определения понятия «психика» // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. №1. С. 18.

2

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. С. 172.

3

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. С. 145.

4

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. С. 145.

5

Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. С. 5.

6

Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 166.

7

Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 167.

8

Мазилов В. А. Стены и мосты: методология психологической науки. Ижевск: ERGO, 2015. С. 172.

9

Прыгин Г. С. Субъективная реальность как новая парадигма психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. №3. С. 219.

10

Кангилем Ж. Что такое психология? / пер. Т. Д. Соколова // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 31 №1. С. 213.

11

Кангилем Ж. Что такое психология? / пер. Т. Д. Соколова // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 31 №1. С. 217.

12

Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 207.

13

Чуприкова Н. И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. №2. С. 104.

14

Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. №1. С. 61.

15

Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. №1. С. 63.

16

Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. №1. С. 63.

17

Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. №1. С. 63.

18

Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. №1. С. 63.

19

Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. №1. С. 64.

20

Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. С. 52.

21

Ревонсуо А. Психология сознания / пер. с англ. под ред. Е. И. Николаевой. СПб.: Питер, 2013. С. 44.

22

Ревонсуо А. Психология сознания / пер. с англ. под ред. Е. И. Николаевой. СПб.: Питер, 2013. С. 13.

23

Выготский Л. С. Психология. М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 101.

24

Кангилем Ж. Что такое психология? / пер. Т. Д. Соколова // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 31 №1. С. 212.

25

Магомедов К. М. Категория «бытие» в зеркале нелинейного мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №1—1 (51) C. 113.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я